Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспроизведение звуковых ритмов
4.Ребёнок должен вслед за экспериментатором воспроизвести серию ударов по столу, разделённых длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов: 1. !! !, ! !! 2. !!! !, ! !!!, !! !! 3. !! !!!, !!! !! 4. !!! !!!, !! !!!!, !!!! !! Для детей 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представляет затруднений. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. Подобные затруднения, выявленные у детей 6 лет, не страдающих слабоумием, следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария. Следует различать два вида затруднений при его выполнении. В одних случаях страдает процесс воспроизведения ритмов при сохранной способности к их слуховому различению. В других – нарушено слуховое различение звуковых ритмов и этим обусловлена неспособность к их воспроизведению. Для определения ведущей причины нарушений следует предложить ребёнку сравнить две серии ударов, предъявленных последовательно. При «премоторном» типе нарушения слуховое сравнение ритмов продемонстрирует более высокие результаты, чем их воспроизведение. При «височном» типе нарушений существенных различий не обнаружится.
Приложение 4 Схема психолого-логопедического обследования школьника (И.Н.Смирнова) Анкетные данные Имя, дата рождения ____________________________________________________________ Родители ______________________________________________________ Наследственные заболевания, нарушения устной и письменной речи у родственников _______________________________________________ Общий анамнез Особенности протекания у матери беременности и родов ___________ Особенности раннего психомоторного развития ребенка ____________ Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице _ Данные из медицинской карты о состоянии нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения _________________________ Развитие речи Особенности формирования устной речи_________________________ Занятия с логопедом (где, как долго, вид нарушения речи) _________ Особенности формирования письменной речи _______________
Данные обследования
I . Состояние невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы
Сенсомоторное развитие Латеральная организация (ведущие рука, глаз, ухо, нога)______ соматопространственные ощущения _______________________ Зрительно-пространственное восприятие, пространственные представления Узнавание и сравнение предметных изображений ____________ Узнавание цифр.Узнавание букв___________________________ Выполнение рисунка _____________________________________ Выполнение копирования _________________________________ Конструктивный праксис Воспроизведение фигур из палочек________________________ Воспроизведение букв__________________________________ Составление фигур из кубиков Кооса______________________ Рунная моторика Кинестетическая организация движений (кистей рук и пальцев) Кинетическая организация движений______________________ Графомоторные навыки_________________________________ Объем движений, активность, мышечный тонус, темп выполнения, замены движений, синкинезии и другие особенности _____________________________________________ Моторика артикуляционного аппарата Кинестетическая организация движений (нижней челюсти, губ, языка) Кинетическая организация движений_____________________ Объем движений, активность, мышечный тонус, темп выполнения, замены движений, синкинезии и другие особенности Слухомоторная координация Зрительно-моторная координация Заключение о состоянии сенсомоторного развития Интеллектуальные функции, личностные особенности Зрительное внимание ____________________________________ Слуховое внимание _______________________________________ Зрительная память _______________________________________ Слуховая память _________________________________________ Мышление ______________________________________________ Саморегуляция в деятельности ____________________________ Потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности _______________________________________________ Заключение по результатам изучения интеллектуальных функций, личностных особенностей II. Состояние устной и письменной речи, языковых операций Устная речь Диалогическая речь (беседа) Монологическая речь (пересказ, рассказ) Лексическое оформление речи Грамматическое оформление речи Общая характеристика звучания речи Темп и ритм речи_____________________________ Внятность речи Сила звучания Выразительность Состояние звукопроизношения Нарушено произношение звуков_____________ Характер нарушения (фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое) Объем нарушения (полиморфное, мономорфное) Способность правильно воспроизводить звукослоговой состав слов Изолированные слова_______ Слова в составе предложений Заключение о состоянии устной речи 2. Языковые операции Фонематическое восприятие Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа Дифференциация фонем на основе слухового восприятия_____ Дифференциация фонем по представлению_________________ Языковой анализ и синтез Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения Определение количества и последовательности слов в предложении Проверить сформированность понятий предложение, слово, слог, звук. Выделение слов (первых, вторых, ... последних) из предложений и составление из них нового предложения Слоговой анализ и синтез Определение места слога в слове Определение количества и последовательности слогов в слове Составление слов из слогов: порядок слогов изменен Выделение слогов (первых, вторых, ... последних) из слов и составление из них нового слова Фонематический анализ, синтез и представления Выделение общего звука в словах Название 2-го, ... 5-го звука в словах Определение количества и последовательности звуков в слове Определение количества гласных и согласных звуков в слове Составление слов из звуков Подбор слов с данным звуком в начале, в середине, в конце слова Выделение звуков (первых, вторых, последних) из слов и составление из них нового слова Актуализация слов существительные____________________ глаголы прилагательные наречия предлоги По результатам устного и письменного выполнения заданий антонимы синонимы Грамматические операции Словообразование Словоизменение Составление словосочетаний из слов в начальной форме Составление предложений из слов в начальной форме Составление предложений с предлогами Распространение простого предложения Составление предложений по опорным словам (по опорному слову)___ Заключение о сформированности языковых операций
Письменная речь Чтение Чтение рядов и пар букв, соответствующих оппозиционным фонемам Чтение слогов с оппозиционными звуками Чтение слогов, слов с разной звукослоговой структурой Чтение предложений Чтение текста Понимание прочитанного (подбор картинок, ответы на вопросы, пересказ):предложения; текста Способ чтения Скорость чтения Характер ошибок при чтении Письмо Списывание букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений Запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений Слуховой диктант связного текста Повторный (через промежуток времени) слуховой диктант текста Запись текстов с дефектно произносимыми звуками Запись текстов с недифференцируемыми звуками Изложение связного текста Сочинение (по сюжетной картинке) Способность проверить выполнение письменной работы, выявить ошибки Особенности процесса письма, наличие и характер моторных затруднений при письме (по результатам наблюдения) Виды специфических ошибок в письме, их количество Наличие и характер орфографических ошибок Заключение о состоянии чтения и письма
Логопедическое заключение 1. Нарушение или недоразвитие устной речи 2. Затруднения в овладении чтением или нарушение чтения (степень выраженности, вид или сочетания видов дислексии) 3. Затруднения в овладении письмом или нарушение письма (степень выраженности, вид или сочетания видов дисграфии)
Учебное издание
А.С. Саблева
Логопедические технологии |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |