Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль 1. Стратегия предприятия, основные этапы ее разработки




Тема 1. Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепции

Сущность стратегии предприятия и стратегического плана. Понятие «стратегия». Множественность аспектов упот­ребления категории «стратегия». Определение стратегии предприятия разными авторами. Факторы, которые наиболее существенно влияют на содержание стратегии предприятия. Особенности стратегии, которые отличают ее от текущего планирования и управления. Стратегический план как инстру­мент реализации стратегии предприятия. Структура стратеги­ческого плана.

Процесс разработки стратегии предприятия. Основные подходы к формулировке стратегий. Факторы, которые необхо­димо учитывать при определении стратегии. Этапы разработки стратегии.

Тема 2. Определение миссии и целей предприятия

Определение миссии предприятия. Сущность и значение миссии для предприятия. Виденье и философия функциони­рования предприятия. Информация, которая содержится в офи­циальном изложении миссии. Правила выбора миссии предприятия.

Классификация и ранжирование целей предприятия. Понятие «цели». Стратегические, долгосрочные и краткосроч­ные цели. Восемь отраслей деятельности, в которых должны быть определены цели предприятия. Критерии эффективности целей. «Дерево целей» предприятия. Понятие «дерево целей», принципы построения «дерева целей». Требования к «дереву целей». Нормативное и фактическое «дерево целей».

Стратегический пробел. Сущность стратегического про­бела. Направления заполнения стратегического пробела. Основ­ные этапы анализа стратегического пробела.

Тема 3. Стратегический контекст предприятия

Изменение заданий управления предприятием. Трансфор­мационные процессы в экономике Украины. Повышение моби­льности внешних факторов и усиление их влияния на внут­реннюю среду предприятия. Содержание заданий управления организациями в переходных к рынку условиях. Необходимость перехода отечественных предприятий к стратегическому управ­лению как реакция на изменения условий их функциони­рования. Конкурентные преимущества как главный фактор успешной деятельности предприятия.

Базовые модели организаций. Понятия «организация» и «предприятие». Механистическая модель организации. Модель организации как коллектив людей. Организация как сложная иерархическая система. Предприятие как общественная органи­зация. Развитие предприятий, переход от «закрытого» к «откры­тому» типу организации. Модель предприятия как открытой системы.

Основные проблемы украинских предприятий. Класси­фикация проблем. Технология и общие подходы к решению проблем. Необходимость формирования стратегического мыш­ления менеджеров.

Тема 4. Оценивание внешней среды предприятия

Сущность стратегического анализа. Цель и направления стратегического анализа. Этапы стратегического анализа с позиции выявления критических точек среды. Сущность и основные характеристики среды предприятия (внешняя среда прямого и побочного влияния, внутренняя среда). Методы фор­мирования информационной базы относительно критических точек среды (сканирование, мониторинг, прогнозирование).

Внешняя среда предприятия побочного (непрямого) влия­ния. Факторы внешней среды побочного влияния: полити­ческие, экономические, социальные, правовые и другие. Оценка окружения предприятия с помощью PEST-анализа.

Оценивание внешней среды прямого влияния. Модель «отраслевой конкуренции» М. Портера. Характеристика основ­ных элементов прямого влияния на предприятие. Страте­гические группы конкурентов.

Тема 5. Анализ стратегического потенциала предприятия

Анализ внутренней среды предприятия. Потенциал пред­приятия, методические подходы к его оценке. Системный подход к анализу внутренней среды. Стратегический потенциал предприятия. Управленческий потенциал, его значение. Органи­зационная культура предприятия, ее роль в процессе разработки и реализации стратегических решений.

Определение конкурентоспособности предприятия. Сущ­ность категории «конкурентоспособность». Конкурентоспо­собность предприятия и продукции. Отличия данных понятий. Матрица конкурентного профиля.

SWOT-анализ. Основные этапы применения SWOT-анализа. Общие характеристики сильных и слабых сторон предприятия. Общие внешние возможности и угрозы, которые используются в SWOT-анализе. Формы проведения SWOT-анализа.

Тема 6. Стратегии бизнеса

Стратегический набор предприятия, его составляющие. Стратегический набор как система стратегий разного типа. Требования к стратегическому набору. Обоснованный страте­гический набор предприятия. Разработка стратегического набора предприятия. Иерархия стратегий.

Общие стратегии. Классификация общих стратегий пред­приятия (рост, стабилизация, сокращение) и способов их реа­лизации. Характеристика стратегий роста. Стратегия выживания для предприятий Украины. Виды стратегии сокращения. Комплексная стратегия. Связь выбора стратегии с этапом жизненного цикла предприятия.

Стратегии поддержки. Функциональные стратегии пред­приятия, их типы. Ресурсные стратегии. Определение зоны стратегических ресурсов. Продуктовые стратегии рынка и производственные критерии выбора продуктовых стратегий. Определение стратегической зоны ведения хозяйства. Порт­фельно-ориентированный подход. Концепция синергизма.

Модуль 2. Виды стратегий предприятия,
условия их приложения


Тема 7. Стратегия диверсификации деятельности предприятия

Предпосылки внедрения стратегии диверсификации и формы вхождения предприятия в новые отрасли. Преиму­щества и риски узкоспециализированных предприятий. Условия целесообразности перехода предприятия к диверсификации. Критерии относительно оценки диверсификации. Сущность поглощения уже существующей фирмы. Факторы целесообраз­ности создания нового предприятия в избранной отрасли. Преимущества и недостатки создания совместных предприятий для вхождения в отрасль.

Виды диверсификации. Диверсификация в родственные отрасли. Стратегическое соответствие (рыночное, производ­ственное, управленческое). Основные пути профильной дивер­сификации. Диверсификация в неродственные отрасли. Крите­рии выбора предприятия - кандидата для диверсификации. Преимущества и недостатки стратегии непрофильной дивер­сификации.

Тема 8. Стратегии внешнего развития предприятия

Стратегии внешнего развития. Возможности роста пред­приятия в пределах отрасли. Стратегии горизонтальной и вертикальной интеграции, условия их приложения, преиму­щества и недостатки. Использование стратегии диверсификации как возможности внешнего роста.

Стратегии предприятия на внешних рынках. Факторы, которые влияют на стратегии выхода на внешние рынки. Характеристики, что свойственны международной деятель­ности. Типы международных стратегий. Преимущества и недостатки мультинациональной стратегии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...