Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ)




Стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) создана А.Н. Корневым на основе методики З. Матечик (1971). Она позволяет оценить навык чтения не только качественно, но и количественно. Ее целесообразно использовать для обследования детей со 2 по 6 класс.

В СМИНЧ используются два стан­дартных текста, после прочтения которых подсчитывается коли­чество правильно прочтенных слов за первую минуту.

Коэффициент техники чтения(КТЧ) можно соотносить с общим интел­лектуальным показателем (ОИП), полученным при исследова­нии интеллекта по методике ABM-WISC. Нижняя граница нор­мы этого показателя — 95.

ВПриложении ..приведены тексты для обследо­вания и таблица перевода абсолютных данных в КТЧ. Коэффи­циент находят в таблице на пересечении горизонтальной строки, соответствующей количеству правильно прочитанных слов за первую минуту, и вертикального столбца, соответствующего клас­су (возрасту) и номеру текста.

Каждый ребенок (начиная со 2-го класса) исследуется по двум текстам. Соответственно, в итоге бу­дут получены КТЧ, и КТЧ2. У здоровых детей эти два коэффици­ента незначительно отличаются друг от друга. При выраженной нестабильности навыка КТЧ2 оказывается существенно ниже КТЧ1 (на 10 и более единиц). Понимание прочитанного проверя­ется отдельно путем пересказа или ответов на вопросы, приведен­ные в приложении. Вопросы охватывают фрагмент текста, кото­рый обычно ребенок успевает прочитать за минуту или чуть боль­ше. Если он читает слишком медленно, то следует позволить ему дочитать этот фрагмент до конца (98 слов в тексте № 1 и 127 слов в тексте № 2). Понимание следует считать удовлетворительным, если ребенок ответил верно не менее чем на 7 вопросов из 10.

СМИНЧ позволяет отличить дислексические нарушения от неспецифических, вторичных нарушений чтения.  В основе такой дифференциации лежит сравнение КТЧ и ОИП.  У детей с дислексией КТЧ всегда меньше ОИП на 20 и более еди­ниц. Иначе говоря, навык чтения у них оказывается существенно хуже, чем можно было бы ожидать при данном уровне интеллекту­ального развития. Критическим значением этого отставания явля­ется разница в 20 баллов. У детей с дислексией на фоне умствен­ной отсталости в степени дебильности эта разность — 15 и более единиц. Таким образом, если в результате обследования с помо­щью ABM-WISC и СМИНЧ у ребенка без умственной отсталости КТЧ оказался на 20 единиц меньше ОИП, данное состояние сле­дует расценивать как дислексию. Если КТЧ ниже 95, но разность КТЧ — ОИП меньше 19, то нарушения чтения носят неспецифи­ческий характер, то есть не являются дислексией.

Кроме диагностических целей, данную методику удобно ис­пользовать для оценки истинного прогресса (не связанного с по­взрослением) в освоении чтения при коррекционной работе. По­добный метод оценки позволяет сравнивать между собой детей разного возраста и класса. Если по стандартам своего возраста де­ти на одинаковом уровне владеют чтением, КТЧ будут близки по величине. Еще одно достоинство СМИНЧ заключается в возмож­ности диагностировать дислексию в тех случаях, когда ошибок в чтении почти не допускается. Подобные варианты дислексии иногда встречаются реже — в первые годы, чаще — на 3-5-м го­дах обучения.

Данная методика позволяет оценить навык чтения не только качественно, но и количественно. Это необходимо для диффе­ренциальной диагностики избирательных, специфических на­рушений усвоения чтения (то есть дислексии) и их отделения от неспецифических затруднений разной этиологии (при недораз­витии устной речи, при умственной отсталости, при использо­вании неправильной методики обучения и т. п.)- СМИНЧ целе­сообразно использовать при обследовании детей со 2-го по 6-й класс.

Желательно, чтобы ребенок не знал о том, что фиксируется ско­рость чтения. После того, как он прочитал заголовок, включается се­кундомер. Регистрируется число правильно прочитанных слов за первую минуту. Если ребенок ошибся, но исправил ошибку само­стоятельно, слово считается прочитанным правильно. Всем детям предлагается прочесть тексты IA и IIA. При повторном исследова­нии можно использовать тексты IБ и IIБ, как равноценные текстам IA и IIA. После прочтения каждого текста проверяется понимание прочитанного. Тексты для чтения даны в Приложении

Тестоперативных единиц чтения (ТОПЕЧ)

 

Разработанная А.Н. Коневым, методика ТОПЕЧ применяется для определения предельных по степени комплексности (количеству знаков) оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка. Данный материал можно использовать с детьми 1-го класса и старше для планирования коррекционной работы — выбора типа слогов, слияние которых у данного ребенка необходимо формировать на начальном этапе работы. Также эта же методика позволяет опре­делить момент, когда можно переходить к автоматизации более сложных слогов. Использование списков А и 1 позволяет выяс­нить степень автоматизированности звукобуквенных связей.

Он состоит из 6 списков, включающих по 100 слогов (псевдослов) или слов каждый, и одного дополни­тельного списка А, включающего 100 чисел, наименование кото­рых является односложным словом. Списки даны в Приложении….

При диагностике дается следующая инструкция: «Читай эти слоги (буквы, цифры) как можно быстрее, но старайся при этом не делать ошибок». Допущенные ошибки, их качество и количе­ство регистрируются.

В ходе исследования ребенку предлагается как можно бы­стрее, но не делая ошибок, прочитать сначала 100 букв, затем 100 открытых слогов и т. д Обследующий регистрирует не только время выполнения задания, но и количество, и характер допу­щенных ошибок. У бегло читающих детей время, затраченное, например, на прочтение списка № 3, равно времени списка № 2 или превышает его не более чем на 15—25%. Это означает, что за­крытые слоги (СГС) ребенок читает автоматизированно. Если же время чтения списка № 3 превысит на 30% и более время, затра­ченное на список № 2 (например, 78 с и 60 с), следует заключить, что слоги типа СГС (ЛОК, РУМ, CУM и т. п.) ребенок читает не­автоматизированно, сукцессивно, сливая 1 или 2 элемента (на­пример, СО...К, СУ...М).

Список А предназначен для выявления недостаточной автома­тизированности звукобуквенных связей.

Автоматизированное опознание цифр наступает у детей раньше, чем букв и осваивается легче. Поэтому время называния 100 цифр принимается за эта­лонный показатель, зависящий лишь от индивидуальных особен­ностей нейродинамики, скорости называния. С этим результатом сравнивается время называния 100 букв. Здоровые дети затрачива­ют на этот список 50—80 с. При неавтоматизированности звуко-буквенных связей время прочтения возрастает до 100 с и более. В пер­вом случае время чтения списка № 1 будет значимо (на 30% и бо­лее) превышать время, затраченное на список А. Во втором слу­чае — существенных различий между ними не будет.

Слова дети прочитывают обычно быстрее, чем бессмыслен­ные слоги. Поэтому список № 5 сам по себе оценивающего зна­чения не имеет (слоги такого типа входят в список № 3), а ис­пользуется лишь для сравнения с ним списка № 6. Различие между ними являются показателем автоматизированности за­крытых слогов со стечением согласных.

 

 

Список литературы

1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

2. Диагностика и коррекция речевых нарушений [Текст]/ Под ред. М.Г. Храковской. – СПб., 1997.

3. Комплексное исследование и уровневая оценка психофизического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими расстройствами развития: Методические материалы [Текст] / Авторы-составители Т.И. Бубнова, З.В. Лохматикова и др. Под ред. Н.В. Новоторцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. – 122 с.

4. Корнев А.Н.Нарушение чтения и письма у детей [Текст]. – Спб.: Речь, 2003. – 330с.

5. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983

6. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб., 1999. – 36 с.

7. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.С.Волковой. – СПб., 2004. – 208 с.

8. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. –240 с.

9. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование [Текст]: метод. пособие/ Н.В. Микляева. – 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).

10. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008.

11. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2006 – 240 с.

12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]. — М., 1995.

13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.

14. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/: Учеб. пособие. – М., 2002.

15. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «Детство -Пресс», 2007, - 320 с.

16. Схема нейропсихологического обследования детей: Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития [Текст]/ Под ред. А.В.Семенович. – М., 1998. (с альбомом)

17. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: Айрис – пресс, 2007.

18. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст]: метод. пособие/ Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).

19. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст]. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 128 с.

 

 

Приложение 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1116.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...