Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская морфология в ортологическом аспекте 9 страница




Горбачевич К. С. Вариативность слова и языковая норма. Л; 1978 (гл. V. Морфологические варианты слова. С. 137-202).

Граудина Л. К. О нулевой форме родительного множественного у сущест­вительных мужского рода // Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964.

Зализняк А. А. Русское именное словоизменение. М, 1967.

Ильина Н. Е. Глагольные варианты с чередованием -ну- / нуль суффикса в основе // Социально-лингвистические исследования. М., 1976.

Качевская Г. А. Нужно ли склонять географические названия типа Рощино, Шувалово? // Нормы современного русского литературного словоупотребле­ния. М.-Л., 1966.

Москвин В.П. Недостаточные глаголы: к уточнению понятия // RussianLinguistics. Vol. 39. 2015.№ 2.

Мучник И. П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. М., 1971.

Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современ­ного русского литературного языка. М., 1968.

Словари:

Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правиль­ность русской речи:Стилистический словарь вариантов. М., 2001.

Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Граммати­ческие формы. Ударение. М., 2008.

Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 2006.

Задания

1.Образоватькраткие формы мужского рода от следующих прилагательных: безжизненный, бесчувственный, кощунственный, мгновенный, мертвенный, надменный, неприязненный, нетленный, обыкновенный, ответственный, почтенный, проникновенный, родственный, свойственный, суверенный, художественный.

Малый академический словарь даёт лишь одну краткую форму мужского рода от прилагательных могущественный, явственный и др. (могуществен, явствен и т. д.), а «Краткий словарь трудностей русского языка» Н. А. Еськовой фиксирует две формы: могуществен и могущественен, явствен и явственен. Чья точка зрения представляется Вам более обоснованной?

Образоватьварианты краткой формы от прилагательного таинственный. Подумайте, чем обусловлен выбор неусечённых форм в следующих контекстах: 1. И был он страшен, непонятен, Таинственен, как этот бег Туманной мглы и светлых пятен, порою озарявших снег (И. А. Бунин). 2. Был этот час таинственен и славен (Н. Асеев)[164].

Образоватьварианты краткой формы от прилагательных современный, своевременный и временный. Почему последнее не подчиняется правилу В. И. Чернышёва?[165]

Определитьпричину появления вариантов дерзновéнендерзновéн, сокровéненсокровéн, незабвéненнезабвéн и самозабвéненсамозабвéн[166].

Выписатьсловоформы, вступающие в противоречие с правилом образования кратких форм от прилагательных с концовкой -енный.

1. Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен! (М. А. Булгаков). 2. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ (А. С. Пушкин). 3. Он не одиночка, он – частица всех, он могуществен! (В. Тендряков). 4. Могущественен, благороден и красив лесной товар (К. Федин). 5. Неандерталец в полной мере тождественен современному человеку (Православное слово). 6. Он был прост и естествен в речах (К. Паустовский). 7. Левин не мог быть естественен и спокоен в его присутствии (Л. Толстой). 8. Федот был положительно красноречив, почти вдохновенен, когда рассказывал о своих страданиях (С. Г. Скиталец). 9. Благословен и день забот, Благословен и тьмы приход! (А. С. Пушкин). 10. Дельвиг в полезном медлен, а в шалостях скор (Ю. Тынянов). 11. Подъём медленен и труден (А. Н. Толстой). 12. Восторг преждевремен (В. Тендряков). 13. Агностицизм так же туп и безжизненен, как и грубый рационализм (А. Ф. Лосев). 14. Выбирайте тех, кто честен, мужественен перед начальством (А. И. Солженицын). 15. Блажен, кто смолоду был молод (А. С. Пушкин).

Подумайте, почему от следующих слов образуется только один вариант краткой формы – усечённый: отмеренный, размеренный, презренный, пониженный, возвышенный, брошенный, купленный, растленный[167].

В пособии Б. Н. Головина «Как говорить правильно. Заметки о культуре речи» (М., 1988. С. 51-52) находим следующие рекомендации: 1) «Если краткая форма прилагательного женского рода имеет нн, то в краткой форме прилагательного мужского рода должно быть на конце сочетание -нен (дерзновеннадерзновенен, непреклоннанепреклонен, пустыннапустынен и т. п.);2) относительно прилагательных типа возвышенный, размеренный, растленный, неожиданный и др.: «Такие слова склонны к двоякому образованию краткой формы мужского рода: возвышен (как причастие) и возвышенен (как прилагательное), неожидан и неожиданен, размерен и размеренен».

Можно ли использовать правило Б. Н. Головина? Определитесферу действия правила В. И. Чернышёва. Подумайте, почему в современной прикладной лингвистике это правило не используется[168].

Малый академический словарь даёт лишь одну краткую форму мужского рода от прилагательных благословенный и смиренный и др. (благословен, смирен), а «Краткий словарь трудностей русского языка» Н. А. Еськовой допускает две формы: благословен и благословенен, смирен и смиренен. Чья точка зрения представляется Вам более обоснованной?[169]

Выпишитеиз предтекста прилагательные с отпричастным прошлым. Докажите их отглагольный характер. Образец: благословен (<благословить).

Проанализироватьстатью: Москвин В. П.Явствен или явственен? // Русская речь. 2003. № 2. Обратить внимание на: 1) причины возникновения редуцированных форм (с. 36); 2) лексикографическую интерпретацию неусечённых форм (36-37); 3) причины редкого употребления таких форм (37) и перспективы их использования в живой речи (39); 4) исключения из правила (39-40); 5) этапы грамматического освоения отпричастных («отглагольных») прилагательных адъективной морфологической микросистемой (40-41).

2.Образоватьформы единственного числа женского рода и множественного числа от следующих прилагательных: черепаший, патриарший, росомаший, княжий, монарший, лисий, охотничий, волчий, заячий, отчий, человечий, фазаний, крокодилий, орлий[170].

Указатьпричины появления следующих вариантов форм прилагательных княжий и досужий: 1. Все их громко величают И царевича венчают Княжей шапкой, и главой Возглашают над собой (А. С. Пушкин). 2. На княжьем дворе слушал [русский человек] сказания вещего Бояна (А. Н. Толстой)[171]. 3. Может быть, это был только анекдот, выдуманный досужей фантазией (А. С. Новиков-Прибой). 4. Я употребил часть своего досужьего времени на составление этого руководства (Р. Орбинский. Руководство для преподавателей грамотности. Одесса, 1861. С. 111)[172].

3.Образоватьпростую (синтетическую) форму сравнительной степени от прилагательных с основой на заднеязычный согласный: бойкий[173], гулкий[174], дерзкий[175], жалкий[176], колкий[177], ловкий[178], мерзкий[179], мылкий[180], пылкий[181], робкий[182], броский, веский, вязкий, едкий, ёмкий, жестокий, жуткий, звонкий, знобкий, зыбкий, зябкий, клейкий, короткий, краткий, кроткий, липкий, ломкий, маркий, меткий, резкий, стойкий, терпкий, тряский, тугой, тяжкий, хваткий, хлёсткий, хлипкий, хрусткий, цепкий, шаткий, юркий; гадкий, гладкий, жидкий[183], сладкий[184]. Охарактеризоватьварианты указанных форм с точки зрения литературной нормы[185].Пояснитьразницу: горше / горче (рябина г. крыжовника, моя судьба г. твоей).

4.Образоватьот следующих глаголов форму первого лица единственного числа; в случае затруднений пояснить причины либо отсутствия такой формы, либо неудобств, связанных с её использованием, и выразить соответствующее значение описательно или с помощью синонимов; назвать просторечные варианты: ощутить[186], мутить[187], бузить[188], дудеть[189], пылесосить[190], висеть[191], победить[192], убедить, очутиться, шкодить, дерзить, затмить, окрыситься, угнездиться, принудить, простереть, сбрендить, бутузить, контузить, чудить, весить, умилосердить, обезопасить, бдеть.

Указатьглаголы, которые свободно образуют форму первого лица ед. ч. и, соответственно, не являются глаголами недостаточного спряжения.

В. И. Чернышёв пишет: «Впрочем, в случае нужды возможно сказать: очутюсь» (Чернышёв В. И. Правильность и чистота русской речи. СПб., 1914. С. 292), А. Х. Востоков рекомендует как вполне возможную форму обезопасю(Востоков А. Х. Русская грамматика. СПб., 1831. С. 119). П о ч е м у подобные формы всё-таки не используются в литературной речи?[193]

К недостаточным глаголам специалисты относят и те глаголы, от которых нельзя образовать форму первого и второго лица как ед., так и множ. числа по семантическим причинам: закипеть, усыхать, ржаветь. Имеет ли такое понимание недостаточных глаголов отношение к ортологии?[194]

5.Проанализировать выделенные формы, определить старшую норму для изобилующих глаголов. 1. Не черплем чашей непокорной В вине разврат, огонь и шум (А. С. Пушкин). 2. Когда народ стенет, всяк час беда, напасть, Пернаты, знать, злодейств терпеть не станут боле! (Д. В. Давыдов). 3. С холоду ёжится, с голоду ичется (Старинная поговорка). 4. И образы скользят, Я чувствую, я внемлю, Но не могу в себе их задержать (М. Волошин). 5. Над нами не каплет (Фразеологизм). 6. Роняет Лунину на бале, Подъемлет трепетных сирот (А. С. Пушкин). 7. И громко взывает, подъемля топор (А. К. Толстой). 8. И страждут озими от бешеной забавы (А. С. Пушкин).

Образоватьформу третьего лица ед. числа настоящего времени: алкать, блистать[195], внимать[196], глодать[197], жаждать, икать[198], капать, клеветать, кликать, колебать, колыхать[199], крáпать[200], кудахтать[201], курлыкать, махать[202], метаться, мурлыкать, мяукать[203], прыскать[204], поднимать[205], плескаться, полоскать, рыскать, стенать, стонать, страдать[206], трепать[207], тыкаться, хлестать, хныкать, хромать[208], чéрпать[209], щипать[210]. Сформулировать правило использования изобилующих глаголов[211].

Прокомментироватьследующие формы изобилующих глаголов с точки зрения принадлежности к первому (типа играть) и пятому (ждать) словоизменительным классам: жажду (прост. жаждаю), жаждущий, жаждая, жажди и жаждай; стону (устар. стонаю), стонущий, стоная, стони[212].

Пояснитьпричину возникновения неправильных и просторечных форм типа искает, кудахтает (вм. ищет, кудахчет)[213].

Пояснитьразницу: мечет / метает (гранаты, швы, копьё, икру, заяц м. петли), тычет / тыкает (зонтиком, пальцем, старшим), брызжет / брызгает (водой на кого-либо, мясо вином, слюной в ярости, одеколон на платок), двигает / движет (науку, мебель, пальцами; им д. тщеславие), двигается / движется (время, войска к границе, пальцы, Луна вокруг Земли).

В 1948 году Е. С. Истрина писала: «Для слова капать в значении ‘ронять капли на что-н.’, ‘лить каплями’ употребительны продуктивные образования на -аю, -аешь…: смотри, ты капаешь себе на платье; не капай на скатерть. Но тот же глагол в значении ‘испускать по капле влагу’, ‘протекать’ сохраняет традиционные образования…: крыша каплет, потолок каплет, с дерева каплет» (Истрина Е. С. Нормы рус. лит. языка и культура речи. М.-Л., 1948. С. 10). Как могут быть охарактеризованы эти формы в настоящее время?

Сравнитеданные четырёх словарей: 1) «Капать, каплю, каплет и капаю, капает, пов. капли и капай, прич. действ. наст. каплющий и капающий, деепр. капля и капая ◊ над нами не каплет (нет причин торопиться) □ Падать каплями│Вода каплет (и капает) из крана» (Еськова Н. А. Крат. словарь трудностей рус. языка. М., 1994. С. 131; Резниченко И. Л. Словарь ударений рус. языка. М., 2010. С. 411); 2) «Капать, -аю, -аешь и (устар.) -плю, -плешь; несов. 1. (1 и 2 л. не употр.). Падать каплями. Капают слёзы. Дождь каплет» (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь рус. языка. М., 1994. С. 259; Соловьёв Н. В. Словарь правильной рус. речи. М., 2008. С. 277).Чьи рекомендации более адекватно отражают современный узус?

6.Образоватьот следующих глаголов форму прошедшего времени мужского рода: погаснуть[214], сохнуть[215], ниспровергнуть[216], волгнуть[217], слепнуть[218], блекнуть, поблекнуть, брюзгнуть, обрюзгнуть, глохнуть, заглогнуть, задохнуться, меркнуть, виснуть, померкнуть, тускнуть, вянуть, прибегнуть, пахнуть, зябнуть, вязнуть, мёрзнуть, киснуть, разверзнуть, чахнуть, гибнуть, грузнуть, расторгнуть, гаснуть.

Можно ли считать неусечённые варианты умолкнул[219], замёрзнул[220], увязнул ошибочными, если современные словари их не дают?

Использование суффикса -ну- «характерно для глаголов без приставок, ср.: блекнул, брюзгнул, глохнул, меркнул, но: поблек, обрюзг, оглох, померк» [Аванесов, Сидоров1945: 182]. Чем можно объяснить это явление?

Рассмотрение глаголов подвижного состояния приводит С. П. Обнорского [1960: 263]к следующему утверждению: «Определённо нормировать употребление одних и других форм <таких глаголов> не представляется возможным иначе, как путём их рассмотрения в словарном порядке»,т. е. в виде списка, требующего запоминания. Прав ли учёный? Попробуйте сформулироватьправило использования глаголов подвижного состояния[221].

7.Образоватьглагольные формы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-; при наличии альтернативы свой выборпояснить: обесточить[222], пришпорить[223], обезболить[224], наморщить, унавозить, захлопнуть, обезводить, обеспокоить, подпоить, разрознить[225], объегорить, отсрочить, озаботить, подытожить, отфутболить, упрочить, опозорить, опошлить, засолить[226], приохотить, проворонить, захлопнуть, обеспокоить, растревожить, взъерошить, опорочить, узаконить, заштопать, рассупонить, пропесочить, всклокочить, рассорить, уполномочить, застóпорить, рассредоточить, размусóлить, отку́порить, обусловить[227], подзадорить, огорошить, условиться, сосредоточить, приурочить, распатронить, урезонить, заподозрить, задобрить, оспорить, обескровить, облапошить, обессолить, переспорить, обезволить, облагородить[228], выхлопотать, разровнять.

8.Образоватьформу повелительного наклонения; при наличии альтернативы свой выбор из двух возможных форм пояснить: подоить[229], наклеить[230], портить[231], почистить[232], прикончить[233], положить, закупорить, погодить, показать. Запомнить: положú! (не полóжь). В каком фразеологизме допустима вторая форма?[234]

Сформулироватьправило образования формы императива от глаголов с префиксом вы-: вести, вывести, морозить, выморозить, бросить, выбросить, сыпать, высыпать, выкрасить, вырезать, выплавить, вылезти, выставить, выгладить, выдвинуть, выжарить, выкинуть, высунуть[235].

9.Пояснитьфункции усечённых форм инфинитива. 1. Я знаю: город будет, я знаю: саду цвесть (В. Маяковский)[236]. 2. После обеда бабы начали гресть (М. Шолохов)[237]. 3. Это вам не лапти плесть (Поговорка)[238]. 4. Я не пойму какою силой Сумел потрясть он шар земной (С. Есенин). 5. Сегодня старухе не принесть молока из деревни (М. Пришвин). 6. Ноздрёв велел ещё принесть какую-то особенную бутылку (Н. В. Гоголь). 7. Не смею моего сужденья произнесть (А. С. Грибоедов).

10. В поэме «Орлеанская дева» В. А. Жуковский использует следующие формы именительного падежа множ. числа от слова войско: 1) Везде мои разбиты вóйска,яПарламентом отвергнут; 2) Вóйски Со всех сторон сошлись под Орлеан. Поясните, чем вызвано обилие форм им. падежа множ. числа от слова войско: 1) совр. войскá, 2) устар. вóйска и вóйски[239].

Подумайте, чем вызвана переакцентовка в форме им. множ. срéдства – прост. средствá.

11.Образоватьформы: 1) род. падежа ед. числа; 2) им. падежа множ. числа: аэропорт, бал, бант, бинт, борт, бухгалтер, вексель, вентиль, ветер, взвод[240], винт[241], вор, герб, госпиталь, гроб[242], гуляш, гусь, дизель, директор, диспетчер, договор, жезл, зонт[243], инженер, китель, клапан, конус, кран, месяц, обшлаг[244], плинтус, порт[245], пресс, профессор[246], сазан, склад, слесарь, созыв[247], сторож[248], том[249], торг, торт[250], трюфель, флот, фронт[251], холм[252], чёлн, шарф[253], шафер[254], шнур, шофёр, шприц[255], шторм, шурф[256].

Назватьформу им. множ. для каждого члена следующих пар вариантов: договóрамидоговорáми; лéкторовлекторóв; о бухгáлтерахо бухгалтерáх; инженéраминженерáм; шофёровшоферóв.

Каковапричина: 1) распространения форм им. падежа множ. числа на -á/-я́ (тóрты – неправ. тортá, устар. тóмы – совр. томá); 2) переакцентовки тóрты – неправ. торты́, устар. фрóнты – совр. фронты́?[257] Можно ли считать данную тенденцию развития языковой системы прогрессивным явлением? Каковы отношения этой тенденции с литературной нормой?[258]

Сравните: 1) вóлосы – разг. волосá: Бледны, как смерть, и дыбом волоса! (А. С. Грибоедов); 2) вóлосы –поэт. власы́: Эрот, сей бог богов Веселых шалунов Любимец и любитель, Мой грозный повелитель До сребряных власов (Д. Давыдов). Какие слова склонны к формам на -á/-я́ и переакцентовке?[259]

Подумайте, почему переакцентовка со сменой флексии (ср. профессорá и устар. профéссоры) реже затрагивает имена существительные с основой на г, к, х типа пирог, полк, конюх[260] и чаще – имена с сонорной концовкой[261].

Выявитьподсистемы национального языка, являющиеся источником распространения указанных форм и переакцентовки[262].

Пояснитьразницу: тонá / тóны (низкие, высокие, светлые, тёмные), годá / гóды (мои, двадцатые), мехá / мехú (для вина, собольи), адресá / áдресы(приветственные, а. приятелей), хлебá/хлéбы, орденá /óрдены (рыцарские, о. на груди), цехá / цéхи (мартеновские, средневековые, ц. башмачников), счёты / счетá (платить по с., считать на с.), кондукторá/кондýкторы, соболя́ / сóболи (дама в соболях, с. прыгают), пропускá/прóпуски, крéндели / кренделя́ (выписывать, выпекать), учúтели / учителя́: школьные у.; Художник оставил себе в ... одного божественного Рафаэля (Н. В. Гоголь. Портрет)[263], рóды / роды́ / родá (р. оружия, дворянские р., р. и виды растений, р. у женщины, р. войск).

Прокомментироватьвозможные акцентные варианты и формы выделенных имён существительных. 1. – Вот спасибо, братцы, – говорил Козлевич, держа в руке тяжёлую кружку. – Совсем было погиб. Охмурили меня кседзы (И. Ильф, Е. Петров. Золотой телёнок)[264]. 2. Ну, разумеется к тому б И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; Вот, например, полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы (А. С. Грибоедов). 3. Ей подавай нелепейшую шляпу с перьями, бантами и шпильками (А. Аверченко). 4. О плуты! – Слон кричит. – Какое преступленье! (И. А. Крылов). 5. Её один удел печальный: Года бесчувственно провесть И в край, для горестных не дальный, Под глас молитвы погребальной, Одни молитвы перенесть (А. Дельвиг).

12.Образоватьформу род. падежа множ. числа от следующих имён существительных: валенки[265], сапоги[266], сапоги-скороходы[267], эполеты[268], носки, чулки, синийчулок, шаровары, шальвары, панталоны, кальсоны, гетры, колготки, рейтузы, шорты, манжеты, штиблеты, сандалеты, мокасины, кеды, боты, бутсы, клипсы, рельсы. Результаты проверить по словарям.

Каковаосновная тенденция в образовании форм родительного падежа множественного числа от наименований парных предметов?[269]

В словарях наблюдаем разнобой в рекомендациях относительно форм род. падежа множ. числа от указанных наименований. Так, «Краткий словарь трудностей рус. языка» Н. А. Еськовой (М., 1994) и «Толковый словарь рус. языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (М., 1994) фиксируют формы носок и носков как равноправные; «Большой толковый словарь рус. языка» (СПб., 1998) и МАС-2 дают только форму носков; в «Толковом словаре рус. языка» под ред. Д. Н. Ушакова форма носок характеризуется как нейтральная, а форма носков – как разговорная, в словаре «Грамматическая правильность рус. речи» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича и Л. П. Катлинской (М., 1976) – наоборот: форма носков характеризуется как нейтральная, а форма носок – как разговорная; в «Словаре правильной рус. речи» Н. В. Соловьёва (М., 2008. С. 402) форма носок не рекомендуется. К а к у ю форму (носок или носков? чулок или чулков? сандалет или сандалетов?) следует выбирать в случае колебаний?[270]

Почемурод. множ. от гольфы будет гольфов, а усечённая форма гольф считается неправильной?[271]

13.Образоватьформы род. падежа множ. числа от следующих имён сущ. второго склонения с основой на мягкий согласный и шипящие; сформулировать правила образования таких форм: головня, кухня[272], кузня, бáржа, баржá, сакля[273], западня, рохля, подворотня, земля[274], долбня, Петя, конюшня, пашня, кегля, праща, чаща, сабля, Галя, деревня, букля, Костя, лютня, буря, чукча, яблоня, пустыня, клешня, Женя, вечéрня, бойня, мотня, квашня, часовня, Саша, рáджа, вожжа, притча, ноздря, барышня, кровля, пéтля, петля, Оля, мямля, будни, магарáджа, голубятня, скворечня, вафля, молельня, простыня, яблоня, лыжня, боярышня, тройня, черешня, пятерня, няня, готовальня. Указатьслова, которые в форме род. множ. сохраняют мягкую концовку и в которых после этой концовки пишется мягкий знак[275].

Пояснитьпричину неправильного произношения и написания: *барышен, *боярышен[276].

Пояснить, почему от слов прúгóршня, свóдня, цáпля образуется две формы род. множ.: прúгóршен и прúгóршней, свóден и свóдней, цáпель и цáплей[277]. Прокомментироватьформу род. множ.: Шумели у сходен (А. Н. Толстой. Ибикус). При подготовке ответа использовать словари[278].

Поясните вариативность следующих форм в пределах одного текста: В стране далекой, Питомец бурей и снегов, Блуждать я буду одинокой В глуши подоблачных лесов (П. П. Ершов. Прощание с Петербургом); ниже, однако, читаем: Под шумом бурь грозы военной, По гласу мощному Петра, В лесах страны иноплеменной Воздвиглась русская гора.

Известно, что в первой половине XIX в. род. падеж множ. числа мягкого женского склонения наравне с нулевой флексией «допускал параллельно окончание -ей» [Булаховский1954: 70]: лютнялютен / устар. лютней; бурябурь / устар. бурей: Я слышал треск громов и бурей завыванье (Д. Веневитинов); пустыняпустынь / устар. пусты́ней: В глуши лесной, средь муромских пустыней, Встречал лихих Полканов и Добрыней (А. С. Пушкин); саблясабель / устар. саблей: Туда, мой конь, где саблей стук (К. Рылеев). П о ч е м у в этих словах безударное окончание -ей было утеряно?[279]

Поясните причину появления незакономерных вариантов формы род. множ. тётей (при ожидаемой форме тёть), дя́дей (при ожидаемой форме дядь), устар. бýрей (вместо ожидаемой формы бурь), устар. пусты́ней (вместо ожидаемой формы пусты́нь) и др.[280].

В современной речи часто используется неправильная форма доль вместо литературной формы долéй. Поясните причину этого явления.

Прокомментироватьморфологические варианты стáвен / стáвней с учётом исходной формы[281].

Поясните причину перехода следующих имён существительных из второго склонения в третье: простыня́ > разг. (чистая) прóстынь, я́блоня> диал. (цветущая) я́блонь[282].

Найдитечерты разносклоняемости в парадигме слова простыня[283].

Прокомментироватьморфологические варианты род. множ.  сáжен и сажéнéй с учётом взаимодействия форм второго и третьего склонений в анализируемой микросистеме имён существительных[284].

Поясните причину появления неправильного акцентного варианта им. множ. шéстерни (вм. лит. шестернú)[285].

Нелитературный акцентный вариант род. множ. прóстынь ориентируется на форму им. множ. прóстыни. На какие формы ориентируется литературный акцентный вариант просты́нь?[286]

Прокомментироватьварианты род. множ. межéй / меж, простынéй / неправ. прóстынь с учётом акцентного варьирования в парадигмах этих слов. Найти подобные случаи в приведённом выше перечне[287].

В словарях и справочниках наблюдаем разнобой в рекомендациях относительно форм род. падежа множ. числа от указанных наименований. Здесь находим варианты: свечáсвечéй / свеч (игра не стоит свеч), простыня´ простынéй / просты́нь, сóнясонь / сóней, тихóнятихóнь / тихóней, ходýлиходýль / ходýлей, двóйнядвóен / двóйней, оглóбляоглóбель / оглóблей, тётятёть / тётей, дя́дядя́дь / дя́дей, прúтчапритч / прúтчей, прúгоршняпрúгоршен / прúгоршней, я́слия́слей / я́сель, ВолóдяВолóдей / Волóдь, ПéтяПéтей / Петь[288]. Определитесильные (перспективные), слабые и равноправные варианты; свои решения аргументируйте. Определитеразницу: шестерён / шестернéй (пять чугунных ш., скачет пять ш.); пусты́нь / пýстыней (орошение п., настоятели Оптиной и Светозёрской п.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...