Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 4. ОЦЕНИВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ




Алгоритм изучения темы



Терминологический словарь

Барьеры входа - перечень факторов, противостоящих приня­тию решений относительно перепрофилирования действующего предприятия определенной отрасли и вхождению его в исследуемую отрасль.

Барьеры выхода - это перечень факторов, сдерживающих переход предприятия в другую отрасль даже тогда, когда уро­вень цен становится таким, что предприятие начинает работать «на грани рентабельности», едва покрывая собственные расходы.

Внутренняя среда предприятия - совокупность факторов, находящихся под непосредственным контролем руководства и персонала предприятия.

Динамическая среда - относительная скорость изменения среды в целом и его отдельных параметров.

Ключевые факторы успеха - это характерный для опре­деленной отрасли перечень факторов, дающий ей преимущества над другими отраслями (например, в борьбе за инвестиции), а также одним предприятиям отрасли над другими.

Неопределенность среды - относительная нехватка инфор­мации о состоянии среды и неуверенности в ее точности.

Отрасль - это совокупность предприятий, выпускающих однородную продукцию, используя при этом однотипное сырье и материалы и характеризующихся общностью производ­ственно-хозяйственной деятельности (технологических процес­сов, составом оборудования, близким составом и квалифи­кацией кадров).

Сканирование - это упорядоченный поэлементный пере­смотр пространства или объекта среды, предусматривающий непостоянный пересмотр внешней и внутренней среды пред­приятия в разрезе каждого элемента и обеспечение ретроспек­тивной информацией.

Среда непрямого действия - это факторы внешней среды, оказывающие непрямое влияние на предприятие, и на которые предприятие или не может влиять вообще, или имеет незна­чительное влияние (экономические, политические, демогра­фические и др.).

Среда прямого действия - совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции предприятия и чувствуют на себе прямое влияние операций организации.

Стратегическая группа конкурентов - это определенное количество предприятий, занимающих близкие позиции на рынке и конкурирующих между собой на основе одних и тех же конкурентных преимуществ, используя одинаковые методы.

Сценарий - это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений.

Товары-субституты (товары-заменители) - это товары, которые удовлетворяют те же потребности покупателя, что и базовый товар, но иным способом.

Цель стратегического анализа - содержательное и фор­мальное описание объекта исследования, выявление особен­ностей, тенденций, возможных и невозможных направлений его развития.

Семинарское занятие 4. Оценивание
внешней среды предприятия



План

1. Сущность стратегического анализа и его роль в процессе разработки и реализации стратегии предприятия.

2. Факторы внешней среды непрямого действия, их влияние на деятельность предприятия.

3. Факторы внешней среды прямого влияния, подходы к их определению.

4. Модель пяти сил конкуренции по М. Портеру.

5. Методика анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли по А. А. Томпсону и А. Дж. Стрикленду.

Практические задания по теме

Для закрепления знаний по данной теме необходимо выполнить практические задания и итоговый тест (тестирование проводится во время семинарского занятия).

Практическое задание 1

Проанализируйте ситуацию и на основе приведенных данных постройте матрицу «значение продукции/качество выполнения» («анализ закрепления») по BZB. Определите конкурентные преимущества продукции предприятия. Какие мероприятия необходимо разработать предприятию для укрепления своей конкурентной позиции?

Предприятие, которое выпускает легковые автомобили, раз­рабатывает мероприятия относительно повышения конкуренто­способности своей продукции. По результатам опроса потре­бителей получены такие данные о требованиях потребителей к продукции и возможностях предприятия их удовлетворить (табл. 3).

Таблица 3

Результаты опроса

Требования потребителей

Средневзвешенная рейтинговая оценка характеристик продукции, %

Цена, XI Престиж­ность, Х2 Технические характе­ристики, ХЗ Качество послепро­дажного обслужива­ния, Х4
Покупатели, которые считают эту характеристику важной 60 40 80 70
Покупатели, которые довольны этой характеристикой 30 60 70 20

Практическое задание 2

Выучите ситуацию, выявите и проанализируйте возможности и угрозы со стороны факторов внешней среды на основании известной информации и макроэкономической ситуации, которая сложилась в экономике Украины. Какие ваши прогнозы относительно перспектив фирмы?

Фирма «Элитон» работает на рынке услуг по производству и сервисному обслуживанию светопрозрачных ограждающих строительных конструкций с 1997 г. Рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции. Фирма производит и монтирует окна и двери из металлопластика, фасадные системы, витражи, защитные жалюзи, автоматические входные двери и гаражные ворота. Персонал фирмы - 30 рабочих. Потребителями продук­ции являются физические и юридические лица.

Для производства фирма использует профили и фурнитуру немецких фирм, а стекло английской фирмы. Это позволяет обеспечить высокое качество продукции. Профессионализм работников позволяет быстро усваивать новые виды продукции. Комплектность услуг, которые предоставляются, и качество продукции обеспечивают предприятию стабильный спрос и значительную долю рынка.

На предприятии есть резервы повышения объемов произ­водства, но существует определенная ограниченность производ­ственных площадей. Кроме того, большая часть работ выпол­няется вручную. На фирме недостаточно развитая дилерская сеть.

Практическое задание 3

Проанализируйте ситуацию и на основе данных табл. 4 изберите для фирмы новые рынки (2-3), объясните свой выбор. Следует ли фирме выйти из старого рынка? Ответ обоснуйте.

Предприятие, которое специализируется на производстве офисной мебели, планирует выход на новые рынки как со старой, так и с новой продукцией (малогабаритная мебель). Кроме того, планируется осваивать выпуск деревянных дверей. Выходные данные приведены в табл. 4.

Таблица 4

Выходные даны

Рынок

Продукция, кото­рая выпускается

Продукция, кото­рая осваивается

Продукция, кото­рая проектируется

MP* ОП ROI ІУ MP ОП ROI ІУ MP ОП ROI ІУ
Имеющийся 2 500 900 0,07   2 000 750 0,06   2 500 600 0,08  
Новый, но связан с имеющимся 1 900 700 0,08   2 500 600 0,07   3 500 500 0,09  
Совсем новый 3 000 600 0,09   3 800 1 000 0,08   2 700 800 0,12  

Примечание. * MP - емкость рынка, у. е.; ОП - запланированный объем продажи, у. е.; ROI - рентабельность инвестиций; ІУ - вероятность содержания доли рынка.

Тесты для контроля знаний студентов

1. Целью какого анализа является содержательное и более-менее формализированное описание объекта исследования, выявление особенностей, тенденций, возможных и невоз­можных направлений его развития:

а) анализа конкурентной позиции;

б) стратегического анализа;

в) анализа производственного потенциала.

2. О какой среде идет речь - совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность предприятия и на которые оно не может влиять вообще или имеет незна­чительное влияние:

а) внешняя;

б) внутренняя;

в) промежуточная.

3. Результатом какого анализа является системная модель объекта и его окружения:

а) анализа стратегического уровня предприятия;

б) анализа производственного потенциала;

в) стратегического анализа.

4. Определите факторы промежуточной среды орга­низации:

а) политические факторы;

б) анализ потребителей;

в) технологические факторы;

г) конкурентные;

д) социально-культурные.

5. О какой среде идет речь - это совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность предприятия и находящихся под непосредственным контролем руководителей и персонала:

а) внешняя;

б) внутренняя;

в) промежуточная.

6. Назовите составляющие внешней среды:

а) организации регуляторы;

б) экономическое положение;

в) социально-культурное состояние;

г) конкуренция;

д) технологическое состояние.

7. О какой среде предприятия идет речь - это совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность пред­приятия и на которые оно может влиять через установление эффективных коммуникаций:

а) внешняя;

б) промежуточная;

в) внутренняя.

8. Определите факторы внутренней среды предприятия:

а) научно-технические;

б) географические;

в) маркетинговые;

г) производственные;

д) конкурентные.

9. Какие факторы внутренней среды включают в себя анализ уровня продажи и стоимости товара, размеров сегмента рынка, качество и конкурентоспособность продукции или услуг:

а) производственные;

б) маркетинговые;

в) организационные;

г) финансовые.

10. Определите факторы внешней среды, анализирующие общую конъюнктуру национальных рынков, систему цено­образования, оборот денег, товаров, информации:

а) экономические;

б) политические;

в) технологические;

г) конкурентные.

Вопросы для самостоятельной проработки

1. Подходы отечественных и зарубежных ученых к структуризации факторов внешней среды предприятия.

2. Определение стратегических групп в процессе анализа отрасли.

3. Влияние государственных органов управления на деятельность отечественных предприятий.

4. Сущность управленческого обследования и методы его осуществления.

Для усвоения материала по вопросам самостоятельной работы следует воспользоваться литературными источниками, периодическими изданиями и ресурсами Интернета.

Темы рефератов

1. Понятие «среда организации»: сущность, характерные черты и особенности.

2. Внешняя среда предприятия: структуризация и опреде­ление факторов влияния на деятельность предприятия.

3. Влияние нестабильности внешней среды на деятельность предприятия.

4. Определение барьеров входа-выхода из отрасли при применении модели М. Портера.

Литература: 2-4, 7, 11, 12, 19, 21.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...