Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Стандартизированные методики обследования письменной речи




Методика раннего выявления дислексии (МРВД)

Методику, разработанную А.Н. Корневым, можно использовать в ходе массовых профилактических осмотров детей 6 – 8 лет, поскольку она не требует специального оборудования и занимает около 5 - 8 минут [4].

 

Описание методики и правила оценки выполнения заданий

1. «Рядоговорение» (перечисление в прямом порядке времен года и дней недели).

Инструкция ребёнку:«Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». При недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

Оценки:(оценка даётся в штрафных баллах:

1. правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов.

2. правильно ответил на один вопрос – 2 балла.

3. не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

2. «Ритмы» (воспроизведение звуковых ритмов).

Инструкция ребёнку:«Послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1. простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки, то прекращают.

2. сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах.

Оценки:

1. Выполнены оба задания – 0 баллов.

2. выполнены только простые ритмы – 2 балла.

3. не выполнено ни одного задания – 3 балла.

 

Тест Озерецкого “Кулак – ребро – ладонь”.

Инструкция:«Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же», экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

Ребёнок так же, как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему ещё попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из трёх движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5демонстраций.

Оценки:

1. правильное воспроизведение с одной - двух попыток после первой демонстрации – 0 баллов.

2. правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трёх демонстраций с первой попытки – 2 балла.

3. правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со второй и более попыток – 3 балла.

 

Субтест «Повторение цифр».

Инструкция:«Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!»

После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.

После этого даётся новая инструкция:«Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если яскажу 1 -2 то ты должен сказать 2 – 1». При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т.д.Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.

Цифровые ряды:

Прямой счёт:

№ 33 – 8 – 66 – 1 – 2

№ 43 – 4 – 1 – 76 – 1 – 5 – 8

№ 58 – 4 – 2 – 3 – 95 – 2 – 1 – 8 – 6

Обратный счёт:

№22 – 56 – 3

№35 – 7 – 42 – 5 – 9

№47 – 2 – 9 – 68 – 4 – 9 – 3

Оценки:

1. итоговый результат больше 6 – 0 баллов.

2. итоговый результат равен 6 – 2 балла.

3. итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

 

Ориентировка в «право – лево»

1. Простая ориентировка. Инструкция:«Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

2.  Речевая проба Хеда. Инструкция:«Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка:

1. выполнены оба задания – 0 баллов.

2. выполнена только простая ориентировка – 2 балла.

3. не выполнено ни одного задания – 3 балла.

 

Составление рассказа по серии картинок.

Ребёнку предъявляется рассказ в 2 картинках . в рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 жёлтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, куда один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивлённая курица, оглянувшись, видит, что трое из цыплят вылезли из трубы чёрными, а четвёртый, ещё жёлтый, цыплёнок заглядывает в неё.

Инструкция:«Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказчик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Если ребёнок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображённые предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того, как ребёнок закончил рассказ, задаётся вопрос: «Объясни: почему цыплята стали чёрными?»

Оценки выставляются в 2 этапа:

1. оценивается качество построения рассказа – связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий:

· рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей – 0 баллов.

· Рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий) – 2 балла.

· Вместо рассказчика перечисляются изображённые предметы – 3 балла.

· Ребёнок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках – 4 балла.

2. оценивается понимание причинно-следственных связей:

· дано правильное объяснение (испачкались в саже или в краске) – 0 баллов.

· Объяснение неполное («труба – чёрная») – при этом задаётся наводящий вопрос: «Что значит чёрная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка – 1 балл.

· Объяснения совсем не было – 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.

Составление окончательного заключения:

1. При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», и тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

2. При обследовании детей 7,5 – 8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «повторение цифр», «ориентировка в право – лево» и «рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...