Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Алгоритм изучения темы Конкурентное преимущество - отличие процесса функционирования и развития предприятия от других аналогичных предприятий, обеспечивающее успех в конкуренции. Организация - это совокупность людей, групп, соединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, распределения обязанностей и иерархической структуры. Предприятие - это механизм, являющийся комбинацией основных производственных факторов, средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Стратегический уровень - это система знаний о возможностях и ограничениях в развитии предприятия, реализующаяся в соответствующих стратегических решениях и действиях. Семинарское занятие 3. Стратегический контекст предприятия План 1. Изменение условий функционирования отечественных предприятий. 2. Базовые модели организации: переход понимания предприятия как «закрытой» системы к пониманию предприятия как «открытой системы». 3. Классификация основных проблем отечественных предприятий и технология их решения. 4. Необходимость формирования стратегической направленности Практические задания по теме Для закрепления знаний по данной теме необходимо выполнить практические задания и итоговый тест (тестирование проводится во время семинарского занятия). Практическое задание 1 Проанализируйте ситуацию и сформулируйте общую стратегию фирмы. Как вы оцениваете перспективы развития фирмы? Основным направлением деятельности фирмы «ЕС&С», которая была создана в 1998 г., является снабжение и продажа электронных компонентов отечественного производства для разработки, производства и ремонта электротехнического и медицинского оборудования для НИОКР. Невзирая на то, что многие из производителей переходят на комплектующие заграничных производителей, в настоящее время действует большое количество предприятий, оборудование которых было произведено до 1990 г. То есть в настоящее время в связи с износом оборудования возникает необходимость в его ремонте, дополнительной комплектации, замене. Высокая цена на комплектующие изделия заграничных фирм приводит к тому, что многие производители ищут отечественных аналогов. Это объясняет достаточно стабильный спрос на продукцию фирмы «ЕС&С». Наличие собственного состава, который насчитывает около 10 тысяч позиций, позволяет обеспечить заказчика необходимыми компонентами и комплектующими изделиями в реальные сроки и по очень доступным ценам. Одной из услуг, предоставляемой фирмой, является возможность доставки заказа. Для оптовых и постоянных покупателей существуют гибкие системы скидок. Предприятие имеет несколько поставщиков, в основном физических лиц. У фирмы есть несколько значительных фирм-конкурентов и несколько физических лиц - продавцов такой же продукции. Стратегической целью предприятия является ориентация на рынки России и стран СНГ. Тесты для контроля знаний студентов 1. О каком понятии идет речь - определенное сочетание негативно и положительно влияющих на деятельность предприятия факторов, которые объективно существуют во внешнем окружении предприятия и субъективно оценены руководителями, с относительно сильными и слабыми сторонами функционирования предприятия: а) стратегический анализ; б) стратегический баланс; в) стратегический набор. 2. Какой метод стратегического анализа среды дает возможность формировать общий перечень стратегий предприятия с учетом их особенностей: а) стратегический баланс; б) SWOT-анализ; в) матрица возможностей; г) матрица угроз. 3. О каких составляющих стратегического анализа идет речь - альтернативы, которые может использовать предприятие для достижения стратегических целей: а) сильные стороны; б) слабые стороны; в) возможности; г) угрозы. 4. Определите сильные стороны предприятия при осуществлении SWOT-анализа: а) конкурентные преимущества; б) обоснованный стратегический набор; в) обоснование дополнительных групп потребителей; г) концентрация на быстро растущих рынках; д) родственная диверсификация. 5. О каких составляющих стратегического набора идет речь - внутренние возможности или ресурсы, которые могут обусловить формирование конкурентного преимущества: а) сильные стороны; б) слабые стороны; в) возможности; г) угрозы. 6. Какое поле матрицы SWOT-анализа требует стратегий развития предприятия в направлении реализации шансов внешнего окружения: а) Сии М; б) Си Из; в) Сл М; г) Сл З. 7. Назовите методы прогнозирования которые базируются на предположении о неизменности или относительной стабильности имеющихся тенденций развития: а) методы экстраполяции; б) экспертные методы; в) методы моделирования. 8. В основу каких методов положено пять основных условий группового выбора решения: а) методы экстраполяции; б) экспертные методы; в) методы моделирования. 9. О каком понятии в стратегическом управлении идет речь - это характерный для определенной отрасли перечень факторов, которые приносят ей преимущество перед другими отраслями, а также одним предприятием отрасли над другим: а) ключевые факторы успеха; б) конкурентоспособность предприятия; в) конкурентоспособность продукции. 10. Что означает термин конкурентоспособность товара: а) количественные характеристики свойств товара; б) степень соответствия товара на определенный момент требованиям целевых групп потребителей; в) совокупность системных критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности товара. 11. Экономическими параметрами конкурентоспособности товара являются: а) функции, которые выполняет товар в процессе его использования; б) уровень расходов на производство товара; в) соответствие товара требованиям; г) физические свойства товара. 12. Количественные характеристики свойств товара, учитывающие отраслевые особенности оценки его конкурентоспособности - это: а) конкурентоспособность товара; б) параметры конкурентоспособности товара; в) показатели конкурентоспособности товара. 13. Совокупность системных критериев количественной оценки конкурентоспособности товара это: а) конкурентоспособность товара; б) параметры конкурентоспособности товара; в) показатели конкурентоспособности товара. 14. О каком понятии в стратегическом управлении идет речь - определенное количество предприятий, занимающих близкие позиции на рынке и конкурирующих между собой: а) стратегический набор; б) стратегическая группа; в) стратегический баланс. 15. Определите параметры, характеризующие физические свойства товара и способы его использования: а) технические; б) экономические; в) нормативные. Вопросы для самостоятельной проработки 1. Причины перехода от понимания предприятия как «закрытой системы» к пониманию предприятия как «открытой системы». 2. Необходимость формирования стратегического мышления менеджеров. 3. Основные тенденции в экономическом развитии Украины, что способствуют или препятствуют переходу к стратегическому управлению. Для усвоения материала по вопросам самостоятельной работы следует воспользоваться литературными источниками, периодическими изданиями и ресурсами Интернета. Темы рефератов 1. Причины изменения заданий управления предприятием. 2. Сущность и особенности базовых моделей организации. 3. Роль стратегического мышления в формировании стратегического уровня предприятия. 4. Необходимость и возможность перехода украинских предприятий к стратегическому менеджменту. Литература: 1, 7, 8, 11, 12, 16, 20, 24, 25. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |