Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук (1)




Ребёнку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Так повторить 3 – 4 раза. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно. Задание может быть адекватным для детей 12 лет и старше. При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно. Задание оценивается качественно по степени выраженности затруднений. Возможна и количественная оценка успешности выполнения этой и других подобных проб с помощью подсчёта количества правильно выполненных движений в серии из шести или двенадцати заданий.

 

Тест на реципрокную координацию (2)

Представляет собой ритмичное постукивание ладонью одной руки два раза, а другой – один раз. Во второй половине теста производится смена рук. Возрастная доступность та же, что и в предыдущей пробе.

 

Проба на динамический праксис «Кулак – ребро – ладонь»

Ребёнку предлагается воспроизвести по образцу серию из девяти движений, состоящих из трижды повторяющегося ряда трёх вышеназванных движений. Если ребёнок не справился с заданием, образец демонстрируется повторно до пяти раз.

 Оценивается правильное воспроизведение. Задание доступно большинству здоровых детей 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций.. первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок.

 В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребёнок персеверирует или делает большие паузы между движениями.

Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

 

Пересчёт пальцев»

Ребёнку предлагается поочерёдно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца.

Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний).

Выполнение без ошибок оценивается в 0 баллов, каждая синкинезия штрафуется 1 баллом, пропуск пальца и нарушения порядка движений – 2 баллами, наличие множественных синкинезий – 4 баллами.

Эти задания доступны и выполняются в основном верно детьми с 6 лет, а с 8 лет выполняются практически безошибочно, что согласуется с данными Н.И.Озерецкого и М.О.Гуревича.

Проба на пальцевой гнозис и праксис

Ребёнку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные позы пальцев:

1. все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повёрнута вперёд.

2. первый палец поднят вверх, остальные собраны в кулак.

3. указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак

4. второй и третий пальцы расположены в виде буквы У.

5. второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак.

6. второй и третий пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.

7. второй и третий пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У.а первый, четвёртый и пятый пальцы собраны в щёкоть.

8. первый и второй пальцы соединены кольцом, остальные – выпрямлены.

Оценивается выполнение каждой позы в штрафных баллах: поза не выполнена – 1 балл, поза воспроизведена неточно – 0,5 балла. Замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) – 1 балл, если поиск продолжается от 10 до 30 секунд, 2 балла, если больше 30 секунд.

Выполнение этого задания в значительной степени зависит от состояния кинестетического анализатора и «схемы тела».

 

Исследование орального праксиса

По подражанию ребёнку предлагается выполнить 11 действий:

1. улыбнуться.

2. надуть щёки.

3. сделать губы трубочкой (как при звуке у)

4. сделать губы как при звуке о.

5. «покатать орешки за щеками» (кончиком языка).

6. высунуть язык лопаткой (широким).

7. поднять кончик языка вверх и подложить его на верхнюю губу.

8. опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу.

9. поместить кончик языка в правый угол рта.

10. поместить кончик языка в левый угол рта.

11. высунуть язык и сделать кончик узким.

Оценивается точность движений и способность к переключению в случае воспроизведения серии трёх движений. Оценки: невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл, движение выполненное неточно, - 0,25 балла, наличие синкинезий – 0,5 балла за каждую пробу, ассиметричное выполнение движения – 0,5 балла.

Нарушения орального праксиса обычно встречаются у детей а артикуляционной диспраксией, дизартрией и нередко при моторной алалии. В первых случаях, тяжесть оральной апраксии коррелирует с выраженностью нарушений звукопроизношения.

 При сопоставлении результатов исследования детей со спастическими гемипарезами учёные убедились, что симптомы оральной апраксии примерно одинаково часто встречаются как при право, так и при правополушарном раннем повреждении мозга.

 

Пробы Хеда на пространственную организацию движений

Наглядный вариант.Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого (левого) уха, правой рукой – левого глаза и т.п.

 Для диагностических целей, задание может быть использовано у детей 9 лет и старше.

Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению.

Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» типу.

Речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции.

Несмотря на кажущееся сходство с предыдущим, этот тест адресован к иным психическим функциям: он оценивает владение понятиями «право – лево» и речевую регуляцию двигательных актов.

Его выполнение затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и большинства детей, страдающих дислексией.

Данное задание легко выполнимо большинством здоровых детей с 8 лет.

 

Обследование сукцессивных функций

Повторение цифровых рядов

В прямом порядке.Ребёнку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в котором они были названы. Для воспроизведения даются ряды длиной от 3 до 6 цифр. Дети в возрасте 4,5 лет и старше воспроизводят ряд из цифр (в одной из двух попыток с рядами одинаковой длины, но разного числового состава), дети 6,5 – 7 лет – ряд из 5 цифр, дети 10 лет и старше – ряд из 6 цифр.

В обратном порядке.Ребёнку даётся инструкция, что ряд цифр повторять нужно в обратном порядке, начиная с конца, и это демонстрируется на примере ряда из 2 цифр. В 7 лет дети уже способны воспроизводить ряды из 3 цифр, в 9 лет – 4 и в 12 лет – из 6 цифр.

Первая часть данного задания характеризует преимущественно иконическую сукцессивную слухо-речевую память. Вторая – состояние оперативной памяти..

При ранних правополушарных или двусторонних органических поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при левополушарных – в прямом.

Таким образом, при правополушарной недостаточности обычно увеличивается разрыв между результатами прямого и обратного воспроизведений, который в норме не превышает двух единиц.

Следует отметить, что на результаты выполнения этой и ряда последующих проб существенное влияние может оказать расстройство активного внимания, определяемого, в свою очередь, функциональным состоянием глубоких структур мозга.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...