Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАДА (ВОЗМЕЩЕНИЕ) ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ




Намаз, который выполняется вовремя, называют «ада», а намаз, который читается после того, как время намаза истекло, называют «када». Оставление намаза умышленно, без уважительной причины является тяжким грехом. Если же это произошло, то нужно покаяться перед Аллахом и стараться, чтобы это никогда не повторилось.

Возмещаются как долг фарды всех намазов и витр-ваджиб. Намазы сунна не возмещаются как долг, за исключением сунны утреннего намаза, если совершить ее до наступления времени намаза аз-зухр этого же дня (но после восхода солнца). Для намазов-када нет определенного времени, их можно совершать днем и ночью, кроме времени карахата (восход, зенит и заход солнца).

Если читают када за пропущенные намазы, но не знают за какой день, то делают намерение таким образом: «Намерился совершить пропущенный последний фард-намаз аз-зухр ради Аллаха». Таким образом делают намерение для совершения других намазов, например, аль-ՙаср, ас-субх и т.д.[59]

 

САДЖДА-ТИЛЯВАТ

Саджда́-тиля́ват– это поклон после прочтения особых аятов Корана в качестве особого почтенияк Слову Аллаха. В 14 местах Корана встречаются эти аяты. Все они прямо или косвенно призывают совершить земной поклон – саджда. Саджда-тиляват считается ваджибом для того, кто услышит или прочтёт эти аяты.

Если аятысаджда читаются во время намаза, то совершаются они таким образом: если после аятасаджда продолжают читать Коран, то по завершении аятасаджда сразу делается саджда-тиляват, и молящиеся возвращаются в положение стоя для того, чтобы дочитать Коран. А если же аятсаджда является последним или после него читают до трех аятов максимум, то саджда-тиляват не требуется и намаз продолжают как обычно.

Если аятсаджда услышал тот, кто в это время не совершает намаз, то он тоже должен сделать саджда-тиляват. Тот, кто в намазе слышал аят саджда от того, кто читает это вне намаза, то после завершения намаза он совершает саджда-тиляват.

Тот, кто читает аяты саджда в намазе, делает саджда-тиляват в намазе и не делает ее после завершения намаза. Если имам читает в намазе аяты саджда, то он сам и те, кто следует за ним, совершают саджда-тиляват. Саджда-тиляват обязаны совершать те, кто обязан совершать намаз. Не обязательновыполнение саджда-тиляват для женщин в период менструации и послеродового очищения. При заучивании наизусть или многократном чтении суры с аятом саджда, достаточно сделать одно саджда.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ САДЖДА-ТИЛЯВАТ ВНЕ НАМАЗА

В состоянии омовения лицо направлено на кыблу с намерением на саджда-тиляват; не поднимая рук, сказав «Аллаhу акбар», делают саджда, в которой читают «Субхана Раббияль-А՚ля» 3 раза, со словами «Аллаhу акбар» встают произнося:

غُفْرَا نَكَ رَبَّنَا وَ إِلَيْكَ الْمَصِر

«Гуфра́накя,Раббана́ ўа иле́йкяль-масы́р»

Cмысл: «Просим, Господи, Твоего прощения и к Тебе будем возвращены».

Это дуа – мустахаб. Саджда совершается 1 раз и без саляма.

Аяты саджда, встречающиеся в Коране.

Аяты «саджда-тиляват», встречающиеся в Коране

  Аль-А`раф, Ар-Рад, Ан-Нахль, Аль-Исра, Марьям,   7/206 13/15 16/48 17/107 19/58   Аль-Хадж, Аль-Фуркан, Ан-Намль, Ас-Саджда, Сад,   22/18 25/60 27/25 32/15 38/24   Аль-Фуссылят, Ан-Наджм, Аль-Иншикак, Аль-‘Аляк,   41/37 53/62 84/21 96/19

НАМАЗ АЛЬ-ДЖАНАЗА (НАМАЗ ПО УСОПШЕМУ)

Это намаз является фардом-кифая. Просить прощения у Аллаха за грехи и недостатки покойного является мольбой для него и последней обязанностью брата-мусульманина.

 

По ком читается джаназа-намаз

Для совершения намаза аль-джаназа, необходимо наличие 6 условий:

1 умерший должен быть мусульманином;

2 должен быть чистым (быть в состоянии полного омовения и завернут в кяфа́н(рус. «са́ван»)[60];

3.похоронные носилки с покойным должны находиться перед джамаатом;

4.тело покойного должна быть в целом виде или в виде половины, но с головой;

5. чтение намаза аль-джаназа происходит стоя (если нет уважительной причины);

6.носилки с покойным должны находиться на земле, они не должны быть на плечах людей или на животном.

Так как намаз аль-джаназа – фард-кифая и если кто-то из джамаата выполняет его, то с остальных эта обязанность снимается. Джамаат не является условием для намаза аль-джаназа. Если одна женщина или один мужчина читают джаназа-намаз, то и это засчитывается как фард. Но достоинство и награда за участие в джаназа-намазе таково, что восполнить его невозможно ни одним другим намазом.

Все то, что нарушает прочие намазы, то же самое нарушает и джаназа-намаз. Намаз аль-джаназа можно совершать влюбое время, кроме времени карахата. Рукны джаназа-намаза– это 4 такбира и выполнение стоя (в кыяме). Давать салям – это ваджиб. В намазе аль-джаназа нет ни руку՚, ни суджудов.

Сунны намаза аль-джаназа:

1. имам должен стоять на уровне груди усопшего;

2. Чтение«Субханакя» после первого такбира;

3.Чтениесалявата после второго такбира;

4.  Чтение дуа после третьего такбира.

 

КАК ЧИТАЕТСЯ НАМАЗ-ДЖАНАЗА

После того как сделают гусль и завернут покойника в кяфан (саван), ее кладут на место, где будут читать джаназа-намаз. Покойника кладут перед джамаатом, и имам встает у груди умершего мусульманина. Джамаат в направлении кыблы встает за имамом и образует ряды, желательно встать не менее, чем в 3 ряда. Во время намерения определяют, по ком читают намаз: по мужчине или женщине, по мальчику или девочке.

Намерение имама:

«Намерился совершить намаз аль-джаназа по этому усопшему» (если это взрослый, то отдельное дуа для мужчины и для женщины, если же ребенок, то отдельное дуа для мальчика и девочки).

Если джамаат не знает, мужчина это или женщина, то делается намерение таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз аль-джаназа по этому умершему ради Аллаха».

Вознамерившись, имам вслух, а джамаат про себя произносят «Аллаhу акбар» – первый такбир; смыкают руки, как и в других намазах. И имам, и джамаат про себя читают «субханакя» включая в него «Ва джаллясана́ук»:

سُبْحَانَكَ اللهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَتَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالَى جَدُّكَ وَجَلَّ ثَنَاؤُكَ وَلاَ اِلَهَ غَيْرُكَ

«Субха́накя-Лла́hу́мма ўа биха́мдик,ўа таба́ракя-смук, ўа та‘а́ля́ джа́ддук,ўа джя́лля сана́ук,ўа ля́ иля́hа га́йрук».

После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные про себя произносят «Аллаhу акбар» – второй такбир. Затем имам и джамаат про себя читают «Саляват-Ибрахимия»:

اللهمَّ صَلِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ

عَلَى اِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آل اِبْرَاهِيم اِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ ۞

اللهمَّ بَارِكْ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ

 عَلَى اِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آل اِاِبْرَاهِيمِ اِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

«Алла́hу́мма са́лли ‘аля́ Муха́ммадин ўа‘аля́ áли Муха́ммад, кяма́ салля́йта ‘аля́ Ибра́hи́м ўа‘аля́ а́ли Ибра́hи́м; и́ннакя Хами́дум-Маджи́д.

Алла́hу́мма ба́рик ‘аля́ Муха́ммадин ўа‘аля́ áли Муха́ммад, кяма́ ба́ракта

‘аля́ Ибра́hи́м ўа‘аля́ а́ли Ибра́hи́м; и́ннакя Хами́дум-Маджи́д».

Затем вновь, также не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаhу акбар». Затем имам и джамаат про себя читают особое дуа для джаназа. Если пока не знают это дуа, то читают дуа-кунут, если и его не знают, читают дуа «Раббана атина». Затем, не поднимая рук, произносят четвертый такбир, ничего не читая, дают салям сначала направо, затем налево: «Ассаляму ‘алейкум ўа рахмату-Ллах».

Дуа, которые читаются после третьего такбира в намазе-джаназа:

الَلَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا وَشَاهِدِنَا وغَائِبِنَا

وَذَكَرِنَا وَاُنْثَانَا وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا

اَللَّهُمَّ مَنْ اَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَاَحْيِهِ عَلَى اْلاِسْلاَمِ

 وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلاِيمَانِ

Алла́hу́мма-гфи́р ли-ха́йина́ ўа ма́ййитина́ ўа ша́hидина́ ўа га́ибина́

ўа закарина́ўаунса́на́ ўа сагы́рина́ ўа кяби́рина́.

Алла́hу́мма ман ахья́йтаhу́минна́фа́ ахйиhи́ՙаля́ль-исля́м

ўа ман таўаффа́йтаху́ минна́ фатаўа́ффаhу́‘аля́ль-и́ма́н.

Cмысл: «О, Аллах! Прости наших живых и усопших, наших присутствующих и отсутствующих, наших мужчин и женщин, наших детей и взрослых. О, Аллах! Тех, кому Ты даруешь жизнь, наставь на путь ислама, а тех, кого упокоишь, прими верующими».

После этого дуа читаются другие дуа в зависимости от пола и возраста умершего.

Если покойный – мужчина:

وَخُصَّ هَذَا الْمَيِّتَ بِالرُّوحِ وَالرّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ

اَللَّهُمَّ إنْ كَانَ مُحْسِناً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهِ وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجاوَزْ عَنْهُ

وَ لَقِّهِ اْلأَمْنَ وَاْلبُشْرَىوَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمينَ

«Ўа ху́сса hа́заль-ма́ййита бир-ру́хи ўар-ра́хати ўаль-ма́гфирати ўар-ридва́н. Алла́hу́мма,ин кя́на му́хсина, фа зи́д фи́ ихса́ниhи,

ўа ин ка́на муси́ан фа-таджа́ўаз ‘анhу, ўа ля́ккыhи-ль-а́мна ўаль-бушра́

ўаль-карама́та ўаз-зульфа́ би-ра́хматикя, йаа́рхама-рра́хими́н».

Смысл: «О, Аллах! Даруй этому умершему бесконечную милость, прощение его грехов и жизнь в Раю.О, Аллах! Если он был добродетельным, то воздай ему еще больше за его добро, а если он творил дурное, то прости его и не наказывай его.О, Аллах! Сохрани этого умершего от того, чего он боится. Обрадуй Его Своей щедростью и возвеличь его в почете в жизни вечной, о, Аллах, Милостивейший из милостивых».

Если усопшая– женщина:

وَخُصَّ هَذِهِ الْمَيِّتَةَ بِالرُّوحِ وَ الرَّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ

اَللَّهُمَّإِنْكَانَتْ مُحْسِنَةًفَزِدْفِيإِحْسَانِهَاوَإِنْكَانَتْمُسِيئَةً فَتَجَاوَزْعَنْهاَ

وَلَقِّهَاِاْلأَمْنَ وَاْلبُشْرَىوَالْكَرَامَةَوَالزُّلْفَىبِرَحْمَتِكَياأَرْحَمَالرَّاحِمِينَ

«Ўа ху́сса hа́зиhиль-ма́ййитата бир-ру́хи ўар-ра́хати ўаль-ма́гфирати ўар-ридва́н. Алла́hу́мма, ин кя́нат мухсинатан, фа зи́д фи́ ихса́ниhа́,

ўа ин ка́на муси́атан фа-таджа́ўаз ‘анhа́, ўа ля́ккыhа-ль-а́мна ўаль-бушра́

ўаль-карама́та ўаз-зульфа́ би-ра́хматикя, йаа́рхама-рра́хими́н».

Смысл: «О, Аллах! Даруй этой покойной бесконечную милость, прощение ее грехов и жизнь в Раю.О, Аллах! Если она была добродетельной, то воздай ей еще больше за ее добро, а если поступала дурно, то прости ее и не наказывай.О, Аллах! Сохрани эту умершую от того, что она боится. Обрадуй ее Своей щедростью и возвеличь ее в почете в вечности, о, Аллах, Милостивейший из милостивых».

Если покойный – мальчик:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهُ لَنَا أَجْراً وَذُخْراً

وَاجْعَلْهُلَنَاشَافِعاًوَمُشَفَّعاً

«Алла́hу́мма-дж՚аль-hу́ ляна́ фуратан ўадж՚аль-hу́а́джран ўа зу́хран ўадж՚аль-hу́ ляна́ ша́фи՚ан ўа муша́ффи՚ан».

Значение: «О, Аллах! Сделай этого мальчика встречающим нас в Джаннате и сделай его наградой в вечности для нас.О, Аллах! Сделай этого мальчика заступником для нас и прими его заступничество».

Если умершая– девочка:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْهَا لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهَا لَنَا أَجْراً وَذُخْراً

وَاجْعَلْهَالَنَاشَافِعَةًمُشَفَّعَةً

«Алла́hу́мма-дж՚а́ль-hа́ ляна́ фуратан ўадж՚а́ль-hа́ а́джран ўа зу́хран ўадж՚аль-hа́ ляна́ ша́фи՚атан ўа муша́ффи՚атан».

Значение: «О, Аллах! Сделай эту девочку встречающей нас в Джаннате и сделай ее наградой в вечности для нас. О, Аллах! Сделай эту девочку заступницей для нас и прими ее заступничество».

Те, кто не знает эти дуа, читают с намерением дуа[61] аят из Корана:

رَبَّنَا اَتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِى اْلآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Раббана́ а́тина фи-д-дунья́ ха́санатаў-ўа фи-ль-а́хырати ха́санатаў-ўа кына́ аза́бан-на́р».[62]

Значение:«Господь наш! Дай нам добро в этой и в вечной жизни и защити нас от огня Ада».

ИМАМ-АЗАМ АБУ ХАНИФА

Имам-а́՚зам(великий имам) Абу Ханифа – один из великих ученых ислама. Он обладал обширными знаниями, умом, нравственностью и блистал в исламском мире как звезда, указывающая и освещающая путь мусульманам. Имам Абу Ханифа был примером для людей в следовании Корану и Сунне Пророка.

В течение 40 лет он совершал вуду (омовение) для намаза аль-иша и с этим же омовением совершал намаз-фаджр, то есть ночи он проводил в поклонении и не спал. Передано, что имам Абу Ханифа в одном намазе читал весь Коран от начала до конца. Только в месяц Рамадан он в день два раза заканчивал чтение Корана: утром и вечером. Таким образом, в месяц прочитывал Коран 60 раз.

Занимаясь торговлей, имам Абу Ханифа не отступал от праведности. Он больше думал о других, чем о себе. Однажды одна женщина хотела продать ему платье из шелка, Абу Ханифа спросил, сколько она за него хочет.

Женщина сказала: «Сто дирхемов».

Абу Ханифа возразил: «Это платье стоит больше ста дирхемов. Скажите, за сколько вы его продадите?»

Женщина прибавляла по 100 дирхемов и довела цену до 400. Абу Ханифа сказал, что его цена еще выше, чем ее последняя цена.

Женщина: «Неужто вы шутите надо мной?»

Абу Ханифа: «Отчего же? Приведите другого человека, чтобы он назначил цену».

Женщина позвала человека, и они уточнили цену. В итоге Абу Ханифа купил платье за 500 дирхемов. Он стал примером того, что, занимаясь любым делом, нужно всегда думать о других людях.

Абу Ханифа совершил хадж 55 раз и в последний раз прочитал намаз в 2 ракята внутри Каа́бы. В первом ракяте начал с суры аль-Фатиха и дошел до половины Корана, а во втором ракяте дочитал оставшееся до конца. Так, в двух ракятах он закончил чтение всего Корана.

Многие его ученики стали великими учеными и основали исламскую научную правовую школу – мазха́б, который носит его имя. Сегодня ханафитский мазхаб имеет огромное количество последователей во всем мире. Ханафитами были и первые мусульмане Беларуси, Литвы и Польши. Ислам в Беларуси во все века строился на Коране и Сунне в понимании праведных предшественников, принадлежавших к школе великого имама Абу Ханифы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое саджда-сахв, и при каких обстоятельствах ее следует выполнять?

2. Поясните, в чем преимущество коллективного намаза (джамаа́том)?

3. На что надо обращать внимание в мечети?

4. Назовите архитектурные части мечети.

5. Как читается коллективный намаз за имамом?

6. Кто обязан присутствовать на пятничном намазе (аль-джум’а)?

7. Сколько ракятов в фарде джума-намаза?

8. Для кого являются ваджибом праздничные намазы?

9. Чем отличаются праздничные намазы от других намазов? Расскажите о такбире-ташрик».

10. Расскажите о наших обязанностях в праздничные дни.

11. Расскажитео дстоинстве намаза-таравих.

12. Какчитается намаз-таравих?

13. Как читать намаз сидя и иима (движениями головой)?

14. Кто считается путником и как путник совершает намазы?

15. Что такое  намазада и када? Как возмещать пропущенные намазы?

16. Что такое саджда-тилявати как ее выполнять?

17. Длякого читают намаз аль-джаназа?Как делается намерение на намаз аль-джаназа?

18. Как выполняется намаз аль-джаназа?

 



ЧАСТЬ VI. ПОСТ

v Значение и польза поста

v Для кого обязателен пост в месяце Рамадан

v Сахур и ифтар. Дуа ифтара

v Итикаф

v Когда и как совершается намерение соблюдатьпост

v Виды поста

v Причины, разрешающие переноспоста месяца Рамадана

v Искупление – фидья

v Положение того, кто без причины не соблюдал постРамадан

v Действия, нарушающие пост, и требующие кадаи каффарат

v Обстоятельства, нарушающие пост, и требующие только када

v Обстоятельства, не нарушающие пост

v Порицаемые действия во время поста

v Не порицаемые действия во время поста

ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА

Третьим столпом ислама является соблюдение поста в месяце Рамадан. Обязательным пост стал во втором году хиджры.

Пост – это воздержание от пищи, питья и половой близости от рассвета до захода солнца.

Иногда пост продолжается 29 дней, иногда – 30, в зависимости от количества дней в Рамадане. Сам Пророк Мухаммад, мир ему за свою жизнь успел соблюсти девять постов, четыре из которых были по 29, а пять – по 30 дней.

Мусульмане почитают Рамадан как священный месяц. Именно в этом месяце, с ниспосланием нашему Господину Мухаммаду, мир ему,пророческой миссии было положено новое начало исламской религии. В это же благословенное время начал ниспосылаться Коран. На Рамадан приходится Лейлятуль-Кадр – ночь, которая лучше тысячи месяцев.

В этом месяце верующие соблюдают пост, который очищает человека от греховного, от недобрых помыслов и плохих поступков. Всевышний сказал:

يَأيُها الَّذِينَ ءَامَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُكَمَا كُتِبَ عَلَي الَذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَكُمْ تَتَقُونَ

 

Значение: «О верующие! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны!».

«Тот из вас, кого застанет месяц Рамадан, <…> пусть проводит его в посте». 

Пост является одним из особенно значимых видов поклонения: в этой жизни он уберегает нас от дурных дел, а в Судный День – от Ада, способствуя прощению Аллахом наших грехов. Наш любимый Пророк Мухаммад, мир ему,говорил: «Если бы люди могли по достоинству оценить священный месяц Рамадан, то хотели бы, чтобы он длился целый год».

«Начало месяца Рамадан – это милость, середина – прощение, конец – освобождение от Ада…». 

 

ПОЛЬЗА ПОСТА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...