Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История становления отечественной терминологии.




Создание специальной терминологии в гимнастике имеет большую историю, поскольку в ходе развития физического воспитания в целом, и гимнастики в частности появлялись самые разнообразные гимнастические упражнения, и возникла необходимость в кратком их обозначении.

Развивались гимнастические системы. Нужно было создать систему специальных названий упражнений. Например, в немецкой гимнастике для обозначения гимнастических упражнений использовались слова по аналогии, по отдаленному сходству с действиями животных, с геометрическими фигурами: «львиный шаг», «овчинный прыжок», «подъем мельницей» и т.п.

В первой половине 19 века была сделана попытка создать более точную терминологию общеразвивающих упражнений. Автором такой терминологии был Дюнперон Г.Н. – швед. Свои идеи он изложил в книге «Шведская педагогическая гимнастика». Система названий общеразвивающих упражнений была точной и краткой, но имела и свои недостатки, так как была составлена для обозначения небольшого объема упражнений, плюс большинство статических положений, а не движений, не поддавалось переводу на русский язык, не учитывая законов словообразований. Например, «бедро упадочно назад; полустоя, сгибание колено» означало сгибание ноги в колене при наклоне назад, руки на пояс и т.п.

Одновременно на тех же принципах создавалась терминология и для упражнений на гимнастических снарядах, имеющая ряд существенных недостатков, в частности:

1. Была перегружена условными и образными обозначениями – часть по весьма отдаленной аналогии, например, «прыжок вора».

2. Страдала параллелизмом, т.е. одно и тоже упражнение имело несколько названий или несколько упражнений называлось одним термином. Это вносило путаницу в систему названий.

3. Злоупотребляло громоздкими словосочетаниями, одним сложным словом определялось движение и его направление.

В силу указанных недостатков данная терминология стала малопригодной для развивающейся гимнастики.

Наиболее совершенной для того времени была гимнастическая терминология чехов – представителей сокольской гимнастики, но она была очень искусственна зависела от формальной классификации упражнений.,. Данная терминология была переведена на русский язык, но подавляющее большинство названий было странно ичуждо русскому языку. Например, «вышмын», «перешмыг», «подъем дергом взади», «наброс», «заскок», «телоупражняльня» и т.п..

Перевод указанной терминологии был неудачным, так как не учитывались законы словообразования русского языка, что привело к засорению языка и тормозило развитие гимнастики.

Данная терминология применялась у нас недолго, так как была недоступна широким массам, занимающихся гимнастикой.

Независимо от существования зарубежных систем гимнастики и имеющейся там терминологии, в России складывалась своя отечественная система обозначения (терминов) гимнастических упражнений.

Первой системой конца 19 начала 20 вв., построенной на научной основе того времени, была система П.Ф.Лесгафта, который в своих работах определял гимнастические упражнения терминами, заимствованными из разговорного русского языка и частично применял анатомические названия. Основы терминологии П.Ф.Лесгафта были использованы при разработке советской гимнастической терминологии после 1937 года.

До 1937 года применялась гимнастическая терминология, где для обозначения упражнений на гимнастических снарядах, в/упражнений и опорных прыжков обычно применялись русифицированные термины сокольской гимнастики; для акробатических упражнений – термины, применявшиеся артистами цирка, для упражнений танцевального характера – термины из балета, для прикладных и строевых упражнений – русские названия.

Такая неоднородная, несистемная терминология была малопонятной, что приводило к ненужным дискуссиям, спорам среди специалистов по гимнастике.

В 1937 году комитетом по делам физкультуры и спорта была назначена специальная комиссия, которая подготовила новую терминологию, утвержденную в 1936 году.

Были определены общие основы построения терминологии, что позволило в дальнейшем правильно подходить к образованию новых терминов и совершенствовать гимнастическую терминологию.

В терминологию послевоенного периода, как показала практика, был ряд существенных недостатков:

1. Не были разработаны названия упражнений с предметами, акробатических, прикладных и упражнений художественной гимнастики.

2. Обнаружилась бедность терминов упражнений на гимнастических снарядах.

3. Обнаружились противоречия между названием и классификацией упражнений.

4. Оставались неправильно образованные термины, так называемые «образные», например, «лягушка», «флаг», «крокодил», «плывя» и другие, которые нуждались в замене.

5. Запись упражнений на гимнастических снарядах была немногословной.

Но дальнейшее совершенствование терминологии наблюдалось (Окунев М.Г., Сильченко Б. и др.) Всесоюзная дискуссия по вопросам классификации и терминологии гимнастики состоялась в 1957 году. В 1959 году было издано специальное пособие. Совершенствованием терминологии занимались кафедры гимнастики институтов физкультуры (федерация гимнастики СССР, Международная федерация (ФИЖ). В настоящее время применяют терминологию, утвёрждённую президиумом Федерации гимнастики СССР в 1965 г., в которой были утверждены ранее применявшиеся термины и установлен иной подход к применению движений руками и ногами, определены правила сокращения названий движений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...