Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Типизация ошибок на письме (по И.Н. Садовниковой)
| Ошибки на уровне буквы и слога
| |
Ошибки звукового анализа
| пропуск
| снки-санки, кичат-кричат, брат-бт, девочка-девча
| | перестановки
| чулан-чунал, плюшевого-плюшегово, ковром-корвом
| | вставки
| шекола, ноябарь, девочика, Александар
| |
Ошибки фонематического восприятия
| звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции:
| Д-Т (тавно, сыдый, дрещат, ситит, блетный, долстое бревно)
З-С (кослик, вазилёк, как в зказке, звою сумку)
Б-П (попеда, пельё, балатка, польшие)
Ж-Ш (шдёт, жишки, ложадь, снешок)
Г-К (долко, груглый, уколок, досга)
В-Ф (портвель, картовель, фьюга)
| | лабиализованные гласные:
| О-У (звенит рочей, по хрупкуму льду, сизый голобь)
Ё-Ю (клёква, замюрзли, тюплый, салёт, висело ружью)
| | заднеязычные:
| Г-К-Х (черёмука, колгоз, гороговый)
| | сонорные:
| Р-Л (хородный, смерый, крюч, лабота)
Й-Л` (тут бывалет и солька-тут бывает и сойка)
| | свистящие и шипящие:
| С-Ш (шиски, восли, шушим, шажали, гнёздыско)
З-Ж (жажгли, скажал, излозение, зелезо)
С`-Щ (нещёт, сенок, сётка)
| | аффрикаты:
| Ч-Щ (стущал, роча, хичный, щасто, чепки)
Ч-Ц (сквореч, грации, чапля, процитал)
Ч-Т` (черчит, утитель, девотька, вместе играч)
Ц-Т (пцицы, цвецет, Пеця)
Ц-С (рельцы, куриса, улиса)
| | Смешение букв по кинетическому сходству
| о-а
в ударной позиции
| бонт, куполся, глозки, страйка, лондыш, тетродь
| | б-д
| людит, рыдоловы, убача, дольшой
| | и-у
| прурода, села миха, на береги, мы всталу рано
| | т-п
| стасли, стисывать, спанция, шатка, настал атрель
| | х-ж
| поймал еха, можнатые, дорохки, ледожод
| | л-я
| февраяь, кяюч, весеяо, из серых ская
| | Г-Р
| Гечка, Габота над ошибками, Ролова, Ролодный
| | Персеверации в письме (застревание)
| в пределах слова
| магазим, колхозниз, за зашиной
| | в пределах словосочетания
| у деда Модоза
| | в пределах предложения
| Девочка кормила петуха и курм
| | Антиципации в письме (упреждение, предвосхищение)
| в пределах слова
| на девевьях, дод крышей, с родмыми местами
| | в пределах словосочетания, предложения
| Жукчат ручейки. жалобко замяукал котенок
| | Ошибки на уровне слова
| | Раздельное написание частей слова
| когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение
| и дут, на чалось, я сный, с вой
| | при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова
| б рат, поп росил, д ля, пчелы
| | Слитное написание частей слова
| смещения границ
| у дедмо Рза-у деда Мороза, врекепе тя- в реке Петя поймал
| | контаминация слов
| лепят бабу-лептбау, была зима-блзм, в мешке подарки для ребят-мишкпаркилрит
| | морфемный аграмматизм
| лед-ледик. Мед-медик, рука-рукища, пожарник поливает пожар-вместо заливает
| | Ошибки на уровне предложения
| | Аграмматизмы: нарушения связи слов: согласования и управления
| ошибки согласования и управления в операции составления сообщений из слов
| большая белая пятно, ворона перезимовало, уже зеленеет всходы
| | оперирование однородными членами предложения
| Девушка была румяной, гладко причесана. Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей
| | ошибки в употреблении норм управления
| зима ждала, ждала прурода, по дорожках сада, сквозь деревьев
| | трудности с употреблением предлогов
| вызвал доске, играю из девочкой Леной
|
| ЗАДНИЕ:
| Соотнесите формы дисграфии и типы специфических ошибок: заполните ниже предложенную таблицу (можно поставить знак + и написать примечания), используя таблицу «Типизация ошибок на письме»и дополнительно источник: Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».
|
|
Дисграфия
Тип
ошибки
| Артикуляторно-акустическая
| Акустическая (фонематическая)
| На почве нарушения языкового анализа и синтеза
| Аграмматическая
| Оптическая
| Диспраксическая
| | Ошибки звукового анализа
|
|
|
|
|
|
| | Ошибки фонематического восприятия
|
|
|
|
|
|
| | Смешение букв
по кинетическому сходству
|
|
|
|
|
|
| | Персеверации
в письме
|
|
|
|
|
|
| | Антиципации
|
|
|
|
|
|
| | Раздельное написание частей слова
|
|
|
|
|
|
| | Слитное написание частей слова
|
|
|
|
|
|
| | Аграмматизмы
|
|
|
|
|
|
|
Симптоматика дислексии зависит от вида дислексии, степени ее выраженности, так и этапа овладения чтением.
Типизация дислексических ошибок
| Тип
| Проявление
| | Замены и смешения звуков при чтении
| ·замены фонетически близких звуков
·замены графически сходных звуков (Х – Ж, П – Н, З – В и др.)
| | Побуквенное чтение
| нарушение слияния звуков в слоги и слова
| | Искажение звуко-слоговой структуры слова
| ·пропуски согласных при чтении
·пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения
·добавления звуков
·перестановки звуков
·пропуски, перестановки слогов
| | Нарушения понимания прочитанного
| ·на уровне отдельного слова
·на уровне предложения
·на уровне текста
| | Аграмматизмы при чтении
| Нарушения
·в падежных окончаниях
·в согласовании существительного и прилагательного.
·в изменениях окончаний глаголов и др.
|
| Этап овладения чтением
| Ошибки
| Форма
дислексии
| | 1. Аналитический этап
- овладение звуко-буквенными
обозначениями
- послоговое чтение
| ·трудности усвоения букв
·замены и смешения звуков
·нарушение слияния звуков в слоги (побуквенное чтение)
·искажение звукослоговой структуры слова
·нарушение понимания прочитанного
| ·Мнестическая
·Оптическая
·Фонематическая
| | 2. Аналитико-синтетический этап (переход к синтетическим приемам чтения)
| ·искажение структуры трудных слов
·замены слов
·аграмматизмы
·нарушение понимания прочитанного
| ·Фонематическая
·Семантическая дислексия
·Аграмматическая
| | 3. Этап
синтетического чтения
| ·замены слов
·аграмматизмы
·нарушения понимания прочитанного на уровне предложения и текста
| ·Семантическая дислексия
·Аграмматическая
|
При выборе наиболее целесообразных приемов коррекции логопед не может ограничиться формальной классификацией ошибок. Необходимо установить истоки ошибок с учетом всей совокупности специфических ошибок, характерных для каждого ученика.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите различие понятий: письмо как навык и письмо как вид речевой деятельности
2. Охарактеризуйте психофизиологическую структуру процесса письма.
3. Определите условия и этапы овладения ребенком письмом
4. Охарактеризуйте психологическую структуру процесса чтения.
5. Определите условия и этапы овладения ребенком чтением.
|