Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения на развитие мелкой моторики




1. Работа с доступными для детей конструкторами. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и фронтально, т.е. с группой детей. В группе каждый ребенок выполняет свою часть задания, а затем все блоки соединяются вместе. В конце работы каждый ребенок знакомится с общим результатом работы. Если работа включала разные действия, то каждый ребенок в течение нескольких дней должен пройти весь процесс выполнения работы.

2. Работа с бусинками. Бусинки используются на занятии тогда, когда дети не берут в рот очень мелкие предметы.

Сначала надо научить детей сортировать бусинки по форме (величине, материалу), а затем нанизывать на леску. Для повышения интереса детей к занятию можно делать с детьми украшения для кукол, чтобы они могли “пойти на бал”.

Вначале лучше брать бусы с большими дырочками и более толстую леску, а затем более мелкие бусы с маленькими дырочками и тонкую леску. Начинать следует с нанизывания одинаковых бусинок, а потом переходить к сочетанию разных бусинок, но не хаотично, а в каком-либо порядке (рисунке). Если ребенку трудно пальцем обнаружить дырочку, надо учить его искать отверстие в бусинке с помощью лески: кончиком лески вести по бусинке, вращая ее большим и указательным пальцами другой руки до попадания лески в дырочку.

3. Лепка простых объектов.В начале надо учить детей лепить “колбаску” и “змейку”. Предварительно следует показать им игрушечную змейку, а также змейку, вылепленную из пластилина. По окончании работы желательно показать рельефную картинку змеи.

На следующем этапе можно учить детей лепить колечко, крендель, восьмерку, булочку-плетенку, витую булочку. До начала лепки надо рассмотреть с детьми различные хлебобулочные изделия.

Далее последовательно надо учить детей лепке шарика, яичка, овощей, фруктов, неваляшки, снеговика, уточки, цыпленка, зайчика, куклы и других объектов. Все предметы, которые дети будут лепить, а особенно те, которые вылепили, важно включать в их игры.

Таким образом, постепенно сложность лепных работ должна нарастать. Главное, о чем необходимо помнить и педагогам, и родителям, это обязательное предварительное ознакомление ребенка с теми объектами, которые ему предлагается вылепить, также следует обсудить с ребенком (или детьми), где, как и для чего они используются. Причем ребенок сам должен выбрать (конечно, из возможных вариантов) то, что он будет лепить, т. е. надо помнить о том, что успех ребенка в лепке, как и в любом другом виде деятельности, зависит во многом от его желания.

4. Работа с матрешкой: разобрать, собрать, построить по росту (справа налево и слева направо), построить парами.

5. Работа с вкладными фигурами. Сущетвует множество различных серийно выпускаемых игр, в основе которых лежит вкладывание фигуры в соответствующую ее форме ячейку или прорезь. От ребенка требуется взять фигуру (любую или с заданными параметрами), обследовать ее, подобрать соответствующую ей ячейку или прорезь, а затем вставить в нее фигуру.

Во многих играх (пазлах) из 2-х и более фигур составляется одна. Заметим, что нельзя брать пазлы, в которых детали разделены на абстрактные фигуры, так как линии разделения не создают рельефного образа предмета, и на данном этапе сборка таких пазлов будет осуществляться случайным подбором, а при неоднократном повторении – на основе механического запоминания. Например, ребенок может запомнить, что эта большая деталь была в правом углу.

6. Работа с разными застежками. Начинать лучше с застежек-липучек, затем последовательно учить ребенка застегивать пуговицы, пряжки, молнии, шнуровать. При затруднениях следует разделить все действие на ряд мелких движений и отрабатывать их отдельно. Можно изготовить “волшебный ковер” – тканевый ковер с кармашками, застегивающимися различными способами. В кармашки можно прятать привлекательные для ребенка предметы, в них можно “отыскивать сокровища” и т.д.

Разное расположение коврика по отношению к ребенку будет побуждать его к ориентированию в пространстве в ходе достижения интересной для него цели.

Упражнения на развитие навыков  ориентирования в пространстве

Комплекс упражнений для прибора “Ориентир”.

2. Ориентирование на плоскости. Варианты заданий и упражнений:

– знакомство со страницей книги и нахождение верхних (нижних) углов и правой (левой), верхней (нижней) сторон;

– обсуждение маршрута, построение из подручного материала соответствующего пути, по которому затем проедет автомобиль (грузовик, автобус). Нужно обязательно обговорить с ребенком, какую роль играет автомобиль в данном случае, куда, кого или что он везет;

– игра “Мы едем к морю”. На плоскости расставляются указатели (ими могут быть выпуклые точки, в том числе из пластилина), по которым ребенку предлагается определить маршрут и провезти по нему машину.

Рассматривание линий и определение их положения.

4. Рассматривание различных точек и выделение (нахождение) точек заданной разновидности (плоские, большие или жирные, маленькие, острые, высокие). Можно считать какие-либо точки, сравнивать их количество с точками другой разновидности.

Можно изготовить разного вида круги и поиграть в магазин, где продается много разных круп, предварительно обсудив, каким крупам будут соответствовать те или иные кружочки.

Можно попробовать решить следующую проблемную задачу: в двух рядах расположить одинаковое количество кругов. В одном ряду круги расположить близко друг к другу, а в другом – на расстоянии друг от друга. Затем обсудить, в каком ряду кругов больше. Если ребенок (дети) ответил правильно, спросить, почему он так думает, Если затруднился с ответом, задавать наводящие вопросы и не торопить ребенка. Это упражнение поможет вам (родителям, педагогам) понять меру самостоятельности ребенка.

Очень полезно для ребенка будет выполнение аналогичных заданий, в которых вместо кругов считать надо будет точки, наколотые рельефно-точечным шрифтом Брайля на листе специальной бумаги (все соответствующие письменные принадлежности можно приобрести на предприятии “Тифла”, позвонив предварительно в Москву по телефону 158–97–67).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...