Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЫНОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ




СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗОНА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

           Интересы и цели предприятия всегда связаны с определенными товарами (продукты и услуги). Получение дохода зависит от поведения потребителей. Поэтому разработка стратегии всегда начинается с изучения отрасли, в которой работает или будет работать предприятие. Под отраслью понимаются два момента:

           1) вид продукции;

           2) вид технологии.

           Поэтому можно выделить в металлургии сталепрокатное производство, трубное производство, литейное производство и т.д. В деревообрабатывающей промышленности - мебельное, древесно-стружечное, древесно-плитное, фанерное и другие производства. Однако в производстве одинаковых продуктов могут быть использованы разные технологии. Например, металлический лист производят холодным и горячим способами, цемент - сухим и мокрым способами, древесную массу - механическим и термомеханическим способами. Поэтому предприятия могут производить продукты с использованием разных технологий.

           Еще один аспект разработки стратегии возникает при исследовании рынка. Оказывается, одну и ту же потребность людей могут удовлетворить разные товары. Так, например, для прослушивания требуемых звуковых записей могут использоваться пластинки, аудио-кассеты или лазерные компакт-диски. Видеозаписи можно осуществлять на видеокассетах и лазерных компакт-дисках. Могут появиться и другие новые товары, удовлетворяющие эти потребности. В этом случае говорят о «товарах-субститутах» (substitut - заменитель).

           Рассмотрение этих аспектов в рыночной ситуации привело ученых к выводу о том, что единицей стратегического анализа является стратегическая зона хозяйствования (СЗХ). Этот термин ввел в оборот американский профессор И.Ансофф в 1965 году. Он означает направленность деятельности предприятия на удовлетворение какой-либо области спроса, с применением определенной технологии и выпуском товара, удовлетворяющего этот спрос. При этом другое предприятие может также удовлетворять спрос, но другим товаром по другой технологии.

           Следовательно, ключевым понятием в разработке стратегии является спрос и пути его удовлетворения. Предприятие может иметь не одну СЗХ, а несколько. При этом может применяться базовая технология (универсальное или гибкое оборудование). Например, швейная фабрика может выпускать верхнюю одежду, платья и костюмы, постельное белье и другие изделия. Одежду и белье выпускают также трикотажные фабрики. Таким образом, возможно различное сочетание технологии, товаров и спроса.

           Итак, первым шагом анализа перспектив предприятия является выработка представлений о совокупности тех различных видов деятельности, которыми оно занимается. Вначале определяются зоны хозяйствования без увязки со структурой производства предприятия. В результате такого анализа появляются оценки перспективы, которая имеется для любого предприятия, действующего в этой зоне хозяйствования. Определяется объем товарной ниши, норма прибыли, размер и темпы роста рынка, технологические особенности. Другими словами, необходимо проанализировать состояние отрасли. Выделение СЗХ - достаточно сложная задача, так как анализ реальной и многообразной рыночной ситуации всегда труден. При анализе целесообразно отказаться от стандартов и штампов, а использовать логику и интуицию. Однако нельзя игнорировать внутреннюю логику развития отрасли и проверенные на практике параметры, применяемые для описания СЗХ.

           Другим шагом анализа перспектив предприятия является выбор СЗХ. Трудности выбора заключаются в том, что, как правило, время от времени происходит технологический рывок (замена старой технологии на новую, более прогрессивную). Это проблема стратегического выбора: сохранять ли традиционную технологию или переходить на новую, из-за которой возможны потери части прибыли. Важно определить, какая продукция будет предпочтительней для покупателей. Вполне возможно, что они предпочтут более дешевую и известную прежнюю продукцию, даже если она уже устарела.

           Для выбора СЗХ нужны сведения о структуре потребностей и вкусах потребителей. С этой целью необходимо оценить перспективы развития рынка (рост, рентабельность, изменчивость, факторы успеха). Отбирают несколько предпочтительных СЗХ. Далее необходимо выбрать вариант развития предприятия по отношению к этим СЗХ и сбалансировать это развитие.

           После выбора СЗХ предприятие должно разработать соответствующую номенклатуру изделий. Ответственность за разработку конкурентоспособных изделий и стратегии сбыта ложится на руководителей предприятия. Если предприятие входит в концерн или объединение, то выбор СЗХ осуществляется в центральном органе управления. Когда предприятие полностью самостоятельное, то выбор СЗХ, разработка стратегии и программы деятельности ложится на «плечи» его руководителей.

 

БУДУЩАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ

ЛОГИКА ОТРАСЛИ

 

           Разработка стратегии опирается на оценку возможностей и производственных ресурсов предприятия и управленческого потенциала. При отсутствии требуемого управленческого потенциала нельзя серьезно говорить о реализации стратегии.

           С выделением СЗХ предприятия в условиях неопределенности и нестабильности ресурсного обеспечения, развития технологии желательно выделить зоны стратегических ресурсов и зоны стратегических технологий. Это означает поиск и анализ соответствующих рынков ресурсов и технологий, оценку их привлекательности, выбор партнеров и пути материально-технического обеспечения предприятия.

           Важным аспектом стратегического анализа является определение перспектив предприятия. В первую очередь нужно оценить рыночные перспективы в выборных СЗХ. Затем определить будущую конкурентную позицию предприятия. Для этого проводится сравнительная оценка между необходимыми (оптимальными) параметрами развития и возможности предприятия. Сравниваются необходимая и имеющаяся стратегии, объемы требуемых и возможных капиталовложений, требуемый и имеющийся потенциал управления.

           Предприятие, имея оценку перспектив своего развития, может либо принять их, либо уйти из рассматриваемой СЗХ, либо внести коррективы в выбор будущей конкурентной позиции.

           Выбор осуществляется в несколько приемов. Во-первых, определяются стартовые, начальные позиции предприятия, его место среди конкурентов. Выявляются имеющиеся стратегические позиции (стратегия, ресурсы, управленческий потенциал). Во-вторых, на основе анализа конкуренции ставится задача добиться положения ведущего конкурента в данной СЗХ. Определяются пути достижения цели, требуемые ресурсы.

           В-третьих, определяется запас времени и возможности предприятия по аккумулированию ресурсов на реализацию стратегии.

           В-четвертых, делается анализ ожидаемых результатов при реализации имеющихся возможностей. В случае недостижения оптимальных результатов делаются поправки в стратегии. Выбирается такая стратегия, при которой предприятие, максимально используя свои возможности, может добиться значительных конкурентных преимуществ. Последнее фиксируется как будущая конкурентная позиция предприятия, достигаемая при реализации выбранной стратегии.

           При наличии у предприятия нескольких СЗХ будущая конкурентная позиция выявляется с помощью балансирования в распределении ограниченных ресурсов, создания синергетического эффекта и выбора стратегии маркетинга. Предприятие в условиях изменения внешней среды выбирает свою стратегию, удовлетворяющую, с одной стороны, требованиям изменяющейся внешней среды, а с другой стороны, подкрепленную расчетом на развитие своих ресурсных возможностей и на приращение управленческого потенциала.

           Соответственно, разрабатывая стратегию, предприятие определяет свои будущие позиции по сравнению с конкурентами в области технологии, организации производства, маркетинга, капиталовложений, обеспечения материальными ресурсами и т.д. Если необходимо провести значительные изменения в производственно-хозяйственной сфере, то следует перейти к анализу управленческого потенциала.

 Управление как инстумент реализации стратегии и проведения реорганизации производственно-хозяйственной сфры предприяти, часто само нуждается в реорганизации. Поэтому возникает вопрос о способностях аппарата управления к самосовершенствованию. Для реализации стратегии нужны новые стратегические способности. Одной из них является хорошее знание отрасли.

           Для выбора будущей конкурентной позиции необходимо изучить положение в отрасли и возможные действия конкурентов. Понять логику отрасли - это значит на основе стратегического анализа определить, от каких факторов зависит рентабельность предприятий .

           Анализ отрасли может быть кратко выражен в ответе на следующие вопросы:

           1. Какова структура потребностей, порождающих спрос на продукцию данной отрасли?

           2. Какие характеристики продукции вызывают увеличение спроса?

           3. Какова структура отрасли (состав конкурентов, поставщиков и потребителей).

           4. Каковы внешние условия, влияющие на развитие предпринимательства?

 5. Каковы препятствия при уходе из СЗХ и при вступлении в новую СЗХ?

 6. Каковы перспективы развития отрасли и факторы успеха?

           Ответы на эти вопросы даны в следующих параграфах данной главы.

 

 

Рис. 2.1

Общая схема выбора будущей конкурентной позиции

 

 

СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СПРОСА

 

           Предприятие хорошо знает потребительские свойства своих товаров.Однако покупатели приобретают товары, руководствуясь различными соображениями. Классическая модель покупательского поведения включает три блока:

           1) внешние потребительские факторы маркетинга;

           2) принятие покупателем решения о покупке;

           3) реакция выбора товара.

           Потребности покупателей устанавливаются на стыке первого и второго блока. Продавец предлагает товар, а покупатель думает, как лучше удовлетворить свои потребности. Побудительными факторами маркетинга являются:

           1)потребительские свойства товара;

           2) его цена;

           3) методы распространения товара;

           4) методы стимулирования покупки.

           Покупателю необходимо определить, какой товар лучше удовлетворит его потребности, сравнить потребительские свойства различных товаров и их цены, взвесить легкость приобретения их, возможность получения льгот (скидок или уменьшения затрат при покупке или при эксплуатации) и на основе этого сравнить еще раз предлагаемые товары.

           Мышление покупателей очень разнообразно и сложно для изучения. На него влияет ряд других факторов, таких, как мода, мнение окружающих, культурные ценности, экономические условия, научно-техническая перспективность и т.п. Некоторые специалисты отмечают иррациональность выбора при покупке, необъяснимую с точки зрения нормальной логики мышления.

           Объективно спрос характеризуется как устойчивая потребность, проявляющаяся в статистических данных о покупках. Общие тенденции развития спроса пытаются объяснить суммированием текущей изменения спроса у различных групп покупателей. Поэтому осуществляется разбивка покупателей (сегментация рынка) по доминирующим мотивациям, а также по демографическим, социальным и иным признакам. Определение групповых потребностей позволяет предприятию учесть при изготовлении продукции эти потребности и тем самым полнее удовлетворить спрос. Это явление называется дифференциацией рынка.

           Известно, что с развитием общества растут потребности населения, они становятся разнообразнее. Но в то же время появляется много новых товаров, поэтому спрос на одни товары может возрастать, а другие - падать (см. рис. 2.2)

           Именно появление нового товара (Т2), удовлетворяющего такие же потребности, как и прежний товар (Т1), вызывает уже на стадии растущего спроса спад реализации последнего.

           Как видно из рисунка, кривая спроса охватывает десятилетия. За это время могут появиться и исчезнуть несколько видов товаров, удовлетворяющих этот спрос. Цикл спроса можно разделить на пять различных периодов.

           1. Зарождение (3) - когда одно или несколько предприятий начинают продавать товары, удовлетворяющие новые потребности людей.

           2. Ускоренный рост (Р1) - когда спрос значительно возрастает, а предприятия едва успевают наращивать производство этих товаров.

           3. Замедленный рост (Р2) - когда производство товаров возрастает большими темпами, чем растет спрос, - и объем товаров становится равным объему спроса.

           4. Зрелость (Н) - когда произошло насыщение спроса, и предприятия имеют избыточные мощности.

           5. Затухание (С) - снижение объема спроса вследствие действия ряда причин социального, демографического или экономического характера. Например, экономический кризис и ухудшение экономического положения населения.

           Последние два периода жизненного цикла спроса - опасные для предприятий явления. Важно заранее выявить тенденцию развития спроса и уже на стадии замедления роста внести коррективы в свою стратегию.

           Следует заметить, что с развитием науки и техники продолжительность жизненного цикла спроса имеет тенденцию к сокращению. В этой связи руководству предприятия необходимо постоянно анализировать рыночную ситуацию по своим СЗХ, разрабатывать новые товары и решать вопросы ухода из затухающих СЗХ.

           Анализ состояния рынка и фазы жизненного цикла спроса дает возможность продлить фазу роста спроса за счет использования новых (внешних) рынков, усовершенствования товара, снижения издержек, сегментации рынка и дифференциации товаров, эффективного маркетинга. Поэтому важно предугадывать смену фаз цикла спроса и перестраивать стратегию предприятия в соответствии с меняющимися условиями конкуренции.

 

 

Рис.2.2.

Жизненный цикл спроса и товара

 

 

АНАЛИЗ СПРОСА. ДОЛЯ РЫНКА.

 

           Определение объема спроса является важным для прогнозирования объема реализации продукции. Прежде всего необходимо выявить объем продаж в СЗХ. Это можно сделать на основе статистических данных по качеству проданных в течение года товаров или в денежном выражении по общей выручке от продажи данных товаров.

           Существует другой расчетный метод. Он предполагает определение емкости рынка. Расcчитывается емкость рынка как объем выпуска данной продукции с прибавлением объема импорта таких товаров и уменьшением на объем экспорта. Кроме того, необходимо скорректировать полученную величину на увеличение (или уменьшение) складских запасов товаров.

           Емкость рынка означает реальный спрос на данную продукцию. Целесообразно определить емкость рынка будущего года. Спрос может увеличиваться или уменьшаться. Для этого необходимо определить тенденции изменения спроса.

           Во-первых, нужно определить реальную тенденцию из статистических данных за несколько последних лет.

           Во-вторых, желательно обнаружить причины, вызывающие данную тенденцию. Причинами может быть дефицит или насыщение рынка, ухудшение или улучшение качества продукции, изменение цен, рекламные мероприятия, изменения в системе распределения продукции и др.

           В-третьих, необходимо изучить особенности рынка, зависимость спроса от цены, рекламы и других факторов. Речь идет о построении графиков, кривых и формул, отражающих эти зависимости.

           В-четвертых, целесообразно исследовать, в какой фазе жизненного цикла спроса находится рынок и как наложены кривые жизненного цикла старых и новых товаров.

           Эти данные в совокупности дадут картину изменения спроса в ближайшем будущем. Для подтверждения аналитических выкладок могут быть предприняты анкетные и экспертные обследования основных покупателей. Проведение таких исследований может быть предпринято либо в качестве сопровождения при продаже товаров, либо как специальное маркетинговое исследование.

           Анкетные вопросы должны составляться с таким расчетом, чтобы получить более глубокую и точную информацию в небольшом интервью. Только в анкетном исследовании можно выявить предпочтения покупателей. Известно, что обладающие большей информацией имеют большее поле выбора. Поэтому необходимо в анкете спрашивать о мере информирования покупателей. Критерии предпочтений часто кроются в хорошем мнении других о достоинствах товара.

           Важно при анкетировании принести определенную информацию о достоинствах своих товаров, об их отличии от товаров конкурентов. Этому служат также другие виды косвенной рекламы.

           Вторым вопросом анализа спроса является оценка возможностей увеличения доли рынка предприятия. Она определяется как процентное содержание объема продаж на рынке товаров данного предприятия в общем объеме продаж. Эта доля может быть большой (например, от 30% до 50%), средней (около 1.5 - 2.5%) и малой (менее 10%). Структура продаж конкурирующих предприятий может быть в каждом случае различной. Чаще бывает один или два-три лидера в продажах, а остальные - средние и мелкие конкуренты.

           В условиях сильной конкуренции каждое предприятие стремится укрепить свои позиции и добиться увеличения доли рынка. Важно закрепиться на рынке, подтвердить марку фирмы, завоевать расположение покупателей.

           Несколько отличается анализ спроса в отношении товаров производственно-технического назначения. Здесь спрос зависит от коньюнктуры рынка для товаров, выпускаемых потребителями средств производства, сырья и материалов. При хорошей коньюнктуре можно ожидать увеличение спроса и рассчитать его прибавку.

           При сокращении спроса предприятие вынуждено разработать новую стратегию своих действий. Но это нужно делать лишь после того, как будет хорошо изучена конкретная социально-экономическая ситуация и вскрыты факторы, влияющие на ее дальнейшее развитие. Особое внимание должно быть уделено появлению новых товаров на рынке. Они могут радикально изменить ситуацию.

           В практике зарубежных фирм считается обязательным фиксировать данные о емкости рынка и доле рынка фирмы. Без статистических данных будет трудно, а порой просто невозможно анализировать рынки и реагировать на изменение потребностей покупателей, действия конкурентов и другие изменения внешний среды.

 

СТРУКТУРА ОТРАСЛИ

(ПОСТАВЩИКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ, КОНКУРЕНТЫ)

 

 

           Отрасль в нашем понимании представляет группу предприятий, выпускающих однородную продукцию. Структура отрасли - это выделение подгрупп предприятий, поставщиков и потребителей, изучение рыночных характеристик поставщиков и потребителей и установление типов взаимосвязи предприятий с поставщиками и с потребителями.

           В отрасли предприятия редко имеют между собой связи. В основном это конкурирующие предприятия. Поэтому отрасль можно рассматривать как единую группу предприятий, имеющих схожую деятельность, отличную от других предприятий.

           Во-первых, нужно определить состав и характеристику предприятий отрасли, выделив лидеров и основных конкурентов. Необходимо сгруппировать и х по основным типам и рассматривать позиции конкурентов по выделенным группам.

           Во-вторых, изучаются все поставщики сырья и материалов, включая возможных. Рынок сырья и материалов рассматривается по возможности также структуризовано. Для этого поставщики группируются по выделенным признакам (по масштабу производства или по глубине переработки сырья, или по географическому расположению). Каждая группа поставщиков имеет свои характеристики по качеству поставляемого сырья, ценам, способам доставки, обязательности поставок. Изучаются также факторы внешней среды, влияющие на поведение поставщиков.

           Особенно тщательно изучаются условия поставок сырья, транспортные пути, упаковка и график поставок. Известно, что лучшие фирмы имеют систему поставок, называемую «точно в срок» (VIT), когда сырье или полуфабрикаты доставляются на предприятие без предварительного промежуточного хранения прямо к месту использования и точно в нужное время.

           Отдельным вопросом стоит обеспечение предприятия оборудованием и запасными частями. Рынок технологии также должен быть рассмотрен в составе структуры отрасли (см.следующий параграф).

           Данные по поставщикам позволяют провести анализ издержек материально-технического снабжения, выбрать ориентиры для совершенствования системы поставок и найти способы влияния на поставщиков.

           Общая система обеспечения предприятия сырьем и материалами - логистика - предусматривает полную согласованность во всех элементах поставок на основе рационализации процессов снабжения.

           В-третьих, изучению подлежат потребители с точки зрения их соства, характерных особенностей и форм взаимодействия. Прежде всего изучается структура потребителей по месту распределительной системы. Среди покупателей выделяются пять групп:

           1) предприятия оптовой торговли;

           2) брокеры и агенты;

           3) дочерние оптовые предприятия;

           4) предприятия розничной торговли;

           5) конечные потребители.

           Важно выявить факторы, влияющие на поведение потребителей, и определить характер влияния этих факторов. Можно построить модели поведения и на них, допуская изменение какого-либо фактора, отслеживать возможную реакцию в разных обстоятельствах.

           В-четвертых, следует попытаться установить влияние поведения покупателей, поставщиков и конкурентов на предприятие. Получается некоторая цепочка изменений. Модель поведения предприятия будет включать влияние изменения одного входа на положение предприятия, его возможные корректировки поведения, влияние изменения поведения предприятия на другие два входа, их возможную ответную реакцию и положение предприятия в новых условиях (см. Рис. 2.3.)

 

 

 

 

 

 

           Анализ структуры отрасли позволяет понять взаимодействие поставщиков, потребителей и конкурентов, определяющее характер и остроту конкуренции. На этой основе становится лучше видна цена ошибок и предельная стоимость шагов по достижению успеха.

           На основе приведенной выше схемы можно проводить сравнительный анализ нескольких отраслей, чтобы установить степень риска и потенциальной прибыльности.

           Понимание логики отрасли дает менеджеру значительное преимущество в таком трудном деле, как разработка стратегии. Одним из принципов создания стратегического управления является накопление квалификационного потенциала управления. Поэтому следует намеренно вести молодых менеджеров по ступенькам накопления опыта взаимодействия с поставщиками, потребителями, анализа конкурентной позиции и принятия стратегических решений.

 

           Задание. Укажите для вашего предприятия каналы распределения и объемы реализации продукции по ним (за последний год). Проанализируйте ситуацию.

 

 

Рис. 2.3

Взаимодействие предприятия с потребителями

и поставщиками и влияние конкурентов

 

 

РЫНОК ТЕХНОЛОГИИ

 

           На предприятии производство осуществляется по определенной технологии. Это довольно стабильный фактор стратегического потенциала. Рассмотрим два полюса технологического разнообразия: с одной стороны - узкоспециализированная технология, рассчитанная на выпуск одного типа изделий, а с другой - гибкая, легко изменяющаяся технология, которую можно быстро переналадить для выпуска другой продукции. Первая технология дает большой выигрыш в производительности и, соответственно, в низкой себестоимости. Вторая будет менее производительной и, следовательно, выпускающей более дорогую продукцию.

           Однако можно говорить о применении совершенно новой технологии. Так, например, биотехнология позволяет вырабатывать лекарства совершенно иным способом (с помощью микробов), нежели химическая технология. Кроме того, новая технология, как правило, дает возможность получать новые потребительские свойства и новые виды продукции.

           В наукоемких отраслях (таких, как химическая, фармакологическая, электронная, авиакосмическая) технология выступает в качестве движущей силы. Однако и в других отраслях технология может служить мощным рычагом для завоевания рынка. Неумение осознать необходимость смены технологии может привести предприятие к крупным потерям, граничащим с банкротством. Признание важности технологии для достижения рыночного успеха растет во всем мире.

           Технология изменятся не так быстро, как спрос или свойства товаров. Это более стабильный фактор. Но научно-технический прогресс неизменно осуществляется во всех отраслях, только в одних развивается быстрее, а в других медленнее. Новые фундаментальные исследования рождают новые технологии. Такими быстро растущими отраслями науки являются: биотехнология, электроника, материаловедение, энергетика.

           Разработки ученых могут дать новейшую и эффективную технологию. И тогда предприятие, первым создавшее производство на основе этой технологии, приобретает определенные конкурентные преимущества. Это позволяет ему изготовлять товары с новыми свойствами, снижать себестоимость, создавать новую потребительскую стоимость.

           Новая технология создает, как правило, новые поколения товаров. На этой основе происходит вытеснение старых товаров на рынке. Создается научно-технический задел для разработки других товаров на основе новой технологии.

           Предприятие должно анализировать рынок технологии, а также технологические нововведения конкурентов. Развитие технологии может быть описано графиком «жизненного цикла», в котором выделяются следующие 5 этапов:

           1) зарождение новой технологии на основе изобретений и патентов и создание опытной технологии (этап НИОКР);

           2) первоначальное использование (создание промышленного образца, его опытное использование и отработка программы серийного выпуска оборудования);

           3) широкое использование (рост производства товаров на основе новой технологии);

           4) первичное насыщение рынка (уменьшение заказов на новое оборудование) и работа по совершенствованию технологии;

           5) сокращение выпуска оборудования (спад).

           На третьем и четвертом этапах жизненного цикла технологии осуществляется расширение выпуска продукции по новой технологии. Но одновременно ведется разработка новой технологии.

           Анализ рынка технологии предполагает сбор информации о НИОКР, оценку новых технологических возможностей, расчеты по эффективности возможных новых технологий, оценку потребительских свойств новых товаров и ожидания по восприятию их рынком. Анализ нужен для сравнительной оценки своих возможностей и выбора стратегии развития предприятия. Частью отрасли является подготовка к переходу на новую технологию или на модернизацию производства.

           Смена технологии - дорогостоящее мероприятие. Поэтому требуется максимальная мобилизация ресурсов предприятия в этот период. Важной предпосылкой для перехода на новую технологию является наличие соответствующего управленческого потенциала.

           При разработке стратегии рассматривается наличие управленческого потенциала в сфере НИОКР и в производственной сфере. Необходимы также значительные инвестиции в эти сферы для достижения технологических конкурентных преимуществ.

           Стратегический анализ в области технологии предусматривает оценку 4-х факторов:

           1) уровень инвестиций в НИОКР;

           2) динамика рынка технологии;

           3) технологические возможности предприятия;

           4) потребительская оценка технологии.

           Такой анализ проводится для имеющегося состояния предприятия и будущего его состояния. При этом будущее состояние оценивается по нескольким вариантам развития. Для проведения анализа необходимо тщательно разбираться в технологическом секторе рынка, иметь данные по временным и экономическим параметрам развития технологии, провести экспертизу готовности рынка к появлению новой технологии и оценить ее эффект. Данные по технологической изменчивости являются основой для формирования портфеля технологий предприятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...