Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Для усвоения материала по вопросам самостоятельной работы следует воспользоваться литературными источниками, периодическими изданиями и ресурсами Интернета.
Темы рефератов 1. Аналитические подходы к оценке внутренней среды предприятия. 2. Управленческий потенциал предприятия, его значения. 3. Основные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия». 4. Методические подходы к выделению стратегических хозяйственных единиц (стратегических бизнес-центров). Литература: 1, 3, 5, 11, 12, 16, 18, 24, 25, 27.
ТЕМА 6. СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА Алгоритм изучения темы Зона стратегических ресурсов (ЗСР) – это сегмент рынка, где действует определенная совокупность предприятий-поставщиков, которые могут обеспечить производство товарного ассортимента предприятия и способствовать его ритмичному функционированию. Обоснованный стратегический набор – это набор, который является правильным для данного предприятия и которого можно достичь с помощью имеющегося потенциала и определенных усилий относительно его наращивания для обеспечения конкурентоспособности предприятия на длительный период. Стратегическая зона ведения (СЗХ) хозяйства – это отдельный сегмент рынка, на который предприятие имеет или хочет получить выход. Стратегический набор – это система стратегий разного типа, разрабатываемых предприятием на определенный отрезок времени и отображающих специфику функционирования и развития предприятия, а также уровень его претензий на место и роль во внешней среде. Семинарское занятие 6. Стратегии бизнеса План 1. Общая стратегия предприятия, ее разновидности. 2. Стратегии поддержки, их взаимосвязь с общей стратегией предприятия. 3. Ресурсные и функциональные стратегии, их роль в стратегическом наборе. 4. Сущность и разновидности товарной стратегии, необходимость определения зон стратегического ведения хозяйства. Сущность «портфеля предприятия», методы анализа взаимодействия разных зон стратегического ведения хозяйства. 5. Стратегический набор предприятия, его сущность, составляющие и требования к формированию. Практические задания по теме Для закрепления знаний по данной теме необходимо выполнить практические задания и итоговый тест (тестирование проводится во время семинарского занятия). Практическое задание 1 Проанализируйте ситуацию и на основе приведенной информации сформируйте стратегический набор предприятия. Ответ обоснуйте. Дочернее предприятие ОАО «Контакт» техноторговый центр «Контакт» – основан в 1997 г. Цель деятельности ТТЦ «Контакт» – получение максимальной прибыли в процессе деятельности, а также удовлетворение на основе полученной прибыли социально-экономических интересов основателей и работников предприятия. ТТЦ «Контакт» изготовляет и реализует продукцию производственно-технического назначения, соединители электрические низкочастотные для телефонов, товары народного потребления, детали и изделия из металла, резины, пластмассы и тому подобное, а также осуществляет перевозку разных грузов автотранспортом. Сильные и слабые стороны предприятия приведены в табл. 11. Таблица 11 SWOT-анализ
Практическое задание 2 Проанализируйте ситуацию и рассчитайте показатели относительно определения синергии отдельных СЗХ. Какая из СЗХ может быть запланирована к выведению из портфеля предприятия с учетом вклада в деятельность других СЗХ? Какая информация необходима для принятия окончательного решения? Предприятие анализирует свой «портфель» с позиции оценки синергии (взаимодействия) между отдельными зонами ведения хозяйства с целью выведения СЗХ из портфеля. Данные относительно экспертной оценки взаимодействия зон приведены в табл. 12 (взаимная поддержка СЗХ) и табл. 13 (необходимые ресурсы). Таблица 12 Данные относительно СЗХ (какие поставляют)
Таблица 13 Данные относительно СЗХ (необходимые ресурсы)
Практическое задание 3 Проанализируйте ситуацию и выполните задание: 1. Проведите анализ среды ООО «Сандора» и определите поле, в котором оно функционирует. 2. Определите стратегический набор общества и дайте ему характеристику. 3. Предложите изменения к стратегическому набору, которые бы по вашему мнению повысили эффективность деятельности ООО «Сандора». Слово Sandora в переводе с древнегреческого означает «Богиня плодородия». Есть и другое значение – благосостояние, благоденствие. ООО «Сандора» ведет свою историю с 28 августа 1995 года. Сегодня фирма «Сандора» – одна из наибольших в Украине фирм – производителей натуральных соков и нектаров, фруктовых и слабоалкогольных напитков «Сангрия», виноградных и плодово-ягодных вин в упаковке «Тетра Пак». Соки, нектары и напитки изготовляются без применения консервантов. После приватизации завод начал выпуск продукции 21 марта в 1996 году на одной линии «Тетра Пак» мощностью 3 600 пакетов в час, а теперь производство уже оборудовано техникой мощностью 300 000 пакетов в час – это около 200 тонн продукции. Сейчас выпускается больше чем 70 видов и наименований всех напитков. Значительно вырос персонал фирмы, назрели структурные преобразования. Были созданы отдельные юридические самостоятельные специализированные дочерние фирмы: - «Сандора Транс» – собственные автомобильные перевозки; - «Сандора Трейд» – торговля и сбыт продукции; - «Сандора Агро» – выращивание собственного сырья; - «Сандора Строй» – собственное производственное строительство. За последний год особенные партнерские отношения состояли из связи ведущих иностранных фирм и предприятий Украины. Среди них: поставщик технологического оборудования фирма «Тетра Пак Лаваль», а также мировой лидер производства концентрированных соков «Каргилл», «Этол Украина». Они не только поставляют на особенных условиях фирме «Сандора» свою продукцию, но и проводят обучение персонала фирмы «Сандора» в своих учебных центрах и ведущих пищевых компаниях мира. Формирование стратегии и планов развития фирмы осуществляется на основании анализа финансового состояния фирмы, выявления тенденций к изменениям, анализа продажи, которая предусматривает: - анализ сильных и слабых сторон конкурентов и цен на их продукцию; - анализ состояния сырьевой базы и возможности влияния на изменения ее конъюнктуры; - изучение законодательной базы, экономической ситуации в стране и прогноза ее изменений. Постоянный контроль деятельности конкурентов осуществляется по публикациям в прессе и другим источникам. Ведется анализ рынка продукции по материалам прессы, по сведениям банков ведущих компаний («Тетра Пак», «Каргилл»), проводятся опросы поставщиков и потребителей нашей продукции. В формировании маркетинговых программ нашей фирмы участвуют главные специалисты по маркетингу фирм «Тетра Лаваль» и «Каргилл», планы производства и продажи ежегодно согласовываются с этими компаниями, они учитывают наши планы в своей деятельности. Постоянно анализируются результаты деятельности предприятия. В планово-экономическом отделе регулярно проводится анализ: - объемов продажи и производства продукции в текущем периоде сравнительно с аналогичным периодом в прошлом году, выполнение плана; - причин падения объемов продажи и производства и невыполнения плановых заданий. Отчеты регулярно (1–2 раза в месяц) предоставляются руководству; - финансового состояния предприятия, ведется расчет финансовых коэффициентов на текущий период времени и в динамике (ежемесячно). Результаты анализа собираются в соответствующих отделах. На основе проведенного анализа работники отделов вносят предложения относительно объемов производства, реализации продукции, заработной платы, финансовой политики. Проводятся сравнительные дегустации продукции других фирм – производителей аналогичной продукции, анализ качественных показателей. Выводы учитываются и используются при планировании. Развитие ООО «Сандора» проходит по трем основным направлениям: - формирование системы управления и подготовка высоко-квалифицированного персонала; - формирование сети продажи, рынков сбыта; - реконструкция и возобновление технического оборудования, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций и сетей. В процессе деятельности накапливается информация о постоянных партнерах. Каждый регион Украины ведет отдельный специалист. В более отдаленные хозяйства специалисты выезжают с периодичностью два раза в месяц; самые ближайшие хозяйства посещаются еженедельно. Накопленная информация систематизируется по регионам, районам, по специфике деятельности и так далее. На основе полученных данных формируются сведенные таблицы: «Анкета хозяйства», «Сведенные данные о поставках сырья ООО «Сандора», «Наличие виноматериалов в хозяйствах Украины» и другое. Как источник информации используются данные специальной литературы, справочников, бюллетеней, данные торгово-промышленной палаты, которая имеет большой банк информации про хозяйства Николаевской области. Фирма регулярно осуществляет планирование всех видов деятельности: - разработка планов производства и реализации продукции (на неделю, месяц, полугодие и год); - разработка плана поставки сырья, материалов и комплектующих (на неделю, месяц, полугодие); - план поступлений на расчетный счет (ежемесячно); - бюджет фирмы. Ежемесячно в каждом подразделении составляются бюджеты отделов, которые содержат планы мероприятий и расходов по ним. На основании этого планово-экономический отдел разрабатывает сведенный бюджет фирмы, который состоит из плана прибылей и расходов. Постоянный контроль выполнения бюджета позволяет корректировать расходную часть в зависимости от выполнения планов производства и реализации продукции; - разработка бизнес-плана. По всем проектам, что внедряются в ООО «Сандора», предварительно разрабатываются технико-экономические обоснования и бизнес-планы, которые позволяют спрогнозировать экономический эффект каждого отдельного проекта и его влияние на финансовое состояние и денежные потоки фирмы. Оперативные планы разрабатываются непосредственно в отделах. Финансовые планы разрабатываются в планово-экономическом отделе на основании текущих и перспективных планов мероприятий по фирме в целом. Объемы выпуска продукции планируются на основе маркетинговых исследований с учетом технических и финансовых возможностей фирмы. Графики поставки сырья и упаковочного материала составляются на год с недельной разбивкой поставок и доводятся до исполнителей. Во все подразделения каждую среду приходит согласованный и утвержденный план производства продукции на неделю. Разрабатывает его планово-технический отдел, куда поступает оперативная информация о выполнении плана. Вся другая деятельность планируется в соответствии с планом основного производства. Еженедельно руководители подразделений информируют своих сотрудников о планах на неделю, проводят оценку выполненной работы, отмечают сильные и слабые стороны деятельности подразделения. В основе кадровой политики фирмы – ориентация на высококвалифицированную рабочую силу, интегрированную в систему производства; беспрерывность процесса обогащения знаниями и повышение квалификации, делегирование ответственности, партнерские отношения между участниками производства. В 1998 году руководством было принято решение о внедрении на предприятии системы качества в соответствии со стандартами ISO серии 9000, которая содержит в себе все этапы жизненного цикла предприятия, начиная от заключения договоров с поставщиками сырья к послепродажному обслуживанию. В пределах этой работы на ООО «Сандора» была проведена реорганизация структуры управления, создан Координационный Совет, в который вошли все руководители подразделений. Ежемесячно проводятся заседания Координационного Совета, на которых рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности продукции, снижения непроизводственных расходов, увеличения объемов продажи. Разрабатывается комплексная программа повышения конкурентоспособности и совершенствования системы качества на предприятии. Руководство постоянно беспокоится о повышении профессионального уровня кадрового состава. Разработана программа обучения персонала, в соответствии с которой руководители подразделений и специалисты проходят учебу на семинарах, форумах, курсах, а потом обучают персонал на рабочих местах. На предприятии разработано «Положение о Дне качества», который проводится ежемесячно. В этот день отмечаются лучшие рабочие в каждом подразделении. Предложения на звание лучшего рабочего подают руководители подразделений с учетом мнения всего коллектива. Руководитель фирмы выносит окончательное решение о поощрении лучших рабочих. В ноябре 1998 года фирма вступила в Украинскую ассоциацию качества, с которым связывает свое дальнейшее развитие. Начиная с 1997 года ООО «Сандора» участвует в форумах и семинарах по качеству; 3 специалиста прошли обучение в Межотраслевом центре качества «ПРИРОСТ» и получили свидетельства. Управление финансовыми ресурсами осуществляется финансовой службой фирмы в соответствии с заранее разработанными и утвержденными дирекцией стратегическими и оперативными планами. Финансовая служба определяет потребность в средствах в определенный момент времени и источник их получения. Для этого разрабатывается бизнес-план, позволяющий отслеживать финансовые потоки. В случае возникновения дефицита средств финансовая служба определяет и анализирует причины его возникновения, корректирует текущие платежи. На фирме создана единая информационная система, позволяющая в любое время проанализировать состояние дел для принятия решений. Сведения о движении материалов и готовой продукции формируются ежедневно и передаются электронной почтой в отделы. Большое внимание фирма уделяет работе со своими поставщиками. Среди них есть такие известные предприятия как «Каргилл», «Тетра Лаваль Украина», «Этол Украина», «Укррос», «Рубежанский КТК». Каждое из них является лидером в своей отрасли. С этими фирмами составлены соглашения на текущий год. Перспективным планированием предусматривается сотрудничество до 2015 года. В связи с возрастанием объемов производства и расширением ассортимента постоянно ведется поиск новых поставщиков, усовершенствуются уже построенные связи (обмен делегациями, упорядочивание планов-графиков работы на месяц, квартал). По результатам переговоров складываются соответствующие отчеты, лучшие идеи и перспективные предложения применяются на практике. Для улучшения качества выпускаемой продукции предприятия-поставщики постоянно обмениваются с нами своими новыми разработками (в частности, фирмы «Каргилл», «Этол Украина»). По результатам дегустации образцов на предприятии принимаются решения о выпуске новых видов продукции и улучшении качества уже существующих. Фирма постоянно совершенствует настроенные связи со своими партнерами-поставщиками. Например, взаимоотношения с совхозом-заводом «Белозерский». Если раньше сотрудничество с ними ограничивалось просто покупкой их сельскохозяйственной продукции, то теперь мы стали равноправными партнерами в процессе производства и реализации продукции. На территории совхоза-завода «Белозерский» ООО «Сандора» установило свою линию Star Asept по переработке фруктов и ягод в плодово-ягодное пюре асептического сохранения. Тесты для контроля знаний студентов 1. Определите общую стратегию, которая ориентируется на санацию предприятия или объявление процедуры банкротства: а) стратегия стабилизации; б) стратегия реструктуризации; в) стратегия ликвидации. 2. О какой стратегии дифференциации идет речь – это предложение разнообразного и более высокого уровня услуг, которые сопровождают продаваемый товар: а) продуктовая; б) сервисная; в) имиджа. 3. Определите тип функциональной стратегии, которая связана с вопросами создания или приобретения нового производства, изменений в технологическом процессе, диверсификации, конверсии, внедрения АСУП: а) маркетинговая; б) НДПКР; в) производственная. 4. Определите стратегию, которая включает в себя экспансию, диверсификацию или интеграцию: а) лидирования; б) роста; в) реструктуризации. 5. Какая из стратегий деятельности предприятия ориентируется на предоставление высокого уровня услуг которые сопровождают продаваемый товар: а) дифференциации; б) диверсификации; в) фокусировки. 6. Определите стратегию организации, которая обеспечивает расширение сферы ее деятельности или номенклатуры продукции за национальные пределы: а) диверсификации; б) интернационализации; в) дифференциации. 7. Какая стратегия управления предприятием предусматривает проникновение в новые сферы деятельности, призванные изменить, дополнить или заменить продукцией, которая уже выпускается: а) стратегия лидирования; б) стратегия реструктуризации; в) стратегия диверсификации. 8. О каком понятии в стратегическом управлении идет речь – определенное сочетание негативно и положительно влияющих на деятельность предприятия факторов: а) стратегический анализ; б) стратегический баланс; в) стратегическое сочетание. 9. О какой категории идет речь – распространение установленных в прошлом тенденций на будущие периоды: а) стратегический анализ; б) диверсификация; в) экстраполяция. 10. Какая из общих стратегий направлена на защиту доли рынка, модификацию продукции и производство: а) стратегия стабилизации; б) стратегия реструктуризации; в) стратегия сокращения деятельности. Вопросы для самостоятельной проработки 1. Связь общих стратегий с жизненным циклом предприятий. 2. Влияние ресурсных и функциональных стратегий на содержание стратегии «развитие общего управления». 3. Маркетинговая стратегия предприятия. 4. Связь производственной стратегии и стратегии НИОКР. 5. Подходы к осуществлению стратегии стабилизации. 6. Иерархический характер стратегического набора. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |