Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская морфология в ортологическом аспекте 6 страница




3.Образоватьформу винительного падежа; с помощью указанных выше словарей охарактеризовать акцентные варианты с точки зрения нормы: борода, борозда, борона, доска, заря, изба, коза, кора[122], коса, лоза, нога, нора, полоса, пора, река, семья, сковорода, спина, стена, строка, цена, щека. Найдитеустаревшие акцентные варианты. Где они продолжают жить? Определите старшую норму[123]. Где следует ставить ударение в формах анализируемого типа, чтобы не ошибаться? Сформулируйте правило[124].

Определитьпричину переноса ударения на флексию. Для этого следует составить и проанализировать акцентную парадигму одного из рассмотренных имён существительных[125]. Является ли такой перенос прогрессивным явлением с точки зрения совершенствования языковой системы?

Поставитьударение, определить разницу в значениях: косу заплетать / точить/ обогнуть; русскую зиму / станцию Зиму Иркутской области; свою голову / есаула Голову, городского голову; гору / Ивана Гору, окружающую среду / следующую среду.

Прокомментироватьвозможные акцентные варианты.

1. Пожалуйста, не прими этого за допытывание, за допрос; не ставь всякого лыка в строку (И. А. Гончаров). 2. Ты пропустил целую строку. 3. Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку (И. С. Тургенев). 4. Тому же Рагозину квартиру сдавал. И цену с него сходную брал, Не грабил (К. Федин). 5. В глуши что делать в эту пору? (А. С. Пушкин). 6. И, неизменные, ликующей весне Пору зимы напоминают (А. Фет). 7. Дан приказ – ему на запад, Ей в другую сторону – Уходили комсомольцы На гражданскую войну (Песня). 8. Ехал грека через реку (Фольклор). 9. Идёт строительство моста через реку. 10. Дронов списывал что-то из записной книжки на узкую полосу бумаги (М. Горький). 11. Старушка пасёт свою козу. 12. А вам-то что смешно, холопье стадо? Самих дерут как сидорову козу, У вас самих увечья не проходят (А. Н. Островский). 13. Быков одну ногу шасси не мог выпустить. Так на одну ногу и сел (Саянов). 14. Зенитчик заплевал цигарку, поправил треух и полез в снежную нору (К. Паустовский). 15. В тёмную нору забилась лисица. Машет крылом осторожная птица (Н. Некрасов). 16. Семён так быстро и умело плёл изгородь, что Анфиса не успевала подносить ему лозу (Бабаевский). 17. Вахтенный на барже начал бить в чугунную доску (М. Горький). 18. Антон припёр как можно плотнее дверь из крылечка в избу (Григорович). 19. Строители возвели стену. 20. Андрей обрил себе бороду, усы у него отросли и свешивались вниз (М. Горький). 21. Крестьянин ладит борону. 22. Погляди на з…рю! 23. Надувши щёки, трубачи По всем полкам играли з…рю (К. Симонов). 24. Вместо шапки на ходу Он надел сковороду (С. Маршак). 25. Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат (А. С. Грибоедов). 26. Иной, в последни видя зорю, Закрой, кричит, багряной вид (М. В. Ломоносов).

4.Образоватькраткую форму ж. р. ед. ч. от следующих двусложных прилагательных: алый, бойкий, бренный, верный, глупый, горький, жгучий, нужный, рдяный, свежий, склонный. Подразделите указанные формы на две группы: 1) книжные, редкие, узуально мёртвые; 2) освоенные живой народной речью. Где следует ставить ударение в таких формах, чтобы не ошибаться? Сформулируйте правило[126].

Образоватькраткую форму мн. ч., определить старшую и младшую нормы: бойкий, верный, глупый, горький, нужный, свежий. Где следует ставить ударение в таких формах, чтобы не ошибаться? Сформулируйте правило[127].

Сравнитеударения в кратких формах ср. р. и мн. ч.: бойкий, немой, бодрый, правый, добрый, лёгкий, тёмный, тёплый. Где следует ставить ударение в таких формах, чтобы избежать ошибок? Сформулируйте правило[128].

Чем объяснить сдвиг ударения на флексию в парах типа устар. вéрны – соврем. верны́, устар. нýжны – соврем. нужны́, нýжно – неправ. нужнó, вáжно – неправ. важнó, склóнна (старшая норма) – склоннá (младшая норма), áла (старшая норма) – алá (младшая норма) и др.?[129]

Образоватькраткие формы ж., ср. р. и мн. ч. от следующих прилагательных: близкий, важный, ветхий, вредный, бледный, бодрый, верный, гадкий, гибкий, глупый, грустный, дешёвый, добрый, долгий, красный, краткий, круглый, крутой, немой, нищий, нужный, правый, пьяный, робкий, свежий, сильный, смелый, солёный[130],чёрный, чистый, ясный. П р о с л е д и т е акцентную историю кратких форм прилагательного умный по нескольким словарям.

Определитьразницу: великú / велúки (его ноги, его дела, ботинки, подвиги), пóлны / полны́(новых замыслов; не худощавы, а п.), мёртво / мертвó («Дитя было м.», «Всё кругом было пусто и м.»), мёртвы / мертвы́ («Солдаты были м.», «Леса были м.»).

Прокомментироватьвозможные акцентные варианты в формах кратких прилагательных. 1. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою (А. С. Пушкин). 2. Каждый человек обладает многими свойствами, причём наиболее явны, видны невооружённому глазу подчас не основные, а второстепенные качества (А. Дрёмов. О художественном образе). 3. Нам трудности не страшны. 4. Осанка величава, Жеманная тоска искусственной любви Не страшны мне (Д. В. Давыдов). 5. Осенью листья на тополях желты, а на клёнах алы. 6. Стихи хороши и нужны только там, где они действительно нужны (М. Исаковский). 7. Сведения эти для нас очень важны. 8. Это правило важно для учащихся. 9. Роза так ала! 10. Все мы бренны в этом мире. 11. Дитя ваше не в меру бойко. 12. Вы слишком бойки на язык, Вы будите в нас страсти! (С. Маршак). 13. Полоса заката вдали была ярка и рдяна. 14. Я увидел невесёлую, хотя пёструю и живую картину; всё было пьяно – всё, начиная с Якова (И. С. Тургенев). 15. Капитанша была пьяна и качалась из стороны в сторону (М. Горький). 16. Улыбка его была робка. 17. Вы правы, сударыня. Это очень, очень большая редкость (В. Катаев). 18. Оставьте предков вы в покое: Им поделом была и честь, А вы, друзья, лишь годны на жаркое (И. А. Крылов). 19. Спички годны к употреблению. 20. Краски ещё свежи. 21. Как хороши, как свежи были розы! (И. С. Тургенев). 22. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! (И. Северянин). 23. Рана ещё свежа. 24. Дитя умно не по годам. 25. Зимы наши чрезвычайно долги. 26. Ему неприятна, гадка была моя самоуверенность (Бахметьев). 27. Морские брызги были холодны и сол…ны. 28. Дитя безгласно и немо. 29. Изломы дороги были круты. 30. Странно, что никогда в другое время мысль его не была так гибка и изобретательна, как теперь (А. П. Чехов). 31. Сол…на эта проклятущая работа, а всё ж таки надо взяться (М. Горький). 32. Большинство не всегда право. 33. Жизнь наша бренна, и бытие наше бренно. 34. Мне это правило нужно. 35. Прошлое его темно. 36. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно (М. Ю. Лермонтов). 37. Слова его не вполне ясны. 38. И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла (А. С. Пушкин). 39. Сырьё здесь не очень-то дешево. 40. Товары дешевы. 41. Лианы гибки. 42. Петербург ему сол…н достался: В наводненье жену потерял, Целый век по квартирам таскался И четырнадцать раз погорал (Н. Некрасов). 43. Рабы немы. 44. Крыши и заборы были ветхи. 45. Беседка была совсем ветха. Деревянные её колонки поседели, заросли лишаями (К. Паустовский). 46. Волнение на море очень сильно. 47. Она не была склонна принять его предложение. 48. Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине (А. Блок. Незнакомка). 49. Все тихо, мертво: все гласит В природе час успокоенья… (А. И. Полежаев). 50. Не нужны надписи для камня моего, Пишите просто здесь: он был, и нет его! (К. Н. Батюшков). 51. Как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость (Н. В. Гоголь). 52. Дома новы, но предрассудки стары (А. С. Грибоедов). 53. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье? (И. А. Крылов). 54. Мы всегда склонны идеализировать тех, кого любим (С. Н. Сергеев-Ценский). 55. Мы не вольны в своих решениях. 56. Он жаждет сечи и молвы, А там что будет – вольны боги! (Д. В. Давыдов). 57. Тем и важно хорошее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им (Л. Н. Толстой). 58. Его движения веселы, бойки (И. С. Тургенев). 59. Друг, не страшись. Погляди: Гроз не боятся цветы, Чуя, как эти дожди Нужны для их красоты (К. Р.).

5.Образоватьот следующих имён существительных прилагательные с суффиксом -ов / -ев, сформулировать правило постановки ударения для данной адъективной микросистемы: ива, лепесток, снег, бронза, лёд, корень, торт, барсук, сторож, спирт, лифт, клинок[131].

Образоватьприлагательные с суффиксом -ов / -ев; поставить ударение, используя правило Хартмана: бомба, борщ, бочка, вал, вереск, ветер, вишня, гротеск, грош, двор, игла, килограмм, кирза, кремень, лозунг, мальчик, мачта, минус, много веков, мост, пики, плюс, просмотр, слива, станок, суп, сиг, текст, ход, цена. Результаты проверьте по нескольким словарям.

Чем объяснить смягчение производящей основы в прилагательном голевой<гол (вм. предполагаемого головой)?[132]

Определитьпричину неправильных ударений: 1) крéмневый, сливóвый, стáнковый[133]; 2) тúгровый (вм. тигрóвый), кéдровый (вм. кедрóвый), мéновый (вм. меновóй), басовóй (вм. басóвый), (мúтинговый (вм. митингóвый), сúговый (вм. сигóвый), портовóй (вм. портóвый)[134].

Изучитепо толковым и др. словарям историю противостояния акцентных вариантов подрóстковый и подросткóвый. Имеет ли смысл рекомендовать учащимся узуально мёртвый вариант подрóстковый?[135]

Определитьразницу: лáвровый / лаврóвый (лист, роща), путёвый / путевóй (лист, работник), языкóвый / языковóй (система, колбаса), домóвый / домовóй (верить в домовых, домовая мышь, книга, кухня, стена, церковь), мáчтовый / мачтовóй (лес / увидел впереди рифы), полевóй / пóлевый (цветы, метод). Каксогласуются с правилом Хартмана вариантные пары домóвый / домовóй[136], лáвровый / лаврóвый, языкóвый / языковóй[137], плодóвый / устар. плодовóй[138], пудовый / устар. пудовой?Прокомментировать следующие акцентные варианты прилагательных в плане их соответствия с указанным правилом. 1. Дворовый, верный пёс Барбос, Который барскую усердно службу нёс, Увидел старую свою знакомку Жужу, кудрявую болонку (И. А. Крылов). 2. Катятся волны голубые, шумят лавровые леса (А. Н. Плещеев). 3. Все растенья он лобзает, Кромелавровых листов! (Д. Давыдов). 4. Серыми кажутся стены домовые (Н. Огарёв). 5. Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? (А. С. Пушкин). 6. То труслив, как робкий заяц; То является, томим Чувством жалостно-унылым, То бароном легкокрылым, То маркизом пудовым (Д. Давыдов).

6.Образоватьот следующих имён существительных форму родительного падежа ед. числа: вояж, вираж,этаж, пассаж, коньяк, маньяк, Колчак, Пастернак, простак, пруссак, прусак, Эмиль, Шамиль, каучук, Ковальчук, Ильин, Харбин, краковяк, бурлак[139], Третьяк, г. Тургояк Челябинской обл. В каких группах слов используется корневое, а в каких – флексийное ударение?[140].

Почемуодни заимствованные слова сохраняют корневое ударение, другие же приобретают флексийное? Чем пояснить переацентовку в следующих словах: блиндажá< устар. блиндáжа, рюкзакá< устар. рюкзáка, метражá< устар. метрáжа, Спартакá< устар. Спартáка, гаражá<гарáжа?[141]

Когда могла произойти переакцентовка в именах существительных блиндаж, рюкзак, метраж, гараж? Составьте культурологический комментарий к акцентным изменениям в этих словах[142].

Определитьсташую и младшую нормы в анализируемых словоформах, сформулировать правило постановки ударения[143]. Образовать форму ед. род. от следующих слов: инструктаж, арбитраж, тоннаж, мираж, марьяж, тренаж, плюмаж, трельяж, грильяж, Бальзак[144].

Объяснитьвариативность ударений в следующих терминах: аммиáка / проф. аммиакá, дренáжа / проф. дренажá, массáжа / проф. массажá[145]. Подумайте, какие группы носителей русского языка используют в слове казак корневое ударение, а какие – флексийное[146].

Прокомментировать ударение в выделенных словах: 1. В дымном поле, на биваке У пылающих огней, В благодетельном араке[2] Зрю спасителя людей (Д. В. Давыдов). 2.Дрожат гаражи автобазы, Нет-нет, как кость, взблеснёт костёл (Б. Пастернак). 3. Не длинный ряд экипажей, Не чёрный флёр и не кадилы В толпе придворных и пажей За ней теснились до могилы (А. И. Полежаев)[147].

Проанализироватьстатью: Ожегов С. И. Существительные на -аж в русском языке // Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. Обратить внимание на: 1) историю появления этих слов в русском языке (с. 73 – 83); 2) возникновение суффикса -аж (с. 85 – 86); 3) вариативность ударения в словах данного типа (с. 87 – 91) и закономерности переакцентовки (с. 87, 88, 90 и 91).

7.Определитьот следующих глаголов форму прошедшего времени мужского рода: зажиться, залиться, заняться, запереться, наняться, напиться, начаться, обняться, отняться, подняться, предаться, приняться, пропиться, родиться.Используя словари, о п р е д е л и т е направление переакцентовки в словоформах данной микросистемы. Сформулируйте правило постановки ударенияв таких словоформах[148].

Определить источник неправильных форм типа нáчался, прúнялся[149].

Определитьразницу: заперся́ / запёрся (не признаваясь ни в чём, на ключ, в комнате, на допросе).

8.Образоватьот следующих глаголов формы прошедшего времени ед. ч. муж. рода, ед. ч. ср. рода и форму мн. ч.: пробыть, начать, передать, зажить, занять, распродать, прожить, ожить, продать,перепродать, проклясть, убыть, отдать, нажить, отбыть, пропить, предать, побыть, залить, принять, налить, отнять, перенять, облить, обмереть, умереть, отпереть, понять, преподать, создать. Результаты проверьте по словарям.

Выявитестаршую и младшую нормы[150]. Всегда ли акцентное варьирование в таких формах находится в пределах литературной нормы? Где следует ставить ударение в указанных формах, чтобы исключить ошибки?[151]

Определитьразницу: прóбил / пробúл (час, стену, борт), зáпил / запúл (таблетку водой; Он снова…).

9.Определитьособенности ударения в словах шаг, ряд, час и шар: земного шара / два шара; около часа / полтора часа, четверть часа; сбиться с шага / четыре шага; из ряда вон выходящий / четыре ряда[152].

10.Образоватьот следующих глаголов: 1) формы прошедшего времени мужского рода; 2) причастия на -тый. Образец: проры́тьпроры́лпроры́тый.

Воспринять, добыть, запеленать, запереть, начать, обмакнуть, перегнуть, пережить, перешить, пригнуть, прожить, проклясть, спугнуть. Результаты обязательно проверьте по словарям. Сформулироватьправило постановки ударения в таких причастиях, выявить исключения[153].

Определитьразницу: прокля́тый / прóклятый (мороз, вопрос, сын – отцом); рáзвитый / развитóй (трос, ребёнок, верёвка, личность).

11.Образоватьот следующих глаголов форму действительного причастия прошедшего времени. Образец: тянýть – тянýвший.

Беречь, замереть, занять, запереть, налить, начать, подпереть, помереть, прибыть, принять, приобрести[154], умереть. Результаты обязательно проверьте по словарям. Сформулироватьправило постановки ударения в указанных причастиях, выявить исключения[155].

12.Образоватьот следующих глаголов: 1) формы третьего лица множественного числа; 2) причастия на -щий. Образец: пасутпасýщий.

Губить, дарить, душить, лениться, лепить, лепиться[156], мочить, мочь, пилить, служить, терпеть, тонуть, ходить,хотеть, чертить. Результаты обязательно проверьте по словарям. Сформулироватьправило постановки ударения в таких причастиях, выявить исключения[157].

13.Поставитьударения в следующих словах: благоприобретение, знамение, изваяние, исповедание, мышление, намерение, обеспечение, обморожение, обнаружение, опошление, помазание, приобретение, сосредоточение, узаконение, упорядочение, упрочение. Результаты проверьте по словарям.

Определитьтенденцию акцентных изменений и источник неправильных ударений в словах данной микросистемы[158].

Определитьразницу: провúдение / провидéние (оказаться где-либо по воле ...; пророческое, гениальное п.; Храни вас …), вúдение / видéние (мимолётное, художественное; приборы ночного…; больного преследуют…), вéдение / ведéние (в. собрания, хозяйства, дел; находиться в чьём-либо…), свéдение / сведéние (Эти с. верны; с. счётов с кем-либо), воздвижéние / воздвúжение (колонны, креста, памятника).

14.Поставитьударения в следующих словах: бомбардировать, буксировать, вальсировать, копировать, костюмировать, маркировать, нормировать, премировать, формировать. Результаты проверьте по словарям.

Определитьтенденцию акцентных изменений и источник неправильных ударений в словах данной микросистемы[159].

Определитьразницу: бронúровать / бронировáть (номер в гостинице, корабль, жилплощадь, поезд, крейсер, железнодорожные билеты).

15.Определитьразницу: на двери / с двери, в беспредельной дали / из такой дали, в крови / до крови, на брови / от правойброви, на цепи / с цепи, в тени / нет ни малейшей тени, в глухой ночи / до самой ночи.

Прокомментировать ударение в выделенных словах: 1. Так с цепи, стало быть, спустили (А. С. Грибоедов). 2. Уставши бегать ежедневно По грязи, по песку, по жесткой мостовой, Однажды Ноги очень гневно Разговорились с Головой (Д. В. Давыдов). 3. Мой ангел, Бога ради От двери дальше отойди (А. С. Грибоедов).

16.Сформулировать правило постановки ударения в словах следующего структурного типа: будучи, сидючи, едучи, крадучись, играючи[160].

17. Как известно, закон аналогии при постановке ударения действует прежде всего «в однотипных структурно-семантических группах слов» [Суперанская1968: 25]. Определитьсловесные ряды, вызывающие колебание ударений в приведённых ниже лексемах.

Образец: дóгмат / неправ. догмáт. Ответ: переакцентовка произошла под влиянием слов типа комбáт, диктáт, нитрáт, депутáт, комбинáт[161].

Апокáлипсис / неправ. апокалúпсис, áспид / неправ. аспúд, бáрмен / неправ. бармéн, газопровóд / неправ. газопрóвод, гéнезис / неправ. генéзис, еретúк / неправ. ерéтик, каталóг / неправ. катáлог, киломéтр / неправ. килóметр, колóсс / неправ. кóлосс, кýхонный / неправ. кухóнный, мáркетинг / неправ. маркéтинг, мусоропровóд / неправ. мусоропрóвод, питекáнтроп / неправ. питекантрóп, пýрпур / неправ. пурпýр, рéгент / неправ. регéнт, фенóмен / допуст. феномéн, ходáтайство / неправ. ходатáйство[162].

18.Поставитьударение в словах: суффикс, конфикс, префикс, интерфикс, постфикс. Пояснить причину переакцентовки[163].

19. В. Г. Костомаров в своей книге «Языковой вкус эпохи» [1999: 274] приводит список слов, в которых, по его наблюдениям, чаще всего появляются неправильные ударения. Назовите правильные и неправильные акцентные варианты в этих словах и словоформах; результаты проверьте по словарям: внесены, возбудить, в яслях, два шага, договор, договоренность, заключен, занял, заняла, идут, квартал, минул год, начать, окупится сторицей, передал, премировать, принять, приняла, сформировать, переведен, передано, пережила, позвонит, приговор, проведен, углубить, углубленный, удалось, статуя, феномен, ходатайство, эксперт.Пополнитеэтот список своими примерами.

20.Поставитьосновное и побочное ударение в следующих словах: автовеломотогонки, автомототранспорт, артериосклероз, аэрофотосъёмка, бархатистый, благоприобретение, водонепроницаемость, высокообразованный, высокоразвитый, кинематография, кумысолечение, металлолом, морозоустойчивый, незаконнорождённый, проамериканский, профориентация, радиолокация, разнохарактерный, семнадцатитомный, стасорокавосьмидневный, североатлантический, слаборазвитый, спецодежда, старославянский, телерепортаж, туннелестроение, ультразвук, электроснабжение.

21. Подумайте, с какой целью учителя младших классов: 1) сочиняют подобные двустишия: а) Красивей всех реснички У маленькой лисички; б) В волшебный квартал Змей Горыныч прилетал; в) Трое маленьких чижей Ободрали весь щавель; 2) используют «цветовые» задания: «Слова с ударением на первом слоге подчеркните синим, слова с ударением на втором слоге – зелёным, а слова с ударением на третьем слоге подчеркните чёрным цветом: алфавит, щавель, звонит, свекла, километр» [Киселёва2011: 115].

22. Прочтитерецензию Н.А.Еськовой на словарь: Зарва М. В. Русскоесловесноеударение. Словарь. Около 50 000 слов. М., 2001//Русский язык в научном освещении. 2004. № 7 (1).С. 272-276. Какая особенность в отношении фиксации вариантов определяет специфику словарей, адресованных работникам средств массовой информации?

 

Русская морфология в ортологическом аспекте

Одним из «слабых мест» русской морфологической системы является довольно значительное количество (по подсчётам К. С. Горбачевича – более 3000 пар) вариантов, различающихся, по Ф. П. Филину [1963: 131], словоизме­нительными (бухгáлтерыбухгалтерá) и формообразующими морфемами (цвестицвесть, сказавсказавши).Такая вариативность «в значительной мере расшатывает понятие грамматической нормы» [Горбачевич 1978: 137].

Особенностью морфологической вариативности является то, что она затрагивает не слово в целом, а лишь отдельные его словоформы. Подчёркивая ограниченность сферы действия морфологической вариантности, А. И. Смирницкий [1954: 22] отмечает: «Естественнее сказать, что щец есть вариант словоформы щей (которая, следовательно, существует как щей / щец), чем говорить о двух вариантах слова щи, поскольку данная его вариантность в других словоформах не существует». В этом плане вполне логичным представляется определение морфологических вариантов как «вариантов словоформ, не отражающихся на заглавной форме слова» [Григорьев 1965: 137] (хотя варьировать иногда может только «заглавная форма», ср. цвести и цвесть).

Считается, что «морфологические варианты слов… наиболее удобно классифицировать в зависимости от принадлежности варьирующихся единиц к той или иной части речи» [Немченко 1990: 150; Граудина 1980: 144]. Такая форма описания принята в грамматиках, однако при ортологическом анализе, нацеленном на выявление причин появления неправильностей, более целесообразной является систематизация вариантов в соответствии с причинами их возникновения, что придаст классификации объяснительную силу.

А.Одной из причин варьирования является стремление коммуникантов к экономии речевых усилий, которое «решает судьбу вариантов в пользу более коротких, лаконичных форм» [Граудина 1980: 203]. Проанализируем случаи варьирования, связанные с действием закона экономии в языке.

1. Вариативность у глаголов подвижного состояния (термин А. А. Шахматова) типа блекнуть, сохнуть, которые «обозначают постепенное усиление какого-либо состояния» [Ильина 1976: 156], наблюдается в формах прошедшего времени; здесь формы с суффиксом -ну- «последовательно устранялись в женском, среднем роде, множественном числе» [Горбачевич 1978: 165] и в настоящее время являются архаичными; такие формы находим только в старых текстах: Ужель иссякнули всех радостей струú? (В. А. Жуковский. Вечер). В формах мужского рода многие глаголыподвижного состояния, «преимущественно префиксальные»[Смирнов 2010: 284],и сейчас сохраняют вариативность: прибегнулприбег, оглохнулоглох, угаснулугас. Беспрефиксальные же глаголы (гибнуть, дряхнуть, мякнуть, горкнуть, тускнуть, бухнуть, блекнуть и др.) употребляются в формах мужского рода только с суффиксом -ну-. Причина состоит в том, что:а) некоторые односложные формы бывают двусмысленны: гас (ср. газ), пах, вял, слеп[Немченко 1999: 25]; б) формы типа *гиб, *дрях, *мяк, *горкне опознаются как глагольные: без суффикса слово попросту разрушается. Тем не менее, формы зяб, сох, гас и др.признаютсянормативными;заметим, однако, что при этих формах вполне допустимы и неусечённые варианты типа зябнул, сохнул, гаснул.

Как известно, книжно-письменная речь очень консервативна, в силу чего книжные глаголы (прибегнуть, воздвигнуть и др.) также сохраняют неусечённые формы с суффиксом -ну-: прибегнулприбег, воздвигнулвоздвиг. Поскольку причастие является «формой книжного языка», то и оно довольно «прочно сохраняет суффиксальный вид основы» [Ильина 1976: 158], ср. воскреснутьвоскрес, но: воскреснувшийвоскресший; умолкнутьумолк, но: умолкнувшийумолкший (здесь вариативность продолжает сохраняться).

2. Инфинитивный суффикс -ти после звуков с и з может редуцироваться, что служит источником вариантов типа цвестицвесть, везтивезть, приобрестиприобресть. В. И. Чернышёв [1970: 549] отмечает, что «в неопределённом наклонении окончание -ть вместо ударяемого -тú хотя и не вошло в общее употребление, но допускается лучшими нашими стилистами». Усечённые варианты используются: а) в поэзии, где их появление обусловлено требованиями ритма и рифмы: Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть! (В. Маяковский); Тружусь день весь: Я по делам гонцом у барина большого; Ну, некогда ни пить, ни есть, Ни даже духу перевесть (И. А. Крылов); б) как средство стилизации разговорной речи и просторечия (ввиду сниженности усечённых форм): После обеда бабы начали гресть (М. А. Шолохов).

3. В вариативных формах императива почистипочисть, пойдиподь, положиположь и др. редуцированные формы являются либо разговорными, либо просторечными, полные – «традиционно литературными» [Граудина 1980: 205], поэтому в случае колебаний следует выбирать именно полные.

4. В вариантных формах императива готовьсяготовьсь, равняйсяравняйсь, рассчитайсярассчитайсь усечённые формы используются в устных командах [Граудина 1980: 206], предполагающих быстроту артикуляции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...