Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теории регулирования дефицита гос. бюджета




Дефицит РФ 2013 – 0.5% ВВП. 2014 – 0,6% ВВП

Дефицит государственного бюджета - превышение расходов над доходами.

Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета.

Виды:

§ Фактический дефицит - превышение фактических расходов над фактическими доходами.

§ Структурный дефицит - превышение расходов, исчисленных для уровня полной занятости, над доходами, исчисленными для уровня полной занятости.

§ Циклический дефицит - разность между фактическим и структурным дефицитом

§ Хронический (из-за неэффективных финансовых связей)

§ Чрезвычайный

Причины возникновения дефицита (лечить надо не последствия, а причину)

1) Непредвиденные стихийные бедствия, войны, прочие внешние форс-мажорные обстоятельства,

2) Кейнсианская политика стимулирования совокупного спроса путем увеличения государственных расходов - его составной части,

3) Хроническая структурная неэффективность расходов государства и всей экономики в целом.

Также в качестве причин дефицита выделяют

8) Гос расходы в связи с перестройкой экономики

9) Коррупция

10) Увеличение теневого сектора

11) Рост социальных программ

• цикличность развития экономики (стадии спадов производства),

• недостаточность доходной базы и нерациональные расходы,

• диспропорции в финансировании отраслей и секторов экономики (например, финансирование оборонного сектора в ущерб гражданскому),

• неустойчивость национальной валюты и денежного обращения,

• нерациональная налоговая политика, превышение нормальной.

§

Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами:

1) за счет государственных займов

§ Государство привлекает свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира, используя различные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков. Этонеэмиссионный способ покрытия дефицита бюджета

2) за счет эмиссии новых денег.

§ Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении, вызывает эффект монетизации, т.е. способствует развитию инфляционных процессов. Поэтому основным средством финансирования дефицита бюджета являются государственные займы.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны (перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики). Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно.

Приёмы:

1) минимизация бюджетных расходов

2) распределение расходов между бюджетами разных уровней

3) выявление дополнительных источников доходов

4) планирование бюджетных возвратных расходов

5)использование финансовых рынков

 

 

Регулирование дефицита бюджета

Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности бюджета:
1) Ежегодно балансируемый бюджет считался абсолютно необходимым до появления кейнсианства. Он предполагал необходимость ежегодного уравновешивания расходов и доходов. Главной мерой сокращения расходов при этом являлся секвестр бюджета - сокращение определенных статей расходов (кроме защищенных). Недостаток такого подхода в том, что он усиливает циклические колебания. # на стадии спада государству, чтобы сбалансировать бюджет, придется сокращать расходы и повышать налоги. Но такая политика является сдерживающей и усугубит спад в экономике.
2) Циклически балансируемый бюджет предполагает, что необходимо стремится к достижению равенства доходов и расходов бюджета в рамках эк. цикла. Тогда накопленный в годы спада дефицит будет возмещен накопленным в годы подъема профицитом бюджета.
3) Функциональный подход к балансированию бюджета предполагает, что, если главной целью экономической политики должен быть рост общественного благосостояния, а не баланс расходов и доходов бюджета. Поэтому вопрос о дефиците бюджета имеет лишь второстепепнное значение.
4) Бюджет со встроенными стабилизаторами. Нал. стабилизаторами являются такие элементы (институты) социально-эк. политик Г, которые, будучи один раз установленными, регулируют цикл. колебания автоматически. Это прогрессивная шкала налогообложения, система трансфертных платежей и соц. обеспечения и т.д. Такой бюджет будет балансироваться автоматически без принятия доп. решений.

Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью:
1) выбора тех или иных источников финансирования
2) регулирования условий ( V, сроками обращения, доходностью) выпуска госуд. цб
3) регулирования соотношения внутренних и внешних займов
4) создания благоприятных условий для сохранения внутренних сбережений населения
5) индексации ценных бумаг и вкладов
6) ограничения расходов по обслуживанию государственного долга и т.д.


Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увел. госуд. расходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и увел. занятости населения. Бюдж. ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств (залога и т.п.).
В странах с развитой рыночной Э дефицит гос. бюджета не всегда рассматривается как негативное явление. Более того, согласно кейнсианской точке зрения, политика дефицитного финансирования признается полезной. Ограниченный бюджетный дефицит может способствовать эк. росту. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства.
В условиях стабильно развивающейся Э считается допустимым бюдж. дефицит в пределах 2-3% ВВП и 110% расходов бюджета. При существенном спаде производства и недостатке ден. массы в обращении масштабы дефицита, очевидно, могут быть увеличены с учетом источников его покрытия и направлений расходования средств.
Однако во всех случаях центральной проблемой должна быть не проблема сбалансированности бюджета, а проблема содействия эк. росту, использования эк. потенциала, полной занятости.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...