Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА6. Социально-экономические детерминанты индивидуальности




1.Совокупный социально-экономический статус (ССЭС) иранговый потенциал, Лазарсфельду.

2.Социально-экономическая стратификация общества и особенности семейной среды.

3.Влияние СЭС на интеллект ребенка. Взаимосвязь СЭС с образованием, профессиональной деятельностью, личностным благополучием и здоровьем человека.

4.Влияние СЭС на развитие мотивации достижения и ожидания окружающих.

 

Литература.

1.Аргайл, М. Психология счастья/ Майкл Аргайл. - Москва: "Прогресс", 1990 - 336 с.

2.Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Гордеева — М.: Смысл, 2006. — 336с.

3. Голдторп, Джон и Хоуп (Goldthorpe, Hope). Социальная градация занятости, 1974.

4. Лазарсфельд П. Измерение в социологии / Пер. с англ. // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы/ Ред. и вступ. статья Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1972. С. 138-141.

5. Мазилов,  В.А., Янчук, В. А. О методологических проблемах исследования культурного фрейминга / Человеческий фактор: социальный психолог, № 1 (23). - 2012. - С. 23-29.

6. Селигман, М. Подлинное счастье. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь / Мартин Селигман. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 338 с.

7. Чалдини, Р. Психология влияния : как научиться убеждать и добиваться успеха/Роберт Чалдини. - Издательство: Эксмо.416 с.

8.Шкаратан, Овсей Ирмович. Социология неравенства. Теория и реальность; Нац. исслед. ун-т. — М.: Изд. дом «Высшая школа экономики», 2012. — 526 с.

9.Нейсбит, Р. Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук / Ричард Нейсбит.. - М. : Альпина, 2016. - 320 с.

10.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен — Санкт-Петербург: Речь, 2001; 256 стр

У нас одна обязанность — быть счастливыми. Рэй Брэдбери (451° по Фаренгейту, Вино из одуванчиков)

1.Совокупный социально-экономический статус (ССЭС) иранговый потенциал, Лазарсфельду.

Прежде, чем перейти к 1 вопросу, попробуем ответить на простой (для того, кто отслеживает со/бытие мира) вопрос: в чем актуальность заданной темы, в связи с результатами только что закончившейся работы Нобелевского комитета по присуждения премии лауреатом 2017 года?[578]

72-летний Ричард — американский экономист, Лауреат Нобелевской премии по экономике 2017 года за вклад в область поведенческой экономики. Благодаря совместной работе с Нобелевским лауреатом 2004 года Даниэлем Канеманом и авторомтеории перспективАмосом Тверски, основоположникамикогнитивной экономической теории, Тейлер объясненил иррациональность отношения человека к риску в принятии решений[579] в условиях неопределённости[580] » и в управлении своим поведением. Несмотря на то, что исследования проводились экономистом, а не психологом, их автор Ричард Тейлер за  «теорию подталкивания[581] » (Nudge theory, «управляемого выбора») стал Почётным профессором поведенческих наук и экономики Школы бизнеса Чикагского университета.  Оказывается, счастье в мягкой опеке, очевидной в преимущественных условиях умеренного патернализма.Подталкивание является небольшим, как Y-гомета,  изменением X-комбинационной заданности социального контекста, которое делает поведение согласованным с Другим, не заставляющим кого-нибудь что-либо делать. И это уже психология влиянияРоберта Чалдини. Исследователи долго собирали доказательства того, что человеческая психология отклоняется от рациональной модели[582] . Вспомним Фрейда и Лакана в структурном психоанализе главного означающего личности - Имени Отца. Ричард Талер – пионер такого подхода, который инкорпорирует понимание патерналистской психологии в экономический анализ. Матерналистское реально, а патерналистское актуально. "Теория подталкивания", "управляемого выбора" - по сути это способы манипуляции и актуализации поведением в мягкой форме, без запретов и приказов."Понятие наджинга[583] , которое он ввел, это подталкивание[584] людей, к принятию оптимальных для них же самих решений даже тогда, когда они сами эти решения принимать не хотят или боятся.Обращаю внимание на цифру 72[585] года, сопряженную с длительностью достижения  каждой личностью занимаемого места и скрупулезностью выполняемых конкретныхопераций , при этом имея права и обязанности гражданина, но и мудрость. Наджинг  присутствует в теориях ожидаемой ценностиА. Бандура, который ввел понятия «ожидание действие-результат», утверждая "научную трактовку мудрости"как веру в самоэффективность определенных действий (Bandura, 1977).

В данном контексте эти средства составляют право на свободу предпринимательства и обязанности налогообложения +"Научная трактовка мудрости", то есть патернализм. Отсюда совокупный экономический статус (ССЭС[586] ) личности  в демократическом обществе может быть:

1) предписанным[587] индивиду от рождения (пол, возраст);

2) достигнутым[588] – приобретеннымличностными усилиями на встречу Другому "Складкe" (pli). PLIROMA.

Вопрос : а бедность и богатство предписано? От чего они зависят?

 

СОВОКУПНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС — (socioeconomic status) общее положение человека в системе социальной стратификации (Лазарсфельд, 1944; Голдторп и Хоуп[589] , 1974). Чаще всего социально-экономический статус является достигнутым.[590] Пол (Пауль) Лазарсфельд, в 20-ые годы активный участник молодежного социал-демократического движения в Австрии, ученик лингвиста и психолога Карла Б[591] юлера. СЭС отличается от умения занять тот или иной ранг в иерархи[592] и. Такое умение Лазарсфельд называет ранговым потенциалом[593] - РП[594] . Ранговый потенциал определяется многими параметрами, начиная от физической сил и кончая глубинной (в основном — врождённо-травматической)[595] уверенностью в своём праве быть выше всех. Такую самоуверенность часто называют завышенной самооценкой и завышенным уровнем притязания (ЗУП).Отсюда визуальный ранговый потенциал очень часто бывает иллюзорным, то есть не соответствующим реальной способности особи к борьбе за ССЭС.ЗатоРП нескольких особей может суммироваться и подавлять актуальный статус окружающих (Анатолий Протопопов, «Зазнавшееся млекопитающее[596] »).

Там образом, социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами с возможностями удовлетворения потребностей и достижения ССЭС.

2.Социально-экономическая стратификация общества и особенности семейной среды.

Еще Маркс и Дюркгейм отмечали расслоение общества по экономическим показателям. В примитивных обществах самыми уважаемыми были воины и целители. В общинах пуритан самая важная профессия — это профессия священника. В современных обществах — это профессия банкира и предпринимателя, инженера и врача. Тот человек, который выполняет главную функцию в обществе, имеет максимальное количество престижа и материальных благ. Второй причиной неравенства является разный уровень таланта у людей.

Критерии неравенства. Макс Вебер в 1894 году выделил три критерия неравенства:Богатство.Престиж.Власть. Б. Барбер добавил ещё три менее важных критериев неравенства:Уровень образования.Степень религиозной или ритуальной чистоты при идеологическом или кастовом строе (в Индии), ранжирование по родственным и этническим группам.

Фигуры неравенства: Пирамида.Ромб.Ширина фигуры по горизонтали означает количество людей с данным размером дохода. На вершине фигуры находится элита. За последние сто лет западное общество проделало эволюцию от пирамидальной структуры к ромбовидной[597] . В пирамидальной структуре существует громадное большинство бедного населения и маленькая кучка олигархов. В ромбовидной структуре велика доля среднего класса. Которая из структур является более предпочтительной? Еще Аристотель говорил, что благополучным является то государство, в котором люди обладают средней собственностью. К этому классу относят предпринимателей, фермеров, рабочих высокой квалификации. Важно, что формирование среднего слоя в обществе определяет судьбу самого общества, его стабильность. Ведь средний класс – это не только социальная основа рыночной экономики, но и гарант политического консенсуса и гражданского мира. В противном случае делается вновь актуальным, как в 1918 голу стихотворение Марины Цветаевой:

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей — и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

Социальные классы «прослойкой»населения это комплекс, если не сказать «свінакомплекс». Система же стратификации включает в себя такие зависимы переменные, как условия проживания, стили жизни (включая установки и ценностные ориентации), наконец, ожидания как показатель направления развития. Взятые все вместе, эти параметры образуют контекст, на фоне которого происходит важнейший процесс социализации ребенка. Но и социализация это всего лишь зависимая переменная. Где же найти независимую? Точнее в Ком? - В личности.

Можно выделитьдва подхода к анализу соц. различий между людьми, обусловленных феноменом стратификации. Первый связан с выделением шкалы «снизу—вверх»[598] , второй построен на сравнении так называемого среднего класса с неблагополучными группами населения[599] . Исследования, проведенные среди различных групп населения в рамках первого подхода, выделяют пять социально-экономических уровней — «нижний (неблагополучный), маргинализированный, люмпен (лохмотья)», класс-ниже-среднего,  рабочий («голубые воротнички»), класссредний («белые воротнички», служащие), класс-выше-среднего (бизнесмены и независимые профессионалы), «класс-с-высоким-уровнем СЭС, элита». Процент населения, приходящийся на каждый выделяемый в популяции класс, оказывается довольно устойчивым и составляет, например, для США соответственно 8, 48, 31, 10 и 3.

Влияние социального класса или страты, в которую включен индивид, часто проявляется на протяжении всего жизненного пути человека — от особенностей протекания беременности матери до становления зрелой личности. Д. Картрайт выделяет два взаимосвязанных кластера признаков, характеризующих эффект влияния на личность особенностей социального статусав следующем виде рангов[600] :

Социально-экономический уровень жизни родителей:

Наследственные признаки

Уход за матерью во время беременности (включая питание)

Питание новорожденного и уход за ним

Питание, уход и стимуляция в период младенчества

Питание, уход и стимуляция в детстве

Соседи и ближайшее окружение

Школьная среда

Возможности для выбора рода занятий

Профессия и уровень дохода

Достижение определенного статуса

 

Ситуативные и личностные переменные:

Домашняя обстановка: привычки, установки, особенности брака, готовность к появлению ребенка; ближайшие родственники

Потенциал и ограничения врожденных характеристик

Воздействие на организм ребенка в пренатальный период

Влияние на здоровье, жизнеспособность и активность

Развитие интеллекта и креативности

Формирование эмоций и характера

Влияние на установки, знакомства

Знания, навыки, подготовленность

Поддерживающие или блокирующие тенденции

Соответствие ожиданиям характеристики поставленных целей

 

Примечательно, что практически каждый из представителей различных групп прекрасно осознает наличие социальной иерархии. При этом четкие критерии для оценки своей «социальной метки» люди давать затрудняются, указывая лишь на тех своих знакомых, кто находится «ниже» или «выше» их собственного уровня. Однако психологи выявили по меньшей мере восемь компонентов, которые могут служить критериями для определения статусной позиции:
[601]

ранг профессии мужчины в терминах ее престижности;

доход семьи;

качество домашнего хозяйства;

репутация района проживания;

связи с общественными клубами и организациями;

религиозное влияние;

образование мужчины;

образование женщины.

 

Три важнейших показателя СЭС[602] :

1.уровень образования матери, отца и 2.профессиональный статус отца[603] — связаны с 3.измерением оценки родительской заботы о детях[604] . Каждый из отмеченных трех индикаторов соотносился со степенью их благотворного влияния на семейную среду, а также со степенью проявления отцом стремления к развитию в ребенке личностный свободы и индивидуального своеобразия, то есть стиля леятельности как независимой переменной. По данным исследований Эвы Скиннер,  матери с высоким образовательным статусом поощряли эти качества в дочерях, в то время как корреляция их статуса с характеристиками сыновей оказалась незначимой[605] . Отвержение ребенком отца негативно коррелировало со степенью выраженности всех трех показателей. Эрнест Че Геварра был сыном состоятельных ролителей, но в воспоминаниях брата он предстает "любящим мать, ругающимся с отцом и задушевно беседующем с братом". Тот же комплекс замечаем у Жака Лакана, правда с тем великим различием, по которому последний направляет схему психоанализа в трансфер, перенос, нем. Übertragen[606] , направленный главным означающем - Имя Отца.

Специфика важнейших социальных характеристик, относящихся к патерналистским особенностям целей и ценностных ориентации в семейной жизни, в зависимости от СЭС:

«Неблагополучные[607] ».Супруги эмоционально и социально изолированы; акцентирование обязанностей женщины; мужчины не могут выполнить свою маскулинную роль в освоении профессионального рынка; прямое деление обязанностей по половой принадлежности; неконтролируемость своей жизни.

«Голубыеворотнички[608] ». По традиции свойственна сильная половая сегрегация; женщины изолированы, пассивны, подчиняемы, привязаны к дому. Современная тенденция проявляется в стремлении к большему, по сравнению с традиционными установками, равенству и разделению обязанностей, принятия решений и сексуальных удовольствий.

«Белые воротнички[609] ». Акцент делается на респектабельности, что может вести к ригидности поведения; сильные семейные узы; жена является младшим помощником мужа.

«Вышесреднего[610] ». Ориентация на карьеру, особенно среди мужчин; финансовая независимость и стабилизация; социальный престиж; жена часто занимается самосовершенствованием для помощи мужу в его карьере.

«Высокийуровень[611] ». Беззаботная жизнь, финансовая стабильность, престиж; акцент на традициях и родословной; мужчины должны следовать в профессии семейной традиции; жена должна полностью «идентифицироваться» с мужем. Есть люди, не подпадающие под названный рейтинг,  готовые отказаться от денег и высокго статуса. Дауншифтинг (от англ. downshifting – "движение вниз") – новейшая тенденция, пришедшая к нам с Запада. Считается, что ее породили гигантские корпорации, в которых сотрудники вкалывают изо всех сил, забывая о семье и личной жизни во имя карьеры. Пример настоящего дауншифтинга может быть таким: успешный топ-менеджер с большими доходами внезапно бросает работу, отказывается от всего и уезжает жить в деревнюв пользу душевного спокойствия и простой жизни. Имя им – дауншифтеры. Это типичная западная модель, начатая, кем бы вы думали? Абрахамом, а также Диктатором Цинцинати во II веке до н.э.

Эскейпизм(англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистически примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иной.

     При всем при том, в последнее время всё чаще можно встретить утверждение, что soft skills (навыки взаимодействия людей) становятся важнее, чем hard skills (профессиональные знания и умения). Тогда как система образования традиционно обучает именно hard skills. Многих такая постановка проблемы настораживает, но встречная аргументации тоже не встречается.

3.Влияние СЭС на интеллект ребенка. Взаимосвязь СЭС с образованием, профессиональной деятельностью, личностным благополучием и здоровьем человека. Порядок рождения в семье и интеллект.Сиблинговая позиция и личность.

Отчетливое влияние средового компонента на актуальный уровень развития интеллекта выявлено в исследованиях приемных детей. К. Кэпрон и М. Дайм в ходеФранцузского Эксперимента[612] изучили группу из тридцати восьми детей, взятых во младенчестве приемными родителями. При этом около половины детей родились в более образованных высокостатусных семьях, а другая часть — в семьях с более низкими социоэкономическими показателями. Сравнение показателей IQ между выделенными двумя группами подростков обнаружило превышение в 11-12 пунктов для тех, кто воспитывался в высокостатусных приемных семьях, независимо от отнесенности к какой-либо из групп по факту рождения. С другой стороны, был выявлен и наследственный эффект, который проявился в том, что дети, рожденные в высокостатусных семьях, имели более высокие показатели IQ независимо от того, в какой приемной семье они воспитывались.Французские власти продолжили  эксперимент, посадив за одну парту детей из семей творческой интеллигенции с детьми из бедных иммигрантских семей. Первые «смешанные» классы открылись в сентябре 2017 года. Та во Франции решают проблему неравенства в образовании и избавляются от школ-гетто.

Характерологический фактор также оказывается существенным компонентом в общей формуле жизненного успеха. Так, сформировавшийся в детстве «неблагоприятный симптомокомплекс черт[613] », который в обиходе часто обозначается как «скверный характер[614] », нередко развивается в течение всей последующей жизни. Мальчики, обнаруживающие этот симптомокомплекс (вспыльчивость, застенчивость ) проявляли тенденцию бросать школу и, став мужчинами, вели неустойчивую и беспорядочную профессиональную деятельность. Это привело их к более низкому профессиональному статусу и снижению карьерного роста. Эффект воздействия комплекса на женщин проявился в их домашней жизни. Они, как правило, выходили замуж за представителей более низких, чем ожидали, социальных слоев, гораздо чаще разводились, проявляли меньшую  удовлетворенность своими супружескими отношениями, а также воспринимались своим мужем и детьми как «люди со скверным характером». Эти признаки отчетливо были выражены у данной группы женщин по сравнению с их сверстницами, не имеющими в возрасте восьми лет выраженного симптомокомплекса черт.

По данным тех же авторов, застенчивые[615] в детстве, в возрасте восьми лет, мужчины позже женились, позже стали отцами и приобрели стабильное положение позже, чем незастенчивые. Женщины, застенчивые в детстве, продолжали оставаться таковыми без вредных для себя последствий. Они вовремя выходили замуж и заводили детей, но только меньше времени отдавали профессиональной карьере. Они выходили замуж за мужчин, имеющих более высокое социальное положение, возможно потому, что застенчивая женщина считается более подходящей для домашней жизни супругой.

В семьях профессионалов в целом разговаривают с детьми больше, чем в рабочих. Родители-рабочие не просто меньше разговаривают с ребенком; они преимущественно обращаются к нему в командном тоне. В рабочих семьях обычно принято считать, что ребенок не может и не должен интересоваться тем, что обсуждают родители, и «встревать» в их разговоры (История усыновления Алэна Дэлона).

Таким образом, Интеллект ребенка определяется социально-экономическим статусом родителей. К такому выводу пришел Ричард Нисбетт[616] , написавший книгу «Что такое интеллект и как его развивать».Автор опровергает мнение, что развитие интеллекта предопределено врожденными способностями (генетически). Главенствующая роль принадлежит статусу родителей: «Если мы хотим, чтобы бедные стали умнее, мы должны придумать, как сделать их богаче[617] ».

Родители с высоким СЭС стараются своим детям обеспечить соответствующее окружение в школе и среди друзей, которое способствует развитию познавательных способностей и ценности знания.

У маргинализированных слоев бытует мнение, что уровень образования никак не отразится на доходах и благосостоянии, следовательно, падает стремление к получению образования.

 

Ричард Нисбетт[618] рассматривает культурно-исторический контекст различных наций и групп, объясняя, в частности, причины высокой успеваемости у азиатов, которая связана с высокой усердностью[619] .

Предлагая ряд конкретных мер по улучшению ситуации и повышения уровня интеллекта у детей из низших слоев, Нисбетт говорит одну очень важную вещь: честный и общественно полезный труд должен оплачиваться так, чтобы человек был в состоянии содержать семью. Этого отчасти можно достичь повышением минимальной ставки заработной платы, снижением подоходного налога и налоговыми льготами на детей. Эти меры окупятся – за счет повышения эффективности труда бедных и снижения уровня преступности и социального обеспечения.

В конце своей книги автор дают дельные советы родителям по развитию интеллекта у детей: вознаграждайте детей не за их ум, а за усердие[620] ; не награждайте детей за то, что доставляет им удовольствие; поощряйте в ребенке ощущение контроля, ставьте перед ним сложные задачи, внушайте ему уверенность, возбуждайте его любопытство и, давая ему задание, соотнесите его с контекстом: с реальным миром или ситуациями из кинофильмов и ТВ-программ); развивайте подвижный интеллект (способность к решению нестандартных задач, где выученные ранее правила и понятия могут оказаться бесполезными); учите классифицировать и сравнивать предметы, явления; формируйте круг общения ребенка таким образом, чтобы товарищи поддерживали его интеллектуальные интересы и т.п.

Первым ученым, обратившим внимание на отрицательную корреляцию между порядком рождения и интеллектом[621] , был сэр Фрэнсис Гальтон [622] (Sir Francis Galton, English Men of Science: Their Nature and Nurture, London, 1874):  старшие сыновья добиваются выдающихся успехов чаще, чем это диктуется простой случайностью. В дальнейшем эта закономерность была многократно подтверждена на обширном материале: с ростом «порядкового номера» ребенка интеллект снижается — не сильно, но достоверно.Для объяснения этого факта были предложены две альтернативные гипотезы — «биологическая» и «социальная». Одни исследователи предполагали, что старшие дети находятся в более благоприятных условиях в период внутриутробного развития — например, из-за роста количества антител в крови матери с каждой последующей беременностью. Это может приводить к усилению иммунного конфликта между матерью и плодом (см., например, резус-конфликт). Другие эксперты считали, что всё объясняется внутрисемейными отношениями, различиями в условиях воспитания и «социальном статусе» разновозрастных детей.Выяснилось, что вторые дети тех матерей, чей первый ребенок умер в возрасте до одного года, имеют уровень интеллекта, характерный для первенцев. То же самое справедливо и для третьих по счету сыновей, оба старших брата или сестры которых умерли во младенчестве. Третьи по счету сыновья, у которых умер только один из двух старших братьев (сестер), имеют уровень интеллекта, характерный для вторых сыновей.

 

4[623] .Влияние СЭС на развитие мотивации достижения и ожидания окружающих.

Одним из первых Дж. Адамс[624] сформулировалтеорию справедливости, объединяющую в себе параметры индивидуальных различий, ситуационных и феноменологических переменных. Несмотря на то, что любой работник больше мотивирован при условии заключенного так называемого "общественного договора" (по сути, лояльности к властям), существуют межличностные различия в поведении, обусловленные тем, как люди воспринимают справедливость и несправедливость:

«Благосклонные[625] » удовлетворены, даже когда их недооценивают, и чувствуют вину, если их переоценивают или же оценивают по справедливости.

«Сензитивные[626] » (к справедливости) убеждены, что все, включая их самих, должны быть оценены достойно, по справедливости.

Наконец,«претендующие[627] » считают, что они должны получить все, что только возможно. Вполне понятно, что они испытывают дистресс в любом случае — когда их недооценивают или даже оценивают по справедливости. Переоценить же «претендующих», согласно их установке, невозможно.

Первыми исследователями мотивации достижения были Д. Аткинсон и Д. Макклеланд.[628] Мотивация достижения у них определяется через соотнесение с критерием качества деятельности. Было показано, что мотивация достижения больше свойственна представителям среднего класса, чем высшего и низшего. Люди, которые мотивируются успехом, лучше справляются с задачами, лучше о них помнят, а так же склонны брать новые задачи. В классическом понимании мотивации достижения Д. Аткинсоном, индивид ставит себе средне сложные цели и, таким образом добивается успеха[629] .

Исследования когнитивных детерминант поведения достижения успеха начинаются с Дж. Роттера. Он ввел понятие «локуса контроля[630] », которое описывало, какому источнику человек приписывает происходящие с ним события, внешнему — «экстернальный локус», и внутреннему — «интернальный локус».

Согласно Х. Хекхаузену[631] , мотивация достижения представляет собой возможность двух исходов — успеха и неудачи. Люди с высокой мотивацией достижения часто возвращаются к прерванным задачам, также для них характерен постоянный пересмотр целей. Кроме того, Х. Хекхаузен подчеркивает, что мотив это конструкт, искусственно введенный для изучения поведения[632] (Хекхаузен, 2003). Анализируя результаты проведенных исследований, он обращает внимание на то, что при наличии конфликта мотивов, люди, у которых не доминирует мотив достижения, склонны снижать свой уровень притязаний, отказываться от возможного успеха.

 

Мартин Селигман, исследуя истоки депрессии[633] у людей, сформулировал понятие выученной беспомощности. Он показал, что длительное переживание неуспеха является залогом снижения ожиданий об успешности субъектом. В его классических экспериментах на собаках было показано, как переживание опыта неподконтрольности приводит к беспомощности и отсутствию даже попыток избежать ударов тока, даже если это возможно. Исследование младенцев также показало, что эти паттерны возникают очень рано, уже в первые годы жизни людей.

 

Э[634] ва Скиннер[635] исследовала[636] взаимосвязь воспринимаемого контроля и мотивации достижения. Её интересовали факторы, которые продуцируют энтузиазм. Ею[637] было отмечено, что уже в раннем возрасте одни дети воспринимают трудности как интересные задачи, другие же становятся встревоженными, подавленными и испуганными. Э. Скиннер пишет, что представления о контроле являются имплицитными относительно того, как[638] устроен окружающий мир и какое место человек занимает в нем, ощущение контроля может приносить радость, а потеря контроля стать  разрушительной.

Люди, которые не верят в контроль, убегают от решения сложных задачсо временем обнаруживают у себя не только потерю реальных умений, но иэмерджентный (emergent[639] внезапно возникающий) достижений человека.Воспринимаемый контроль служит не только надежным предиктором успеха и неуспеха во многих областях человеческой жизни, но и связан с уровнем здоровья индивида, профессиональными и школьными достижения, компетентностью, мотивационными факторами, политическими убеждениями, креативностью, что он проявляется в родительских установках, воспитании детей и продолжительности жизни. Э. Скиннер называет свой подход деятельностным[640] и рассматривает действие как интенциональное целенаправленное поведение.

Проблематику достижения в когнитивно-бихевиоральном подходе также описывает теория самоэффективности А. Бандуры[641] . Он предположил, что ключевым фактором является не просто вера в достижение успеха, или надежда на успех, или привлекательность цели, а вера в то, что человек способен осуществить деятельность, которая может привести к желаемому результату.

Самоэффективность не сводится к навыкам или способностям человека, а сводится к тому, что он о них думает, насколько компетентным себя ощущает, в процессе деятельности. А. Бандура подчеркивает, что самоэффективность касается будущего, а не прошлого, это прогноз справляюсь или нет, самоэффективность показывает оценку своей компетентности, а не является личностной чертой или диспозицией. Теория самоэффективности прогнозирует, что люди будут участвовать в ситуациях, с которыми, как они считают, они могут справиться и будут избегать ситуаций, с которыми они справиться не могут. Почему, как вы думаете, А. Бандура назвал свою теорию "Научной трактовкой мудрости"?

 

РЕЗЮМЕ. Таким образом, мы рассмотрели понятия, касающиеся Совокупный социально-экономический статуса (ССЭС), его критерии и определения относительно "танкового потенциала".

2. Соотнести Социально-экономическая стратификация общества и особенности семейной среды.

3.Исследование влиянияСЭС на интеллект ребенка выявило закономерность, по которой интеллект зависит не от биологического, а исключительно от «социального» порядкового номера ребенка. Таким образом, образование, знания в нашем обществе хоть и имеют важное значение, но не являются определяющими (социально-экономический статус учителя не так уж и велик). Можно сделать вывод, что на сегодняшний момент статус человека в обществе (по крайней мере в нашем) в большинстве случаев определяется экономическими показателями. Относительно мотивации достижения и избегания, люди преимущественно избегают той деятельности, где причины неудач ими истолковываются как стабильные и внутренние, например недостаток способностей.

Выявили взаимосвязь СЭС с образованием, профессиональной деятельностью, личностным благополучием и здоровьем человека. Порядок рождения в семье и интеллект. Сиблинговая позиция и личность.

Установили характер влиянияСЭС на развитие мотивации достижения и ожидания окружающих.

 

"Счастье не зависит от того, кто вы и что вы имеете; оно зависит исключительно от того, что вы думаете". Дейл Карнеги

Счастье– это не цель, а образ жизни.

Существует три грандиозных закона счастья в жизни — 1) надо что-то делать, 2) надо кого-то любить, 3) надо на что-то надеяться. Джозеф Эддисон

Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье. Фрейд Зигмунд

.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...