Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




ВСТУПЛЕНИЕ

Современный этап развития экономики Украины характе­ризуется нестабильностью условий функционирования пред­приятий, что обусловлено повышением уровня мобильности внешних факторов и усилением их влияния на внутреннюю среду. Поэтому эффективная деятельность и дальнейшее развитие отечественных предприятий невозможны без про­цесса разработки и реализации стратегии, которая должна решать задачи обеспечения будущей жизнедеятельности объектов ведения хозяйства за счет постоянной поддержки баланса их потенциала с окружением. Это свидетельствует об актуальности стратегического планирования и стратеги­ческого управления предприятиями Украины и предопределяет необходимость изучения теории и практики данных процессов.

Эффективное управление непременно требует от руково­дителей аналитического, стратегического мышления, умения заблаговременно предусмотреть результаты принятых стра­тегических решений. С целью овладения этими знаниями и навыками изучается дисциплина «Стратегический менедж­мент», которая является одной из дисциплин, формирующих специалистов специальностей 7.03060101, 8.03060101 «Ме­неджмент организаций и администрирование», 7.03060104, 8.03060104 «Менеджмент внешнеэкономической деятель­ности».

Объектом изучения дисциплины «Стратегический менедж­мент» является процесс стратегического управления предприя­тием как открытой организационно-экономической системы, которая функционирует в условиях рыночных отношений.

Целью изучения дисциплины является обеспечение комплекс­ного подхода к изучению учебной дисциплины «Стратегический менеджмент», которая предусматривает овладение теорети­ческими знаниями по вопросам стратегического менеджмента предприятия, инструментарием, методикой разработки стра­тегий развития предприятия и приобретение практических умений и навыков относительно использования концепции стратегического управления в деятельности предприятия.

Заданиями изучения дисциплины «Стратегический менедж­мент» является теоретическая подготовка студентов по вопросам:

- сущность, основных понятий и категорий стратеги­ческого управления;

- эволюция стратегического управления;

- содержание процессов и технологии стратегического управления;

- принципы и функции стратегического управления;

- сущность и классификация стратегий предприятия;

- процесс стратегического планирования;

- формирование стратегических целей;

- генерирование стратегических альтернатив;

- определение стратегической позиции предприятия;

- формирование стратегического потенциала;

- управление стратегическими изменениями на пред­приятии;

а также практическая подготовка и умение по вопросам:

- оценка внешней среды;

- организация стратегического планирования;

- определение стратегических целей;

- разработка стратегий;

- формирование стратегического плана;

- проведение стратегической сегментации;

- оценка действующей стратегии;

- оценка конкурентоспособности потенциала;

- определение конкурентного статуса предприятия;

- оценка стратегической позиции;

- составление программы стратегических изменений.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

знать:

- экономическую сущность категории «стратегия пред­приятия», иерархию стратегического набора и основные типы стратегий;

- принципы и этапы разработки стратегического набора предприятия;

- структуру факторов внешней и внутренней среды предприятия и механизм их влияния на процесс принятия и реализации стратегических решений;

- понятие и сущность моделей современной конкуренции, особенности определения конкурентных стратегий;

- SWOT-анализ и особенности его применения;

- матричные методы стратегического анализа;

- особенности процесса разработки и реализации страте­гического набора для диверсифицированных компаний;

уметь:

- формулировать миссию и стратегические цели пред­приятия;

- анализировать внешние факторы влияния и диагнос­тировать состояние внутренней среды предприятия с целью разработки эффективной стратегии развития;

- анализировать стратегические альтернативные вариан­ты развития конкретного предприятия и осуществлять выбор наиболее приемлемого из них;

- определять конкурентные преимущества предприятия и разрабатывать направления их достижения;

- исходя из избранной общей и конкурентной стратегий, определять систему функциональных, ресурсных и продуктовых стратегий;

- разрабатывать мероприятия относительно обеспечения качественного процесса принятия стратегических решений.

Целью учебно-методического пособия по дисциплине «Стра­тегический менеджмент» является - ознакомление с методи­ческими рекомендациями относительно преподавания учебной дисциплины, усвоение теоретических основ и формирование практических навыков и умений относительно организации процесса обоснования и разработки стратегического набора предприятия, диагностирование полученных теоретических знаний, сформированных практических навыков и умений с помощью соответствующих средств - тестовых и практи­ческих заданий разных типов и разного уровня сложности.

Структура учебного процесса по дисциплине «Страте­гический менеджмент». Дисциплина «Стратегический мене­джмент» относится к циклу дисциплин подготовки магистров и специалистов специальностей 7.03060101, 8.03060101 «Мене­джмент организаций и администрирование», 7.03060104, 8.03060104 «Менеджмент внешнеэкономической деятель­ности». Данная дисциплина изучается в течение одного се­местра. Структурно-логическое место дисциплины в общей программе подготовки магистров и специалистов - в составе фундаментальных дисциплин общей подготовки по изучению дисциплин социально-экономического цикла.

Для студентов дневного отделения специальности 8.03060101 «Менеджмент организаций и администрирование», образовательно-квалификационного уровня «магистр» предус­мотрено: 16 часов - лекций, 20 часов - семинарских занятий, 10 - индивидуальных занятий, 44 часа - самостоятельной работы студентов. Всего - 90 часов.

Для студентов дневного отделения специальности 8.03060104 «Менеджмент внешнеэкономической деятельнос­ти», образовательно-квалификационного уровня «магистр» предусмотрено: 16 часов - лекций, 20 часов - семинарских занятий, 10 - индивидуальных занятий, 26 часов - самос­тоятельной работы студентов. Всего - 72 часа.

Для студентов дневного отделения специальности 7.03060101 «Менеджмент организаций и администрирование», образовательно-квалификационного уровня «специалист» пред­усмотрено: 26 часов - лекций, 22 часа - семинарских занятий, 10 - индивидуальных занятий, 32 часа - самостоятельной работы студентов. Всего - 90 часов.

Для студентов дневного отделения специальности 7.03060104 «Менеджмент внешнеэкономической деятель­ности», образовательно-квалификационного уровня «специа­лист» предусмотрено: 26 часов - лекций, 22 часа - семинарских занятий, 14 - индивидуальных занятий, 58 часов - самостоя­тельной работы студентов. Всего - 108 часов.

Для студентов заочного отделения специальности 8.03060101 «Менеджмент организаций и администрирование», образовательно-квалификационного уровня «магистр» пред­усмотрено: 6 часов - лекций, 6 часов - практических занятий, 78 часов - самостоятельной работы студентов. Всего - 90 часов.

Для студентов заочного отделения специальности 7.03060101 «Менеджмент организаций и администрирование», образовательно-квалификационного уровня «специалист» пред­усмотрено: 8 часов - лекций, 8 часов - практических занятий, 65 часов - самостоятельной работы студентов. Всего - 81 час.

Студенты дневной и заочной форм обучения изучают темы Модуля 1 «Стратегия предприятия, основные этапы ее раз­работки» и Модуля 2 «Виды стратегий предприятия, условия их приложения». Основными формами изучения дисциплины, проведения текущего и промежуточного контроля являются: лекции, семинарские занятия, тестирования, решения практи­ческих заданий, научные семинары, реферативные чтения и тому подобное.

Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение аудиторной контрольной работы (тестирование). Программа дисциплины предусматривает проведение семи­нарских занятий на основе практического материала и анализа конкретных ситуаций как из опыта деятельности отечествен­ных предприятий, так и ведущих западных организаций.

Итоговой формой проверки знаний по дисциплине является экзамен.

Учебная программа разработана в соответствии с обра­зовательно-квалификационной характеристикой, образова­тельно-профессиональной программой и учебным планом подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня «магистр» и «специалист», отраслевого стандарта высшего образования, образовательно-профессиональной прог­раммы подготовки магистров и специалистов 0501 «Экономика и предпринимательство», Киев, 2002 год.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
для студентов всех форм обучения специальности

8.03060101 «Менеджмент организаций и администрирование»

Название смыслового модуля (раздела), темы

Количество часов по формам обучения и видам занятий

дневная

заочная

вместе

аудиторные

занятия

внеауди­торная работа

вместе

аудиторные

занятия

внеауди-торная работа

лекция семинарское практическое ИКР СРС (в т. ч. экзамен) лекция семинарское практическое ИКР СРС (в т. ч. экзамен)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Модуль 1. Стратегия предприятия, основные этапы ее разработки

Тема 1. Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепции 7 2       5 7 1       6
Тема 2. Определение миссии и целей предприятия 7   2     5 7     1   6
Тема 3. Стратегический контекст предприятия 7 2     2 3 7         7
Тема 4. Оценивание внешней среды предприятия 7 2 2     3 7     1   6
Тема 5. Анализ стратегическо­го потенциала предприятия 7 2     2 3 7     1   6
Тема 6. Стратегии бизнеса 7   2     5 7 2       5

Продолж. тематического плана дисциплины

1 2

3

4

5

6

7

8

9

10 11

12

13

Модуль 2. Виды стратегий предприятия, условия их приложения

Тема 7. Стратегия дивер­сификации деятельности предприятия

7

2

2

 

 

3

7

 

 

1

 

6
Тема 8. Стратегии внешнего развития предприятия

7

2

2

 

 

3

7

 

 

 

 

7
Тема 9. Корпоративная стратегия предприятия

7

2

2

 

 

3

7

 

 

1

 

6
Тема 10. Матричные методы формирования корпоративной стратегии предприятия

7

 

2

 

2

3

7

 

 

1

 

6
Тема 11. Альтернативность в стратегическом выборе

7

2

2

 

 

3

7

1

 

 

 

6
Тема 12. Декомпанирование корпоративной стратегии предприятия

7

 

2

 

2

3

7

2

 

 

 

5
Тема 13. Современное состояние и перспективы развития стратегического управления в Украине

6

 

2

 

2

2

6

 

 

 

 

6
Экзамен

*

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 
Всего

90

16

20

-

10

44

90

6

-

6

 

78
                                             



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов всех форм обучения специальности
7.03060101 «Менеджмент организаций и администрирование»

Название смыслового модуля (раздела), темы

Количество часов по формам обучения и видам занятий

дневная

заочная

вместе

аудиторные

занятия

внеауди­торная работа

вместе

аудиторные

занятия

внеауди-торная работа

лекция

семинарское

практическое

ИКР

СРС (в т. ч. экзамен)

лекция

семинарское

практическое

ИКР СРС (в т. ч. экзамен)

Модуль 1. Стратегия предприятия, основные этапы ее разработки

Тема 1. Стратегия предприя­тия: понятие, эволюция концепции

7

2

2

 

 

3

6

1

 

    5

Тема 2. Определение миссии и целей предприятия

7

2

2

 

 

3

6

 

 

1   5

Тема 3. Стратегический контекст предприятия

7

2

2

 

2

3

6

 

 

    6

Тема 4. Оценивание внешней среды предприятия

7

2

2

 

 

3

6

1

 

1   4

Тема 5. Анализ стратегического потенциала предприятия

7

2

2

 

2

1

7

 

 

1   6

Тема 6. Стратегии бизнеса

7

2

2

 

 

3

7

2

 

    5
                                           

Продолж. тематического плана дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12 13

Модуль 2. Виды стратегий предприятия, условия их приложения

Тема 7. Стратегия диверсифи­кации деятельности предприятия

7

2

2

 

 

3

6

 

 

1

 

5
Тема 8. Стратегии внешнего развития предприятия

7

2

2

 

 

3

6

 

 

 

 

6
Тема 9. Корпоративная стратегия предприятия

7

2

 

 

2

3

6

 

 

1

 

5
Тема 10. Матричные методы формирования корпоративной стратегии предприятия

7

2

2

 

 

3

6

1

 

1

 

4
Тема 11. Альтернативность в стратегическом выборе

7

2

 

 

2

3

6

1

 

1

 

4
Тема 12. Декомпанирование корпоративной стратегии предприятия

7

2

2

 

 

3

7

2

 

1

 

4
Тема 13. Современное состояние и перспективы развития стратегического управления в Украине

6

2

2

 

2

1

6

 

 

 

 

6
Экзамен

*

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 
Всего

90

26

22

-

10

32

81

8

-

8

 

65
                                               



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов дневной формы обучения специальности
8.03060104 «Менеджмент внешнеэкономической деятельности»,
7.03060104 «Менеджмент внешнеэкономической деятельности»

Название смыслового модуля (раздела), темы

Количество часов по формам обучения и видам занятий

дневная

заочная

вместе

аудиторные

занятия

внеауди­торная работа

вместе

аудиторные

занятия

внеауди-торная работа

лекция

семинарское

практическое

ИКР

СРС (в т. ч. экзамен)

лекция

семинарское

практическое

ИКР СРС (в т. ч. экзамен)

Модуль 1. Стратегия предприятия, основные этапы ее разработки

Тема 1. Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепции

5

2

 

   

3

8

2

2

 

 

4

Тема 2. Определение миссии и целей предприятия

5

 

2

   

3

8

2

2

 

 

4

Тема 3. Стратегический контекст предприятия

5

2

 

  2

1

8

2

2

 

2

4

Тема 4. Оценивание внешней среды предприятия

6

2

2

   

2

8

2

2

 

 

4

Тема 5. Анализ стратеги­ческого потенциала предприятия

6

2

 

  2

2

8

2

2

 

 

7

Тема 6. Стратегии бизнеса

6

 

2

   

4

10

2

2

 

2

6
                                             

Продолж. тематического плана дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8 9

10

11

12

13

Модуль 2. Виды стратегий предприятия, условия их приложения

Тема 7. Стратегия диверси­фикации деятельности предприятия

5

2

2

 

 

1

8

2 2

 

 

4

Тема 8. Стратегии внешнего развития предприятия

6

2

2

 

 

2

8

2 2

 

 

4

Тема 9. Корпоративная стратегия предприятия

5

2

2

 

 

1

8

2  

 

2

4

Тема 10. Матричные методы формирования корпоративной стратегии предприятия

6

 

2

 

2

2

8

2 2

 

2

2

Тема 11. Альтернативность в стратегическом выборе

6

2

2

 

 

2

8

2  

 

2

4

Тема 12. Декомпанирование корпоративной стратегии предприятия

6

 

2

 

2

2

10

2 2

 

2

2

Тема 13. Современное состояние и перспективы развития стратегического управления в Украине

5

 

2

 

2

1

8

2 2

 

2

2

Экзамен

*

 

 

 

 

 

*

   

 

 

 

Всего

72

16

20

-

10

26

108

26 22

-

14

46

                                             

[К содержанию] [Предыдущее] [Следующее]





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...