Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный долг, его сущность и функции




 

Государственный долг РФ за январь-апрель 2014 г. увеличился на 125,6 млрд. руб., или на 1,7%, и на 1 мая 2014 г. составил 7,6 трлн. руб. (10,5% прогнозируемого объема ВВП).

Гос.долг- Общая сумма обязательств государства, возникших в результате: дефицитного исполнения госбюджета; неисполнения законодательно закрепленных бюджетных и внебюджетных функций (неплатежи);принятия долгов третьих лиц, стран; использования материальных ресурсов иных собственников; предоставления финансовых гарантий.


Основными причинами создания и увеличения государственного долга является:
- увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов;
- циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики;
- сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующей коррекции (уменьшение) государственных расходов;
- влияние политических циклов бизнеса – избыточное увеличение расходов в канун выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.


Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения ВВП, и на его величину влияет инфляция. Содержательнее являются относительные показатели задолженности, а именно:
- отношение долга к ВВП;
- отношение суммы обслуживания долга к ВВП.
Относительная величина государственного долга (“долг / ВВП”) зависит от таких факторов, как уровень реальной процентной ставки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно за условия, если темпы роста реального ВВП будет уменьшаться, а частица первичного бюджетного избытка относительно ВВП будет увеличиваться.


В зависимости от характера последствий влияния долга на экономику, их разделяют на краткосрочных и долгосрочных.

 

Выделяют внутренний и внешний долг.

Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделают капитальный и текущий гос.долг.

Под капитальным понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств гос-ва, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим гос.долгом понимаются расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам гос-ва и по погашению обяз-в, срок оплаты которых наступил.


Государственный долг формируется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К первым из них можно отнести неблагоприятный инвестиционный климат, трансформационный состав производства и сужения на этой основе налоговой базы, отрицательное сальдо торгового баланса, преобладания устаревшей технологической базы из в значительной мере морального старения и физического износа основного капитала, замедлены темпы производственного воссоздания. Субъективные факторы связаны с ситуативными просчетами в тактике внедрения реформ и фактическим отсутствием стратегии относительно развития финансового рынка. К тому же имеют место попытки решения текущих проблем “в пожарном порядке”


Функции государственного долга:
• Привлечение средств для финансирования бюджетного дефицита;
• увеличение фин. возможностей органов власти для сглаживания разрывов между возрастающими потребностями в бюджетных услугах со стороны общества и возможностями самого гос-ва по их удовлетворению из бюджетных средств

 

 















Государственный кредит как экономическая и финансовая категория

Государственный кредит — это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов:

· он имеет добровольный характер,

· он возвратный и платный.

Государственный кредит отличается от других видов кредита: при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...