Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 4. ОЦЕНИВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Алгоритм изучения темы Барьеры входа - перечень факторов, противостоящих принятию решений относительно перепрофилирования действующего предприятия определенной отрасли и вхождению его в исследуемую отрасль. Барьеры выхода - это перечень факторов, сдерживающих переход предприятия в другую отрасль даже тогда, когда уровень цен становится таким, что предприятие начинает работать «на грани рентабельности», едва покрывая собственные расходы. Внутренняя среда предприятия - совокупность факторов, находящихся под непосредственным контролем руководства и персонала предприятия. Динамическая среда - относительная скорость изменения среды в целом и его отдельных параметров. Ключевые факторы успеха - это характерный для определенной отрасли перечень факторов, дающий ей преимущества над другими отраслями (например, в борьбе за инвестиции), а также одним предприятиям отрасли над другими. Неопределенность среды - относительная нехватка информации о состоянии среды и неуверенности в ее точности. Отрасль - это совокупность предприятий, выпускающих однородную продукцию, используя при этом однотипное сырье и материалы и характеризующихся общностью производственно-хозяйственной деятельности (технологических процессов, составом оборудования, близким составом и квалификацией кадров). Сканирование - это упорядоченный поэлементный пересмотр пространства или объекта среды, предусматривающий непостоянный пересмотр внешней и внутренней среды предприятия в разрезе каждого элемента и обеспечение ретроспективной информацией. Среда непрямого действия - это факторы внешней среды, оказывающие непрямое влияние на предприятие, и на которые предприятие или не может влиять вообще, или имеет незначительное влияние (экономические, политические, демографические и др.). Среда прямого действия - совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции предприятия и чувствуют на себе прямое влияние операций организации. Стратегическая группа конкурентов - это определенное количество предприятий, занимающих близкие позиции на рынке и конкурирующих между собой на основе одних и тех же конкурентных преимуществ, используя одинаковые методы. Сценарий - это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Товары-субституты (товары-заменители) - это товары, которые удовлетворяют те же потребности покупателя, что и базовый товар, но иным способом. Цель стратегического анализа - содержательное и формальное описание объекта исследования, выявление особенностей, тенденций, возможных и невозможных направлений его развития. Семинарское занятие 4. Оценивание План 1. Сущность стратегического анализа и его роль в процессе разработки и реализации стратегии предприятия. 2. Факторы внешней среды непрямого действия, их влияние на деятельность предприятия. 3. Факторы внешней среды прямого влияния, подходы к их определению. 4. Модель пяти сил конкуренции по М. Портеру. 5. Методика анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли по А. А. Томпсону и А. Дж. Стрикленду. Практические задания по теме Для закрепления знаний по данной теме необходимо выполнить практические задания и итоговый тест (тестирование проводится во время семинарского занятия). Практическое задание 1 Проанализируйте ситуацию и на основе приведенных данных постройте матрицу «значение продукции/качество выполнения» («анализ закрепления») по BZB. Определите конкурентные преимущества продукции предприятия. Какие мероприятия необходимо разработать предприятию для укрепления своей конкурентной позиции? Предприятие, которое выпускает легковые автомобили, разрабатывает мероприятия относительно повышения конкурентоспособности своей продукции. По результатам опроса потребителей получены такие данные о требованиях потребителей к продукции и возможностях предприятия их удовлетворить (табл. 3). Таблица 3 Результаты опроса
Практическое задание 2 Выучите ситуацию, выявите и проанализируйте возможности и угрозы со стороны факторов внешней среды на основании известной информации и макроэкономической ситуации, которая сложилась в экономике Украины. Какие ваши прогнозы относительно перспектив фирмы? Фирма «Элитон» работает на рынке услуг по производству и сервисному обслуживанию светопрозрачных ограждающих строительных конструкций с 1997 г. Рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции. Фирма производит и монтирует окна и двери из металлопластика, фасадные системы, витражи, защитные жалюзи, автоматические входные двери и гаражные ворота. Персонал фирмы - 30 рабочих. Потребителями продукции являются физические и юридические лица. Для производства фирма использует профили и фурнитуру немецких фирм, а стекло английской фирмы. Это позволяет обеспечить высокое качество продукции. Профессионализм работников позволяет быстро усваивать новые виды продукции. Комплектность услуг, которые предоставляются, и качество продукции обеспечивают предприятию стабильный спрос и значительную долю рынка. На предприятии есть резервы повышения объемов производства, но существует определенная ограниченность производственных площадей. Кроме того, большая часть работ выполняется вручную. На фирме недостаточно развитая дилерская сеть. Практическое задание 3 Проанализируйте ситуацию и на основе данных табл. 4 изберите для фирмы новые рынки (2-3), объясните свой выбор. Следует ли фирме выйти из старого рынка? Ответ обоснуйте. Предприятие, которое специализируется на производстве офисной мебели, планирует выход на новые рынки как со старой, так и с новой продукцией (малогабаритная мебель). Кроме того, планируется осваивать выпуск деревянных дверей. Выходные данные приведены в табл. 4. Таблица 4 Выходные даны
Примечание. * MP - емкость рынка, у. е.; ОП - запланированный объем продажи, у. е.; ROI - рентабельность инвестиций; ІУ - вероятность содержания доли рынка. Тесты для контроля знаний студентов 1. Целью какого анализа является содержательное и более-менее формализированное описание объекта исследования, выявление особенностей, тенденций, возможных и невозможных направлений его развития: а) анализа конкурентной позиции; б) стратегического анализа; в) анализа производственного потенциала. 2. О какой среде идет речь - совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность предприятия и на которые оно не может влиять вообще или имеет незначительное влияние: а) внешняя; б) внутренняя; в) промежуточная. 3. Результатом какого анализа является системная модель объекта и его окружения: а) анализа стратегического уровня предприятия; б) анализа производственного потенциала; в) стратегического анализа. 4. Определите факторы промежуточной среды организации: а) политические факторы; б) анализ потребителей; в) технологические факторы; г) конкурентные; д) социально-культурные. 5. О какой среде идет речь - это совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность предприятия и находящихся под непосредственным контролем руководителей и персонала: а) внешняя; б) внутренняя; в) промежуточная. 6. Назовите составляющие внешней среды: а) организации регуляторы; б) экономическое положение; в) социально-культурное состояние; г) конкуренция; д) технологическое состояние. 7. О какой среде предприятия идет речь - это совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность предприятия и на которые оно может влиять через установление эффективных коммуникаций: а) внешняя; б) промежуточная; в) внутренняя. 8. Определите факторы внутренней среды предприятия: а) научно-технические; б) географические; в) маркетинговые; г) производственные; д) конкурентные. 9. Какие факторы внутренней среды включают в себя анализ уровня продажи и стоимости товара, размеров сегмента рынка, качество и конкурентоспособность продукции или услуг: а) производственные; б) маркетинговые; в) организационные; г) финансовые. 10. Определите факторы внешней среды, анализирующие общую конъюнктуру национальных рынков, систему ценообразования, оборот денег, товаров, информации: а) экономические; б) политические; в) технологические; г) конкурентные. Вопросы для самостоятельной проработки 1. Подходы отечественных и зарубежных ученых к структуризации факторов внешней среды предприятия. 2. Определение стратегических групп в процессе анализа отрасли. 3. Влияние государственных органов управления на деятельность отечественных предприятий. 4. Сущность управленческого обследования и методы его осуществления. Для усвоения материала по вопросам самостоятельной работы следует воспользоваться литературными источниками, периодическими изданиями и ресурсами Интернета. Темы рефератов 1. Понятие «среда организации»: сущность, характерные черты и особенности. 2. Внешняя среда предприятия: структуризация и определение факторов влияния на деятельность предприятия. 3. Влияние нестабильности внешней среды на деятельность предприятия. 4. Определение барьеров входа-выхода из отрасли при применении модели М. Портера. Литература: 2-4, 7, 11, 12, 19, 21. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |