Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тип личности: Истерический.




Основное нарушение: максимальная гендерная идентичность или сексизм.

Я-Женщина!

Я-Мужчина!

Основная ценность: Сексуальная привлекательность.

Основные симптомы:

Демонстративны

Креативны

Вкус к одежде

Инициативны

Общаются очень по-разному с мужчинами и женщинами

Истеричка в гомогенной группе склонна дружить, если есть хотя бы один мужчина, будет конкурировать с женщинами, в мужской группе заставит конкурировать мужчин между собой.

Очень суггестивны, подвержены влиянию.

Склонны к мистике и суевериям.

Интуитивны, имеют диффузную границу между реальностью и вымыслом.

Защитой является психический регресс.

Безумно боится стареть.

Артистичны.

 

Самые фригидные женщины, при том, что женская фригидность (от латыни frigidus, что означает холодный)  означает половую холодность. Если женщина фригидна, то ее совершенно не интересует секс и интимные отношения — это патологическое состояние отсутствия женского полового влечения.

Асексуальны или бисексуальны

Эмоциональная чувствительность высокая.

Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными в плане классификации. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить, до сих пор нет. В большинстве нозологических характеристик за основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс"Защитные механизмы[772] // Психоаналитическая диагностика", в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.

Первичные защитные механизмы:

Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.

Интроекция, в частности идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.

Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.

Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.

Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.

Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.

Соматизация или конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

Вторичные защитные механизмы:

Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некого позитивного события.

Вытеснение, Подавление или Репрессия — активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.

Вымещение, Замещение или Смещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.

Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.

Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

Реактивное образование — защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

Реверсия — проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест объекта и субъекта.

Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

 

Ти́моти Фрэ́нсис Ли́ри[773] — американский писатель, психолог, участник кампании по исследованиям психоделических препаратов, разработчик программного обеспечения в первых индексируемых ЭВМ психологических тестах. Умер в 1996, Беверли-Хиллз, Калифорния, в 76 лет. В 1957 году он создал психодиагностическую методику «тест межличностных отношений Лири», которая до сих пор используется спецслужбами США.Свою скандальную известность Лири получил за исследование влияния психоделиков на психику и нервную систему человека. Его исследования были в самом разгаре, когда психоделики (и прежде всего ЛСД) объявили вне закона. Эксперименты пришлось прекратить, но отказываться от психоделиков Лири не собирался и пожертвовал ради исследований профессиональной карьерой и репутацией академического учёного.Эта скандальная слава Лири привела к замалчиванию его заслуг в тех областях психологии, которые позже стали ассоциироваться совсем с другими именами. Так, его имя по праву должно было бы стоять в одном ряду с именами Роджерса, Баха, Перлза, Берна и других пионеров групповой терапии. Основы теории коммуникативных игр также изначально разрабатывались Лири, однако известность эта теория получила в модификации Эрика Бёрна.Новаторские идеи самоактуализации и личностного роста, пронизывающие ранние работы Лири, совпадают по времени публикации с новациями признанных лидеров гуманистической психологии — Маслоу, Роджерса, Шарлотты Бюлер, к числу которых нужно отнести и Лири. Связано это, вероятно, с тем, что Лири лишь намечал многие перспективные тенденции, а потом без всяких фрейдовских терзаний «усмехался», наблюдая, как их подхватывают и разрабатывают другие.Лири получил огромную популярность в разгар движения хиппи. Со временем в прессе его стали называть «ЛСД-гуру». Лири активно пропагандировал психоделики, выступал с лекциями и написал ряд книг, посвящённых расширению границ человеческого сознания.C 1965 года у Лири начались проблемы с законом — его неоднократно арестовывали по обвинению в хранении наркотиков, пока в 1969 году Верховный суд США не признал доктора Тимоти Лири невиновным по делу о налоге на марихуану. В день признания своей невиновности Лири заявил о своём участии в выборах на пост губернатора Калифорнии, бросив тем самым вызов Рональду Рейгану. Предвыборная кампания Лири проходила под лозунгом «Собирайтесь, и устроим вечеринку» (англ. Come together, join the party). Свою знаменитую песню «Come Together» Джон Леннон написал специально для Лири, взяв за основу его предвыборный лозунг.

В 1970 году Лири был осуждён за хранение марихуаны в общей сложности на 38 лет. По мнению самого Тимоти Лири такому сроку осуждения способствовали его идеи о нейропередатчиках и реимпринтировании нервной системы. При определении места заключения Лири должен был пройти различные психологические тесты на профпригодность, многие из которых были составлены им же самим, включая «тест Лири», поэтому он с легкостью создал образ человека, наилучшим образом подходящего к садово-полевым работам. Благодаря этому его поместили в тюрьму мягкого режима и стали направлять на уборку и облагораживание территорий, чем он и воспользовался при побеге в сентябре 1970 года.Братство Вечной Любви, у истоков которого стоял Лири, заплатило леворадикальной организации Weathermen за переправку Лири и его жены из США в Алжир, где его взяли под свою опеку скрывавшиеся там руководители «Чёрных пантер» во главе с Элдриджем Кливером. Однако затем Лири заявил, что Кливер попытался взять его и его жену в заложники.

В 1970 году Лири с женой перебрались в Швейцарию, встретился с «отцом» ЛСД — Альбертом Хофманом, но, не получив там убежища, Тимоти вынужден был бежать в Афганистан. Там прямо в аэропорту Лири был арестован сотрудниками Федерального бюро по борьбе с наркотиками США, возвращён в США и снова посажен в тюрьму (1972), откуда вышел лишь в 1976 году — уже на законных основаниях. СМИ того времени и некоторые авторы статей о Тимоти Лири связывали его досрочное освобождение с сотрудничеством с ФБР и дачей показаний против своих друзей, организовавших побег[8]. Cогласно открытому письму друзей Тимоти Лири[9], Лири никогда не скрывал факта разговоров с агентами ФБР (о чём писал в автобиографиии реального вреда никому не причинил. Он заранее предупредил друзей, устроивших побег, о своем сотрудничестве. В итоге он дал показания только против тех, кто давно находился в подполье, или чью вину было невозможно доказать. Это не устроило спецслужбы и его оставили под стражей. Однако, по утверждению авторов письма, его последующее освобождение было связано не с сотрудничеством со следствием, а с падением Никсона, уотергейтским скандалом, связанным с превышением своих полномочий со стороны ФБР при работе с радикальными группами, и сменой губернатора Калифорнии Рональда Рейгана на Джерри Брауна. Скончался Тимоти Лири 31 мая 1996 года от рака простаты. Процесс умирания был записан на видео по просьбе умирающего. Последняя фраза, которую произнес Лири перед смертью, была «почему бы и нет?».Вскоре после смерти его голова была отделена от тела и немедленно заморожена. 7 граммов праха Лири были отправлены 21 апреля 1997 года на орбиту Земли ракетой «Пегас», где они пребывали 6 лет, пока не сгорели в атмосфере.

 

ТЕМА 10. Способности и интеллект
[774]

1.Личностно-деятельностный подход к изучению способностей (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн). Достоинства и недостатки личностно-деятельностного подхода.

2.Функционально-генетический подход к изучению способностей (В.Д. Шадриков, Е.П. Ильин). Понимание задатков и способностей в функционально-генетическом подходе. Идея генетической обусловленности (врожденности) способностей (Платон, Ф. Гальтон, В.С. Фарфель, Д.К. Беляев, Г. Айзенк, А. Анастази). Исследование генетической природы способностей в психогенетике.

3.Способности, одаренность, талант, гениальность. Личностные особенности одаренных, талантливых и гениальных людей. Теории гениальности. Патологическая теория гениальности В.П. Эфроимсона. Концпция мудрости Пола Б. Балтес.

4.Интеллектуальные способности. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Келли, Л. Терстоун, С. Барт, Ф. Вернон, Дж. Гилфорд). Теории множественности интеллектов (Р. Стернберг, Г. Айзенк, Г. Гарднер, Д. Хорн). Концепция мудрости П. Балтеса. Концепция IQ. Устойчивость IQ. Интеллект в структуре индивидуальных свойств. Тревожность и интеллект. Темперамент и интеллект. Личность и интеллект. Интра- и интерличностный интеллект (Г. Гарднер). Эмоциональный интеллект. Креативность. Факторы креативности.

5. Латеральное мышление

Литература

↑ Трубников В. И. Психогенетика. Юнита 1. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. — 71 с.

↑ Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1

↑ Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Под ред. И. В. Равич-Щербо. Психогентика. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с.

Широчин В. П. Слово об интеллекте. Концептуальные основы системной психологии. — К.: Век, 1999. — 304 с

В. П. Эфроимсон. Педагогическая генетика. М.: Тайдекс Ко, 2003. — 240 с.; (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира»).

Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. — М.: Астрель, 2012. — 352 с.

Боно, Э. Водное мышление / Эдвард де Боно. - М.: "Попури", 2006. ISBN: 985-483-634-7, 0-14-023075-0

 

 

1.[775] С точки зрения деятельностного подхода(А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн) психическое развитие личности заложено в природе каждого человека. Наследственные механизмы запускают физический рост и развитие организма и тем самым готовят физиологические предпосылки для психического развития. Триггер — элементарная ячейка оперативной памяти, простейшее кибернетическое устройство, выполняющее логическую функцию с обратной связью. Триггер запускает предпосылки, которые обуславливаются особенностями строения мозга и нервной системы, индивидуальны для каждого человека и называются задатками[776] . Триггером может служить система образования, включающая в концентрированном виде всю информацию о задатках человека. Одни задатки определяют развитие, например, познавательных процессов у человека (внимания, памяти, воображения, мышления и речи); другие влияют на развитие музыкальных, технических, математических, лингвистических, художественно-изобразительных, литературных и других способностей.

Способности — психические свойства, обеспечивающие успешность овладения и продуктивность той или иной деятельности.Для школьной практики очень важны способности, проявляющиеся в учебной деятельности. Учебные способности связываются прежде всего с учебными успехами, и по данному признаку учеников делят на отличников, хорошистов, троечников, двоечников.Часто бывает так: если учащийся способный, то у пего четвёрки и пятёрки, а неспособный — тройки и двойки по всем предметам. В этом проявляются общие учебные способности (хорошее внимание и память приносят успех во всех предметах).Кроме общих учебных способностей у школьников могут проявляться и специальные способности, т.е. способности в какой-либо области знаний и деятельности (например, у ученика по математике — пятёрка, а по остальным — и тройки, и двойки).

 

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. [777] Иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способность. Условием развития способностей служит труд, без которого нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками.

Недостатки деятельностного подхода в исследовании способностей:

– воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

– ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы образования;

-- недостаточный учет индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, роли и значения диалогового общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Достоинства личностно-деятельностного подхода в исследования способностей:

– признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательного процесса во взаимодействии его участников при достижении целей социального и интеллектуального развития обучающихся;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и высшего образования;

–– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в функциональной системе учебной, игровой и трудовой деятельности.

2[778] .Особенностью функционально-генетический подхода к изучению способностейподхода является рассмотрение структуры способностей не только с позиции функциональной системы, а и с позиций их возникновения (генезиса[779] ). Е.П.Ильин и В. Д. Шадриков осуществляют рассмотрение вопроса о том, к чему следует «прикрепить» задатки чтобы в итоге получить способности (дабы первые могли реализоваться в чем-либо конкретном). Авторы свидетельствуют, что способности отражают различия между людьми в проявлении ряда функций (сюда естественно, не входят вегетативные функции, связанные с дыханием, пищеварением и т. п.). Но они говорят о перцептивных, аттенционных, мнемических, интеллектуальных, двигательных функциях Но каждая из них характеризуется определенными свойствами (качественными сторонами). Например, внимание характеризуется интенсивностью, устойчивостью, переключением и прочими свойствами; движение - силой, быстротой, точностью и т. д. Поэтому вернее будет сказать, что способности -это не просто различия в выраженности той или иной функции, а различия в степени проявления этих свойств (качественных сторон функции) у разных людей.Аттенционные (attention - благосклонность, интерес, внимание, забота, стремление вникнуть во что-либо) способности - это личностная склонность к соответствующей области наук,при которой познание последних открытий по интересующему предмету само по себе распределяет внимание между несколькими видами деятельности одновременно[780] . В педагогической психологии аттенционные способности учителя обусловливают передачу учебного материала, делая его доступным, ясным, вызывающим у учащихся интерес к предмету. способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Хотя уровень проявления каждой качественной стороны дела определяется задатками, различия между людьми проявляются в уровне дифференцированности проявления аттенционных характеристик у разных людей. Поэтому с точки зрения дифференциальной психофизиологии нельзя говорить, что функция сама по себе и есть способность (хотя в общей психологии именно так и считается). Но правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой - низкой), а не об отсутствии ее у того или иного человека. Ведь уровень проявления функции и обусловливающих его задатков - это континуум, а не дискретная величина. В. Д. Шадриков рассматривает аттенционные способности как индивидуальные качества, включенные в систему деятельностти психических процессов и моторики. При этом,под задатками В. Д. Шадриков понимает свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность ее функционирования.

Психогенетикой[781] изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:девиантных форм поведения;психических болезней;типов темперамента;типов мозговых ритмов.

В частности, метод приемных детей осуществляет сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой. Все психогенетические методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере таких методов, как близнецовый, генеалогический, популяционный, позволяющий изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.

 

3[782] . Личностные особенности одаренных, талантливых и гениальных людей

Вильям Штерн высшую ступень развития способностей называлталантом[783] . Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Гениальность является не динамической, а структурной характеристикой дифференциальной психологии[784] . В то же время, общая одарённость, способности, талант представляет собой динамическую возможность приобретения высокого мастерства и индивидуальныхдостижений в творчестве. Когда речь заходит о гении, первый дифференциальный психолог квалифицирует его в терминах родового достоинства и жизненных целей человека.

Даже очень одаренные, талантливые дети без активной поддержки взрослых не могут достичь впечатляющих результатов, поэтому очень важно, чтобы родители заметили необычные способности своих детей вовремя и создали условия для их полного развития. Ни в коем случае нельзя пытаться погасить природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Придет время — выберет сам, недаром говорят: «Талантливый человек талантлив во всем».

 

Эфроимсон[785] , Владимир Павлович (1908-1989) - советский генетик, в 1932 году сформулировал принцип равновесия между скоростью мутационного процесса и отбора в популяциях человека и на этой основе впервые предложил способ оценки частоты мутирования рецессивных сублетальных генов. Неоднократно подвергался репрессиям[786] : в 1932 года был арестован и осуждён на три года лагерей в Горной Шории (Кемеровская область).Широкий резонанс среди научной общественности получило выступление Эфроимсона в декабре 1985 года в Политехническом музее на премьере документального фильма «Звезда Вавилова»: подчеркнув, что (хотя фильм об этом умалчивал) Вавилов, как и тысячи других узников ГУЛага, погиб страшной смертью в заключении после заведомо ложных обвинений, Эфроимсон обратился к собравшимся с призывом:"До тех пор, пока страной правит номенклатурная шпана, охраняемая политической полицией, называемой КГБ, пока на наших глазах в тюрьмы и лагеря бросают людей за то, что они осмелились сказать слово правды, за то, что они осмелились сохранить хоть малые крохи достоинства, до тех пор, пока не будут названы поименно виновники этого страха, — вы не можете, вы не должны спать спокойно. Над каждым из вас и над вашими детьми висит этот страх. Палачи, которые правили нашей страной, — не наказаны.Пока на смену партократии у руководства государства не встанут люди, отвечающие за каждый свой поступок, за каждое своё слово — наша страна будет страной рабов, страной, представляющей чудовищный урок всему миру".

Следует отметить, что В. Эфроимсон, начиная свое исследование с идей, близких идеям Ч. Ломброзо[787] , с осторожностью рассматривает гениальность в контексте патологической теории и параллельно анализирует другие возможные механизмы появления гения. Напомним, что в1863 году итальянский психиатр Ломброзо издаёт свою книгу «Гениальность и помешательство», в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. В своей работе Ломброзо пишет о физическом сходстве гениальных людей с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и др.) на гениальность и помешательство, приводит примеры, многочисленные свидетельства медицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений, а также описывает специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством. Некоторые из таких людей обнаруживали неестественное. Так, например, Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол.Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо — кофе. Ломброзо рассматривает отношение женщин[788] к трём объектам: любви, проституции и преступности. Ломброзо приходит к выводу, что для женщины главным инстинктом является размножение[789] , которое и определяет их поведение в течение жизни.

Но В. Эфроимсон приходит к противоположному выводу: он находит единственный общий механизм, наличие которого может компенсировать даже отсутствие благоприятной социальной среды (семья, общество, воспитание, обучение), как решающий фактор гениальности. Этим единственным механизмом является «целенаправленная мобилизация мышления[790] » [2003, с. 355], которая активизирует, в первую очередь, волевой фактор. Итак, по словам В. Эфроимсона, основным фактором высокого развития одаренности до уровня таланта и гениальности является сознательная работа личности[791] , тогда как Ч. Ломброзо говорит о бессознательной природе гениальности, которая не поддается контролю личности. Вывод В. Эфроимсона близок положительному видению природы гениальности Б. Теплова и М. Арнаудова: «те, кто может целенаправленно мобилизовать свою волю, могут стать гениями или приблизиться к ним» [Эфроимсон, 2003, с. 355].

 

4[792] .Хотя в жизни мы часто оперируем этим понятием, ученые много лет бьются над разрешением загадки: что представляет собой интеллект человека? У. Эстерс отметил: «Понятие интеллекта всегда являлось источником парадоксов. Казалось бы, это одно из наиболее очевидных понятий психологии, но в то же время и одно из наиболее неуловимых».

Житейское отождествление понятий интеллект и ум не всегда правильно. В жизни умным часто называют человека, который свободно ориентируется в ситуации, легко адаптируется, хотя и не имеет большого запаса знаний, не отличается способностями к установлению закономерностей - социальный интеллект[793] или житейская мудрость. И наоборот: ученый, сделавший научное открытие мировой значимости, может быть совсем не приспособленным к жизни.

Способность человека адаптироваться к окружающей среде в последние годы принято называть социальным интеллектом, который имеет неоднозначные связи с интеллектом, как способностью решать сложные абстрактные задачи. Итак, это один из парадоксов, которыми изобилует история развития теории интеллекта.

В общем виде можно дать такое определение: интеллект — это[794] относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку. С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в определенную систему сигналов из окружающей среды, а также согласование своих индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. В эвристическом смысле, интеллект представляет собой неоднозначное реагирование на однозначные условия среды[795] .

Бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации, касаются, прежде всего, полового диморфизма[796] . Мужчина, как правило, может сосредоточиться на решении только одной задачи, тогда как женщины чаще всего решают несколько задач одновременно. Причина в устройстве мозга: у женщин больше нейронных волокон, соединяющих правое и левое полушария. В отличие от мужчин, у женщин языковые центры находятся в обоих полушариях — поэтому им легче даются языки. Зато соревноваться с мужчинами в пространственной ориентации просто бесполезно — тут они лидируют с огромным отрывом.

Сумма знаний, которыми обладает человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. В школе встречаются ученики, чьи учебные достижения далеко не являются оценкой их интеллектуальных способностей. К сожалению, в школе более ценится усидчивость, формальное накопление знаний и их репродуктивное воспроизведение. Если же учить не столько что, сколько как думать, развитие способности к эффективному структурированию опыта превращает индивидуальный интеллект в фрейм, готовый впитывать любую информацию,  удобную для ее позитивно пользования. Способность к творчеству и интенция личностного роста также относится к функциям фрейма.

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов — генетически передающейся наследственности. Есть данные о том, что отрицательное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают пожилой возраст родителей, неполноценное питание и определенные заболевания матери во время беременности, употребление алкоголя и курение, злоупотребление антибиотиками.

 Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контактах с окружающей средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Очень важное значение для интеллектуального развития имеют положительные эмоциональные контакты маленького ребенка с матерью или другим взрослым, ее заменяющим.

Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре основные группы по двум биполярным признакам 1) что является источником модели — умозрение или эмпирические данные, 2) как строится модель интеллекта — от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам. Модель может строиться на некоторых априорных теоретических посылках, а затем проверяться (верифицироваться) в эмпирическом исследовании. Типичными примерами такого рода является модель интеллектаЧ. Спирмена, Дж. Гилфорда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, — В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в качестве одного из независимых измерений факторного пространства.

Наконец, иерархические модели (Ч. Спирмена, Ф. Вернона, П. Хамфрейса, Д. Векслера) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне — фактор общей умственной энергии, на втором уровне — его производные и т. д. Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов.

Ч. Спирмен[797] занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, испытуемые, показывающие низкий результат, плохо справляются с большинством тестов. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некий общий фактор, общая способность, 2) фактор, специфический для данной деятельности. Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора). В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей — членов общества. В обществе способностей может царить анархия — способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать «олигархия» — успешность деятельности детерминируют несколько основных способностей (как затем полагал оппонент Спирмена — Л. Терстоун). Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).Фактор «G» — это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии». Умственная энергия характеризуется, по Спирмену, тремя показателями:
[798]

количество, уровень умственной энергии.

степень энергии, то есть быстрота перехода от одной деятельности к другой.

степень колебаний энергии, так называемая легкость её восстановления после определенной деятельности.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:профессиональный интеллект, ориентированный на спе-ализацию деятельности (музыкальный, математический);социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.

Спирмен, объясняя корреляцию результатов различных измерительных процедур влиянием общего свойства, предложил в 1927 году метод факторного анализа матриц интеркорреляций для выявления латентного генерального фактора[799] . G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности.

Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.

Из теории Спирмена вытекает ряд важных следствий. Во-первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов, — это фактор общей умственной энергии. Во-вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными. В-третьих, для тестирования фактора «G» лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.

Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил критериальный уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей. Эти способности (Спирмен их назвал «групповыми факторами интеллекта») заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности.

Впоследствии многие авторы пытались интерпретировать G-фактор в традиционных психологических терминах. На роль общего фактора мог претендовать психический процесс, проявляющийся в любом виде психической активности: главными претендентами были внимание ( гипотеза Сирила Барта) и мотивация. Г. Айзенк интерпретирует G-фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой . Он установил чрезвычайно высокие положительные корреляции между IQ, определяемым по высокоскоростным тестам интеллекта (в частности, тестам самого Г. Айзенка), временными параметрами и вариабельностью вызванных потенциалов мозга, а также минимальным временем, которое необходимо человеку для распознавания простого изображения (при тахистоскопическом предъявлении). Однако гипотеза «скорости переработки информации мозгом» не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументов.

Кроме тестов Айзенка для измерения фактора «G» применяются и другие тесты, в частности «Прогрессивные матрицы», предложенные Дж. Равеном в 1936 году, а также тесты интеллекта Р. Кеттелла.

В работах оппонентов Ч. Спирмена отрицалось наличие общей основы интеллектуальных действий. Они полагали, что определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Главным пропагандистом этой точки зрения был Л. Терстоун, который предложил метод многофакторного анализа матриц корреляций. Этот метод позволяет выделить несколько независимых «латентных» факторов, определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов той или иной группой испытуемых .

Первоначально Терстоун выделил 12 факторов[800] , из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:

V. Словесное понимание — тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, понятийное мышление, интерпретацию пословиц и т. д.

W. Речевая беглость — измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов, принадлежащих к определенной категории.

N. Числовой фактор — тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.

 

S[801] . Пространственный фактор — делится на два подфактора. Первый опрееляет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (узнавание плоских геометрических фигур). Второй связан с мысленным манипулирова­нием зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

 

М[802] . Ассоциативная память — измеряется тестами на механическое запоминание словесных ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия — определяется по быстрому и точному восприя­тию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют вербальный («восприятие клерка») и «образный» подфакторы.

I. Индуктивный фактор — тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение последовательности (по типу теста Д. Равена).

Факторы, обнаруженные Терстоуном, как показали данные дальнейших исследований, оказались зависимыми (неортогональными) «Первичные умственные способности» положительно коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого G-фактора.На основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций разработаны многочисленные тесты структуры способностей. К числу наиболее распространенных относятся Батарея тестов общих способностей (General Aptitude Test Battery, GABT), Тест структуры интеллекта Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T) и ряд других.

 

Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта (SI)», систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей . Однако эта модель не является результатом факторизации первичных эксперимен­тально полученных корреляционных матриц, а относится к априорным моделям, поскольку основывается лишь на теоретических допущениях[803] . По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме: стимул — латентная операция — реакция. Место стимула в модели Гилфорда занимает «содержание», под «операцией» подразумевается умственный процесс, под «реакцией» — результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, шкалы интеллекта в модели — шкалы наименований. Операцию Гилфорд трактует как психический процесс: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание.

Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения).

Результаты — форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Каждый фактор в модели Гилфорда получается в результате сочетаний категорий трех измерений интеллекта. Категории сочетаются механически. Названия факторов условны. Всего в классификационной схеме Гилфорда 5х4х6= =120 факторов.Он считает, что в настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т. е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей. Модель Гилфорда используется в Иллинойском университете при обучении 4—5-летних детей.

Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, является основанием творчества. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта. Недостатком модели Гилфорда является несоответствие результатам большинства факторно -аналитических исследований.

Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные и факторы операции.

Два фактора Кэттелл назвал «связанным» интеллектом и свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.

Фактор связанного интеллекта тесно положительно коррелирует с вербальным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности.

 

Фактор «свободного» интеллекта положительно коррелирует с фактором «связанного» интеллекта, так как «свободный» интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттелла, «свободный» интеллект абсолютно независим от степени приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется найти отношения различных элементов в изображении.
[804]

Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор — визуализации[805] , — который проявляется при операциях со зрительными образами. Наименее ясно понятие «факторов-операций»: Кэттелл определяет их как отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач, т. е. как аналог S-факторов по Спирмену, входящих в структуру «связанного» интеллекта и включающих операции, нужные для выполнения новых тестовых заданий. Результаты исследований развития (точнее — инволюции) познавательных способностей в онтогенезе, на первый взгляд, соответствуют модели Кэттелла.

Действительно, к 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональные умения сохраняются до глубокой старости.

Но результаты факторной аналитической проверки модели Кэттелла показали, что она недостаточно обоснована.

Фактор «свободного интеллекта» по Р. Кэттеллу соответствует фактору «G»[806] Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна соответствуют факторам-операциям[807] модели Кэттелла.

Пол Б. Балтес предпринял попытку определить характеристики мудрости и построить модель ее достижения. Как и большинство исследователей феномена мудрости, Балтес полагает, что мудрость проявляется во взвешенных суждениях по важнейшим и неясным жизненно важным вопросам. Согласно развиваемой им точки зрения, мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни. Мудрость лежит в основе полезных советов, касающихся смысла жизни и положения дел конкретного человека. В ее основе лежит кристаллизованный культурно-обусловленных интеллект (способность к формулированию обобщенных суждений, глубинному анализу проблем, построению выводов на основе накопленных знаний и опыта) и особые личностные качества человека.К числу основных свойств мудрости Пол Б. Балтес относит:

- решение человеком, в основном, главных вопросов, которые относятся и к разряду особо сложных;

- исключительно высокий уровень знаний, суждений и советов;

- необычная широта, глубина и сбалансированность[808] знаний, которые могут применяться в исключительно сложных ситуациях;

 

4[809] .Латеральное мышление (lateral thinking) — из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. лат. lateralis - боковой, от latus - бок] - анат. боковой, расположенный в стороне от срединной плоскости тела.Например, лево/праворукость как врожденное или вынужденное преимущество пользование левой/правой рукой при выполнении целенаправленных действий. Алгоритм Lateration (антоним: медиальный) — боковой, лежащий дальше от срединной плоскости—представляет собой геометрический подход к решению психологических задач, в том числе связанных с ФАГМ. Он основан на вычислении местоположения искомой точки относительно минимум трех её координат (триангуляция). Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно[810] , ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента», который родился в 1933 году на Мальте, там же окончил университет, продолжил изучать медицину, психологию и физиологию в Оксфорде и затем преподавал там, а также в Кембридже, Гарварде, Лондоне. В настоящее время, наряду с лекторской и консультационной практикой, много внимания уделяет деятельности в Наднациональной организации мышления (Supranational Thinking Organization) в Гааге. Автор почти полусотни книг, среди которых «Я прав — вы заблуждаетесь», а самой популярной является «Шесть шляп мышления», «Водная логика», "Красота ума"и др.  Например, «шляпы»: Красная, розовая — эмоции, а отсюда — феминиста, интуиция, чувства и предчувствия. Желтая — преимущества. Черная — осторожность, следовательно, суждение и оценка с позиции «а правда ли это?» Зеленая — творчество, т. е. идеи и предложения, поиск альтернатив. Белая — информация и вопросы, связанные ней: что имеем, чего не хватает? Синяя — организация мышления: чего достигли и что делать дальше? «Меняя» головной убор, можно переключаться на разные аспекты того, что приняли за тему, проблему и т. п. Но для понимания принципа действия «шляп» (или обуви, или… разные образы могут использоваться) не обойтись без экскурса в область теории, раскрывающую научную суть изобретенной Э. де Боно концепции. Дело в том, что он сумел предложить новый подход к работе восприятия, который открыл, моделируя информационную систему, способную к самоорганизации. Именно Эдвард де Боно ввел понятие паттерна[811] (от лат. patronus — форма, модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка, схема, диаграмма) — схема-образ, действующая как синхронно существующие регулярности в природе и обществе[812] . В психологии и социологии паттерн обозначает распределение процессов, стимулов в пространстве и времени, т. е. структуру, в которой выделены как ее целостность, так и «моментальность», изменчивость. Так вот, рассматривая паттерны, ученый обнаружил разные их виды, в т. ч. сдерживающие, а затем разработал инструмент, позволяющий перестраивать («реструктурировать») паттерны, уходя от ограничивающих и создавая благоприятные. Это и есть латеральное мышление. Сравним его с традиционным логическим. В противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу.  Например, в книге «Водная логика» автор предлагает простой, но эффективный способ мышления, позволяющий решать практические задачи с помощью графических потокограмм[813] ; таким образом, понятие потока (Куда это ведёт?[814] ) является базовым в водной логике, чем она и отличается от традиционной каменной, опирающейся на понятие объекта (Что это такое?[815] ).Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к соответствующим последствиям для результата. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели — оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс инсайт плюс… юмор. Он парадоксален, но эффективен. Не напоминает ли вам это технику «мозгового штурма»? Она построена именно на латеральном подходе. В то же время, этот подход не отменяет логику. Логическое мышление, по Э. де Боно — вертикальное, латеральное — боковое, оба достойны внимания и применения. Второе находит идею, первое — развивает ее. Автор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобиля, искусство владения которым может помочь выбраться из тупика, хоть использовать только его — невозможно, да и не нужно. В следующий раз поговорим о том, как практически развивать латеральное мышление, а пока пять методических советов от Эдварда де Боно: 1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления. 2. Сомневайтесь в допускаемом. 3. Обобщайте альтернативы. 4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится. 5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...