Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРЕДПРИЯТИЯ




Алгоритм изучения темы



Терминологический словарь

Конкурентное преимущество - отличие процесса функцио­нирования и развития предприятия от других аналогичных предприятий, обеспечивающее успех в конкуренции.

Организация - это совокупность людей, групп, соединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, распределения обязаннос­тей и иерархической структуры.

Предприятие - это механизм, являющийся комбинацией основных производственных факторов, средств производства, рабочей силы, сырья и материалов.

Стратегический уровень - это система знаний о возмож­ностях и ограничениях в развитии предприятия, реализующаяся в соответствующих стратегических решениях и действиях.

Семинарское занятие 3. Стратегический контекст предприятия


План

1. Изменение условий функционирования отечественных предприятий.

2. Базовые модели организации: переход понимания пред­приятия как «закрытой» системы к пониманию предприятия как «открытой системы».

3. Классификация основных проблем отечественных предприятий и технология их решения.

4. Необходимость формирования стратегической направ­ленности

Практические задания по теме

Для закрепления знаний по данной теме необходимо выполнить практические задания и итоговый тест (тестирование проводится во время семинарского занятия).

Практическое задание 1

Проанализируйте ситуацию и сформулируйте общую страте­гию фирмы. Как вы оцениваете перспективы развития фирмы?

Основным направлением деятельности фирмы «ЕС&С», которая была создана в 1998 г., является снабжение и продажа электронных компонентов отечественного производства для разработки, производства и ремонта электротехнического и медицинского оборудования для НИОКР. Невзирая на то, что многие из производителей переходят на комплектующие загра­ничных производителей, в настоящее время действует большое количество предприятий, оборудование которых было произ­ведено до 1990 г. То есть в настоящее время в связи с износом оборудования возникает необходимость в его ремонте, дополни­тельной комплектации, замене. Высокая цена на комплектую­щие изделия заграничных фирм приводит к тому, что многие производители ищут отечественных аналогов. Это объясняет достаточно стабильный спрос на продукцию фирмы «ЕС&С».

Наличие собственного состава, который насчитывает около 10 тысяч позиций, позволяет обеспечить заказчика необхо­димыми компонентами и комплектующими изделиями в реаль­ные сроки и по очень доступным ценам. Одной из услуг, предоставляемой фирмой, является возможность доставки заказа. Для оптовых и постоянных покупателей существуют гибкие системы скидок. Предприятие имеет несколько постав­щиков, в основном физических лиц.

У фирмы есть несколько значительных фирм-конкурентов и несколько физических лиц - продавцов такой же продукции. Стратегической целью предприятия является ориентация на рынки России и стран СНГ.

Тесты для контроля знаний студентов

1. О каком понятии идет речь - определенное сочетание негативно и положительно влияющих на деятельность пред­приятия факторов, которые объективно существуют во внешнем окружении предприятия и субъективно оценены руко­водителями, с относительно сильными и слабыми сторонами функционирования предприятия:

а) стратегический анализ;

б) стратегический баланс;

в) стратегический набор.

2. Какой метод стратегического анализа среды дает воз­можность формировать общий перечень стратегий пред­приятия с учетом их особенностей:

а) стратегический баланс;

б) SWOT-анализ;

в) матрица возможностей;

г) матрица угроз.

3. О каких составляющих стратегического анализа идет речь - альтернативы, которые может использовать пред­приятие для достижения стратегических целей:

а) сильные стороны;

б) слабые стороны;

в) возможности;

г) угрозы.

4. Определите сильные стороны предприятия при осу­ществлении SWOT-анализа:

а) конкурентные преимущества;

б) обоснованный стратегический набор;

в) обоснование дополнительных групп потребителей;

г) концентрация на быстро растущих рынках;

д) родственная диверсификация.

5. О каких составляющих стратегического набора идет речь - внутренние возможности или ресурсы, которые могут обусловить формирование конкурентного преимущества:

а) сильные стороны;

б) слабые стороны;

в) возможности;

г) угрозы.

6. Какое поле матрицы SWOT-анализа требует стратегий развития предприятия в направлении реализации шансов внешнего окружения:

а) Сии М;

б) Си Из;

в) Сл М;

г) Сл З.

7. Назовите методы прогнозирования которые базируются на предположении о неизменности или относительной ста­бильности имеющихся тенденций развития:

а) методы экстраполяции;

б) экспертные методы;

в) методы моделирования.

8. В основу каких методов положено пять основных условий группового выбора решения:

а) методы экстраполяции;

б) экспертные методы;

в) методы моделирования.

9. О каком понятии в стратегическом управлении идет речь - это характерный для определенной отрасли перечень факторов, которые приносят ей преимущество перед другими отраслями, а также одним предприятием отрасли над другим:

а) ключевые факторы успеха;

б) конкурентоспособность предприятия;

в) конкурентоспособность продукции.

10. Что означает термин конкурентоспособность товара:

а) количественные характеристики свойств товара;

б) степень соответствия товара на определенный момент требованиям целевых групп потребителей;

в) совокупность системных критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности товара.

11. Экономическими параметрами конкурентоспособности товара являются:

а) функции, которые выполняет товар в процессе его использования;

б) уровень расходов на производство товара;

в) соответствие товара требованиям;

г) физические свойства товара.

12. Количественные характеристики свойств товара, учи­тывающие отраслевые особенности оценки его конкурен­тоспособности - это:

а) конкурентоспособность товара;

б) параметры конкурентоспособности товара;

в) показатели конкурентоспособности товара.

13. Совокупность системных критериев количественной оценки конкурентоспособности товара это:

а) конкурентоспособность товара;

б) параметры конкурентоспособности товара;

в) показатели конкурентоспособности товара.

14. О каком понятии в стратегическом управлении идет речь - определенное количество предприятий, занимающих близкие позиции на рынке и конкурирующих между собой:

а) стратегический набор;

б) стратегическая группа;

в) стратегический баланс.

15. Определите параметры, характеризующие физические свойства товара и способы его использования:

а) технические;

б) экономические;

в) нормативные.

Вопросы для самостоятельной проработки

1. Причины перехода от понимания предприятия как «закрытой системы» к пониманию предприятия как «открытой системы».

2. Необходимость формирования стратегического мышления менеджеров.

3. Основные тенденции в экономическом развитии Украины, что способствуют или препятствуют переходу к стратеги­ческому управлению.

Для усвоения материала по вопросам самостоятельной работы следует воспользоваться литературными источниками, периодическими изданиями и ресурсами Интернета.

Темы рефератов

1. Причины изменения заданий управления предприятием.

2. Сущность и особенности базовых моделей организации.

3. Роль стратегического мышления в формировании страте­гического уровня предприятия.

4. Необходимость и возможность перехода украинских предприятий к стратегическому менеджменту.

Литература: 1, 7, 8, 11, 12, 16, 20, 24, 25.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...