Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 8. СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ




Алгоритм изучения темы


Терминологический словарь

Вертикальная интеграция объединение с другими пред­приятиями, расположенными на последовательных этапах технологического процесса производства и реализации продук­ции.

Глобальная стратегия конкурентная стратегия компании одинаковая для всех стран.

Горизонтальная интеграция – увеличение масштабов хозяйственной деятельности предприятия путем объединения с производителями аналогичной продукции (конкурентами).

Стратегия интеграционного роста – возможность объеди­нения с другими элементами маркетинговой системы отрасли.

Стратегия обратной вертикальной интеграции (интегра­ция «назад») – рост предприятия за счет приобретения компа­ний-поставщиков или усиления контроля над поставщиками.

Стратегия прямой вертикальной интеграции (интеграция «вперед») – рост предприятия за счет приобретения предприя­тий-потребителей или усиления контроля над структурами, которые находятся между предприятием и конечным потребителем.

Семинарское занятие 8. Стратегии внешнего
развития предприятия


План

1. Стратегии, которые обеспечивают предприятию внешний рост.

2. Глобальная стратегия, ее сущность и условия целесообразности использования.

3. Многонациональная стратегия предприятия: преимущества и недостатки.

Практические задания по теме

Для закрепления знаний по данной теме необходимо выполнить практические задания и итоговый тест (тестирование проводится во время семинарского занятия).

Практическое задание 1

Проанализируйте ситуацию и изберите вариант интеграции предприятия, рассмотрев все возможные варианты. Как крите­рий оценки рекомендуется использовать рассчитанную прибыль и рентабельность.

Предприятие (В) рассматривает два варианта объединения: горизонтальная интеграция (с производителями аналогичной продукции – предприятиями Д и Е) или вертикальная интегра­ция (с предприятиями – участниками технологической цепочки А и С). Запланированные показатели производственной деятель­ности предприятий – возможных участников объединения приведены в табл. 16.

Таблица 16

Исходные данные

Показатели

Значение по предприятиям

А В С Д Е
Объем продажи, тыс. грн 400 800 250 300 1 000
Расходы на производ­ство, тыс. грн 100 400 50 100 800

Практическое задание 2

Проанализируйте ситуацию и определите цели и принципы стратегии внешнего развития, какие барьеры для стратеги­ческого планирования существуют у предприятия, определите, какие типы планов, программ и проектов разрабатываются на предприятии.

ЗАО «Хмельницкая макаронная фабрика».

Год основания: 1948. Количество работающих: 210. Основ­ные виды деятельности: производство макаронных изделий.

Сегодня фабрика успешно рассчитывается за кредит и работает над новыми планами совершенствования производства. Главная наша цель – выпускать качественную конкурентоспо­собную продукцию.

Продукция изготовляется из лучших сортов отечественного сырья, она экологически чистая, без красителей и примесей, по доступным ценам. Макароны «Экстра», черепашки, лапша, вермишель, перья, витушки, рожки, улитки, спирали, граммо­фоны, суповые засыпки – такой разнообразный ассортимент изделий фабрики.

Для обеспечения стабильного качества изделий проводится разработка системы качества на основе международных стан­дартов ISO 9001.

На фабрике применяются новые формы ведения хозяйства и взаимоотношений. Руководство фабрики работает над созда­нием надлежащего кадрового потенциала, начиная от рядового рабочего – к руководителю отдельного подразделения.

На фабрике на протяжении последних лет применяются методы и средства управления, обеспечения и улучшения ка­чества в соответствии с Европейской моделью делового совер­шенства. Концепция качества пронизывает всю организацион­ную систему фабрики и ее процессы.

Основной стратегической установкой фабрики является уве­личение объемов производства макаронных изделий, повыше­ние качества продукции, выпуск новых видов, увеличение части реализованной продукции на рынке, применение самой совре­менной техники и технологий, повышение жизненного уровня работающих.

Каждые пять лет планово-экономический отдел разрабаты­вает план на следующие пять лет. В настоящее время действует пятилетний план на 2010–2015 гг. и подготовленный проект плана на период до 2020 года. Исходными данными для раз­работки этого плана были прогнозы реализации готовой продук­ции, данные технического уровня и развития фабрики, предло­жения относительно увеличения производственных мощностей, улучшения условий и организации труда, производства и повышения его эффективности, хозяйственные соглашения.

Разработку стратегии фабрики и выполнения пятилетних планов осуществляет Правление под руководством директора. Разработка стратегии и пятилетнего плана тесно связаны. Это отображается в разработке бизнес-плана.

При разработке планов предприятия используется инфор­мация отдела маркетинга об объемах реализации, ассортимента, цены. Задания пятилетних планов корректируются в годовых и месячных планах в зависимости от ситуации на потреби­тельском рынке.

Администрация фабрики пересматривает, актуализирует и улучшает стратегию и планы. Об изменениях стратегии и пла­нов информируются владельцы, потребители и поставщики, а также клиенты по переработке давальческого сырья.

Ежемесячно планово-экономический отдел проводит анализ эффективности производства, выводится фактическая рента­бельность и прибыль на 1 тонну изделий, сравнивается с плано­вой калькуляцией, оценивается весомость стратегии и планов. Эта информация поступает директору фабрики, членам прав­ления. Специалисты фабрики вносят предложения относительно повышения эффективности производства, поиска путей сниже­ния себестоимости продукции и улучшения качества. Эта деятельность распространяется на все виды продукции, что выпускает фабрика.

Работу по подбору и распределению кадров на фабрике осу­ществляет инженер по подготовке кадров при участии ведущих специалистов и руководителей структурных подразделений.

Ежегодно на фабрике разрабатываются планы:

- комплектования кадрами для выполнения производ­ственных программ;

- повышения квалификации руководителей и специалистов;

- основных мероприятий по работе с кадрами.

Кадровые планы охватывают все аспекты кадровой деятель­ности: прием на работу, обучение новым профессиям (подго­товка, переподготовка, смежные профессии), повышение квали­фикации, служебные передвижения. Кадровые планы разраба­тывает инженер по подготовке кадров с привлечением руково­дителей структурных подразделений и утверждает директор предприятия.

Анализ финансовой деятельности осуществляется ежемесяч­но бухгалтерией. Вся информация предоставляется руководству для обсуждения на совещании руководителей подразделений или на заседании правления.

На техническое перевооружение, модернизацию произ­водства, повышение качества продукции, внедрение новых технологий ЗАО «Хмельницкая макаронная фабрика» направ­ляет 55 % чистой прибыли.

С целью разработки и внедрения новых технологий и опре­деления «узких» мест на предприятии создаются инициативные группы.

Отдел сбыта и маркетинга на протяжении одного года прово­дит периодический опрос конечных потребителей и клиентов, как продается продукция, какие виды продукции имеют наи­больший спрос, как покупатели реагируют на новый ассор­тимент, новую упаковку.

На фабрике практикуется непосредственное общение руково­дителей-лидеров со своими подчиненными в виде сборов, индивидуальных бесед. Решаются вопросы оперативным путем. С 1997 года согласно приказа № 34 создана комиссия по вопросам анонимного анкетирования, которая с помощью социологов и согласно инструкции по разработке вопросов для анонимного анкетирования разрабатывает вопросы, подводит итоги и складывает протоколы.

Технология производства макаронных изделий является экологически чистым процессом, без вредных отходов. Сырье и вспомогательные материалы, которые используются на произ­водстве, являются экологически чистыми, все они имеют соответствующие качественные удостоверения и санитарно-гигиенические выводы. Используются упаковочные материалы, которые не имеют вредного влияния на окружающую среду, что подтверждено соответствующими выводами органов эколо­гической безопасности.

В результате внедрения описанных мероприятий на фабрике в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли:

- объем реализации продукции – на 25 %;

- основные средства производства – на 63 %;

- оборотные фонды предприятия – на 10 %;

- заработная плата – на 16,3 %;

- отчисление в бюджет – на 85 %;

- производительность труда – на 11,1 %;

- рентабельность – на 8,7 %.

Тесты для контроля знаний студентов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...