Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования, предъявляемые к терминам, и способы их образования.




Путём постоянного совершенствования отечественной гимнастической терминологии у нас сложилась строгая система обозначений (терминов) спортивных движений.

К терминам предъявляются определённые требования:

1. ДОСТУПНОСТЬ. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматики языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а следовательно жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

2. ТОЧНОСТЬ. Термин должен давать ясное представление о сущности определённого действия (упражнения) или понятия. Это имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению ими.

3. КРАТКОСТЬ. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила сокращений, обеспечивающие наименование и запись упражнений.

Способы образования терминов.

В науке о терминах известно несколько способов их образования – это:

- переосмысливание, т.е. придание нового терминологического значения существующим словам;

- словосложение;

- образование производных слов.

Но помимо данных способов в гимнастике применяются и некоторые специальные приёмы образования терминов:

1) В качестве терминов используются корни слов литературного языка. Например: сед, кач, мах, наклон, вис, упор и др.

2) Термины статических положений, силовых перемещений определяются с учётом условий опоры (например: упор, упор на предплечьях, стойка на лопатках, стойка на руках) и положения тела (например: вис углом, вис согнувшись и т.д).

3) Термины маховых упражнений образуются исходя из структурного признака, подчёркивающего особенности движений (например: подъём махом вперёд из упора на предплечьях; подъём разгибом и т.д.).

4) Термины опорных прыжков и соскоков определяются по форме и положению тела в полёте в фазе полёта (например: прыжок согнувшись, прыжок согнув ноги, соскок сальто прогнувшись и др.).

Большое значение имеют правила применения имеющихся терминов с учётом их служебной роли и дифференциации занимающихся.

Так начинающим заниматься гимнастикой необходимо овладевать терминологией одновременно с изучением упражнений. Для подготовленных спортсменов, учителей тренеров, инструкторов, преподавателей терминология становится своеобразным специальным языком.

Правила применения терминов.

Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

1. Общие термины – для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т.п. Например: строевые упражнения, маховые упражнения, вольные упражнения и т.д.

2. Основные – конкретные термины, позволяющие полно определять смысловые признаки упражнений. Например: подъём, спад, оборот, соскок, наклон и др.

3. Дополнительные термины – уточняющие основные и указывающие направление движения, условия опоры и т.п. Например: дугой, разгибом, переворотом, прогнувшись, направо и т.д.

Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть и дополнительного, уточняющего и определяющего последовательность движения. В случае необходимости применяют и постоянные слова, подчёркивающие стороны определяемого. Например: выполнять мягко, стремительно и т.д.

Правила сокращений.

 В гимнастике принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений для краткости обозначения так как это само собой разумеется. Например, опускаются слова:

спереди и вперёд – если движение выполняется кратчайшим путём;

положения рук, ног, носков, ладоней – если они соответствуют установленному стилю (например: руки вперёд и ладони внутрь не указываются);

туловище – при наклонах;

нога – при махах, выпадах, шагах;

поднять, опустить – при движениях руками и ногами;

продольно, поперёк – в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

хват сверху – как наиболее распространенный;

прогнувшись – если техника выполнения предопределяет это положение. Например: соскок махом назад с перекладины.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путём.

 

4. Правила и способы записи упражнений:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...