Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типизация ошибок на письме (по И.Н. Садовниковой)




Ошибки на уровне буквы и слога

 

Ошибки звукового анализа

пропуск   снки-санки, кичат-кричат, брат-бт, девочка-девча
перестановки чулан-чунал, плюшевого-плюшегово, ковром-корвом
вставки шекола, ноябарь, девочика, Александар  

 

 

Ошибки фонематического восприятия

звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции:   Д-Т (тавно, сыдый, дрещат, ситит, блетный, долстое бревно) З-С (кослик, вазилёк, как в зказке, звою сумку) Б-П (попеда, пельё, балатка, польшие) Ж-Ш (шдёт, жишки, ложадь, снешок) Г-К (долко, груглый, уколок, досга) В-Ф (портвель, картовель, фьюга)
лабиализованные гласные:   О-У (звенит рочей, по хрупкуму льду, сизый голобь) Ё-Ю (клёква, замюрзли, тюплый, салёт, висело ружью)
заднеязычные:   Г-К-Х (черёмука, колгоз, гороговый)
сонорные:   Р-Л (хородный, смерый, крюч, лабота) Й-Л` (тут бывалет и солька-тут бывает и сойка)
свистящие и шипящие:   С-Ш (шиски, восли, шушим, шажали, гнёздыско) З-Ж (жажгли, скажал, излозение, зелезо) С`-Щ (нещёт, сенок, сётка)
аффрикаты:   Ч-Щ (стущал, роча, хичный, щасто, чепки) Ч-Ц (сквореч, грации, чапля, процитал) Ч-Т` (черчит, утитель, девотька, вместе играч) Ц-Т (пцицы, цвецет, Пеця) Ц-С (рельцы, куриса, улиса)

Смешение букв по кинетическому сходству

о-а в ударной позиции бонт, куполся, глозки, страйка, лондыш, тетродь  
б-д людит, рыдоловы, убача, дольшой
и-у прурода, села миха, на береги, мы всталу рано
т-п стасли, стисывать, спанция, шатка, настал атрель
х-ж поймал еха, можнатые, дорохки, ледожод
л-я февраяь, кяюч, весеяо, из серых ская
Г-Р Гечка, Габота над ошибками, Ролова, Ролодный  

Персеверации в письме (застревание)

в пределах слова магазим, колхозниз, за зашиной
в пределах словосочетания у деда Модоза
в пределах предложения Девочка кормила петуха и курм

Антиципации в письме (упреждение, предвосхищение)

в пределах слова на девевьях, дод крышей, с родмыми местами
в пределах словосочетания, предложения   Жукчат ручейки. жалобко замяукал котенок

Ошибки на уровне слова

Раздельное написание частей слова

когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение и дут, на чалось, я сный, с вой  
при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова б рат, поп росил, д ля, пчелы

Слитное написание частей слова

смещения границ     у дедмо Рза-у деда Мороза, врекепе тя- в реке Петя поймал  
контаминация слов лепят бабу-лептбау, была зима-блзм, в мешке подарки для ребят-мишкпаркилрит
морфемный аграмматизм лед-ледик. Мед-медик, рука-рукища, пожарник поливает пожар-вместо заливает

Ошибки на уровне предложения

Аграмматизмы: нарушения связи слов: согласования и управления

ошибки согласования и управления в операции составления сообщений из слов большая белая пятно, ворона перезимовало, уже зеленеет всходы
оперирование однородными членами предложения Девушка была румяной, гладко причесана. Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей
ошибки в употреблении норм управления зима ждала, ждала прурода, по дорожках сада, сквозь деревьев
трудности с употреблением предлогов вызвал доске, играю из девочкой Леной

 

ЗАДНИЕ: Соотнесите формы дисграфии и типы специфических ошибок: заполните ниже предложенную таблицу (можно поставить знак + и написать примечания), используя таблицу «Типизация ошибок на письме»и дополнительно источник: Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».  

 

  Дисграфия Тип ошибки   Артикуляторно-акустическая Акустическая (фонематическая) На почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая   Оптическая Диспраксическая
Ошибки звукового анализа            
Ошибки фонематического восприятия            
Смешение букв по кинетическому сходству            
Персеверации в письме              
Антиципации            
Раздельное написание частей слова            
Слитное написание частей слова            
Аграмматизмы            

 

Симптоматика дислексии зависит от вида дислексии, степени ее выраженности, так и этапа овладения чтением.

Типизация  дислексических ошибок

Тип Проявление
Замены и смешения звуков при чтении ·замены фонетически близких звуков ·замены графически сходных звуков (Х – Ж, П – Н, З – В и др.)
Побуквенное чтение нарушение слияния звуков в слоги и слова
Искажение звуко-слоговой структуры слова ·пропуски согласных при чтении ·пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения ·добавления звуков ·перестановки звуков ·пропуски, перестановки слогов
Нарушения понимания прочитанного ·на уровне отдельного слова ·на уровне предложения ·на уровне текста
Аграмматизмы при чтении Нарушения ·в падежных окончаниях ·в согласовании существительного и прилагательного. ·в изменениях окончаний глаголов и др.

 

 

Этап овладения чтением Ошибки Форма дислексии
1. Аналитический этап - овладение звуко-буквенными обозначениями - послоговое чтение ·трудности усвоения букв ·замены и смешения звуков ·нарушение слияния звуков в слоги (побуквенное чтение) ·искажение звукослоговой структуры слова ·нарушение понимания прочитанного ·Мнестическая ·Оптическая ·Фонематическая  
2.   Аналитико-синтетический этап (переход к синтетическим приемам чтения) ·искажение структуры трудных слов ·замены слов ·аграмматизмы ·нарушение понимания прочитанного ·Фонематическая ·Семантическая дислексия ·Аграмматическая
3. Этап синтетического чтения ·замены слов ·аграмматизмы ·нарушения понимания прочитанного на уровне предложения и текста ·Семантическая дислексия ·Аграмматическая

 

При выборе наиболее целесообразных приемов коррекции логопед не может ограничиться формальной классификацией ошибок. Необходимо установить истоки ошибок с учетом всей совокупности специфических ошибок, характерных для каждого ученика.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите различие понятий: письмо как навык и письмо как вид речевой деятельности

2. Охарактеризуйте психофизиологическую структуру процесса письма.

3. Определите условия и этапы овладения ребенком письмом

4. Охарактеризуйте психологическую структуру процесса чтения.

5. Определите условия и этапы овладения ребенком чтением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 2929.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...