Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая физическая подготовка юных легкоатлетов.




Скоростно-силовая подготовка – эффективное сочетание средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы. Задачи, средства и методы подбираются с учетом возраста, спортивного стажа и особенностей вида л/а.

Быстрота – способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций (простая и сложная двигательные реакции) и способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений (скорость отдельных движений и темп (частота) циклических движений).

Три основных метода тренировки быстроты:

1) повторное применение скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий);

2) повторное выполнение упражнений;

3) облегчение внешних условий выполнения скоростных упражнений.

Сила – способность организма напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия.

В занятиях по ОФП нельзя развивать силу юных л/атлетов только с помощью отягощений (упражнения с легкой штангой, гирями и т.д.). силовая подготовка должна включать акробатику, борьбу, грублю и другие упражнения. В подготовке юношей и девушек средней группы (14-16 лет) можно применять упражнения с отягощениями небольшого веса. В подготовке юношей и девушек старшей группы (17-18 лет) можно применять упражнения: 1) с отягощениями небольшого веса, 2) предельного и околопредельного веса. Необходимо тщательно подбирать силовые упражнения и контролировать их выполнение.

Выносливость – комплекс свойств индивида определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Различают общую выносливость, скоростную выносливость, силовую выносливость, координационно-двигательную выносливость и специальную выносливость. На первом этапе спортивной подготовки формируется общая выносливость – фундамент для развития остальных видов выносливости.

 Основные средства – аэробные упражнения со значительным суммарным временем выполнения с умеренной, большой или переменной интенсивностью работы (кросс, медленный бег безинтервальным методом, переменный бег, круговая тренировка).

РАЗДЕЛ 2. ГИМНАСТИКА

Лекция №1 «Гимнастика как учебная и научная дисциплина (виды, задачи, средства, методические особенности)

 

ПЛАН

  1. Гимнастика – как учебная и научная дисциплина
  2. Виды гимнастики.
  3. Задачи гимнастики.
  4. Средства гимнастики.
  5. Методические особенности гимнастики.
  6. Тенденции развития гимнастики.

 

Гимнастика – как учебная и научная дисциплина

Гимнастика имеет свою теорию, историю, методику преподавания. Теория гимнастики является составной частью теории физического воспитания. Она разрабатывает вопросы, связанные с сущностью и содержанием предмета гимнастики, её целями, задачами, местом и значением гимнастики в системе физического воспитания.

История гимнастики раскрывает процесс её развития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств и методов гимнастики. История гимнастики тесно связана с историей физической культуры, педагогики и общей истории.

В научной разработке теории и методики гимнастики как научно-практической дисциплины большое значение имеет опыт прошлого и особенно опыт, накопленный за советский период развития гимнастики.

 В разделе методики преподавания гимнастики раскрываются общие основы обучения и воспитания, методы и приёмы организации занятий с различным контингентом.

Главное место в занятиях гимнастикой занимает обучение гимнастическим упражнениям. Гимнастика является педагогической дисциплиной, обязательным учебным предметом в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Как учебный предмет она преподаётся в школах, в средних специальных и высших учебных заведениях. Гимнастика – один из основных предметов, изучаемых в вузах, готовящих кадры преподавателей, учителей, тренеров и инструкторов по физической культуре и спорту.

В гимнастике сложились основные формы занятий:

1. Лекционные и семинарские, направленные на изучение научно-теоретических положений гимнастики;

2. Методические, в которых усваиваются методика обучения гимнастическим упражнениям, организация занятий с различным контингентом, рациональное планирование и учёт учебно-тренировочной работы.

3. Практические занятия направлены на решение задач всестороннего физического развития и совершенствования специальных физических качеств, овладение техникой гимнастических упражнений, а также приобретение профессионально-педагогических умений и навыков.

Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом развитии человека, изучающая закономерности совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.

В научном исследовании, в зависимости от задач, применяются преимущественно педагогические, физиологические, биомеханические и математические методы исследования. В области теории и методики гимнастики выполнено большое количество исследований, многие из которых оформлены в виде диссертаций и успешно защищены. Эти исследования посвящены вопросам изучения закономерностей и особенностей формирования двигательных навыков в гимнастике, совершенствованию двигательной функции детей и взрослых в процессе занятий гимнастикой, повышению эффективности учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки гимнастов, изучению техники выполнения гимнастических упражнений и совершествованию физических качеств, подготовке специалистов по гимнастике и. т.д.

Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс и популярным среди населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания.

Длительные занятия гимнастикой, как и любым другим видом спорта, накладывает специфический отпечаток. Гимнасты отличаются от других категорий спортсменов разносторонней физической подготовленностью. Особенно хорошо у них развиты способность управлять своими движениями, гибкость, сила, прыгучесть, ориентировка в пространстве, целеустремлённость, самообладание, дисциплинированность, и т.д. Всё это помогает в других видах деятельности – учёбе, труде, несении воинской службы.

 

Виды гимнастики

В зависимости от основных задач, решаемых физическим воспитанием и с учетом профиля занимающихся, в нашей стране принята следующая классификация видов гимнастики:

1. Образовательно-развивающие виды:

-         основная гимнастика;

-    женская гимнастика;

- прикладная гимнастика;

-   атлетическая гимнастика.

Основными задачами этих видов гимнастики являются: укрепление здоровья, достижение всестороннего физического развития, коррекция фигуры, формирование мышечных групп.

Эти разновидности связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью планомерного физического воспитания. С помощью этих базовых средств гимнастики (ОРУ, СУ, акробатические упражнения, упражнения на снарядах, прикладные упражнения) дети, подростки, молодежь достигают нового, более высокого уровня общефизической подготовленности, приобретают жизненно важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера. Основной формой занятий является урок.

Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они могут быть реализованы за счёт многоструктурных упражнений и многофункциональности каждого из них. Широкие возможности основной гимнастики сделали её самостоятельным средством и методом физического воспитания всех возрастных категорий занимающихся. Поэтому она положена в основу государственных программ по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений, а также лиц среднего и пожилого возраста.

Женская гимнастика учитывает особенности организма и психологического склада женщин. При подборе средств и методических приёмов учитывается прежде всего функция материнства. Особое внимание уделяется развитию силы, гибкости, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины.

В занятиях кроме ОРУ, в/у, большое место занимают упражнения художественной гимнастики, элементы бальных и народных танцев. Музыкальному сопровождению занятий уделяется особое внимание. С помощью этих упражнений развиваются пластичность, грациозность, красота движений, формируется правильная осанка, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Прикладная гимнастика предполагает развитие профессиональных способностей и формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых для успешного овладения избранным видом трудовой деятельности и достижения в ней профессионального мастерства.

Прикладная гимнастика классифицируется на следующие подвиды:

- профессионально-прикладная гимнастика (направлена на совершенствование специальных двигательных умений и навыков, которые требуются в условиях производственной деятельности: водолазов, лётчиков, монтажников и т.д.);

- спортивно-прикладная гимнастика (содействует совершенствованию общей и специальной физической подготовленности, овладению техникой движений в различных видах спорта);

- военно-прикладная гимнастика (применяется исходя из содержания военных профессий и специальностей для подготовки и успешной службы в рядах российской армии).

Атлетическая гимнастика – прекрасное средство развития силовых способностей, морально-волевых качеств, функциональных возможностей организма, коррекции фигуры, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, подготовки к будущей трудовой деятельности. Атлетическая гимнастика, являясь продолжением гигиенической, может стать началом спортивной гимнастики.

2. Оздоровительные виды гимнастики.

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение физических упражнений в режиме дня в виде утренней гигиенической гимнастики, вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультминутки в учебных заведениях, на производстве.

Основное назначение данных видов – это укрепление здоровья, поддержание на высоком уровне физической и умственной работоспособности человека в учёбе, труде и общественной деятельности. Эти разновидности сопутствуют занимающихся в течение всей жизни, являются формами фоновой физической культуры широких слоев общества.

Гигиеническая гимнастика – используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, трудовой и общественной активности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения, продолжительной адинамии. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах с детьми дошкольных учреждений, учащимися средних и высших учебных заведений, в оздоровительных лагерях, домах отдыха, санаториях и с военнослужащими Российской Армии.

Средствами гигиенической гимнастики являются: ходьба, бег, ОРУ, прикладные упражнения. Комплексы гигиенической гимнастики обычно сочетаются с принятием воздушных, водных и солнечных процедур. Комплексы могут проводиться в любое время дня. Дозировка упражнений должна учитывать возраст, пол, состояние здоровья, уровень физической подготовленности и другие индивидуальные особенности занимающихся.

Вводная гимнастика направлена на быстрое врабатывание занимающихся в предстоящую деятельность (трудовую, учебную). По форме организации – это групповая гимнастика до занятия в школе и на производстве. Средствами являются упражнения близкие по своей структуре, энергетическому и сенсорному обеспечению к профессиональным двигательным действиям. В ходе таких упражнений происходит физиологический и психологический настрой на активную учебную или производственную деятельность. Продолжительность занятия 5-10 минут.

Физкультминутка или пауза применяются в течении всего учебного или трудового дня для поддержания высокой работоспособности и предупреждения нарушения осанки, локального физического утомления. Сигналом для начала выполнения комплекса упражнений является отвлечение внимания, нарушение позы, чувство усталости во время работы. Комплекс может состоять из 5-10 упражнений, проводится в течение 2-5 минут группой или индивидуально.

Лечебная гимнастика – основа лечебной физической культуры. Задача восстановление временно утраченных функций организма после травм, болезней и т.д. Комплексы лечебной гимнастики составляются с учётом индивидуальных отклонений в здоровье человека совместно с врачом. В них входят: ходьба, бег, строевые и общеразвивающие упражнения, ОРУ с предметами. Основной формой занятия является урок (30-60 мин). Существуют разновидности лечебной гимнастики: коррекционная, релаксационная, восстановительная, дыхательная, суставная и т.д.

Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительных видов гимнастики. Её средствами являются6ОРУ, элементы художественной гимнастики и хореографии, ходьба и бег, Прыжки и др. несложные по технике упражнения. Существует большое количество разновидностей ритмической гимнастики. К оздоровительным можно отнести: классическую аэробику, танцевальную аэробику (салса, рок, фанк, хип-хоп), аэробику с использованием различных предметов и приспособлений (степ, слайд, фитбол, памп и др.).

В последнее время появилось много новых нетрадиционных в массовом оздоровительном движении видов активности: стретчинг (гимнастика поз); калланетика (гимнастика статических положений); шейпинг-система; восточные оздоровительные системы.

3. Спортивные виды гимнастики.

Спортивные виды гимнастики служат действенным средством физического воспитания занимающихся, развития у них морально-волевых качеств, оказывают существенное влияние на нравственное и эстетическое воспитание молодёжи.

Основная задача – на основе высокой разносторонней физической подготовки овладеть сложными гимнастическим упражнениями, достигая высокого совершенствования в технике выполнения этих упражнений, показывая тем самым высокое спортивное мастерство.

Они культивируются как самостоятельные виды гимнастики. Выделяют две подгруппы: массовые спортивные виды и собственно спортивные виды. Это деление вызвано следующим: возрастание трудности программ, нацеленных на достижение высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях требуют круглогодичной специализированной круглогодичной интенсивной подготовки, проявления индивидуальных способностей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих разработаны упрощенные классификационные программы категории «Б» доступные детям и взрослым.

К спортивным видам относятся: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная аэробика.

Спортивная гимнастика. Это Олимпийский вид спорта. Её развитием руководит Федерация спортивной гимнастики России. Это многоборный вид, в который входят: у мужчин – в/у, упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, опорные прыжки; у женщин – опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, гимнастическом бревне, в/у.

Художественная гимнастика женский вид спорта, основными средствами которого являются упражнения танцевального характера без предметов и с предметами (булавы, скакалка, обруч, мяч, лента). Существуют индивидуальные, парные и групповые упражнения художественной гимнастики. Это достаточно молодой Олимпийский вид спорта (1984), родиной которого считается г. Санкт-Петербург. Развитием вида руководит Федерация художественной гимнастики России.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные (мужская и смешанная пары) и групповые упражнения. К акробатическим относятся и упражнения на батуте.

Спортивная аэробика – это вид спорта, в котором спортсмены выполняют комбинацию, включающую в себя сложнокоординационные, различные по сложности, ациклические движения, а также взаимодействия между партнёрами. Вид включает в себя: индивидуальные упражнения (мужские и женские), выступление смешанной пары, тройки и шестёрки в любом составе. В 1995 г. МОК аэробика признана официальной дисциплиной и вошла в Международную федерацию гимнастики. В нашей стране данным видом руководят Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержке Федерации спортивной гимнастики России.

 

Задачи гимнастики

Особая действенность гимнастики проявляется при занятиях со всеми контингентами людей для всестороннего физического развития. Во- вторых, успешно осуществляется подготовка специалистов по различным видам профессий и в отдельных видах спорта. Отсюда вытекают основные задачи гимнастики:

1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями, формирование гигиенических навыков и навыков самостоятельных занятий. Обучение новым движениям, обогащение двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков.

3. Развитие двигательных (гибкость, координация движений, сила, быстрота, выносливость) и психических (ощущения, внимание, двигательная память и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимн. упражнениями, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

4. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств – добросовестное осознанное отношение к учебным и спортивным дисциплинам, чувство товарищества, коллективизма и т.д.

5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спорт. гимнастике, художественной, акробатике и т.д.

Средства гимнастики

Средствами гимнастики являются упражнения. В гимнастике применяется огромное количество разнообразных  по форме специально подобранных упражнений. Многие из них были заимствованы из трудовой, боевой и бытовой деятельности. Постепенно стали возникать абстрактные упражнения, представляющие собой элементарные движения, выделенные из целостных двигательных действий. В соответствии с педагогическими задачами и структурой двигательных действий все гимнастические упражнения классифицируются на следующие основные 8 групп:

1. Строевые упражнения– совместные действия в строю, содействующие воспитанию организованности и дисциплины, навыков коллективных действий, правильной осанки. Основными задачами строевых упражнений являются организация занятий физическими упражнениями, формирование организма, воспитание специфических умений и навыков.

2. Общеразвивающие упражнения – упражнения, выполняемые преимущественно в отдельных суставных звеньях и направленные на всестороннюю физическую подготовку, расширение функциональных возможностей организма и воспитание правильной осанки. С их помощью укрепляется мышечно-связочный аппарат и весь организм в целом. ОРУ выполняются без предметов, с предметами, на снарядах массового типа (скамейка, стенка) и т.д.

3. Вольные упражнения это комбинации различных гимнастических упражнений в сочетании с элементами акробатики, хореографии. Они выполняются в виде поточных композиций в соответствии с установленными требованиями или правилами соревнований. Основная цель вольных упражнений – совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений.

4. Прикладные упражнения-   содействуют развитию жизненно необходимых навыков и умений и включают бег, метание, лазание, преодоление препятствий, равновесия и т.д.

5. Прыжки применяются для развития прыгучести, силы мышц рук, ног, быстроты и точности движений. Прыжки бывают опорные (через различные снаряды с дополнительной опорой) и неопорные (прыжки в глубину, длину, со скакалкой и т.д.).

6. Упражнения на снарядах- наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Они совершенствуют физические способности гимнаста, требуют очень точной координации и большой физической силы, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

7. Акробатические упражненияэто спортивные движения, которые объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании (равновесия).

8. Упражнения художественной гимнастики представляют собой поточные и слитные комбинации различных по форме движений танцевального характера с предметами и без предметов. Выполняются с музыкальным сопровождением и служат средством физического совершенствования и воспитания пластичности, непринужденности и выразительности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...