Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стратегическое и оперативное управление государственным долгом.




Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным.

Стратегические вопросы государственного долга находятся в компетенции

1) Федерального Собрания,

2) Президента РФ,

3) Правительства РФ,

4) законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают

· предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;

· источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;

· предельный размер внешних заимствований;

· предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ;

· направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;

· верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

По представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют

1) Правительство РФ,

2) Министерство финансов РФ,

3) Центральный банк РФ,

4) Внешэкономбанк.

Эти органы

· определяют генеральные условия выпуска отдельных займов,

· определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств,

· определяют время выпуска очередного займа и условия его функционирования,

· организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг,

· организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств,

· организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий,

· осуществляют контрольные действия.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет Центральный банк РФ, а внешнего — Внешэкономбанк, оба на основе специальных соглашений с Минфином РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;

2) уменьшение государственного внутреннего долга;

3) реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету;

4) контроль над заимствованиями субъектов РФ;

5) сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы;

6) снижение стоимости обслуживания государственного долга;

7) оптимизация государственного долга:

· обеспечение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов;

· баланс в эмиссионной деятельности и сборе налогов с наращиванием долга и расходами по его обслуживанию;

· стабилизация долга в увязке с инвестированием;

· стабилизация темпов роста долга;

8) удлинение государственного внутреннего долга:

· сокращение привлеченных средств,

· снижение доходности по государственным ценным бумагам.

Эффективность управления государственным долгом

Единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным долгом, нет, но отдельные ее стороны можно измерить:

1) О масштабах привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований.

2) Эффективность управления (Э) рассчитывается так: Э=100*(П—Р)/Р, где П — поступления по системе государственного долга; Р — расходы по системе государственного долга.

3) По внешнему государственному долгу определяется коэффициент обслуживания в нескольких вариантах отношение всех платежей по внешней задолженности (погашенных займов в данном году и процентных выплат в данном году) к

· ВВП (получается фактически объем текущего государственного долга),

· сумме полученных в данном году кредитов (получается фактически процент рефинансирования),

· валютным поступлениям от экспорта,

Безопасным уровнем принято считать значение коэффициента до 25%.

Можно также посчитать разные варианты коэффициента обслуживания только процентных выплат: отношение всех процентных выплат в данном году к

· ВВП, 

· объему налоговых средств,

· объему совокупных государственных расходов.

Приемы управления государственным долгом

1) Реструктуризация займа - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения

2) Рефинансирование - погашение старой задолженности за счет новых займов,

3) Конверсия займа- изменение первоначальных условий займа (доходности),

4) Консолидация займа - изменение срока действия займа,

5) Унификация займа - объединение нескольких займов с разными условиями в один,

6) Погашение займа - выкуп обязательств у инвесторов,

7) Отсрочка погашения займа (очень редко),

8) Аннулирование государственного долга (почти никогда),

9) Новация по государственным ценным бумагам — замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

10) Новые приемы покрытия обязательств (замещение внешнего долга менее обременительными видами обязательств):

· погашение долга товарными поставками,

· обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника,

· оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность,

· обмен на долговые обязательства третьих стран.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...