Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ)
Стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) создана А.Н. Корневым на основе методики З. Матечик (1971). Она позволяет оценить навык чтения не только качественно, но и количественно. Ее целесообразно использовать для обследования детей со 2 по 6 класс. В СМИНЧ используются два стандартных текста, после прочтения которых подсчитывается количество правильно прочтенных слов за первую минуту. Коэффициент техники чтения(КТЧ) можно соотносить с общим интеллектуальным показателем (ОИП), полученным при исследовании интеллекта по методике ABM-WISC. Нижняя граница нормы этого показателя — 95. ВПриложении ..приведены тексты для обследования и таблица перевода абсолютных данных в КТЧ. Коэффициент находят в таблице на пересечении горизонтальной строки, соответствующей количеству правильно прочитанных слов за первую минуту, и вертикального столбца, соответствующего классу (возрасту) и номеру текста. Каждый ребенок (начиная со 2-го класса) исследуется по двум текстам. Соответственно, в итоге будут получены КТЧ, и КТЧ2. У здоровых детей эти два коэффициента незначительно отличаются друг от друга. При выраженной нестабильности навыка КТЧ2 оказывается существенно ниже КТЧ1 (на 10 и более единиц). Понимание прочитанного проверяется отдельно путем пересказа или ответов на вопросы, приведенные в приложении. Вопросы охватывают фрагмент текста, который обычно ребенок успевает прочитать за минуту или чуть больше. Если он читает слишком медленно, то следует позволить ему дочитать этот фрагмент до конца (98 слов в тексте № 1 и 127 слов в тексте № 2). Понимание следует считать удовлетворительным, если ребенок ответил верно не менее чем на 7 вопросов из 10. СМИНЧ позволяет отличить дислексические нарушения от неспецифических, вторичных нарушений чтения. В основе такой дифференциации лежит сравнение КТЧ и ОИП. У детей с дислексией КТЧ всегда меньше ОИП на 20 и более единиц. Иначе говоря, навык чтения у них оказывается существенно хуже, чем можно было бы ожидать при данном уровне интеллектуального развития. Критическим значением этого отставания является разница в 20 баллов. У детей с дислексией на фоне умственной отсталости в степени дебильности эта разность — 15 и более единиц. Таким образом, если в результате обследования с помощью ABM-WISC и СМИНЧ у ребенка без умственной отсталости КТЧ оказался на 20 единиц меньше ОИП, данное состояние следует расценивать как дислексию. Если КТЧ ниже 95, но разность КТЧ — ОИП меньше 19, то нарушения чтения носят неспецифический характер, то есть не являются дислексией. Кроме диагностических целей, данную методику удобно использовать для оценки истинного прогресса (не связанного с повзрослением) в освоении чтения при коррекционной работе. Подобный метод оценки позволяет сравнивать между собой детей разного возраста и класса. Если по стандартам своего возраста дети на одинаковом уровне владеют чтением, КТЧ будут близки по величине. Еще одно достоинство СМИНЧ заключается в возможности диагностировать дислексию в тех случаях, когда ошибок в чтении почти не допускается. Подобные варианты дислексии иногда встречаются реже — в первые годы, чаще — на 3-5-м годах обучения. Данная методика позволяет оценить навык чтения не только качественно, но и количественно. Это необходимо для дифференциальной диагностики избирательных, специфических нарушений усвоения чтения (то есть дислексии) и их отделения от неспецифических затруднений разной этиологии (при недоразвитии устной речи, при умственной отсталости, при использовании неправильной методики обучения и т. п.)- СМИНЧ целесообразно использовать при обследовании детей со 2-го по 6-й класс. Желательно, чтобы ребенок не знал о том, что фиксируется скорость чтения. После того, как он прочитал заголовок, включается секундомер. Регистрируется число правильно прочитанных слов за первую минуту. Если ребенок ошибся, но исправил ошибку самостоятельно, слово считается прочитанным правильно. Всем детям предлагается прочесть тексты IA и IIA. При повторном исследовании можно использовать тексты IБ и IIБ, как равноценные текстам IA и IIA. После прочтения каждого текста проверяется понимание прочитанного. Тексты для чтения даны в Приложении Тестоперативных единиц чтения (ТОПЕЧ)
Разработанная А.Н. Коневым, методика ТОПЕЧ применяется для определения предельных по степени комплексности (количеству знаков) оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка. Данный материал можно использовать с детьми 1-го класса и старше для планирования коррекционной работы — выбора типа слогов, слияние которых у данного ребенка необходимо формировать на начальном этапе работы. Также эта же методика позволяет определить момент, когда можно переходить к автоматизации более сложных слогов. Использование списков А и 1 позволяет выяснить степень автоматизированности звукобуквенных связей. Он состоит из 6 списков, включающих по 100 слогов (псевдослов) или слов каждый, и одного дополнительного списка А, включающего 100 чисел, наименование которых является односложным словом. Списки даны в Приложении…. При диагностике дается следующая инструкция: «Читай эти слоги (буквы, цифры) как можно быстрее, но старайся при этом не делать ошибок». Допущенные ошибки, их качество и количество регистрируются. В ходе исследования ребенку предлагается как можно быстрее, но не делая ошибок, прочитать сначала 100 букв, затем 100 открытых слогов и т. д Обследующий регистрирует не только время выполнения задания, но и количество, и характер допущенных ошибок. У бегло читающих детей время, затраченное, например, на прочтение списка № 3, равно времени списка № 2 или превышает его не более чем на 15—25%. Это означает, что закрытые слоги (СГС) ребенок читает автоматизированно. Если же время чтения списка № 3 превысит на 30% и более время, затраченное на список № 2 (например, 78 с и 60 с), следует заключить, что слоги типа СГС (ЛОК, РУМ, CУM и т. п.) ребенок читает неавтоматизированно, сукцессивно, сливая 1 или 2 элемента (например, СО...К, СУ...М). Список А предназначен для выявления недостаточной автоматизированности звукобуквенных связей. Автоматизированное опознание цифр наступает у детей раньше, чем букв и осваивается легче. Поэтому время называния 100 цифр принимается за эталонный показатель, зависящий лишь от индивидуальных особенностей нейродинамики, скорости называния. С этим результатом сравнивается время называния 100 букв. Здоровые дети затрачивают на этот список 50—80 с. При неавтоматизированности звуко-буквенных связей время прочтения возрастает до 100 с и более. В первом случае время чтения списка № 1 будет значимо (на 30% и более) превышать время, затраченное на список А. Во втором случае — существенных различий между ними не будет. Слова дети прочитывают обычно быстрее, чем бессмысленные слоги. Поэтому список № 5 сам по себе оценивающего значения не имеет (слоги такого типа входят в список № 3), а используется лишь для сравнения с ним списка № 6. Различие между ними являются показателем автоматизированности закрытых слогов со стечением согласных.
Список литературы 1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. 2. Диагностика и коррекция речевых нарушений [Текст]/ Под ред. М.Г. Храковской. – СПб., 1997. 3. Комплексное исследование и уровневая оценка психофизического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими расстройствами развития: Методические материалы [Текст] / Авторы-составители Т.И. Бубнова, З.В. Лохматикова и др. Под ред. Н.В. Новоторцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. – 122 с. 4. Корнев А.Н.Нарушение чтения и письма у детей [Текст]. – Спб.: Речь, 2003. – 330с. 5. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983 6. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб., 1999. – 36 с. 7. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.С.Волковой. – СПб., 2004. – 208 с. 8. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. –240 с. 9. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование [Текст]: метод. пособие/ Н.В. Микляева. – 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика). 10. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008. 11. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2006 – 240 с. 12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]. — М., 1995. 13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. 14. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/: Учеб. пособие. – М., 2002. 15. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «Детство -Пресс», 2007, - 320 с. 16. Схема нейропсихологического обследования детей: Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития [Текст]/ Под ред. А.В.Семенович. – М., 1998. (с альбомом) 17. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: Айрис – пресс, 2007. 18. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст]: метод. пособие/ Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика). 19. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст]. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 128 с.
Приложение 1 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |