Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения, готовящие детей к освоению системы Брайля




Положение рук при чтении и письме имеет очень большое значение. С одной стороны, нельзя допускать, чтобы ребенок сутулился, с другой, – он не должен, особенно при письме, слишком высоко поднимать плечи. В то же время необходимо найти такое положение для рук ребенка, чтобы его локти не терлись о стол, и ему было бы не слишком трудно удерживать кисти рук в нужном положении (пальцы полусогнуты и не растопырены, подушечки касаются поверхности книги или прибора).

Вы, должно быть, видели положение рук пианиста перед началом игры. Это как раз нужное для ребенка положение. Всегда нужно помнить о том, что ребенок не должен тратить дополнительные усилия на непродуктивную деятельность. Поэтому он обязательно должен сидеть за столом, ноги на перекладине, а высота сиденья стула должна быть строго отрегулирована.

Следует также отметить, что большое значение для обучения детей письму имеет прибор прямого чтения. Этот прибор позволяет накалывать точки без больших усилий, что очень важно, если у ребенка слабые руки.

Как правило, у ребенка руки достаточно сильны, чтобы накалывать точки на бумаге. Проблема заключается в ловкости рук ребенка. Дело в том, что маленькие дети, а особенно незрячие, затрудняются выполнять мало или плохо усвоенные практически одновременные действия. Если к этому еще добавляется гипертонус мышц или еще что-либо подобное, руки ребенка становятся неловкими и напряженными уже при простом прикосновении к грифелю или прибору.

Пока у ребенка еще не выработалось стереотипное негативное эмоциональное отношение к процессу письма (а также и чтения), лучше отработать все движения, не торопясь, последовательно, а затем постепенно соединить их в единое целое. Поэтому мы пытались это делать таким образом, чтобы ребенок всегда был успешен и не ощущал переходов от одного этапа к другому. Здесь уже участие взрослого в большей степени переходит на вербальный уровень, перед которым, конечно, осуществляется показ нового.

Прибор прямого чтения имеет несколько плюсов для ребенка:

– он устойчив на поверхности стола;

– дает возможность быстро удовлетворять интерес и потребность контролировать результат своих действий и сразу же исправлять ошибки, и поэтому чувствовать себя более успешным;

– на нем легко накалывать точки;

– так как прибор нельзя переворачивать, дети учатся осторожному обращению с вещами и контролю над их правильным положением.

Единственный минус прибора прямого чтения заключается в том, что шрифт получается достаточно мелким, что может являться затруднительным для восприятия его некоторыми детьми.

Наблюдения за детьми показали, что на начальном этапе те дети, которые предпочитают более мелкие предметы, очень хорошо выполняют задания, используя этот прибор. Те же, кто предпочитает игрушки и предметы большего размера, лучше работают с обычным письменным прибором и тонкой бумагой (например, для плоского письма), а иногда им нужно начинать накалывание точек на приборе “Брайлевское шеститочие”.

Заметим, что “Брайлевское шеститочие” можно приобрести на предприятии “Тифла”, о котором выше уже была дана информация, а приборы прямого чтения есть только в школах для слепых детей и в некоторых библиотеках для слепых, которые получали их еще в советское время, а также в частном пользовании у некоторых незрячих. Мы описываем свой опыт использования прибора прямого чтения, чтобы помочь тем родителям и педагогам, в распоряжении которых этот прибор все-таки окажется.

Перед накалыванием точек полезно проделать следующее:

– выполнить упражнения на снятие напряжения с рук ребенка;

– после выполнения упражнения на расслабление рук перемещать грифель по дырочкам прибора “Брайлевская колода” (приобретается на предприятии “Тифла”) по столбцам сверху вниз и справа налево;

– выполнять предыдущие упражнения на обычном письменном приборе Брайля, что позволит перейти к ориентированию в более мелкой клетке.

После описанной предварительной работы можно перейти к непосредственному накалыванию точек на приборе прямого чтения. Работа на нем послужит переходом к накалыванию точек непосредственно на приборе Брайля, но с гораздо меньшими усилиями. Если нет прибора прямого чтения, то используется обычный письменный прибор и обычная писчая бумага.

Прежде чем начинать какие-либо действия с прибором для письма по Брайлю, грифелем, и другими необходимыми приспособлениями, с ними нужно хорошо познакомиться.

Это означает, что надо посчитать, сколько строк имеет прибор, сколько клеток в строке, понять, как устроен прибор, как нужно будет на нем писать, как закладывается в него бумага. Аналогично знакомимся с прибором прямого чтения, “Брайлевской колодкой”, прибором “Брайлевское шеститочие”.

Специальное внимание следует обратить на правильное положение рук и пальцев при пользовании грифелем (специальным приспособлением в виде шильца с гвоздем-иглой для накалывания точек при письме по системе Брайля).

При накалывании точек грифель надо держать строго вертикально. Указательный палец должен лежать в выемке на ручке грифеля. Большой и средний пальцы придерживают грифель с боков у шарика, находящимся над гвоздем-иглой.

Если у вас прибор Брайля и грифель новые, то, как правило, грифель требуется поточить так, чтобы он хорошо попадал в дырочки на приборе, но не рвал бумагу. Что касается прибора, лучше всего использовать не новый, а уже подержанный прибор, так как в нем намного легче накалывать точки.

Далее выполняем вышеупомянутое упражнение – движение грифеля по дырочкам “Брайлевской колодки” справа налево по столбцам сверху вниз. Затем продолжаем его выполнять, но уже на приборе “Брайлевское шеститочие”. Потом надо перейти к стандартному письменному прибору для слепых (прибору Брайля) и к прибору прямого чтения. Именно на двух последних приборах надо учить детей накалывать точки.

При письме всегда указательный палец левой руки должен находится на стенке клетки, являющейся противоположной той, вдоль которой осуществляется накалывание точки.

Например, если нужно накалывать первую точку, то указательный палец находится на стенке рядом с четвертой точкой, а при накалывании четвертой точки, переходит на стенку соседней клетки, которая находится рядом с первой точкой. Указательный палец, располагаясь на стенке клетки, служит ориентиром для положения грифеля при его движении сверху вниз. Кончик пальца – первая точка, чуть ниже – вторая, еще ниже – третья; четвертая, пятая и шестая точки располагаются аналогично. Ориентирование осуществляется путем прикосновения вертикальной части иглы грифеля к указательному пальцу в соответствующих местах.

Существует два варианта накалывания точек:

По первому варианту точки накалываются в клетке прибора Брайля по часовой стрелке, т.е. сначала вдоль правого края клетки сверху вниз накалываются 1-я, 2-я и 3-я точки, а затем снизу вверх вдоль левого края клетки – 6-ая, 5-ая и 4-ая точки. Этот вариант считается более рациональным для скорости письма, но нарушает порядок точек при запоминании обозначений букв при письме.

Второй вариант состоит в последовательном накалывание точек от первой до шестой, т.е. сначала сверху вниз накалываются 1-я, 2-я и 3-я точки, а затем также сверху вниз – 4-я. 5-я и 6-я точки. По-моему, этот способ практически не замедляет письмо. Например, мне удавалось конспектировать все лекции в институте, и даже иногда меня просили мои зрячие друзья продиктовать части лекций, потому что они не успевали записывать.

Добиться от ребенка усвоения расположения точек при письме можно, выполняя описанные выше упражнения, сопровождая процесс накалывания точек соответствующим им номерам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 650.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...