Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская морфология в ортологическом аспекте 5 страница




Семантически противопоставленные акцентные варианты считаются разными словами, стилистически противопоставленные – одним словом. Заметим, что в литера­турном языке варианты ударения в основном противостоят «по временнóй шкале (устарелое, устаревающее, новое). Стилевая же их маркированность не отличается ни регулярностью, ни контрастностью» [Воронцова 1979: 286; Горбачевич 1975 а: 22–23].

Итак, слово может иметь следующие типы акцентных вариантов: 1) более или менее равноправные(доит и доит, творог и творог); 2) неравноправные: а) устаревшие (варит – устар. варит); б) стилистиче­ски отмеченные (девица – нар.-поэт. девица); в) просторечные (звонит – не­прав. звонит), в том числе принадлежащие профессиональному просторечию (профессионализмы), ср. шприцы – мед. шприцы, шасси – у летчиков: шасси: как известно, «в профессиональных сферах на­блюдаются довольно последовательные отступления от литературного уда­рения» [Воронцова, Дерябина 1986: 96]; г) диалектные: верба – юж.-рус. верба.

Как определить место ударения в русском слове? Иногда удаётся сформулировать правило постановки ударения. Здесь нужна наблюдательность. Сравним следующие формы прилагательных: длинна – длиннее, мила– милее, вернавернее, но: удобна – удобнее, вежлива – вежливее, красива – красивее. Вывод: «ударению на окончании в женском роде соответствует ударе­ние на суффиксе в форме сравнительной степени» [Еськова 1994: 435].

К сожалению, «сформулировать чёткие правила движения ударения при образо­вании разных форм слова… нельзя. <…> Поэтому во всех случаях сомнения следует обращаться к словарям» [Аванесов 1958: 31]. Однако рекомендации словарей относительно ударе­ния в одном и том же слове могут противоречить друг другу. Так, одни сло­вари рекомендуют произносить тефтели [Словарь … 1957-1961, Сло­варь … 1948-1965, Ожегов 1973], другие – тефтели [Агеенко, Зарва 1984], третьи дают два варианта: 1) соответствующий старой норме [Толко­вый словарь 1935-1940] – тефтели; 2) доминирующий в современной раз­говорной речи (и потому иногда снабжаемой пометой «разговорное» [Ожегов 1991, Ожегов и Шведова 1994]) – тефтели [Орфоэпический словарь 1983, Словарь … 1981-1984, Большой толковый словарь 1998, Еськова 1994]. Случаев подобного разно­боя предостаточно, поэтому все факты следует перепроверять по разным ис­точникам:«Немалый недостаток в изучающих русский язык – преклоне­ние перед тем или другим источником. Часто любители языка, люди весьма много знающие, имеют какое-то фана­тическое доверие к тому или другому авторитету. Если, например, в акаде­мическом словаре показано такое, а не иное ударение, то поклонник этого источника не принимает уже к сведению ни фактов, ни убеждений, что спор­ное слово допускает и другое ударение»: творог (а не творог!), тефтели (а не тефтели!). «Между тем каждое из этих произношений так распростра­нено в современном нам литературном языке, что нет никаких оснований от­казываться от одного… произношения в пользу другого» [Чернышёв 1970: 103].

Как определить правильное ударение, если словаря под рукой нет? Назовём три универсальных приёма.

1. В заимствованных словах ударение обычно «соответствует ударению языков, из которых определенное слово поступило в русский» [Булаховский 1956: 8]. Так, в заимствованиях из французского ударение падает на последний слог: партер, диспансер, шо­фёр, планёр, гравёр, коклюш, фетиш, жалюзи, сабо. В тюркских заимствованиях ударен также по­следний слог: барыш, армяк, башлык, арбуз,в японских – предпоследний: Хиросима, Нагасаки, Акутагава. Однако требование ставить ударение по правилам языка-источника невыполнимо, поскольку «нельзя знать все языки» [Суперанская 1968: 23].

2. Одинаковое ударение часто имеют слова с одинаковыми концовками, что даёт возможность использовать в постановке ударений за­кон аналогии: каучук – потому что бамбук, чубук, акведук, гайдук, сундук, бурундук, чубук, каблук, барсук и др. слова с ударной финалью -ук (наблюде­ние Л. А. Булаховского). Подобные аналогии бывают «настолько очевидны, что мы с правильным ударением читаем даже неизвестное нам слово» [Су­перанская 1968: 27]: Она слушала снисходительно его иеремиады(И. Гочаров). Иеремиада (‘горькая жа­лоба’) – потому что есть олимпиада, спартакиада, Илиада, Гаврилиада и др. рус­ские с ударной концовкой -иáда.

3. Третий способ – определить старшую норму, действующую в данной микросистеме, и в дальнейшей речевой практике ориентироваться на неё. Так, для глаголов на -ить старшей нормой является флексийное ударение, поэтому в случае сомнений следует использовать именно его: включит, а не включит, переселит, а не переселит. «Ударение, как и другие языковые особенности, прочно запоминается, если изучающий воспринимает его как закономерное явление», – справедливо считает Г. А. Шелюто [1962: 4].

 

Рекомендуемая литература

Основная:

Воронцова В. Л. Активные процессы в области ударения // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М., 2000 (или изд. 1996 г.).

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978 (гл. 4. Нормы ударения. С. 85-133).

Чернышёв В. И. Русское ударение // Избр. тр.: В 2-х т. Т. 1. М., 1970.

Дополнительная:

Аванесов Р. И. Ударение в современном русском литературном языке. М., 1958.

Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII-XX вв. М., 1979.

Борунова С. Н. Фрагмент комментария к «Орфоэпическому словарю русского языка». Побочное ударение // Вопросы культуры речи. М., 2007.

Русскаяграмматика: В 2-х т. Т. 1. М., 1980 (разделы, написанные М. С. Сухановой).

Суперанская А. В. Ударение в заимствованных словах в совр. рус­. языке. М., 1968.

Словари:

Горбачевич К. С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения. М., 2009.

Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Граммати­ческие формы. Ударение. М., 2008 (Приложение 2. Об ударении).

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. Изд. 9-е. М., 2001 (или др. издания).

Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. М., 2010.

Задания

1.Определить разницу: кóсит / косúт (траву, рот, на один глаз, луг, глазами, косой), нарядит / нарядит (ёлку, подводы за лесом, невесту[85]), чúнит / чинúт (машину, произвол, суд и расправу, часы), затóчит / заточúт (в темницу, карандаш, в монастырь), осветит / осветит (комнату, проблему), восхитúт / восхúтит: «Его пение восхитило меня», но: «Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением. И от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий» (А. Дельвиг); вáлит / валúт (деревья, народ на стадион), пáрит / парúт (соседа в бане, орёл в небе).

Определитьразницу в значении глаголов: 1. Яркий свет фар слепит глаза. 2. Слепим снежную бабу. 3. Солнышко серп нагревает, Солнышко очи слепит (Н. А. Некрасов). 4. Эти сигареты не курятся. 5. Вдали курятся сопки.

Определить, всегда ли единицы одного словообразовательного гнезда имеют одинаковое ударение, ср. долбить и вдолбить, укусить и вкусить.Подумайте, почему в одних случаях происходит переакцентовка, а в других – нет: а) в пределах одного словообразовательного гнезда: вкусить, укусить; возбудить[86], пробудить, разбудить; вручить, поручить; дарить, одарить; делить, разделить, подразделить; курить, куриться[87]; поить, упоить; погрузить, погрузиться (в воспоминания); починить, причинить; поклониться, преклонить; проводить, препроводить; б) в пределах одного этимологического гнезда: загородить, заградить; огородить, оградить; в) в пределах слов одной тематической группы: чернить, очернить, белить, обелить; горчить, сластить, солить[88].

Определитьсоциальную группу, в среде которой могла произойти переакцентовка: бурить, глушить, долбить, подсинить, привинтить, разрыхлить, разгородить.

Образоватьпричастия: а) страдательные прошедшего времени: уценить, напоить, заглушить, пробурить; б) действительные настоящего времени: ценить, сверлить, манить, курить, шевелить. П о л у ч а е т ли акцентная вариативность глаголов на -ить отражение в письменной форме речи?[89]

Определитьи пояснить акцентологические особенности причастий по сравнению с производящими глаголами: 1) страдательных прошедшего времени: взбеситвзбешённый и неправ. взбешенный, отворитотворенный и отворённый, вскормитвскормленный и устар. вскормлённый, похоронитпохороненный и устар. похоронённый; явитявленный (в контекстах: «явленная икона», «явленные мощи»)[90], неправ. явленный; 2) действительных настоящего времени: хоронитхоронящий, беситбесящий и бесящий, беситсябесящийся и неправ. бесящийся, катиткатящий, варитварящий и варящий, куриткурящий, солитсолящий[91].

Найдите формы и слова, производные от глагола учить, сохраняющие архаичное ударение[92].

Проанализируйте данные фразы с учётом открытой Вами закономерности в акцентологии причастий. 1. Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником (А. П. Чехов). 2. Надеюсь, вы о нём слыхали: Он отпущен со мной пожить (В. Л. Пушкин). 3. К перу от карт? и к картам от пера? И положенный час приливам и отливам? (А. С. Грибоедов). 4. Ради Бога, трубку дай! Ставь бутылки перед нами, Всех наездников сзывай С закрученными усами! (Д. В. Давыдов). 5. Здесь вижу седого старца, преклонившего колена перед распятием и молящегося о скором разрешении земных оков своих (Н. М. Карамзин).

Определитьпричину переноса ударения на корень. Для этого следует составить и внимательно проанализировать акцентную парадигму одного из глаголов на -ить (например, звонить)[93]. Является ли такой перенос прогрессивным явлением с точки зрения совершенствования языковой системы?

Определитьболее перспективные варианты в равноправных парах типа дóитдоúт, пóитпоúт, сóлитсолúт, крýжиткружúт, крóшиткрошúт. Указать варианты: 1) соответствующие старшей норме; 2) соответствующие младшей норме.

Определить, какое ударение (флексийное или корневое) в микросистеме глаголов на -ить соответствует старшей норме, а какое – младшей: манит, манит, варит, варит, ценит, ценит.

Определитьконтексты, в которых продолжают жить устаревшие акцентные варианты: 1. Туда манит перстами алыми недостижимая заря (Блок). 2. Я хоть и не учёный, а котелок у меня варит (Паустовский). 3. Вот ваши сёстры как хотят, А ведь ворон ни жарят, ни варят(И. А. Крылов); 4. Вагон для курящих. 5. Сопки курятся. 6. Манящий взгляд[94].

Определитьвремя переноса ударения в парадигме выделенных глаголов. Можно ли считать переакцентовку моментальным явлением? 1. Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега – А время гонит лошадей (А. С. Пушкин). 2. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой (А. С. Пушкин, 1799 – 1837). 3. Луна катится в зимних облаках, Как щит варяжский или сыр голландский (М. Ю. Лермонтов, 1814 – 1841). 4. Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза (И. А. Крылов, 1769 – 1844). 5. Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим! (И. А. Крылов). 6. Я мало таковых видал Побед, коль долго я блистал, Коль долго круг веков катится (М. В. Ломоносов). 7. Позвольте, батюшка, кружится голова; Я от испуги дух перевожу едва (А. С. Грибоедов). 8. Я рощу насажу, она окружит дом, Пустыню оживит, даст пищу размышленью (Д. В. Давыдов). 9. Ах, как кружится голова! Как голова кружится! (Эстр. песня в исполнении К. И. Шульженко, середина XX в.). 10. Он ставит честь превыше всех честей, Он клевете мстит славою своей И делится бессмертием с богами (А. Дельвиг). 11. Кто добр, тому избытки в тягость, Коль он их с ближним не делит (И. А. Крылов).

Подумайте, есть ли стилистическое различие между акцентными вариантами манит и манит: 1. Его сюда калачом не заманишь. 2. Устал под латами герой, Его манит ручья прохлада (Пушкин). Что можно сказать о людях, которые в своей речи используют акцентные варианты: манит? долбит? кружится? звонит? заключит договор?

Где следует ставить ударение в глаголах на -ить в случае колебаний? Сформулируйтеправило[95].

Образоватьот следующих глаголов форму 3 л. ед. ч. Образец: 1) уделитьуделúт (флексийное ударение), 2) купитькýпит (корневое ударение). С помощью словарей охарактеризовать акцентные варианты с точки зрения нормы: бодриться, взбесить, взвалить, вклиниться, волочить[96], воротить, воскресить, впериться, вскормить, дарить, доить, дурить, заглушить,заключить, закоптить, закрепить, заманить, заморить, заострить, заслонить, засмолить, засорить, затворить, защемить, звонить, знобить, золотить, искривить, искриться, катить, клониться, кормить, крениться, крепить, крошить, кружить, ложиться, молиться, морить, мутить, обагрить, облегчить, ободрить, отворить, переселить, перестрочить, повторить, подарить[97], подбодрить, подпоить, подселить, подсолить, поить, покрошить, положить, поместить, потушить, поселить, предположить, приклеить, приручить, прислонить, присовокупить, раздолбить, разлучить, расселить, расшевелить, расщепить, родить, синить, солить, трубить, тушить, углубить, уделить, улестить, усугубить, ущемить, хоронить, шевелить. О п р е д е л и т е, какая из двух групп увеличивается.

Прокомментироватьвозможные акцентные варианты глаголов на -ить. 1. У нас свет иногда дурит, – сказал Акимов. – Ветер провода замыкает (Ю. Бондарев). 2. Льву смех, но ваш Комар не шутит: То с тылу, то в глаза, то в уши Льву он трубит! (И. А. Крылов). 3. Яков Лукич думал, что Половцев, услышав о случившемся, взбесится, даст волю кулакам (М. А. Шолохов). 4. То обидно, Прокофьевна, что она брата мутит, со всей роднёй его ссорит (А. Островский, Грех да беда на кого не живёт). 5. Кактус, как только засорятся его поры, гибнет (В. Инбер). 6. Рыбак высматривает спящую, прижавшуюся ко льду щуку, глушит её обухом (Григорович). 7. Корову вот купили, доится хорошо (Караваева). 8. Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой (И. А. Крылов). 9. Именно здесь противник и вклинится в нашу оборону. 10. Теперь порядки новые, А он дурит по старому: Сенцо сухим-сухохонько – Велел пересушить! (Н. А. Некрасов). 11. В ушах у неё стучало и всё ещё ей казалось, что доктор долбит её своей шляпой по голове (А. П. Чехов). 12. Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто её не занимает, Её души не шевелит (А. С. Пушкин). 13. В науки он вперит ум, алчущий познаний (А. С. Грибоедов). 14. В погоне за нефтью люди бурят скважины свыше четырёх километров глубиной (Ферсман). 15. Молится, крестится, потом поклонится и уйдёт. 16. Бумагу эту присовокупят к делу. 17. Ведь этак вы когда-нибудь уморите нас со смеху (А. Н. Островский). 18. Подарок вручит, а дело поручит. 19. Эти расходы мы включим в смету. 20. Правитель уйдёт в свою горницу, и там затворится, и сидит один (В. М. Гаршин). 21. Плохо, когда звонят раньше времени (Кочетов). 22. Его молодые серые глаза искрятся весёлой насмешкой (А. И. Куприн). 23. В саду зелёном блеск и тени, На солнце искрится роса (И. Никитин). 24. Вон баба катит бочонок по двору (И. А. Гончаров). 25. Людей охотнее всего селят по долинам рек и около дорог (Чехов). 26. И снег луга и лес звездчатый обелит (А. Дельвиг). 27. Эта стена заслонит нас от солнца. 28. Кто промелькнет, отворит дверь, Проездом, случаем, из чужа, из далёка (А. С. Грибоедов). 29. Тропа в лесу часто кружит и делает мелкие извилины (Арсеньев). 30. На бледном небе ястреб кружит, Чертя за кругом плавный круг (А. Блок). 31. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное Зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? (И. А. Крылов). 32. Изредка ветер сгоняет в степь чёрные тучи, они поят землю дождём (М. Горький). 33. Воздух, полный тёплой влаги, Зелень свежую поит (Ф. И. Тютчев). 34. Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! (А. С. Пушкин). 35. И наши дети нас не повторят, Мы в них себя совсем иных увидим (Рыленков). 36. Благородные чувства ещё шевелятся в душе моей (А. Островский). 37. Супруг её, в ямском кафтане, С предлинной чёрной бородой, Наташу подхватив, тащится За маскерадною толпой (В. Л. Пушкин). 38. Смотрите на часы, взгляните-ка в окно: Валит народ по улицам давно (А. С. Грибоедов). 39. Пока зерно соберёт нужную ему влагу, пока взойдёт, его заглушит сорная трава (Гарин-Михайловский). 40. Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен! (А. С. Грибоедов). 41. Никто там ни садит, ни сеет; А если б посмотрел, что там растет и зреет! (И. А. Крылов). 42. Ножи на кухне так и стучат… крошат зелень (И. А. Гончаров. Обломов). 43. Лев голову крутит, Лев гривою трясёт (И. А. Крылов). 44. К российской силе так стремятся, Кругом объехав, тьмы татар; Скрывает небо конской пар! Что ж в том? стремглав без душ валятся (М. В. Ломоносов). 45. Улыбкою радость И счастье дарит; Но счастия сладость Лилеты бежит (А. И. Полежаев). 46. Интересно, что он мне подарит? 47. Скажет слово – рублём подарит (Н. А. Некрасов).

2.Образоватьот следующих имён существительных формы: 1) род. ед.; 2) им. мн.; 3) дат. мн.; определить старшую норму и сформулировать правило постановки ударения в таких формах: сестра[98], пора[99], гора[100], просфора[101], кобура[102], тура[103]; лиса[104], оса, роса[105], полоса[106], краса[107]; простыня[108], шестерня[109], клешня; труба, судьба[110], раба[111], мольба; гроза, слеза, мурза, мирза; заря[112], ноздря; ворожея, судья, семья, свинья, струя, ладья, скамья[113], бадья, ладья, попадья, колея; слуга, серьга[114], дуга, кочерга, пустельга; беда, борода, вода, звезда; дыра, вдова, глава, голова, тетива; вода, узда, скирда, среда, слобода, борозда, бразда; госпожа; зима, чалма; пила, ветла, пчела, метла, похвала, юла, мулла; река, рука, строка, щека, клюка, башка, кишка, чека; цена, спина, старшина, длина, стена, сторона, борона, казна; верста, кислота, сирота, широта, мечта; сноха, блоха, доха; праща.

Определитьгруппы носителей языка, в среде которых: 1) слова кобура, шестерня, клешня более частотны; 2) наблюдается переакцентовка в этих словах[115]. Почему переакцентовка напрямую связана с частотностью слова?[116]Шахматный термин тура явно связан с вполне определённой профессиональной группой носителей языка. Почему же акцентный вариант тýры снабжается пометой «неправ.», а не «прост. проф.»?

Определитьобщие семантические и акцентологические особенности выделенных слов: 1. В трудах куска недоедала, Ночей недосыпала И я ж за то под гнев подпала; А все по клеветам. Ну, сам подумай ты: Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы? (И. А. Крылов). 2. Высоким долгом, не корыстью, Он в эти движим был часы – У Ангары своею кистью Перехватить её красы (А. Т. Твардовский). 3. Мой друг! Куда, в какие воды Тебе послать святой привет Любви и братства и свободы: Туда ль, где дышит новый свет С своими древними красами? (П. П. Ершов). 4. Младой певец, дорогою прекрасной Тебе идти к парнасским высотам (А. Дельвиг). 5. Душа и просится, и рвётся В те неземные высоты, Откуда голос твой несётся, Туда, откуда манишь ты (К. Р.). 6. Иль предан лёгкому раздумью и мечтам, Гуляю наобум по долам и горам (Н. М. Языков). 5. Услышьте мои мольбы! 7. Как часто, видел я, она сидела там С улыбкой, без слезы роптанья на реснице, Как восседит Терпенье на гробнице И улыбается бедам (А. Дельвиг). 8. Унылым тоном И со стоном Хвалы покойнице поют (Д. В. Давыдов)[117].

Какой вариант ударения и почему предпочтителен: 1. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (И. А. Крылов). 6. Господь их порочное племя В оные дни покарал за великие, тяжкие вины (К. Р.)[118].

Прочитайте зачин повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» с учётом акцентологических норм конца XVIII– нач.XIXв.:

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

Почему в редких словах и узуально мёртвых формах переакцентовка не наблюдается? Определите категории таких слов и форм[119].

Судя по наличию корневого ударения в форме им. мн., слово просфора освоено и потому не должно принадлежать к числу редких слов. Чем в таком случае можно объяснить тот факт, что в настоящее время многие носители языка, во-первых, не знают его значения, во-вторых, используют его с неправильным ударением?

Пояснитьпричины появления неправильных ударений в указанных формах имён существительных второго склонения с ударной флексией[120].

Н. А. Еськова [1994: 432] отмечает: «Из стихов поэтов XIX века нам известно ударение форм мн. ч. скалы́, скалáм, скалáми; струú, струя́м, струя́ми; толпы́, толпáм, толпáми и мн. др.»: И дух свой к тем странам впери, Где всходит день по тёмной ночи (М. В. Ломоносов); Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили (И. А. Крылов); Мне ль сердце юное к взаимности склонить? Увы, не в сединах сердца обворожаешь! (Д. В. Давыдов); Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы (М. Ю. Лермонтов). Подумайте, почему флексийное ударение в таких формах сменилось корневым[121]. Назватьтрёхсложные имена существительные, в которых при образовании форм им. множ. ударение переносится: 1) на один слог назад, 2) на два слога. Какая группа больше? Пояснитьпричину внутрикорневой перакцентовки сирóты → прост. сúроты.Пояснитьразницу: гря́ды / гряды́ (полить г., г. облаков, г. в огороде, горные г.).     

Прокомментироватьвозможные акцентные варианты. 1. Своим сестрам я подарил цветы. 2. Всем сестрам по серьгам (Поговорка). 3. Он подошёл к горам, на которых гремели цепи спускаемых и поднимаемых салазок (Л. Толстой). 4. К чему их вывозить на балы, на пиры? Учили б их варить кутью, печь просвиры (А. И. Полежаев). 5. Губернаторше за обедней в соборе подносилась просвира (И. А. Гончаров). 6. Просвирня – это женщина, выпекающая просфоры. 7. В левой руке старушка держала заздравную просфору, завёрнутую в платок (Д. Н. Мамин-Сибиряк). 8. Пора подумать о просфорах. 9. В конце концов я убедил его уложить в кобуры запасную смену шёлкового белья (Игнатьев). 10. Пистолеты лежат в кобурах. 11. Возьмите пять кобур. 12. Да, правда: не свои беды – для вас забавы (А. С. Грибоедов). 13. Весь день любовался красами природы. 14. Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб (В. Катаев). 15. В глубоких колеях стоит вода (А. И. Куприн). 16. Желал бы зятя он с звездами, да с чинами, А при звездах не все богаты, между нами (А. С. Грибоедов). 17. Стоят старухи, опершись на клюки. 18. Растасканные брёвна уже не горели, но сильно дымили; студент, работая кишкой, направлял струю то на эти брёвна, то на мужиков (А. П. Чехов). 19. У нас судьбы разные. 20. Какими судьбами? 21. Судьбы Божии неисповедимы. 22. Лепид, Октавий, Марк Аврелий Судьбы заутра изрекут: Иль самовластие на троне, Или свободный Рим и Брут (А. И. Полежаев). 23. О рок! Проникнуть можно ли судеб твоих причину? (Д. В. Давыдов). 24. Кругом, – насколько хватал глаз, – зелёный необъятный простор, дрожащие струи марева (М. А. Шолохов). 25. Ужель иссякнули всех радостей струи? (В. А. Жуковский). 26. В парке стоят деревянные скамьи. 27. Встречаемся мы по средам. 28. По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога (В. Г. Короленко). 29. На юг – вдоль реки – тянутся лесопильные заводы и слободы (А. Н. Толстой). 30. Многие дети после войны остались сиротами. 31. По сторонам сидели гости и дети (Чехов). 32. Этот дед жил на покое при двух своих снохах (сыновей его убили в гражданскую войну) (А. Н. Толстой). 33. Вам, людям молодым, другого нету дела, Как замечать девичьи красоты (А. С. Грибоедов). 34. Длины радиоволн различны. 35. Грузовые машины шли цепью и везли на плотину в стальных бадьях готовый бетон (К. Паустовский). 36. Из окон высунулись чьи-то лохматые б…шки. 37. С вершин заоблачных бесснежного Бешту видел я только в отдаленьи ледяные главы Казбека и Эльбруса (А. С. Пушкин). 38. По взлётным полосам идут снегоуборочные машины. 39. Лечился, говорят, на кислых он водах (А. С. Грибоедов). 40. К падишаху пришли мирзы и мурзы. 41. На их луках были натянуты тугие тетивы. 42. Конюх принёс узды. 43. На всех муллах были чалмы. 44. Не подходи к свиньям! 45. Иди к свиньям! 46. Они бесстрашно в бой кровавый Несут отважные главы (А. И. Полежаев). 47. На шестерни похожие Идут, идут прохожие (Д. Хармс). 48. Это наши кочерги. 49. В сундуке лежат дохи, под дохами – тулуп. 50. А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей (А. С. Грибоедов). 51. А судьи кто? (А. С. Грибоедов). 52. Увидя, что мужик, трудяся над дугами, Их прибыльно сбывает с рук (А дуги гнут с терпеньем и не вдруг), Медведь задумал жить такими же трудами (И. А. Крылов). 52. Как у тебя с деньгами? 53. Какие радости твой разум восхищают, Иль деньгами тебя без векселя ссужают? (Д. В. Давыдов). 54. Не в деньгах счастье. 55. Проиграв коня и туры, я сдался. 56. Но и в грозах войны, еще на поле бранном, Когда погас российский стан, Тебя приветствовал с огромнейшим стаканом Кочующий в степях нахальный партизан! (Д. В. Давыдов). 57. Днём ли в те поры я выеду, В очи солнце – ты не хмуришься (А. А. Дельвиг).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...