Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б) вольные упражнения и акробатические упражнения.




Осуществляя запись вольных упражнений, в первую очередь, фиксируется название упражнения и для кого оно предназначается (например: в/у. для 3 разряда). Указывается музыкальное сопровождение (например: муз. Дунаевского, разм. 2/4), И.п. и затем содержание упражнения в соответствии с музыкальным сопровождением по восьмёркам.

В обязательных упражнениях указывается трудность упражнения и оценка в баллах. Применяются обобщённая запись, терминологическая конкретная запись, иногда сокращаются полные названия.

При записи акробатических упражнений учитывают все вышеперечисленные правила с учётом некоторых особенностей:

1.При выполнении упражнений с неполным переворачиванием следует указывать конечное положение.

2. Учитывается, что положение исполнителя после того или иного элемента предопределяет форму выполнения последующего.

3. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по движению это не ясно.

Таким образом, действующая в гимнастике терминология всё время обогащается словами терминами, ярко отражающими специфику тех или иных упражнений. Однако никогда не следует отходить от установленных правил образования терминов, что может привести к засорению терминологии, к жаргону.

    в) упражнения на снарядах.

При записи упражнений на снарядах указывается название снаряда, а затем:

1.И.п. или движение, предшествующее первому элементу (например: из виса, из упора, с разбега и др.).

2.Название движения (подъём, оборот и др.).

3.Способ выполнения (разгибом, дугой, переворотом).

4.Направление (влево и др.).

5.Конечное положение, если само движение не указывает на него.

При записи в строчку комбинаций на снарядах, отдельные элементы отделяются друг от друга тире (-).

При записи обязательных упражнений, каждый элемент или соединение записывается в абзац, а справа указывается трудность и оценка его. Чаще всего применяется краткая терминологическая запись. Широко используется в сочетании с записью упражнений кинограммы движений.

 

Лекция №3 «Содержание и методика проведения общеразвивающих, строевых и прикладных упражнений»

ПЛАН

1. Характеристика и назначение общеразвивающих упражнений

2. Классификация общеразвивающих упражнений и правила построения комплексов ОРУ

3. Методика проведения ОРУ

4. Характеристика, содержание и классификация строевых упражнений

5. Методика обучения и проведения строевых упражнений

Характеристика и назначение общеразвивающих упражнений

Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела и их сочетания, выполняемые с различной скоростью, амплитудой, максимальным и умеренным мышечным напряжением.

Основной характеристикой ОРУ является доступность, т.к. они просты и могут применяться для любой категории занимающихся. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств. В комплексах ОРУ легко регулировать физическую нагрузку за счет изменения количества упражнений, повторений, изменения темпа и скорости выполнения, использованием отягощений, применением различных способов проведения.

Беспредельная вариативность и регулярность выполнения ОРУ позволяет:

- воздействуя на недостаточно развитые группы мышц, формировать у детей правильную осанку;

- подготавливать организм к более значительным мышечным и функциональным нагрузкам;

- учиться дифференцировать свои движения, развивать координационные способности, двигательную память;

- расширять свой двигательный «богаж», овладевать «школой» и в целом культурой движений;

- развивать ССС и ДС, ЦНС, а, следовательно, оказывать всестороннее воздействие на занимающихся;

-стать уникальным средством интеллектуального и эстетического развития.

 Общеразвивающие упражнения составляют основное содержание подготовительной части урока и способствуют решению физиологических и образовательных задач.

К физиологическим задачам относятся:

-подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций занимающихся;

- восстановление подвижности в суставах;

- обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных напряжений.

Решая эти задачи, создаются условия для достижения более высокого уровня работоспособности занимающихся.

К образовательным задачам относятся:

- формирование умений выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами (степень напряжения, направление, амплитуда, ритм, темп и т.д.);

- овладение отдельными компонентами или законченными (простыми) двигательными действиями.

При решении физиологических задач занимающиеся подготавливаются к выполнению упражнений основной части, прежде всего данного урока. Поэтому эти задачи необходимо решать на каждом занятии.

Иначе обстоит дело с образовательными задачами. В зависимости от этапа подготовки, места урока в учебном плане, состава занимающихся и других условий образовательные задачи можно решать на одних уроках в большей степени, а на других – в меньшей.

 

Классификация общеразвивающих упражнений и правила построения комплексов ОРУ

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку и методической направленности.

1.По анатомическому признаку ОРУ делятся на:

- упражнения для мышц плечевого пояса и рук;

- упражнения для мышц туловища и шеи;

- упражнения для мышц ног;

- упражнения на все группы мышц.

2. По методической направленности ОРУ подразделяются на упражнения для развития:

- силы;

- быстроты;

- гибкости;

- осанки;

- координации.

Правила подбора упражнений в комплексе зависят от педагогических задач, которым должны полностью соответствовать.

1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие.

2. Упражнения в комплекс должны подбираться с учетом их локального воздействия на развитие определенных мышечных групп или определенных физических качеств.

3. Использование правила нарастания эффекта от применения упражнений за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и комплекса ОРУ, а также от занятия к занятию.

4. Гимнастический метод проведения ОРУ, который отличается строгой регламентацией движений и достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движения, их характер. Это определяет точность воздействия упражнений и их дозировку.

При составлении комплекса ОРУ принято придерживаться следующей последовательности упражнений:

1. Упражнение на потягивание.

2. Для крупных мышц ног.

3. Для мышц рук:

- на сгибание и разгибание;

- круговые вращения.

4. Для мышц туловища:

- наклоны вперед, назад;

- наклоны в стороны;

- повороты туловищем;

- круги туловищем.

5. На все группы мышц.

6. Для мышц брюшного пресса.

7. Для мышц спины.

8. На растягивание мышц ног.

9. Махи ногами.

10. Прыжки – ходьба на месте для восстановления дыхания.

 

Методика проведения ОРУ

Наиболее часто для обучения ОРУ применяются следующие методы:

1. Способ обучения в целом по показу. Преподаватель вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду: «Исходное положение принять!». В и.п. подается команда: «Упражнение начи-НАЙ!». Проводящий выполняет движения, стоя перед группой, зеркально. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчет и подсказ. Заканчиваются упражнения по команде «Стой!». Она подается вместо последнего счета.

2. Способ обучения в целом по рассказу. Требует хорошего знания терминологии, как преподавателя, так и занимающихся.

3. Комбинированный способ – сочетание показа упражнения с объяснением.

4. Способ обучения «по разделениям». Этот способ применяется для обучения более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок.

При организации занимающихся при проведении обычно применяется фронтальный способ. Упражнения выполняются всеми учениками одновременно под общим руководством преподавателя. Существуют несколько разновидностей этого способа проведения комплекса ОРУ.

Раздельный (обычный). Для этого способа характерно наличие пауз между отдельными упражнениями комплекса, а также относительно постоянное место действия занимающихся. После создания представления одним из способов (показ, рассказ, показ и рассказ, по-разделениям) подаётся команды: «Исходное положение - Принять!», «Упражнение (с правой, в право, направо) – Начинай!». Для окончания упражнения подаётся команда «Стой!». Кроме этого могут применяться дополнительные команды такие как: «Сесть!», «Лечь!», «Руки на пояс - Ставь!». По окончании упражнения занимающиеся принимают положение стойки «Вольно». Если упражнение выполнялось лёжа, то после команды «Стой!» принимается положение седа. Для перехода в стойку подаётся команда «Встать!».

Поточный (ритмическая гимнастика). Все упражнения комплакса или отдельных его частей выполняются непрерывно, без остановки. Данный способ обычно применяется с подготовленными занимающимися. При этом рекомендуется пользоваться относительно простыми по форме (на 2 или 4 счёта) и знакомыми упражнениями. Для достижения слитности комплекса должны присутствовать логичные, простые и удобные переходы от донного упражнения к другому. Способ создания представления о первом упражнении и команда для начала выполнения комплекса такая же, как и в раздельном способе. Далее преподаватель на фоне выполнения предыдущего упражнения предельно кратко объясняет следующее упражнение. Для начала выполнения следующего упражнения подаются команды «Последний!» - «Можно!» или «И».

Наиболее распространенная форма проведения ОРУ поточным способом – это ритмическая гимнастика и разновидности оздоровительной аэробики. Для неё характерно практически полное отсутствие команд для начала и окончания упражнения. Приёмами, которые позволят управлять занимающимися, являются: использование музыкального сопровождения (точное выполнение упражнений в соответствии с построением музыкального произведения. Например, каждое упражнение - на 16 или 32 счёта); выполнение упражнения сразу же после (или одновременно) показа преподавателем; применение специальных жестов и методических указаний. 

 Проходной (в движении). Упражнения выполняются на ходу или со значительным перемещением занимающихся. Это даёт возможность включать в комплекс прыжки, танцевальные и акробатические упражнения. Существует два варианта этого способа.

Первый вариант: занимающиеся выполняя упражнения одновременно передвигаются по периметру зала или по кругу в колонне по одному.

Второй вариант – занимающиеся выполняя упражнения передвигаются поочерёдно шеренгами (2-4 чел), используя всю рабочую площадь зала. В данном варианте целесообразно установить следующий порядок выполнения упражнений: группа перестраивается способом «дроблением и сведением» в колонну по 2 или 4. Принимая И.П. на верхней или нижней границе, учащиеся смотрят и слушают объяснение упражнения. По команде «Начинай!» выполняют упражнение, продвигаясь к противоположной середине. Выполнив, возвращаются в обход на исходное положение шагом или каким-либо другим, указанным преподавателем, способом. Если упражнение простое, то занимающиеся выполняют его с ходу по показу преподавателя, не останавливаясь на исходном положении.

Основные методические приёмы разучивания общеразвивающих упражнений:

- многократное повторение каждого упражнения после создания представления о нём, в процессе которого исправляются ошибки;

- подсчёт в процессе выполнения в темпе необходимом для решения поставленной задачи;

- зеркальный подсказывающий показ во время выполнения упражнения занимающимися;

- методические указания уточняющие технику выполнения упражнения;

- фиксация отдельных положений с целью уточнения двигательного представления об упражнении.

При выполнении упражнений, не прекращая их выполнения, указываются допущенные ошибки и делаются методические указания. Всё это необходимо согласовывать с темпом и ритмом выполняемых упражнений. Если ошибки допускают многие занимающиеся, нужно прекратить выполнение упражнение и внести соответствующие поправки в сложившееся представление о нём. В первую очередь указываются основные ошибки, от которых зависит правильность техники упражнения (например: согнутые ноги при повороте туловища, приседание в махах и т.д.), а затем обращают внимание на детали техники (например: оттянутые носки, разведённые пальца рук и т.д.)

Методические приёмы закрепления общеразвивающих упражнений:

- выполнение упражнений в различных направлениях (например, с поворотами направо, налево, кругом);

- изменение темпа выполнения упражнения от медленного к быстрому и наоборот;

- применение различных предметов (скакалка, обруч, мяч), отягощений и сопротивлений (упражнения в парах, с гантелями и амортизаторами, с утяжелённой палкой, манжетами, набивными мячами) и разновидностей опоры (степ-платформа, скамейка, подвижная, мягкая и жесткая опора).

При проведении общеразвивающих упражнений существуют различные способы регулирования нагрузки:

- амплитуда движения;

- темп движений;

- ритм движений;

- дозировка упражнения;

- количество упражнений в комплексе;

- продолжительность пауз между упражнениями комплекса;

- изменение координационной сложности упражнения;

- изменение И,П.;

- применение отягощений, предметов, гимнастических снарядов и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...