Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация форм нарушения письменной речи и типизация специфических ошибок




Логопедические технологии

Технология логопедического обследования

Письменной речи

 

Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочнойформ обучения

по направлению подготовки

050700 – Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Ярославль

2013

 

ББК 74.580 р30 УДК 376.3 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Рецензент: к.фил.наук Е.М.Мельникова

 

Саблева А.С.

Логопедические технологии.  Технология логопедического обследования письменной речи. Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - …

 

В пособии представлены обобщенные, систематизированные сведения по разделу «Технологиялогопедического обследования» в рамках изучаемого курса «Логопедические технологии»; раскрыты теоретические аспекты и даны методические рекомендации, система заданий, направленных на практическое освоение технологии логопедического обследования письменной речи.

Издание предназначено для организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 050700 – Специальное (дефектологическое) образование, а также логопедов-практиков.

 

© ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный

педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2013

© А.С. Саблева, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. Механизмы овладения письмом и чтением: лингвистический и психомоторный аспекты

1.1 Письмо как языковая система и навык

1.2 Чтение как коммуникативно-речевой процесс и навык

1.3 Классификация форм нарушения письменной

речи и типизация специфических ошибок

Контрольные вопросы и задания …………………………………

ГЛАВА 2. Технология обследования письменной речи

1.1 Исследование предпосылок овладения письменной речью

1.2 Обследование навыка чтения

1.3 Обследование навыка письма

1.4 Анализ проявлений дизорфографии

Контрольные вопросы и задания …………………………………

 

ГЛАВА 3. Стандартизированные методики обследования письменной речи

3.1.Методика раннего выявления дислексии (А.Н.Корнев)

3.2.Стандартизованная методика исследования навыка чтения (А.Н. Корнев)

3.3.Тест оперативных единиц чтения (А.Н. Корнев)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………

Приложение 1. Тексты для чтения (к методике СМИНЧ)

Приложение 2. Списки слогов и слов для «Теста оперативных единиц чтения»

Приложение3. Исследования предпосылок овладения письменной речью

Приложение 4. Схема психолого-логопедического обследования школьника

(составитель И. А.Смирнова)

Глава 1. Механизмы овладения письмом и чтением: лингвистический и психомоторный аспекты

Письмо как языковая система и навык

С лингвистической точки зрения письмо рассматривается как языковой феномен.

Письмо представляет собой особую семиотическую систему графических знаков. Письменный язык имеет существенные отличия от устного. Например, письменный язык имеет собственную систему дифференциальных признаков, на основе которой создается система противопоставлений по графическим признакам (в рукописном варианте), не совпадающая с устно языковой: а – о, б – д, ш – и , п – т, и – у; мягкие – твердые на письмо противопоставлены только оппозиционно, то есть стоящей следом гласной и др.

Ребенок должен освоить четыре разных символа, обозначающих одну и ту же фонему, поскольку письменный язык представлен аллографами (прописные, строчные, печатные), которые во многих случаях графически отличаются друг от друга. Также письмо в отличии от устного языка имеет весьма условные и жесткие правила орфографии (А.Н. Корнев)

Письмо как способ перекодирования устного языка в письменный представляет собой набор правил перехода от одной системы символов к другой (от звуков к буквам). Русское правописание базируется на нескольких основных принципах. Среди них ведущими можно считать: фонетический (буквенное обозначение полностью соответствует фонемам), морфологический (при написании сохраняется постоянство буквенного обозначения морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний, независимо от произнесения), традиционный (словарные слова).

Письмо представляет собой особую форму коммуникации с помощью системы письменных знаков. Письменная речь характеризуется особыми стилистическим нормами и сложной системой пунктуационных правил. Членение письменных текстов на предложения носит отчасти условный характер, устной речи присуще членение на синтагмы (законченные по смыслу отрезки речи). Также особенностью письменной речи является монологический, контекстный характер. Для детей, владеющих преимущественно диалогической, ситуативной формой устно речевой коммуникации, это создает определенные трудности.

Языковые способности реализуются в акте письма. Письмо как вида деятельности (навык) включает систему операций:

1.символическое обозначение звуков речи (фонем);

2.моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов (букв);

3.графо-моторные операции

Письмо как комплексный навык требует интеграции, координации и автоматизированности всех перечисленных операций. В связи с эти следует учитывать, что затруднения в каком либо звене приводят к адаптационны перестройкам в других звеньях. Например: неавтоматизированность каллиграфического навыка приводит к переключению внимания на выполнение этой операции, степень произвольности этого звена повышается и одновременно ослабевает контроль за выполнением остальных операций (фонематического анализа, обнаружения орфограмм и др.) и снижается точность и эффективность их реализации (А.Н. Корнев).

В общей системе, каждую из операций можно рассматривать как самостоятельный навык, имеющий определенную психологическую базу.

Функциональную структуру психологических механизмов письма можно представить следующим образом:

 

Последова

тельность освоения

навыков

Навык письма

Предпосылки

I уровня→

II уровня→

III уровня

I

Навык символизации

(звуко-буквенная символика)

 

 

Интеллектуальное развитие

 

Способность к символизации

Графическая символизация

Зрительный гнозис, мнезис
Зрелость наглядно-образного мышления

Осознание звуковой оболочки слова

Развитие устной речи   Зрелость фонематического восприятия

II

Навык моделирования звуко-буквенного состава слова

 

Сформированность сукцессивных функций

Сукцессивная слухо-речевая память

 

 

Навык фонематического анализа

Мыслительные операции анализа, синтеза

III

Графо-моторные навыки

 

Моторная зрелость

 

Пальцевой праксис (динамический и кинестетический)  

Зрительно-моторная координация

(межанализаторная интеграция кинестетических ощущений и зрительных образов)

Зрительный гнозис, мнезис
           

 

Чтение как коммуникативно-речевой процесс и

Навык

В широком смысле овладение чтением - это формирование деятельности чтения как коммуникативно-речевого процесса, включая возникновение читательской мотивации. В узком смысле – это овладение навыком, техникой чтения.

Чтение как сложный комплексный вид деятельности (навык) состоит из ряда операций и включает два основных компонента: 1) декодирование текстов, представленных в графической форме, перевод их в устно речевую форму (техника чтения);

2) понимание значения письменных текстов.

Процесс декодирования включает в себя следующие операции:

- определение букво-звуковых соответствий (опознание буквы в ее связи с фонемой);

- слогослияние (слияние нескольких букв в слог);

- воссоздание звукового облика целого слова (слияние нескольких слогов в слово);

- интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу.

На самом начальном этапе обучения каждая операция выполняются ребенком под сознательным контролем и требует отдельного умственного усилия. Постепенно они автоматизируются, их регуляция осуществляется в более свернутом виде, и под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операций. Процесс автоматизации навыка чтения А.Н. Корнев представил в виде дискретной последовательности переходов от элементарных единиц чтения к более комплексным. Основным признаком того, что чтение слогов определенного типа автоматизировано, является опознание их с одного взгляда одномоментно (симультанно), а не последовательно, поэлементно (сукцессивно) [4]. Максимальное количество знаков, которое опознается при чтении одномоментно является «оперативной единицей чтения».

Процесс понимания включает

- понимание значения;

- понимание смысла высказывания.

Понимание значения прочитанного представляется более элементарным процессом, включает понимание каждого прочитанного слова предложения в целом (фактическое понимание). Понимание смысла текста значительно сложнее, поскольку каждая фраза включена в определенный текстовый контекст и имеет определенный смысл, вытекающий из текста и подтекста. И только в этом случае чтение становится коммуникативным процессом.

Классификация форм нарушения письменной речи и типизация специфических ошибок

 

При выборе эффективных средств коррекции следует учитывать, что ошибки, которые делает ребенок на письме, бывают разного типа. Это и ошибки звукового состава слова, лексико-грамматические ошибки, графические, а также ошибки на правила правописания, пройденные в классе. Среди этих ошибок следует выделять те, которые являются стойкими, повторяющимися и при этом не являются результатом неспособности применения правила на практике. Последние же относятся к дизорфографическим ошибкам.

Симптомами же дисграфии принято считать стойкие ошибки на письме, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила. 

Специфические ошибки на письме можно соотнести с той или иной формой дисграфии:

 

Форма дисграфии Симптоматика
Артикуляторно-акустическая ·Замены букв, пропуски букв в соответствии с заменами и пропусками звуков в устной речи)
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая) ·Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам; ·замены гласных; ·ошибки обозначения мягкости согласных
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза ·Пропуски согласных при их стечении ·пропуски гласных ·перестановки букв, слогов ·добавления букв, слогов ·слитное написание слов и их разрывы
Аграмматическая Искажения морфологической структуры слов: ·неправильное написание приставок, суффиксов, падежных окончаний; ·нарушение предложных конструкций, ·изменение падежа местоимений, числа существительных; ·нарушение согласования Нарушения синтаксического оформления речи: ·трудности конструирования сложных предложений; · пропуски членов предложения; ·нарушение последовательности слов в предложении
Оптическая ·Замены графически сходных букв; ·зеркальное написание букв ·пропуски элементов букв, их неправильное расположение
Диспраксическая (моторная) ·Замены букв по кинетическому сходству

 

И.Н. Садовниковой разработана типизация ошибок независимо от формы дисграфии. Ошибки классифицируются по уровням: на уровне буквы и слога; на уровне слова; на уровне предложения [ ].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...