Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ проявлений дизорфографии




 

В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций [11].

А.Н. Корнев выделяет дизорфографию морфологическую и синтаксическую, проявляющиеся соответственно в стойкой неспособности овладеть орфографическими и синтаксическими правилами. Причиной, прежде всего является несформированность таких видов языкового анализа как морфологический и синтаксический.

По мнению. Р.И. Лалаевой наиболее нарушенными уровнями при дизорфографи выступают языковой и мотивационный уровни. Они являются первично нарушенными звеньями речевого процесса.

Установлена некоторая зависимость между характером, степенью выраженности и видом диграфии [11]. Например: Смешанная дисграфия (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической и оптической дисграфии) сочетается с более выраженной дизорфографией. При этом наибольшее количество ошибок дети допускают в следующих случаях: правописание безударных гласных в корне; воспроизведение слов с непроверяемым написанием в корне; в случаях переноса слов; написание прописной буквы в именах, отчествах и т.д.

При сочетании оптической дисграфии с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и артикуляторно-акустической дисграфии преобладающее количество ошибок у детей с ОНР отмечается в процессе применения правил традиционного написания и правил графики: написание ЧН, ЧК, СТН и т.д; написание слов с непроизносимыми согласными; сочетания ЖИ, ШИ, ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ и др.

Диагностика дизорфографии у младших школьников проводится в начале учебного года в период первичного обследования состояния устной и письменной речи учащихся 2 – 4 классов или в конце учебного года у первоклассников. Применяется метод анализа письменных работ ив соответствии с программными требованиями уточняется симптоматика дизорфографии.

 

  a  
q = 100%
  c  

Наряду с качественным анализом, может быть использован «Коэффициент успешности выполнения заданий»:

 

где a- количество орфограмм в данном виде работы, c- количество допущенных учеником ошибок. Легкая степень: не более 15%; средняя: до 30%; тяжелая степень: более 50%.

Обследование школьника, который испытывает стойкие затруднения в применении орфографических правил на практике, может включать следующие направления:

- обследование гностико-праксических функций (зрительного гнозиса, анализа, синтеза; оптико-пространственного гнозиса, праксиса);

- мнестических процессов (зрительной и речевой памяти);

- обследование различных звеньев речевой функциональной системы, в их взаимосвязи: усвоение синтагматических отношений языковых форм (уровень практического владения языком);

- усвоение языковых закономерностей (парадигматических отношений): сравнение, сопоставление, противопоставление фонетических и морфологических частей слов;

- умение правильно ставить грамматические вопросы; владение грамматическим категориям (склонение, спряжение, род, число, падеж).

 

Предложенная Р.И. Лалаевой и И.В. Прищеповой методика диагностики дизорфографии у младших школьников включает следующие разделы:

1. Сбор анкетных, анамнестических сведений.

2. Исследование состояние экспрессивной речи

3. Исследование состояния импрессивной речи

4. Исследование слуховой функции и восприятия речи (состояние биологического слуха; слуховое внимание; восприятие речи)

5. Исследование зрительно-пространственных функций (состояние биологического зрения ребенка; оптико-пространственный гнозис и праксис; состояние речезрительных функций на материале элементов букв и букв алфавита)

6. Исследование зрительной и речеслуховой памяти (умение воспроизводить ряд геометрических фигур; воспроизводить ряд букв; ряд слов; предложения)

7. Исследование особенностей ручной моторики (определение ведущей ноги, руки; выполнение пробы Хэда; оптико-кинестетическая (праксис «позы») и динамическая организация движений пальцев; состояние графо-моторных навыков; наличие леворукости)

8. Исследование особенностей речевой моторики

9. Исследование особенностей динамической стороны речи (темпо-ритмической и интонационной)

10. Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи (особенности имитации слогов с меняющимся ударением; состояние фонематического восприятия; умение находить ударные и безударные гласные и ударение в словах) 

11. Исследование языкового анализа, синтеза, представлений (анализ состава предложения на слова и синтез слов в предложения; деление слов на слоги; фонематический анализ, синтез, представления; определение характера звука в словах (звонкость-глухость, обозначение мягкости согласных на письме и др.)

12. Исследование процесса чтения

13. Исследование процесса письма

14. Исследование орфографических знаний, умений и навыков (знание букв алфавита; знание основных терминов «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» и умение их применять; знания о частях речи (морфологический разбор); запоминание формулировок орфограмм; усвоение способов проверки орфограмм; умение соотносить написание и произношение слов, устанавливать между ними сходство и различие; исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма; умение находить заданные буквосочетания в отдельных словах, предложениях и тексте)

15. Проводилась ли коррекция дефекта, ее результат

16. Логопедическое заключение

 

При выборе диагностических заданий (видов письменных работ) следует учитывать, что чем более комплексным является акт письма, тем в большем количестве возникают орфографические ошибки, поскольку существенную роль в их возникновении, по мнению А.Н. Корнева, играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, а также нарушения сукцессивной слухо-речевой памяти.

Частота возникновения ошибок

реже чаще
в коротких словах в длинных словах
в словах с одной орфограммой в словах с двумя и больше орфограммами
в диктанте в творческой работе
при пословном диктанте при диктанте целыми фразами

 

В логопедическом заключении следует указать:

- степень выраженности дизорфографии (тяжелая, средняя, легкая);

- характер дизорфографии (ведущий тип орфографических ошибок и затруднений в соответствии с основными принципами правописания: морфологическим, фонематическим, традиционным или правилами графики);

- другие нарушения устной и письменной речи (степень нарушения чтения и письма (аграфия, дисграфия, алексия, дислексия; характер нарушения чтения и письма (вид дислексии, дисграфии).

 

ЗАДАНИЕ: 1. Каковы цель и задачи логопедического обследования детей с дизорфографией 2. Продумайте содержание логопедического обследования младших школьников с целью выявления дизорфографии. 3. Составьте схему обследования, подберите задания и дидактический материал.    

Контрольные вопросы и задания

1. Проанализируйте известные методики, схемы обследования письменной речи.

2. Составьте программу обследования

Алгоритм действий

a) Подготовьте протокол обследования письменной речи, предполагающий фиксацию предлагаемых ребенку заданий и его ответной реакции по каждому разделу обследования.

b) Определите показатели, критерии оценки по каждому разделу обследования.

c) Систематизируйте приемы обследования в соответствии с разделами обследования и обосновать адекватность их применения в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

d) Подготовьте дидактическое оснащение процедуры обследования в виде картотеки,методической папкии т.п.

e) Апробируйте программу обследования на практике (обследование 1 ребенка).

Проанализируйте результаты обследования и дать характеристику речи конкретного ребенка с анализом характерных ошибок и с примерами ошибочных ответов. Дать развернутое логопедическое заключение (“речевой статус ребенка”).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...