Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Измерение курса воздушного судна




 

Земля представляет собой естественный магнит, вокруг которого существует магнитное поле. Принято считать, что магнитные силовые линии выходят из Южного магнитного полюса и сходятся в Северном, образуя замкнутые кривые. 

Свободно подвешенная магнитная стрелка устанавливается вдоль магнитных силовых линий и указывает направление на Северный магнитный полюс. Положение магнитных полюсов все время очень медленно меняется.

Важнейшим навигационным элементом, который необходимо тщательно определять и выдерживать в полете, является курс, позволяющий провести воздушное судно по линии заданного пути из одного пункта в другой.

Для определения и выдерживания курса воздушного судна в авиации применяют различные курсовые приборы: магнитные компасы, гироскопические полукомпасы и курсовые системы.

 

Магнитное склонение

 

Вследствие того, что магнитные полюсы Земли не совпадают с географическими, магнитная стрелка устанавливается не по истинному, а по магнитному меридиану.

Магнитный меридиан – линия пересечения земной поверхности с вертикальной плоскостью, в которой расположен вектор напряженности магнитного поля Земли.

Магнитное склонение – угол, заключенный между северными направлениями истинного (географического) и магнитного меридианов в данной точке. Магнитное склонение измеряется от 0 до 180 градусов.

Отсчитывается от истинного меридиана к востоку (вправо) со знаком плюс, а к западу (влево) – со знаком минус.

 Магнитное склонение для различных пунктов Земли неодинаково по величине и знаку, определяется по результатам магнитных съемок земной поверхности и изменяется с течением времени.

Изогоны – линии на карте, соединяющие все точки с одинаковым магнитным склонением в определенную эпоху.

На авиационных картах изогоны наносят пунктирными линиями фиолетового цвета.

 

Путевые углы и курсы ВС

 

Основной задачей экипажа и диспетчерского персонала службы движения является обеспечение наиболее точного совпадения фактической траектории полета воздушного судна с заданной (программной).

Линия пути, по которой ВС должно следовать, принято называть линией заданного пути (ЛЗП), а направление полета характеризовать заданным путевым углом.

Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана и ЛЗП.

В зависимости от какого меридиана производится отсчет – ЗПУ могут быть: 

истинными (ЗИПУ), магнитными (ЗМПУ) и ортодромическими (ОПУ).

Линия фактического пути (ЛФП) – проекция траектории полета воздушного судна на поверхность земли, направление которой в любой ее точке обычно выражается в градусах угла, отсчитывае- мого от северного направления (истин- ного, магнитного или условного меридиа- нов).

Фактическим путевым углом (ФПУ) называется угол, заключенный между северным направления меридиана (истинного, магнитного или условного) и линией фактического пути. Отсчитыва- ется от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки (от 0 до 360˚).

Курсом называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через ВС, и продольной осью ВС. Курс отсчитывается в горизонтальной плоскости от северного направления меридиана до проекции продольной оси ВС на эту плоскость по ходу часовой стрелки от 0 до 360 градусов. В зависимости от какого меридиана производится отсчет, курсы могут быть: истинными, магнитными, компасными, ортодромическими (условными).                                                                                                       

Полезно знать трактовку понятия «курс», согласно документов ИКАО.

 Курс.Направление, в котором находится продольная ось воздушного судна, выраженная обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного, компасного или условного меридианов).

Так как все направления на картах измеряются от истинного меридиана, а выдерживать курс, заданный путевой угол приходиться от магнитного меридиана в практике полетов часто требуется производить перевод путевых углов, курсов.

При переводе путевых углов, курсов следует руководствоваться следующим правилом: если необходимо определить магнитный путевой угол, магнитный курс по истинному, то магнитное склонение учитывают с обратным знаком, т.е. алгебраически вычитают и наоборот.

МК = ИК – (± Δ м); ЗМПУ = ЗИПУ – ( ± Δ м);

ИК = МК + (± Δ м);  ЗИПУ = ЗМПУ + (± Δ м);

 

Контрольные вопросы

 1. Дать определение линии заданного пути. Что такое заданный путевой угол?

 2. Дать определение линии фактического пути, фактического путевого угла.

 3. Что такое курс воздушного судна? Какие курсы ВС Вы знаете?

 4. Дать определение магнитного склонения. Что такое изогоны?

 5. ИК = 355˚, Δ м = -10˚. Чему равен МК?

Скорости полета

 

В этом разделе мы с Вами разберем все вопросы, которые каким либо образом связаны со скоростями, в том числе и как, может и должен диспетчер руководить скоростями ВС, согласно международных документов.

Виды скоростей

В авиации различают истинную, приборную и путевую скорости.

 

Истинная воздушная скорость (TAS – true airspeed)  – (для краткости иногда называют истинной) – это истинная скорость самолета относительно воздушной среды на любой высоте. Истинная скорость зависит от аэродинамических качеств самолета, его полетного веса и плотности воздуха. Ветер не оказывает влияние на его величину. От нее зависит дальность, продолжительность и экономичность полета. Она используется для решения многих навигационных задач, в частности, она является элементом навигационного треугольника скоростей.

  

Приборная воздушная скорость (IAS - indicated airspeed) – (для краткости часто называют просто приборной) - воздушная скорость, измеренная по скоростному напору (т. е. с учетом плотности воздуха).

Приборная скорость используется для пилотирования ВС. В Руководствах по летной эксплуатации (РЛЭ) воздушных судов все рекомендации и ограничения даны в значениях приборных скоростей.

Комбинированные указатели скорости имеют две стрелки: широкая стрелка индицирует приборную скорость, а узкая – скорость, которая незначительно отличается от истинной скорости. Эта скорость совпадает с истинной, если температура окружающегося воздуха равна стандартной для данной высоты.

Приборная скорость на самом деле не скорость (в физическом смысле слова), а просто показания указателя скорости, отградуированного определенным образом.

Приборная скорость равна истинной  только для условий полета на уровне моря при стандартных значениях температуры и давления воздуха. С подъемом на высоту (при одной и той же приборной скорости) истинная скорость постоянно растет, при снижении – уменьшается. Разность между приборной и истинной скоростями на высотах 8-10 км может достигать 50-70%.

На таблице приведены расчеты изменения истинной скорости в зависимости от высоты полета при выдерживании постоянной приборной скорости, равной  500 км/ч.

 

Нкм 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
vист 525 550 575 600 625 650 700 750 800 850

 

Из этой таблицы наглядно видно, почему при снижении двух ВС, следующих по одному маршруту, воздушное судно, находящееся выше постоянно догоняет другое ВС, следующее ниже, несмотря на то, что экипажи выдерживают одинаковые приборные скорости. От непонимания этого у диспетчеров часто возникают претензии к экипажам по не выдерживанию задаваемых скоростей.

Диспетчерскому персоналу при выполнении процедуры управления скоростями ВС необходимо учитывать то, что у них на индикаторах воздушной обстановке (в формулярах сопровождения) отображаются путевые скорости, а задавать экипажам надо приборные скорости. Поэтому целесообразно, вначале уточнить у экипажа выдерживаемую приборную скорость, а потом задавать необходимую.

 Путевая скорость(W) – скорость ВС относительно земной поверхности. Она зависит от воздушной скорости, скорости и направления ветра.

Вектор воздушной скорости совпадает с продольной осью ВС.

Вектор путевой скорости совпадает с линией фактического пути (ЛФП).

Путевую скорость по пройденному расстоянию и времени полета определяют по формуле:  W=S:t.

На НЛ путевую скорость можно определить, используя шкалы 1 и 2.

Если пройденное расстояние в километрах и время полета в минутах, то путевую скорость отсчитывают против треугольного индекса.

Если пройденное расстояние небольшое и время полета измерено в секундах, то путевую скорость отсчитывают против круглого индекса.

 

Примеры:

1. S = 90км; t =10мин. Определить W. Находим: W = 540км/час.

2. S = 3000м; t = 30сек. Определить W. Находим: W = 360км/час.

 

Диспетчеру полезно помнить, что при W = 900км/час самолет пролетает 15км/мин. или 250м/сек., т.е. за каждые 4 сек. один километр.

При суммарной скорости сближения двух ВС, равной 1800 км/час за одну минуту расстояние между ними изменится на 30 км, за одну секунду на0,5 км (500 м) или за 2 сек на один километр. Таким образом, за короткий сеанс двухсторонней радиосвязи (8-10 сек) современные ВС сближаются на   4-5 км.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 490.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...