Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РОЛЬ СТРАТЕГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ




АННОТАЦИЯ

 

           В учебном пособии рассматриваются основные идеи, принципы и процедуры стратегического планирования в рыночной экономике. Последовательно излагается содержание основных предпосылок применения стратегии, ее содержание и эффективность применения. Много уделено внимания анализу рыночной позиции предприятия, изучению тенденций изменения рынка, выявлению благоприятных возможностей и опасных явлений. Подробно раскрыты вопросы анализа возможностей предприятия, выбора стратегических решений и балансированию разных составляющих стратегии.

           Учебное пособие может использоваться в качестве конспекта лекций студентами ВУЗов при изучении курсов: «Стратегический менеджмент», «Стратегическое планирование». Кроме этого, данная книга может применяться как вспомогательный материал менеджерами и специалистами по планированию для разработки стратегии предприятия.

 

           Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского университета.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

           ПРЕДИСЛОВИЕ                                                                         4

          

ГЛАВА 1. Роль стратегии в менеджменте

1.1. Миссия предприятия                                                                                           7

1.2. Производство в централизованной плановой экономике         10

1.3. Рыночная экономика - свободное хозяйствование                     12

1.4. Внешнее окружение предприятия                                                   15

1.5. Конкуренция                                                                                          18

1.6. Анализ внешней среды                                                                       20

1.7. Предприятие - открытая система                                                     24

1.8. Планирование в условиях неопределенности                             26

1.9. Понятие стратегии                                                                               28

1.10 Стратегическое планирование                                                       30

1.11 Эффективность стратегии                                                                 33

1.12 Выбор стратегической позиции                                                      36

Выводы                                                                                                            38

Вопросы для повторения                                                                                           41

 

Глава 2. Рыночные перспективы и предприятия

2.1. Стратегическая зона хозяйствования                                            42

2.2. Будущая конкурентная позиция . Логика отрасли                     44

2.3. Структура потребностей. Жизненный цикл спроса                   47

2.4. Анализ спроса. Доля рынка                                                              50

2.5.Структура отрасли (поставщики, потребители, конкуренты) 52

2.6. Рынок технологии                                                                                54

2.7. Новые предприятия и товары-субституты                                   56

2.8.Поиск новой сзх. Входные барьеры                                                 59

2.9. Уход из СЗХ и выходные барьеры                                                  62

2.10 Зоны стратегических ресурсов                                                       64

2.11 Влиятельные силы общества. Экология                                       66

2.12 Факторы успеха предприятия                                                         68

Выводы                                                                                                            71

Вопросы для повторения                                                                                           73

 

Глава 3. Стратегические возможности предприятия                       

3.1. Организация предприятия                                                                 74

3.2. Матрица выбора стратегии                                                              76

3.3. Оценка привлекательности СЗХ                                                      78

3.4. Инвестиции и их рентабельность                                                    81

3.5. Пригодность действующей стратегии                                            83

3.6. Сценарий развития экономической ситуации                             86

3.7. Оценка будущего конкурентного статуса                                    88

3.8. Оценка ресурсных возможностей                                                    90

3.9. Изменчивость маркетинга. Маркетинговые возможности       92

3.10 Технологическая подготовленность предприятия                    94

3.11 Материальное обеспечение производства                                  98

3.12 Стратегический выбор                                                                      101

Выводы                                                                                                            104

Вопросы для повторения                                                                                           107

 

ГЛАВА 4. Балансирование стратегического набора

4.1. Стратегический набор                                                                        109

4.2. Балансирование по фазам жизненного цикла                             111

4.3. Стратегическая гибкость и уязвимость                                          115

4.4. Синергизм                                                                                               118

4.5. Матрица ресурсов                                                                               121

4.6. Выбор стратегии в условиях конкуренции                                   124

4.7. Стратегический анализ                                                                      126

4.8. Планирование стратегической позиции                                        128

4.9. Анализ стратегической позиции                                                      132

4.10 Цепочка ценностей М.Портера                                                       134

4.11 Выбор стратегии                                                                                 137

4.12 Переход от стратегического планирования к

стратегическому управлению                                                                  141

Выводы                                                                                                            145

Вопросы для повторения                                                                                           148

Приложения                                                                                                 150



П Р Е Д И С Л О В И Е

 

           В условиях рыночной экономики российские предприятия вступили в период самостоятельного хозяйствования в конкурентной среде. Руководители предприятий остро почувствовали недостаточность имеющихся средств планирования. Их смущает высокая неопределенность внешней среды, непредсказуемость поведения партнеров, колебания рыночного спроса. Руководители, с одной стороны, понимают, что управлять без планирования невозможно, но, с другой стороны, считают, что в такой обстановке планировать бесполезно, так как все равно ни одна плановая цифра не совпадает.

           Мировой опыт развития экономики прошел эту стадию рыночной экономики и научился управлять предприятием на основе стратегии. Термин «стратегия» был заимствован у военных, которые обозначали им более выгодные географические позиции, военное инженерно-техническое превосходство, наличие которых позволяет при равенстве солдат обеспечить победу. Перейдя в экономику, этот термин стал обозначать некоторый потенциал предприятий, важный с точки зрения конкурентной борьбы.

           Стратегическое планирование стало объектом научного изучения с середины 1950-х гг. Первые результаты научных исследований были опубликованы в США в начале 1960-х гг. Одним из основателей этого научного направления менеджмента является американский профессор русского происхождения Игорь Ансофф.

           Стратегическое управление уже давно стало учебной дисциплиной во всех школах бизнеса и на курсах повышения квалификации руководителей. Стратегическое мышление, как показывают исследования американских, английских, шведских, финских ученых, оказывает непосредственное влияние на долгосрочную прибыльность компаний. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

           Поскольку имеется значительное многообразие сложных рыночных ситуаций, наука выработала различные варианты стратегического планирования, учитывающие уровень неопределенности внешней среды. Стратегический план, в отличие от обычного хозяйственного плана, имеет вид формулировок стратегических решений во всех основных сферах деятельности предприятия, которые должны обеспечить успех в конкуренции и достижении стабильной, прибыльной деятельности.

           Данная книга написана с целью ознакомления читателей с содержанием работы по стратегическому планированию, понять зависимость результатов работы предприятия от внешних рыночных условий. В конечном итоге содержание книги позволяет, на наш взгляд, сформировать у читателей стратегическое мышление.

           Учебное пособие состоит из 4-х глав, которые отражают основные стадии разработки стратегии. Первая стадия (гл.1)- подготовительная, предполагает ознакомление с понятиями, установление миссии и целей предприятия, а также необходимость разработки стратегии.

           Вторая стадия (гл.2) - изучение рыночной среды предприятия с целью установления тенденций развития всех сегментов среды и выявление будущих опасностей и открывающихся благоприятных возможностей для предприятия.

           Третья стадия (гл.3) охватывает анализ возможностей предприятия для обеспечения безопасного хозяйствования и использования благоприятных возможностей на рынках.

           На четвертой, заключительной стадии (гл.4), рассматривается балансирование стратегической позиции предприятия и определение стратегических ориентиров. На этой стадии создаются предпосылки для формирования стратегических решений.

           В пособии использованы материалы зарубежных исследователей по стратегическому планированию, которые стали доступны автору. К сожалению, лишь три книги были переведены на русский язык, но из-за малого тиража и они остаются недоступными нашим читателям. Возможно, что данная книга позволит в какой-то мере устранить этот пробел.

           В ходе подготовки пособия большую помощь в оформлении рукописи оказали сотрудницы нашей кафедры Елена и…………….. Автор благодарен также своим коллегам-преподавателям кафедры менеджмента Сыктывкарского государственного университета за помощь и поддержку при написании данной книги.

 

 

                                                                                                                           Автор

 

 

 

Глава 1

РОЛЬ СТРАТЕГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

           Каждое предприятие создается с известной целью - удовлетворение экономических интересов. Однако не все уверены, что благодаря производительности труда предприятие создает богатство для общества.

           Теория фирмы имеет свои предпосылки, уходящие корнями в экономическое учение А.Смита. Эти предпосылки - свобода личности и неприкосновенность частной собственности - создают необходимые условия для предпринимательства. А.Смит утверждал, что свобода каждого человека действовать в своих экономических интересах обеспечивает, благодаря «невидимой силе», максимальный экономический выигрыш для всего общества.

           Посмотрим на логику создания предприятия. Действительно, предпринимателями движут экономические интересы: получение прибыли и расширение дела. К счастью, они часто дополняются другими гуманитарными интересами.

           В то же время всякий предприниматель знает, что доходы создаются благодаря покупателям, добровольно отдающим часть своего дохода в обмен на желательный товар (услугу). В этом достигается некоторая (пусть неполная) гармония интересов производителей и покупателей. Отсюда вытекает важное следствие для предпринимателей: предприятие может существовать и эффективно работать, если производит продукцию, нужную людям.

           Предприятие привлекает к работе трудящихся. Оно оплачивает поставки сырья, материалов и оборудования, т.е. создает рабочие места у поставщиков; удовлетворяет потребности потребителей, предоставляя им за плату материальные или духовные блага; платит трудящимся заработную плату и создает у них покупательскую способность для удовлетворения их потребностей.

           Одновременно предприятие привлекает деньги, оставшиеся у людей после необходимых покупок для расширения производства под определенный процент коммерческих выплат.

           Кроме того, предприятие занимает определенную нишу в экономическом устройстве общества и налаживает взаимосвязи с общественными и государственными службами: платит налоги, выделяет благотворительные взносы, участвует в общественной жизни. Это поддерживается расширением социальной инфраструктуры.

 

 

Рис. 1.1

Предприятие - создатель общественного богатства

           Наконец, предприятие получает прибыль и заботится о расширении дела, создавая тем самым экономический прогресс общества.

           Как видно из рис.1.1, предприятие имеет многочисленные и сложные взаимосвязи с окружающей средой. Имеется как влияние среды на предприятие, так и влияние предприятия на окружение.

           Возникает вопрос: надо ли при создании нового предприятия хорошо обдумать его предназначение, положение в экономике и обществе, параметры его продукции и круг вероятных потребителей? Ответ, безусловно, положительный: «Да, надо обдумать и желательно хорошо сформулировать и зафиксировать в виде «послания» (по- старому) или «пресс-релиза» (по-новому). Именно этот состав вопросов о предназначении и месте в обществе нового предприятия называется миссией.

           Миссия предприятия играет объединяющую, направляющую и маркетинговую роль. Во-первых, миссия заставляет управляющих смотреть на свою деятельность как на соучастие в общих делах предприятия. Во-вторых, миссия позволяет всему персоналу предприятия понять цели бизнеса и посмотреть на его деятельность как бы со стороны, что вызывает положительную мотивацию к труду. В-третьих, миссия позволяет всему окружению: потребителям, поставщикам, акционерам и другим видеть в предприятии необходимого, надежного и ценного партнера.

           Миссия предприятия включает изложение:

 - круга удовлетворяемых потребностей;

 - совокупности потребителей;

 - основных видов выпускаемой продукции;

 - конкурентных преимуществ.

           Содержание миссии должно удовлетворять следующим требованиям:

           1) излагать миссию необходимо в сравнительно простых определениях и в хорошо воспринимаемой форме. Она должна быть понятна для людей;

           2) основу миссии должно составлять рассмотрение задач удовлетворения интересов и запросов потребителей в рыночных условиях;

           3) должно быть понятно сказано, почему потребители будут предпочитать товары и услуги данного предприятия, а не другого.

           В ряде случаев миссия предприятия излагается как философия предприятия. Обычно такой документ имеет объем 1-2 страницы текста. В приложении к этой книге дан примерный текст философии предприятия (см. приложение 1)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...