Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ученики и поиск решения проблем




Моя работа по подготовке незрячих детей к овладению системой Брайля началась более десяти лет назад, когда я работала в Институте общей и педагогической психологии. Моими учениками были дети с разными диагнозами, но по остроте зрения все они были либо тотально незрячими, либо имели незначительное остаточное зрение.

Кроме того, у всех моих учеников были еще различные дополнительные дефекты и сопутствующие заболевания, а то и целый комплекс заболеваний. Наиболее часто отмечались нарушения опорно-двигательного аппарата (от детского церебрального паралича до более легких нарушений), задержка психического развития, нарушения речи (от различных степеней общего недоразвития речи до полного ее отсутствия), аутизм, включая ложный; интеллект детей также не во всех случаях был в норме. Правда, как выяснилось позже, у многих детей, которые вначале производили впечатление умственно отсталых, интеллект был вполне сохранным или более высоким, чем это казалось вначале.

Естественно, что при таких букетах болезней дети имели и поведенческие, и эмоциональные нарушения.

Работая с такими сложными детьми, мне приходилось сталкиваться с очень широким спектром проблем, стоящих перед родителями. Проблемы эти были связаны как с воспитанием и развитием незрячих детей, так и с возможностями их обучения, так как в то время еще говорили о “необучаемых” детях и рекомендовали родителям сдать своего ребенка в собесовский детский дом для инвалидов. У меня таких “необучаемых” детей оказалось довольно много.

Очень скоро мне стало ясно, что подготовка детей к обучению чтению и письму по системе Брайля не может проводиться в отрыве от подготовки детей к школе в целом. Тогда я поняла, что мои подопечные не укладываются в традиционные рамки обучения и нуждаются в индивидуальном подходе уже на стадии подготовки к чтению и письму.

Возникло много вопросов, на которые требовалось найти ответы. Было очевидно, что чем сложнее оказывалось физическое состояние ребенка, тем в более длительной и разнообразной подготовительной работе он нуждался. Но что должна включать в себя коррекционная работа до подготовки ребенка к чтению и письму? Существует ли, и какова зависимость способов подачи материала от индивидуальных особенностей развития ребенка? Как вовлекать детей в незнакомую для них практическую деятельность? Что является движущей силой при формировании мотивационной сферы у этих детей?

Было очевидно, что мои дети на начальном этапе не захотят, а значит и не смогут, выполнить ни одного упражнения, если оно не будет как-либо связано с их жизнью, т. е. с привычными для них и хорошо ими усвоенными навязчивыми движениями. То есть возникла проблема поиска способов превращения непродуктивных навязчивых движений незрячих детей (раскачивания тела, повороты головы, потряхивание руками и т.п.) в продуктивную деятельность. Например, я использовала привычку качаться у Наташи Б., у которой отсутствовала речь, чтобы научить ее понимать, что означают слова “направо”, “налево”, “вперед”, “назад”. Я сажала девочку к себе на колени, обнимала, прижимая к себе, и совершала движения в соответствующие стороны, т.е. привычное и любимое занятие девочки (раскачивание), таким образом, было переведено в полезную деятельность, в результате которой у девочки начали формироваться представления о пространственных понятиях. Далее мы выполняли движения качания различными частями тела.

Занятия с Митей П., который имел такую же привычку, как и Наташа Б., но у которого уже была речь, строились несколько иначе. Выполнение совместных движений качания в разных направлениях и различными частями тела я сопровождала вопросами: “А теперь в какую сторону будем качаться?”

Навязчивые движения Мити (качание) мы уже могли сочетать с различными играми. Например, он сидит у меня на коленях, и мы качаемся, предварительно решив, как будем качаться: вправо-влево или вперед-назад. Качание сопровождаем словами: “Плывет-плывет кораблик по глади голубой, везет-везет подарки, подарки нам с тобой”. Затем я спрашиваю: “А что нам везет кораблик?” Митя отвечает: “Золото”. Я продолжаю: “А сколько мешков золота он нам везет?” Митя отвечает: “Один”.

Далее повторяем тот же диалог, из которого выясняется, что кораблик везет еще и два мешка кофе. Я спрашиваю: “А сколько всего мешков везет кораблик?” Митя затрудняется с ответом. Тогда мы представляем, что пальцы или камешки – это мешки, и пересчитываем их. Морская тема оказалась для Мити очень интересной, поэтому мы продолжали игру. Кораблик “возил” нам и конфеты, и апельсины, и йогурты – словом то, что мальчику было уже хорошо знакомо.

Еще один пример, который уводит ребенка от основного навязчивого движения и позволяет начать непосредственную подготовительную работу. Для изучения системы Брайля нужно знать порядковые числительные до шести. Мы с Митей П. выполняли это упражнение с использованием различных движений: маршировали, хлопали в ладоши, прыгали, стучали ладонью или каким-либо подходящим предметом по столу, использовали бубен и т.д. При этом мы произносили следующие слова: “Первый солдат нес автомат, второй солдат нес пистолет, третий солдат нес саблю, четвертый солдат нес шпагу, пятый солдат шел без оружия, а шестого солдата совсем не было с ними”.

Само собой разумеется, что у ребенка уже было представление о называемых видах оружия и о том, кто такой солдат. Конечно, мы поговорили и о том, что пятый солдат был безоружным, и что он был миротворцем. Мне очень хотелось, чтобы Митя спросил меня о том, где же был шестой солдат, но вопроса не последовало. Тогда мы вместе стали придумывать, куда же он подевался?

Таким образом, я считаю, что основная цель коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта состоит в “пробуждении” их желания пробовать делать новое, используя при этом предметы, на которые они раньше не обращали внимания.

С выходом на содержательную совместную деятельность у ребенка, как правило, “пробуждается” и интеллект. Как только ребенок ощутит свою успешность и поймет, что полученный им положительный результат имеет для него смысл, его протест по отношению к новому снижается, хотя после первого, даже удачного опыта, протест может еще проявляться неоднократно и довольно сильно. Ребенку (конечно, с помощью взрослого) еще приходится прилагать неимоверные усилия для того, чтобы перейти от привычного для него непродуктивного навязчивого движения к какой-либо иной деятельности. Поэтому мотив для выполнения нового движения, действия должен захватить ребенка настолько, чтобы он как бы “забыл” о своем навязчивом движении. Очень важно искать индивидуальные способы для продления этого “забывания” как можно дольше.

Кроме того, необходимо учитывать быструю утомляемость ребенка и давать ему время расслабиться, т.е. после получения результата позволить ему “уйти в свой мирок”. Ребенок должен почувствовать, что у него есть свобода выбора, что ему никто не запрещает покачаться или покружиться, чтобы снять эмоциональное напряжение. В этом случае у него не будут появляться чувство тревожности, эмоциональное утомление или перевозбуждение, которые связаны у таких детей с запретом. Это укрепит доверие ребенка к вам (родителям, близким, педагогам); он будет более успешно “выходить из собственного мирка” и все более разнообразно и свободно взаимодействовать с окружающим миром.

На своих занятиях я стараюсь помочь родителям сформировать у ребенка основные навыки культуры поведения и общения, а также такие необходимые для обучения качества, как терпение, умение преодолевать трудности, понимание необходимости прилагать усилия, чтобы довести начатое дело до конца, умение планировать свои действия и последовательно выполнять их.

Конечно, нельзя забывать и о таких качествах, как аккуратность и осторожность. Для того, чтобы ребенок начал успешно овладевать системой Брайля, да и вообще учиться в школе, в нем нужно пробудить желание учиться, познавать новое, сформировать стремление к практическому применению полученных знаний. Ребенок должен понимать, зачем ему необходимо учиться чему-либо. Это очень нелегкая задача. Ведь наши дети часто живут, как “растения”, о которых заботятся окружающие. Им, как правило, совершенно непонятно, почему они должны делать что-либо сами, когда есть мама и папа, готовые всегда делать для них и за них все необходимое. Поэтому я помогаю родителям пересмотреть свою точку зрения на возможности ребенка, изменить свои взаимоотношения с ребенком и перестроить их. Это, как правило, бывает сделать очень нелегко.

Однако если мы не поможем ребенку понять смысл того, как устроен мир, каковы его общие законы и ценности, не введем такие понятия, как “ответственность”, “необходимость”, “понимание окружающих” и т.д., не научим его быть внимательным, уметь слушать и понимать задание, то мы вряд ли достигнем положительных результатов и в овладении системой Брайля, и в обучении в школе в целом. Поэтому, выполняя упражнения, важно все время помнить и о коррекции поведения ребенка, и о формировании качеств, необходимых ему для дальнейшего обучения.

В ходе работы с незрячими детьми дошкольного возраста у меня накопились определенный опыт и материал, которые требовали анализа и обобщения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...