Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Тексты для чтения (к методике СМИНЧ)
Текст 1А
Как я ловил раков
| Кол-во слов
| В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. 11
Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями 21
или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного 32
рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень 45
вкусный. 46
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, а трудно 5сделать. У раков есть свое оружие — клешни, которыми они
щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру 76
между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже к 85
змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем 96
по-другому...
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко 106
схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на 118
удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил 128
все нужные вещи. В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в 141 воду.
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг 153
я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно
вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его 175
челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды, и 185
рак лежит на траве. 189
Но некоторые раки были более осторожными. Когда палка- 197
удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору 207
Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил много раков. 216
Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными! 226
| 11
21
32
45
46
56
65
76
86
96
106
118
128
141
153
165
175
185
189
197
207
216
226
| Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту 1А:
1. Сколько ручейков текут в деревне?
2. Кто в них живет?
3. Где мальчики ловят раков?
4. Что мальчики с ними делают?
5. От кого мальчик получил рака?
6. Чего захотелось мальчику?
7. Что есть у раков?
8. Что боялся сделать мальчик?
9. Почему?
10. Что посоветовал ему друг?
Текст IБ
Зайчик
| Кол-во слов
| Когда зайчик научился бегать, он сразу же стал просить маму 10
разрешить ему погулять. Солнце хорошо грело, птицы прекрасно 18
пели, у зайчика было хорошее настроение. Он очень обрадовался, что 28
сам сможет все увидеть. Он находил все новые и новые предметы, 41
его переполняли разнообразные впечатления. С большим 48
нетерпением он ожидал, когда расскажет маме про большую птицу, 58
про цветы, про пчел, про косулю. Потом он сел и подумал: «Какая 69
везде красота! Поле, лес, луг — все я смогу осмотреть. Без страха я 81
могу покушать травку. Кого же бояться? Но мама мне сказала, чтобы 92
я слишком далеко не заходил. Но разве меня кто-нибудь укусит? 103
Ведь я уже долго гуляю — и ничего страшного не случилось. А 113
вернуться домой — легко. А вот тропиночка. Вдоль ручейка, к лесу, 127 а вон там в этом поле родной дом». Зайчик был очень доволен собой и
улыбался. Вдруг послышался лай собаки! Зайчик его никогда не 147
слышал, но почувствовал, что для него он очень опасен. Сразу же он 159
забыл дорогу домой. Он только все бежал и бежал. Наконец он 170
остановился под крутым склоном, за которым пряталось солнце, и 179
затосковал. Куда идти? Ему хотелось плакать, ведь он уже не знал, 191
где находится. В конце концов он вышел к ручейку, а там его уже 204
ожидала мама. Она беспокоилась о нем и поэтому начала его 214
разыскивать. Зайчик очень обрадовался и весело побежал с мамой 224
домой «Хорошо погулял?» - спросила мама. «Все было прекрасно, но
с тобой, мама, лучше
| 10
18
28
41
48
58
69
81
92
103
113
127
137
147
159
170
179
191
204
214
224
234
| Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту IБ:
1. Чему научился зайчик?
2. Что попросил зайчик?
3. Какое настроение было у зайчика?
4. Почему?
5. Чему обрадовался зайчик?
6. Чего с нетерпением ожидал зайчик?
7. О чем подумал зайчик?
8. Что хотелось сделать зайчику?
9. О чем вспомнил зайчик?
10. О чем он после этого подумал?
Текст II А
Неблагодарная ель
| Кол-во слов
| В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. 10
Маленькую елочку поражала красота белых цветков, которые 17
распускались весной на терновнике. 21
Стали они с терновником друзьями еще с осени Тогда ели 31
понравились его синие плоды. Когда ель стала взрослой, птицы ей 41
сказали, что другой такой красавицы в лесу нет. Тогда охватили ель 52
гордость и самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери 61
свои кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы прохожие 71
восхищались моей красотой и моим прекрасным ростом». 78
«И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой погоды?»—жалобно 91
спросил терновник. Ель молчала и только мрачно качала ветвями. 100
Терновник рассердился и отодвинулся к солнцу Через несколько 108
дней к солнцу обратились все ветви терновника, но ни одна не 119
прикоснулась к ели. И ель росла, росла... 127
Во время первых зимних метелей в лес пришли лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было уже поздно просить. Все ветки 157
терновника летом повернулись к солнцу и зимой уже не могли 167
приблизиться к ели. Она заплакала. «Ведь меня топором убьют!» «И это 177
из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и неблагодарной»,— 187
ответил терновник. «Да, неблагодарная гордость не принесет 194
пользу»,— заплакала ель. 197
Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и 208
восхищались ее красотой Ее срубили. Ель упала в объятия 217
терновника и навсегда распрощалась с лесом.
| 10
17
21
31
41
52
61
71
78
91
100
108
119
127
137
146
157
167
177
187
194
197
208
217
223
| Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту НА:
1. Где росла ель?
2. Что поражало маленькую ель?
3. Какие отношения у нее были с терновником?
4. Что ели понравилось осенью?
5. Что сказали птицы?
6. Что сказала ель терновнику?
7. Что терновник ей ответил?
8. Что потом сделал терновник?
9. Что сделалось с ветвями терновника? 10. Что происходило с елью?
Текст II Б
О кроте
| Кол-во слов
| Однажды процессия старых зверей пошла к царю подземелья — 8
кроту. Их вел хромой козел. Он постучал в ворота и сказал кроту: 20
«Извини за беспокойство, но ты в тишине своего темного царства 30
раздумываешь обо всем и поэтому можешь дать нам совет. Нас очень 41
мучит старость, выпали у нас все зубы, ноют кости. Многие из нас 53
пресыщены жизнью. Не можешь ли ты нам сказать, чем облегчить нашу 64 старость?»
Крот вылез на кучу земли и сказал: «Дорогие друзья, вы правы, я в 78
тишине своего царства много, очень много думаю. И конечно, знаю 88
лекарство, которое вам поможет от всех страданий. Того, кто будет 98
жаловаться на тяжелую жизнь, пусть собака приведет ко мне». 107
Через короткое время перед воротами подземного царства залаяла 115
собака Она привела старую лошадь. Когда они встретились, лошадь его 125
попросила: «Дай мне, пожалуйста, лекарство от старости, все у меня 134
болит». «Пойдемте вместе», — приказал крот и повел их к глубокому 145
пруду Здесь он сказал лошади: «Эта вода — вода чудодейственная. Если ты плохо себя чувствуешь и жизнь тебе уже не нравится, то прыгни в 168
нее. В ее глубине обо всем забудешь, там найдешь покой». Лошадь 179
ужаснулась и стала отказываться: «Слушай, крот, я не так уж плохо себя 191
чувствую У других зверей боль сильнее моей. Зачем мне прыгать в 203
воду9 Лучше погреюсь на солнышке, ведь оно мне поможет, и мне опять 214
станет лучше Извини, пожалуйста, за беспокойство. Может быть, я 223 приду позже».
Крот улыбнулся и собака с лошадью ушли. Чудодейственное 233
лекарство крот предлагал также и другим зверям. Но каждому из них 244
становилось на берегу лучше, и никто не искал отраду в глубине воды.
| 8
20
30
41
53
64
78
88
98
107
115
125
134
145
155
168
179
191
203
214
223
233
244
256
| 256
Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту II Б:
1. Что однажды сделали звери?
2. Кто их вел?
3. Что он сказал?
4. Что сделал крот?
5. Что он сказал?
6. Что он предложил зверям?
7. Кто к нему пришел первым?
8. О чем его попросили?
9. Куда их привел крот?
10. Что он предложил сделать?
Понимание текста может быть оценено путем самостоятельного пересказа или посредством ответов на вопросы, приведенные выше. В первом случае хорошим показателем можно считать пересказ, отражающий не менее 70% содержания. Во втором случае при хорошем понимании текста ребенок должен правильно ответить не менее чем на 7 вопросов из 10 (при условии, что прочитано в IA тексте не менее 98 слов, в IБ тексте — не менее 110 слов, в IIА — не менее 127 слов, в IIБ — не менее 178 слов).
Таблица определения коэффициента техники чтения
|