Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные модели бюджетного федерализма.




 

Бюджетный федерализм– форма бюджетного устройства в федеративном государстве, предусматривающая делегирование власти и самостоятельное управление финансовой сферой субъектами федерации на основе компромиссного учета интересов федерации, представленных в федеральном бюджете, с интересами субъектов федерации и органов местного самоуправления.

 

Поскольку главным критерием выделения типов моделей бюджетного федерализма является степень централизации (децентрализации) государственного управления или степень самостоятельности региональных и местных властей, все существующие модели межбюджетных отношений сегодня принято сводить к централизованным, децентрализованным и смешанным (кооперативным).

 

Централизованные (Немецкая или Европейская) модели характеризуются:

· наивысшей степенью участия и ответственности центральных органов власти в решении социально-экономических задач,

· наивысшей степенью централизации управления,

· тотальным контролем территориальных бюджетов федеральным центром,

· максимально возможным ограничением самостоятельности региональных органов власти,

· устранением неравенства регионов через систему бюджетных трансфертов.

Достоинство: тесное сотрудничество региональных и центральных органов власти, способствующее сохранению единства государства.

Недостатки: формальное функционирование нижестоящих звеньев бюджетной системы на самостоятельной основе из-за отсутствия собственных источников доходов и возможности самостоятельного осуществления бюджетного процесса.

Децентрализованные (Американская) модели характеризует приоритетность федерального налогово-бюджетного законодательства перед региональным, что гарантирует соблюдение общегосударственных интересов страны. В странах с децентрализованной системой власти устранение острых горизонтальных диспропорций регионов осуществляется путем предоставления адресного финансирования нуждающимся категориям населения.

Достоинство:относительная независимость регионов от центра и минимизация перераспределительных процессов в бюджетно-налоговой системе.

Недостатки:избыточную самостоятельность, которая может привести к нарушению единства

государства вследствие укрепления позиций ряда региональных лидеров; стремление наиболее доходных регионов к экономической самостоятельности и изоляции, высокую вероятность потери контроля центральной власти над бюджетно-налоговой деятельностью региональных органов власти.

Децентрализованные конкурентные модели, способствующие экономическому росту, требуют высокого уровня развития национальной экономики, относительно небольшой территории и наличия более или менее равномерно развитых регионов.

 

Смешанные (кооперативные) предполагают:

· тесное сотрудничество региональных и центральных государственных органов власти в процессе активизации механизма бюджетного выравнивания территорий

· повышенная ответственность федерального центра за состояние региональных государственных финансов, за создание условий для социально-экономического развития регионов, что приводит к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей.

· значительная роль межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для бюджетного выравнивания регионов

· активное скоординированное сотрудничество центра и субъектов в рамках федеративного государства в осуществлении крупных социально-экономических программ

· использование механизмов горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания

 

Для обеспечения эффективного функционирования любой модели необходимо:

· однозначное разграничение и законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями власти по расходам

· наделение соответствующих уровней власти достаточными для выполнения полномочий доходными источниками

· вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание с использованием механизма межбюджетных отношений

36  Си­стема доходов и расходов местных финансов.

Местные финансы (бюджеты муниципальных образований) составляют III уровень бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

 Доходы местных бюджетов состоят (можно подразделить на собственные и медбюджетные):

·  доходы от местных налогов и сборов(земельный налог и налог на имущество физических лиц, сбор за право торговли; налог на рекламу; целевые сборы с учреждений, организаций, предприятий и граждан; налог на перепродажу вычислительной техники, автомобилей и персональных компьютеров; лицензированный сбор, дающий право проводить местные аукционы, а также, дающий право торговли вино – водочной продукцией; сбор, дающий право использовать местную символику; сбор за выигрыш на бегах, а также за участие в бегах на местном ипподроме; сбор за право проведения теле – и киносъемок; сбор за уборку территорий; налог на содержание объектов социально – культурной сферы и жилищного фонда)

· отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

· отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

· добровольные пожертвования

· иные законные поступления.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

 

Расходы – 2 группы- отражающие исключительные расходные полномочия органов местнного самоуправления (содержание орагнов, проведение выборов, муниципальные заказы, исполнение собственных законов, спец целевые программы) и осуществляющие отдельные гос полномочия (гарантии прав граждан, выравнивание бюджетного обеспечения поселений, соц поддержка разных групп населений, экология

 

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

 - с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

 - осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

 - обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

 - обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

 

Местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в форме дотаций, в пределах 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций).

 

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...