Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для усвоения материала по вопросам самостоятельной работы следует воспользоваться литературными источниками, периодическими изданиями и ресурсами Интернета.




Темы рефератов

1. Аналитические подходы к оценке внутренней среды предприятия.

2. Управленческий потенциал предприятия, его значения.

3. Основные подходы к определению понятия «конкуренто­способность предприятия».

4. Методические подходы к выделению стратегических хозяйственных единиц (стратегических бизнес-центров).

Литература: 1, 3, 5, 11, 12, 16, 18, 24, 25, 27.

 

ТЕМА 6. СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

Алгоритм изучения темы



Терминологический словарь

Зона стратегических ресурсов (ЗСР) – это сегмент рынка, где действует определенная совокупность предприятий-постав­щиков, которые могут обеспечить производство товарного ассортимента предприятия и способствовать его ритмичному функционированию.

Обоснованный стратегический набор – это набор, который является правильным для данного предприятия и которого мож­но достичь с помощью имеющегося потенциала и определенных усилий относительно его наращивания для обеспечения конкурентоспособности предприятия на длительный период.

Стратегическая зона ведения (СЗХ) хозяйства это отдельный сегмент рынка, на который предприятие имеет или хочет получить выход.

Стратегический набор – это система стратегий разного типа, разрабатываемых предприятием на определенный отрезок времени и отображающих специфику функционирования и развития предприятия, а также уровень его претензий на место и роль во внешней среде.

Семинарское занятие 6. Стратегии бизнеса


План

1. Общая стратегия предприятия, ее разновидности.

2. Стратегии поддержки, их взаимосвязь с общей стратегией предприятия.

3. Ресурсные и функциональные стратегии, их роль в стратегическом наборе.

4. Сущность и разновидности товарной стратегии, необхо­димость определения зон стратегического ведения хозяйства. Сущность «портфеля предприятия», методы анализа взаимодействия разных зон стратегического ведения хозяйства.

5. Стратегический набор предприятия, его сущность, состав­ляющие и требования к формированию.

Практические задания по теме

Для закрепления знаний по данной теме необходимо выпол­нить практические задания и итоговый тест (тестирование проводится во время семинарского занятия).

Практическое задание 1

Проанализируйте ситуацию и на основе приведенной инфор­мации сформируйте стратегический набор предприятия. Ответ обоснуйте.

Дочернее предприятие ОАО «Контакт» техноторговый центр «Контакт» – основан в 1997 г. Цель деятельности ТТЦ «Кон­такт» – получение максимальной прибыли в процессе деятель­ности, а также удовлетворение на основе полученной прибыли социально-экономических интересов основателей и работников предприятия.

ТТЦ «Контакт» изготовляет и реализует продукцию произ­водственно-технического назначения, соединители электри­ческие низкочастотные для телефонов, товары народного потребления, детали и изделия из металла, резины, пластмассы и тому подобное, а также осуществляет перевозку разных грузов автотранспортом. Сильные и слабые стороны предприятия при­ведены в табл. 11.

Таблица 11

SWOT-анализ

Сильные стороны предприятия Слабые стороны предприятия
1. Широкий ряд производствен­ных услуг. 2. Наличие хорошей репутации на рынке и авторитета у потребителей. 3. Компетентность в организа­ции производства основного вида продукции. 4. Собственные технологии производства. 5. Конкурентная ценовая поли­тика 1. Отсутствие эффективной служ­бы маркетинга, предприятие чувствует трудности в выяв­лении своих реальных клиентов и их потребностей, нет инфор­мации о потенциале рынка. 2. Нет стратегической направлен­ности деятельности предприя­тия. 3. Нехватка оборотных средств и средств на модернизацию производства. 4. Отсутствие надлежащего конт­роля за производственными процессами приводит к высо­ким материальным расходам. 5. Большая зависимость от пос­тавщиков. Недостаточный уро­вень использования челове­ческих ресурсов

Практическое задание 2

Проанализируйте ситуацию и рассчитайте показатели отно­сительно определения синергии отдельных СЗХ. Какая из СЗХ может быть запланирована к выведению из портфеля предприя­тия с учетом вклада в деятельность других СЗХ? Какая инфор­мация необходима для принятия окончательного решения? Предприятие анализирует свой «портфель» с позиции оценки синергии (взаимодействия) между отдельными зонами ведения хозяйства с целью выведения СЗХ из портфеля.

Данные относительно экспертной оценки взаимодействия зон приведены в табл. 12 (взаимная поддержка СЗХ) и табл. 13 (необходимые ресурсы).

Таблица 12

Данные относительно СЗХ (какие поставляют)

  СЗХ 1 СЗХ 2 СЗХ 3 СЗХ 4 Суммарная зависимость
СЗХ 1 2 1 3 6
СЗХ 2 8 6 5 12
СЗХ 3 4 6 4 14
СЗХ 4 4 3 2 9
Суммарный взнос 16 11 9 12

Таблица 13

Данные относительно СЗХ (необходимые ресурсы)

Виды ресурсов в процентах общего объема СЗХ 1 СЗХ 2 СЗХ 3 СЗХ 4
Финансы 40 15 15 зо
Сырье и материалы 50 25 20 5
Производственные мощности 60 10 10 20
Численность персонала 50 20 20 10
Транспортные услуги 10 20 10 60

Практическое задание 3

Проанализируйте ситуацию и выполните задание:

1. Проведите анализ среды ООО «Сандора» и определите поле, в котором оно функционирует.

2. Определите стратегический набор общества и дайте ему характеристику.

3. Предложите изменения к стратегическому набору, кото­рые бы по вашему мнению повысили эффективность деятель­ности ООО «Сандора».

Слово Sandora в переводе с древнегреческого означает «Богиня плодородия». Есть и другое значение – благосостояние, благоденствие. ООО «Сандора» ведет свою историю с 28 авгус­та 1995 года. Сегодня фирма «Сандора» – одна из наибольших в Украине фирм – производителей натуральных соков и нектаров, фруктовых и слабоалкогольных напитков «Сангрия», виноград­ных и плодово-ягодных вин в упаковке «Тетра Пак». Соки, нек­тары и напитки изготовляются без применения консервантов.

После приватизации завод начал выпуск продукции 21 марта в 1996 году на одной линии «Тетра Пак» мощностью 3 600 паке­тов в час, а теперь производство уже оборудовано техникой мощностью 300 000 пакетов в час – это около 200 тонн про­дукции. Сейчас выпускается больше чем 70 видов и наимено­ваний всех напитков.

Значительно вырос персонал фирмы, назрели структурные преобразования. Были созданы отдельные юридические самостоятельные специализированные дочерние фирмы:

- «Сандора Транс» – собственные автомобильные пере­возки;

- «Сандора Трейд» – торговля и сбыт продукции;

- «Сандора Агро» – выращивание собственного сырья;

- «Сандора Строй» – собственное производственное строительство.

За последний год особенные партнерские отношения состоя­ли из связи ведущих иностранных фирм и предприятий Украи­ны. Среди них: поставщик технологического оборудования фирма «Тетра Пак Лаваль», а также мировой лидер произ­водства концентрированных соков «Каргилл», «Этол Украина». Они не только поставляют на особенных условиях фирме «Сандора» свою продукцию, но и проводят обучение персонала фирмы «Сандора» в своих учебных центрах и ведущих пищевых компаниях мира.

Формирование стратегии и планов развития фирмы осуществляется на основании анализа финансового состояния фирмы, выявления тенденций к изменениям, анализа продажи, которая предусматривает:

- анализ сильных и слабых сторон конкурентов и цен на их продукцию;

- анализ состояния сырьевой базы и возможности влияния на изменения ее конъюнктуры;

- изучение законодательной базы, экономической ситуации в стране и прогноза ее изменений.

Постоянный контроль деятельности конкурентов осу­ществляется по публикациям в прессе и другим источникам. Ведется анализ рынка продукции по материалам прессы, по сведениям банков ведущих компаний («Тетра Пак», «Каргилл»), проводятся опросы поставщиков и потребителей нашей продукции.

В формировании маркетинговых программ нашей фирмы участвуют главные специалисты по маркетингу фирм «Тетра Лаваль» и «Каргилл», планы производства и продажи ежегодно согласовываются с этими компаниями, они учитывают наши планы в своей деятельности.

Постоянно анализируются результаты деятельности пред­приятия. В планово-экономическом отделе регулярно прово­дится анализ:

- объемов продажи и производства продукции в текущем периоде сравнительно с аналогичным периодом в прошлом году, выполнение плана;

- причин падения объемов продажи и производства и невыполнения плановых заданий. Отчеты регулярно (1–2 раза в месяц) предоставляются руководству;

- финансового состояния предприятия, ведется расчет финансовых коэффициентов на текущий период времени и в динамике (ежемесячно).

Результаты анализа собираются в соответствующих отделах. На основе проведенного анализа работники отделов вносят предложения относительно объемов производства, реализации продукции, заработной платы, финансовой политики.

Проводятся сравнительные дегустации продукции других фирм – производителей аналогичной продукции, анализ ка­чественных показателей. Выводы учитываются и используются при планировании.

Развитие ООО «Сандора» проходит по трем основным направлениям:

- формирование системы управления и подготовка высоко-квалифицированного персонала;

- формирование сети продажи, рынков сбыта;

- реконструкция и возобновление технического оборудова­ния, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций и сетей.

В процессе деятельности накапливается информация о постоянных партнерах. Каждый регион Украины ведет отдель­ный специалист. В более отдаленные хозяйства специалисты выезжают с периодичностью два раза в месяц; самые ближай­шие хозяйства посещаются еженедельно. Накопленная инфор­мация систематизируется по регионам, районам, по специфике деятельности и так далее. На основе полученных данных формируются сведенные таблицы: «Анкета хозяйства», «Све­денные данные о поставках сырья ООО «Сандора», «Наличие виноматериалов в хозяйствах Украины» и другое.

Как источник информации используются данные специаль­ной литературы, справочников, бюллетеней, данные торгово-промышленной палаты, которая имеет большой банк информа­ции про хозяйства Николаевской области.

Фирма регулярно осуществляет планирование всех видов деятельности:

- разработка планов производства и реализации продукции (на неделю, месяц, полугодие и год);

- разработка плана поставки сырья, материалов и комплек­тующих (на неделю, месяц, полугодие);

- план поступлений на расчетный счет (ежемесячно);

- бюджет фирмы. Ежемесячно в каждом подразделении составляются бюджеты отделов, которые содержат планы меро­приятий и расходов по ним. На основании этого планово-эконо­мический отдел разрабатывает сведенный бюджет фирмы, кото­рый состоит из плана прибылей и расходов. Постоянный контроль выполнения бюджета позволяет корректировать рас­ходную часть в зависимости от выполнения планов произ­водства и реализации продукции;

- разработка бизнес-плана. По всем проектам, что внед­ряются в ООО «Сандора», предварительно разрабатываются технико-экономические обоснования и бизнес-планы, которые позволяют спрогнозировать экономический эффект каждого отдельного проекта и его влияние на финансовое состояние и денежные потоки фирмы.

Оперативные планы разрабатываются непосредственно в отделах. Финансовые планы разрабатываются в планово-эконо­мическом отделе на основании текущих и перспективных планов мероприятий по фирме в целом.

Объемы выпуска продукции планируются на основе марке­тинговых исследований с учетом технических и финансовых возможностей фирмы. Графики поставки сырья и упаковочного материала составляются на год с недельной разбивкой поставок и доводятся до исполнителей. Во все подразделения каждую среду приходит согласованный и утвержденный план произ­водства продукции на неделю. Разрабатывает его планово-технический отдел, куда поступает оперативная информация о выполнении плана. Вся другая деятельность планируется в соответствии с планом основного производства.

Еженедельно руководители подразделений информируют своих сотрудников о планах на неделю, проводят оценку выпол­ненной работы, отмечают сильные и слабые стороны деятель­ности подразделения.

В основе кадровой политики фирмы – ориентация на высо­коквалифицированную рабочую силу, интегрированную в систе­му производства; беспрерывность процесса обогащения знания­ми и повышение квалификации, делегирование ответственнос­ти, партнерские отношения между участниками производства.

В 1998 году руководством было принято решение о внед­рении на предприятии системы качества в соответствии со стандартами ISO серии 9000, которая содержит в себе все этапы жизненного цикла предприятия, начиная от заключения дого­воров с поставщиками сырья к послепродажному обслужива­нию. В пределах этой работы на ООО «Сандора» была прове­дена реорганизация структуры управления, создан Координа­ционный Совет, в который вошли все руководители подразде­лений. Ежемесячно проводятся заседания Координационного Совета, на которых рассматриваются вопросы повышения кон­курентоспособности продукции, снижения непроизводственных расходов, увеличения объемов продажи. Разрабатывается комп­лексная программа повышения конкурентоспособности и совер­шенствования системы качества на предприятии. Руководство постоянно беспокоится о повышении профессионального уров­ня кадрового состава. Разработана программа обучения персо­нала, в соответствии с которой руководители подразделений и специалисты проходят учебу на семинарах, форумах, курсах, а потом обучают персонал на рабочих местах.

На предприятии разработано «Положение о Дне качества», который проводится ежемесячно. В этот день отмечаются луч­шие рабочие в каждом подразделении. Предложения на звание лучшего рабочего подают руководители подразделений с уче­том мнения всего коллектива. Руководитель фирмы выносит окончательное решение о поощрении лучших рабочих.

В ноябре 1998 года фирма вступила в Украинскую ассо­циацию качества, с которым связывает свое дальнейшее разви­тие. Начиная с 1997 года ООО «Сандора» участвует в форумах и семинарах по качеству; 3 специалиста прошли обучение в Меж­отраслевом центре качества «ПРИРОСТ» и получили свидетельства.

Управление финансовыми ресурсами осуществляется финан­совой службой фирмы в соответствии с заранее разработанными и утвержденными дирекцией стратегическими и оперативными планами.

Финансовая служба определяет потребность в средствах в определенный момент времени и источник их получения. Для этого разрабатывается бизнес-план, позволяющий отслеживать финансовые потоки. В случае возникновения дефицита средств финансовая служба определяет и анализирует причины его возникновения, корректирует текущие платежи.

На фирме создана единая информационная система, позво­ляющая в любое время проанализировать состояние дел для принятия решений. Сведения о движении материалов и готовой продукции формируются ежедневно и передаются электронной почтой в отделы.

Большое внимание фирма уделяет работе со своими постав­щиками. Среди них есть такие известные предприятия как «Кар­гилл», «Тетра Лаваль Украина», «Этол Украина», «Укррос», «Рубежанский КТК». Каждое из них является лидером в своей отрасли. С этими фирмами составлены соглашения на текущий год. Перспективным планированием предусматривается сотруд­ничество до 2015 года. В связи с возрастанием объемов произ­водства и расширением ассортимента постоянно ведется поиск новых поставщиков, усовершенствуются уже построенные связи (обмен делегациями, упорядочивание планов-графиков работы на месяц, квартал). По результатам переговоров складываются соответствующие отчеты, лучшие идеи и перспективные пред­ложения применяются на практике. Для улучшения качества выпускаемой продукции предприятия-поставщики постоянно обмениваются с нами своими новыми разработками (в частнос­ти, фирмы «Каргилл», «Этол Украина»). По результатам дегус­тации образцов на предприятии принимаются решения о выпус­ке новых видов продукции и улучшении качества уже суще­ствующих.

Фирма постоянно совершенствует настроенные связи со своими партнерами-поставщиками. Например, взаимоотноше­ния с совхозом-заводом «Белозерский». Если раньше сотрудни­чество с ними ограничивалось просто покупкой их сельскохо­зяйственной продукции, то теперь мы стали равноправными партнерами в процессе производства и реализации продукции. На территории совхоза-завода «Белозерский» ООО «Сандора» установило свою линию Star Asept по переработке фруктов и ягод в плодово-ягодное пюре асептического сохранения.

Тесты для контроля знаний студентов

1. Определите общую стратегию, которая ориентируется на санацию предприятия или объявление процедуры банкротства:

а) стратегия стабилизации;

б) стратегия реструктуризации;

в) стратегия ликвидации.

2. О какой стратегии дифференциации идет речь – это предложение разнообразного и более высокого уровня услуг, которые сопровождают продаваемый товар:

а) продуктовая;

б) сервисная;

в) имиджа.

3. Определите тип функциональной стратегии, которая свя­зана с вопросами создания или приобретения нового производ­ства, изменений в технологическом процессе, диверсификации, конверсии, внедрения АСУП:

а) маркетинговая;

б) НДПКР;

в) производственная.

4. Определите стратегию, которая включает в себя экспан­сию, диверсификацию или интеграцию:

а) лидирования;

б) роста;

в) реструктуризации.

5. Какая из стратегий деятельности предприятия ориенти­руется на предоставление высокого уровня услуг которые сопровождают продаваемый товар:

а) дифференциации;

б) диверсификации;

в) фокусировки.

6. Определите стратегию организации, которая обеспе­чивает расширение сферы ее деятельности или номенклатуры продукции за национальные пределы:

а) диверсификации;

б) интернационализации;

в) дифференциации.

7. Какая стратегия управления предприятием предусмат­ривает проникновение в новые сферы деятельности, призван­ные изменить, дополнить или заменить продукцией, которая уже выпускается:

а) стратегия лидирования;

б) стратегия реструктуризации;

в) стратегия диверсификации.

8. О каком понятии в стратегическом управлении идет речь – определенное сочетание негативно и положительно влияю­щих на деятельность предприятия факторов:

а) стратегический анализ;

б) стратегический баланс;

в) стратегическое сочетание.

9. О какой категории идет речь – распространение установ­ленных в прошлом тенденций на будущие периоды:

а) стратегический анализ;

б) диверсификация;

в) экстраполяция.

10. Какая из общих стратегий направлена на защиту доли рынка, модификацию продукции и производство:

а) стратегия стабилизации;

б) стратегия реструктуризации;

в) стратегия сокращения деятельности.

Вопросы для самостоятельной проработки

1. Связь общих стратегий с жизненным циклом предприятий.

2. Влияние ресурсных и функциональных стратегий на содержание стратегии «развитие общего управления».

3. Маркетинговая стратегия предприятия.

4. Связь производственной стратегии и стратегии НИОКР.

5. Подходы к осуществлению стратегии стабилизации.

6. Иерархический характер стратегического набора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...