Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические типы К.Г. Юнга.




Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию:

«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту». Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение». В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип».

Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение[760] и определил их так:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.У Хайдеггера "рассчетливое"мышление, Machenschaft,

 

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях и вопросах: хорошо – плохо, красиво – некрасиво. Как скажет потом М. Хайдеггер Da und dachte Frömmigkeit zu fragen,"Спрашивание здесь благочестие мышления". Чувство это, по Хайдеггеру der Wille zum Wille, воля к Воле.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии».

 

Если же у человека, например, мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа».
[761]

По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определялтипы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление вытесняет[762] , главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция – ощущение.
[763]

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему.

Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.Иррациональное, по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.

«Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. … В соответствии со своей природой [интуиция и ощущение] должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума».

И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций. Юнг писал: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути».

Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно8[764] психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы», которых оказалось 8:

Рациональные: Экстравертныймыслительный тип; Интровертный мыслительный тип; Экстравертный чувствующий тип; Интровертный чувствующий тип.

Иррациональные: Экстравертный ощущающий тип; Экстравертный интуитивный тип; Интровертный ощущающий тип;Интровертный интуитивный тип.

 Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек «становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки» [].

 

Карен Хорни так же, как и Юнг, Адлер, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Однако, наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, – это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет "зависть к пенису" (penis envi), являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против половых инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году 67 лет от роду.

 

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях[765] . В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей[766] , или невротических тенденций (Horney, 1942) вместе с соответствующими стилями поведения.

Избыточная потребность Проявления в поведении

1.В любви и одобрении:  Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию

2. В руководящем партнере: Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях: Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти:  Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании других: Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым"в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6. В общественном признании: Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.

7. В восхищении собой: Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.

8. В честолюбии:    Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.

9. В самодостаточности и независимости: Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости: Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. "Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви" (Horney, 1942, р. 39). Короче говоря, потребность определенно станоаится невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей.В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основных типа. Каждый из них представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут" (Horney, 1937, р. 97).Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке" (Horney, 1937, р. 99).Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет" (Horney, 1973, р. 98).Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?", независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

 

Типологическая модель личности Хейманса[767] (Heymans, 1857-1930) ЛеСенн[768] а— (Le Senne, Рене (1882-1954). Ле Сенн французский философ, представитель «экзистенциального спиритуализма», развил учение о ценностях, связывающих человеческое сознание с Абсолютом,Богом. Труды по этике и характерологии.

Хьеманс и Ле Сен, занимаясь психологией личности и характерологией, пытались усовершенствовать кантианскую идеалистическую метафизику на основе психологического монизма. Работали над проблемами восприятия, описали закон торможения, в соответствии с которым величина порога, например, слухового восприятия, изменяется, если действует другой раздражитель, например, электрический ток. Один из первых Хейманс начал использовать биографический метод исследования личности, а также применять для этого статистику: в1909 разработал опросник из 90 вопросов для изучения личностных особенностей, при помощи которого провел обширное исследование (было проанализировано более 2000 человек и 100 биографий). Стараясь на основе корреляций выявить наиболее универсальные личностные свойства, он пришел к выделению таких первичных свойств, как эмоциональность, активность, раздражительность - реактивность. Именно на эти исследования ориентировался Ле Сенн при создании своей характерологии с классификацией психиатрических нарушений по доминированию первичных или вторичных свойств (Die Gesetze und Elemente des wissenschaflichen Denkens. Bd.2, 1890).

Характер рассматривается как совокупность (в различной дозировке) трех основных составных частей.

— Эмоциональность (обозначаемая как Э+ или Э-).

— Речь идет о том, с какой легкостью данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоцию или чувство).

У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции.

Другие реагируют менее быстро, бесстрастно. О таких говорят: «Их ничем не проймешь».

Не следует смешивать людей бесстрастных с теми, чья эмоциональность носит внутренний характер. Она тем более важна, что не выражается вовне. Внимательный человек, однако, может часто судить о ней по некоторым признакам (краска на лице, бледность, молчание, дрожь и т.д.).

— Активность (обозначаемая А+ или А-)

Активность — это потребность в действии, в осуществлении плана или замысла.

Некоторые люди не выносят состояния безделья илипростоя. Им нравится быть чем-то занятыми, и они всегда находят себе занятие. Они быстро принимают решение. Их не пугают трудности, и их нелегко привести в уныние. О таких говорят: «Выгонят в дверь, лезут в окно». Но есть и другие, которым нужно долго думать, прежде чем начать действовать, и даже такие, кого действие парализует. На обдумывание задачи они тратят больше энергии, чем на ее решение. Однако такие люди не обязательно ленивы.

Первичность и вторичность (обозначаемые как П и В).

Наши мнения, чувства и цели, которые мы преследуем, могут оказывать на нас более или менее длительное влияние. Некоторые люди долго остаются под впечатлением пережитого. Они похожи на аккумуляторы, которые сильно «заряжаются», но мало «разряжаются». Они надолго остаются под впечатлением, например, приведшей их в ярость ситуации. Они не скоро забывают нанесенную им обиду, долго переживают утрату дорогого существа или испытывают волнение при воспоминании об удаче или счастливом случае.

Их настроение чаще всего бывает ровным. Редко их можно видеть в подавленном состоянии, не часто и в слишком приподнятом. Они редко сердятся, но, когда чаша терпения переполняется, гнев их бывает страшен. Они верны своим привязанностям, принципам и привычкам. Они мало меняются, и им трудно навязать новую точку зрения. Они могут работать ради достижения отдаленных целей: они упорны и терпеливы. Это так называемые «вторичные».

Другие люди, напротив, недолго остаются под впечатлением пережитого или под влиянием своих чувств. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Они живут настоящим и в отличие от «вторичных» не погружены в прошлое или будущее. Поэтому они без труда приспосабливаются к обстановке. Таких людей называют «первичными». Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, они быстро отказываются от своей цели или идеи. Они способны на большое усилие, но не на длительное. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения и ненавидят рутину.Восемь характеров включают различные комбинации из Эмоциональности (+ или -), Активности (+ и -), Первичности и Вторичности:

Э+, А-, П: НЕРВНЫЙ

Э+, А-, В: СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ

Э+, А+, П: ОЧЕНЬ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, БУРНЫЙ

Э+, А+, В: СТРАСТНЫЙ

Э-, А+, П: САНГВИНИК

Э-, А+, В: ФЛЕГМАТИК

Э-, А-, П: АМОРФНЫЙ, или БЕСПЕЧНЫЙ

Э-, А-, В: АПАТИЧНЫЙ

Это все, разумеется, «чистые» типы, редко встречающиеся в действительности. Но ориентируясь на них, нам легче будет определить, что представляют собой «смешанные» типы, с которыми мы чаще всего встречаемся в повседневной жизни.

Э+, А-, П: нервный

Сильная и беспорядочная эмоциональность: нервный человек — раб настоящего. Он неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Но он легко примиряется.У него живой, но неметодичный ум, импульсивная, неровная и непостоянная активность.

Нервный человек чувствителен, но его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его желание совпадает с необходимостью, то есть время от времени.

Сильный и возбудимый, он постоянно находится в поисках новых и сильных ощущений. Ему неуютно в семейном кругу, и потому он нуждается в многочисленных и разнообразных друзьях вне дома. Он мало считается с прошлым и говорит, и делает то, что ему удобно в данный момент. Поэтому он довольно расположен ко лжи. Он подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям.

Недоверчив, ибо легко допускает, что другие поступают так же, как и он. Доволен собой и любит, когда другие подтверждают это его представление.

Его влияние на группу весьма слабо. Что касается работы, то его следует держать в рамках, указывать, как и что делать, и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд.

Э+, А-, В: сентиментальный

Сентиментальный человек тоже наделен большой чувствительностью, но если нервный быстро отвлекается от своих впечатлений, радостей или огорчений, то сентиментальный долго их переживает, помнит о них и постоянно к ним возвращается.

Это глубокая, мечтательная и постоянная натура.

Он любит одиночество и довольствуется одним или двумя товарищами.

Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом.

«Вторичность» сентиментального обусловливает то, что он глубоко переживает все, что с ним происходит, как и все, что ему говорят.

Перемены в его настроениях медленны, но глубоки. Он не является рабом событий и пытается трезво их оценивать. Он редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое и думает о будущем. Верен своим привычкам, не любит перемен.

Учитывая сказанное, а также сильную эмоциональность сентиментального, следует вести себя с ним с большой осторожностью. Грубое обращение — лучший способ заставить его замкнуться в себе еще больше. Нерешительный и непрактичный, робкий и чувствительный, он требует к себе мягкого и доброжелательного отношения. Но и тактичного также. В разговоре и обращении с ним надо быть справедливым. Необходимо постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ними считаются. Не следует идти наперекор его привычкам и пристрастиям.

Э+, А+, П: бурный, активный

Благодаря своей «первичности» этот характер отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью и полной свободой. Его аффективность приобретает иногда неистовый характер.

Это импульсивный, увлекающийся человек, смешивающий часто незавсимость с анархией.

Он услужлив, с сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Откровенен, но переменчив. Жизнерадостен и всегда пребывает в хорошем настроении. Натура яркая, душа общества и фантазер. Но может быть и грубым.

Его не пугают препятствия, он умеет их обходить благодаря своей изобретательности. Хвастун, он любит все приукрасить. Доверчив, некапризен и незлопамятен.

Он охотно участвует в общем деле и выполняет все, что требуется. Ему необходимо чувствовать симпатию даже в упреках. Не следует публично упрекать и унижать его не потому, что он будет долго переживать, а потому, что можно вызвать бурное возмущение.

Он способен взяться за работу «засучив рукава», но надо постоянно поддерживать его интерес к ней.

Именно этому характеру следует поручать такую, хотя и непоказную работу, которая, однако, должна быть выполнена без промедления. Надо пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о его легкой отвлекаемости.

Э+, А+, В: страстный

Это люди одной идеи, которые отдаются своей работе со всей своей неизменной страстью. Любят порядок. Их реакции решительны, но не взрывные, разве только в том случае, когда их порывы слишком долго и часто сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гневом. Их ум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений.

Поэтому при назначении на руководящую должность человека, имеющего такой характер, следует предварительно — во избежание конфликта — удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум таким людям, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению.

Э-, А-Ь, П: сангвиник

Этот тип весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Это — делец. Он мало возбудим и «первичен», а потому спокоен и смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Его рассудок ясен и открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.

Э-, А+, В: флегматик

Наиболее заметной чертой этого характера является скорее всего его холодность и, как следствие, исключительное спокойствие.

Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено всяких эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество.

Не разговорчив, и сводит беседу к выяснению главного. Иногда, когда бывает «в ударе», позволяет себе бесстрастно пошутить.

Он верен себе и своему кругу. Солгать может лишь в исключительных случаях. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Любит чистоту, любовь к ней может стать настоящей манией и превратиться в педантизм. Не боится работать с полной отдачей, но лишь тогда, когда это ему выгодно. Ум его работает довольно медленно, но надежно, потому что эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего. Флегматика можно убедить только доводами.

Надо помогать ему избавляться от одиночества.

Его лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь весьма полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенность.

Э-, А-, П: аморфный и Э-, А-,В: апатичный

Аморфный очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности.

Апатичный тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка.

Всегда в ровном расположении духа, он получает определенное удовольствие от одиночества. Но его одиночество бедно.

Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.

Само собой разумеется, что описанные выше характеры встречаются довольно редко. Это все «чистые» типы. В действительности они сочетаются друг с другом в зависимости от большей или меньшей интенсивности каждой из трех переменных. Кроме того, на эти черты характера оказывают влияние культурные, религиозные, моральные факторы, которые либо усиливают, либо ослабляют их в зависимости от обстоятельств и их требований.

Профессор Университета штата Нью-Джерси», доктор философии по психологии личностиНэнси Мак-Вильямс[769] является автором четырёх книг, три из которых посвящены психодиагностике и одна — практике психотерапии. В российском переводе — «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе». Типология из этой книги в значительной степени совпадает с общей классификацией расстройств личности по DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders). Это, однако, не вполне строгая типология и автор вносит в неё небольшие коррективы, исходя из собственной терапевтической практики. можно успешно пользоваться педагогу, взаимодействуя со своими учениками, к каждому из них находя «ключик», исходя из понимания причин их поведения или мотивации. Притом, что Н. Мак-Вильямс представляет психодинамическое направление психоанализа, простое наблюдение за поведением другого человека может дать огромный материал для профессии психолога.

1.Тип личности: Психопатический.

Основное нарушение:

 

Минимальное эго[770] .

Повышенная агрессивность.

Ведущая жизненная ценность: Физическая сила.

Основные симптомы:

Импульсивность

Низкий социальный интеллект

Низкая социальная обучаемость

Отсутствие социальных эмоций

Агрессивность

Попытки решить все силой

Высокие пороги сенсорной чувствительности

Любят сильные ощущения и раздражители. Острую пищу, сильные запахи, громкую музыку.

Склонны к риску

Стремятся разрушить отношения с теми, кто вызывает симпатию

В основном это мужчины

Очень высокий иммунитет

Резюме педагога:Трудные ученики. Самая сложная категория в условиях группы. Проблемы с дисциплиной

Методы:

1.Ограницить количество социальных требований

2.Как можно больше проговаривать сними вслух то, чем они будут заниматься. (Четырежды произнесенное вслух действие наполовину «сделано».

3.Применять авторитарный стиль воспитания.

 

2.Типличности: Нарциссический.

Основное нарушение: «Я» расщепленное и поляризованное на:

«Я-грандиозный

«Я-ничтожный»

Основная ценность: Социальный статус

Основные симптомы:

Нестабильная самооценка

Сомневается в себе

Не переносит критику, особенно публичную

Похвала обладает особым стимулирующим действием

Ненасытен на похвалу и на лесть

Его механизмы социализации:

Идеализация –Обесценивание

Зависть

Очень много проекций

Проекция - как защитный механизм

Максимализм во ВСЕХ возрастных периодах.

Трудности компромисса

Ипохондрики (любая болезнь – смертельна)

Не терпит контроль

Ни в работе, ни в учебе. Если тест на оценку знаний – паника!

Ориентированы не на знания , ана оценки

Карьерист

Может пойти «по головам»

Цель оправдывает средства

Великолепная кратковременная память.

Резюме педагога:

Ученик очень нуждается в одобрении

Нельзя критиковать публично

Критика действия и критика личности для нарцисса одно и то же.

Им нужно дозировать задания.

Увеличить долю качественного анализа

Предоставить статус в классе (староста или дежурный)

 



Тип личности Шизоидный.

Основное нарушение: Нарушение на границе контакта с окружающим миром. Скорлупа. Страх быть поглощенным миром. Замкнутость.

Основная жизненная ценность: Уникальность своя и любого другого.

Основные симптомы:

Интроверт

Социальные контакты – это нагрузка

Высокая креативность

Самые низкие пороги сенсорной чувствительности (может быть физически больно от громких звуков, ярких красок и резких запахов)

Низкий иммунитет

Не «работает» групповая мотивация

Не любит телесных контактов

В детстве похожи на аутистов

Сам закрытая личность, но другие ему интересны

Готовы отказаться от какой-либо ценности, если им манипулируют

Не терпит шантажа

С модными тенденциями живет в разных реальностях. Может быть модным, но не специально.

Резюме педагога:

Имеют предмет интереса. (Математика, история и так далее). По данному или нескольким учебным предметам учатся сверх программы

Крайне тяжело их стимулировать, так как они в «скролупе»

Эффект группового влияния НЕ действует

Способы влияния:

Провести ассоциацию того, что не нравится с тем, что нравится.

Индивидуальный подход

Главный критерий – самооценка

Отношения в группе не складываются, но его это не волнует

Подростковый период –самый сложный. Нуждается в оценке со стороны.

 

4.Тип личности: Маниакальный.

Маниакальный тип личности в системе Н. Мак-Вильямс имеет общее нарушение и жизненную ценность с депрессивным типом личности. Симптомы и особенности поведения определяются лишь темпераментом.

Основное нарушение: Пустое «Я».

Основная жизненная ценность: Собственная нужность.

Основные симптомы:

Симптомы обусловлены типом нервной системы

Холерики – М

Сангвиники –М-Д

Маниакальные симптомы:

Высокий темп речи

Жестикуляция

Высокая скорость внутренних процессов

Трудоголики

Мало спят

Мало отдыхают

Отдых – активный

Высокая коммуникабельность

Держат «яйца» в разных корзинах

Сильно социально ориентированы

Высокая переносимость трагических событий

Может иметь несколько профессий

Очень любят телесные контакты

Не терпят одиночества

Разорванная связь с собственным телом

Плохо чувствуют накопление телесных потребностей.

Помочь могут, если это «по дороге»

Самая высокая переключаемость и распределение внимания.

 

Резюме педагога:

Трудно учиться в группе из-за ускоренного темпа освоения материала

Небрежны и неаккуратны

Поверхностны. Не углубляются в предмет

Хороший Социальный Интеллект

 

5,Тип личности : Депрессивный.

 

Основное нарушение: Пустое «Я».

Основная жизненная ценность: Собственная нужность.

Основные симптомы:

Симптомы обусловлены типом нервной системы.

Меланхолики – Д

Флегматики –М-Д

Депрессивные симптомы:

Низкий темп активности

Скупая жестикуляция

Плохо переключаются

Высокая утомляемость

Требуется много сна

Работают в 1 месте

Постоянны в отношениях

Принятие другого человека

Прирожденные адвокаты для нарциссов

Всегда оправдают обидчика, встанут на его место

Ищут причины поведения других людей

Миротворцы

Ассенизаторы сплетен

Поедет специально помогать

Самые добрые люди

 

Резюме педагога:

Трудно учиться в группе из-за замедленного темпа обучения

Оценивать лучше домашние уроки

В классе они не успевают сделать из-за временных ограничений

 

Полезно для них опережающее обучение

Высокая инерционность

Не надо их спрашивать в первые 15 минут урока

Давать доделать задание дома.

 

6.Тип личности : Параноидальный.

Основное нарушение:

1.Скорлупа

2.Я-грандиозно плохой, и весь мир пытается меня уничтожить

Основная ценность:

1.Социальная справедливость

2.Идея

Основные симптомы:

Имеет долгий латентный период, ребенок не может быть параноиком

Проявляется к подростковому возрасту

Переделать очень трудно

Полное отсутствие чувства юмора

Эгоцентричность

Мнительность (все говорят о них)

Пессимистичность

Нет авторитетов среди людей

Крайне подозрительны и недоверчивы

Внутреннее одиночество

Друзей нет, есть соратники

Дружат всегда «против» кого-то

В личной жизни устраивают «проверки на вшивость»

Очень ревнивы

Боятся предательства и везде его видят

Есть телесные зажимы

Не умеют отдыхать и расслабляться

Всегда есть конкретные фигуры, на которые направлено их раздражение

Ненасытная потребность переделывать , наказывать, критиковать других

Очень активны в своих претензиях

Профессии –любые контролирующие службы: кондукторы, таможенники, полиция

Хронические оппозиционеры

Вся жизнь в борьбе

Склонность к химическим зависимостям.

Проблемы с засыпанием

Пьют перед сном

Умеют манипулировать

Могут вызвать на конфликт даже депрессивного

«Все люди сволочи», «Кругом враги»

Умеют провоцировать агрессию в свой адрес

Очень привязчивые и последователь-ные

Его угрозы- это его план действий

Юридически подкованы

Умеют приводить реальный мир к внутреннему

 

Резюме педагога:

Ученики конфликтные

Любят публичные выступления

Легко вступают в спор даже с учителями

Тяжело складываются отношения со сверстниками

Имеют интерес к дополнительному образованию и внеклассной работе

Задача педагога: научить его отделять мысли от реальности. Разделить. То, чего «хотят» люди, они не обязательно это будут «делать».

 

7, 8. Тип личности: Обсессивно-компульсивный?БАР - биполярное аффективное расстройство )

 

Высокий интеллект – Обсессивный.

Девиз обсессивного: «Не чувствуй, а думай!»

Низкий интеллект – компульсивный.

Девиз компульсивного: «Не чувствуй, а делай»

 

Основное нарушение: Блокированное Id.[771]

Основная ценность: Порядок, правила, режим.

Основные симптомы:

Интроверты

Быстро устают в группе

Восстанавливаются только в одиночестве

НЕ креативные, предпочитают шаблоны

Толерантны к монотонии.

Стабильны и предсказуемы

Любят работу с фиксированным графиком

Механистичны

Закрыты в социальных контактах, не имеют друзей на работе

Создают семью не рано, чаще по рекомендации

Не являются потребителями искусства

Социальная идентичность важнее, чем личность

Профессии обсессивных:Чиновник, бухгалтер, кассир

Компульсивных:Конвейер, наладчик, штамповщик.

 

Резюме педагога:

Успешны в начальных классах, пока есть прописи и задания «списать с доски».

Главная сложность: Склонны к редким, но сильным эмоциональным срывам. Способны на неадекватные поступки.

Терапия: помочь «выпустить пар».

 

9.Типличности: Мазохистический.

Основное нарушение:

ЭГО: «Я виновата и буду наказана!» 80% из мазохистических - женщины.

Основная ценность: жалость окружающих.

Основные симптомы:

Открыто жалуется

Жалуются невербально

Любят советоваться со многими людьми

Всегда находят виноватого

Коллекционируют виноватых

Очень боятся успеха и неудачи

Стремятся быть «в середине всего»

Навязчивы.

Три области страдания:Здоровье: Любят болеть, не лечатся, правда его губят.

Супружество: выбирают партнеров-деспотов. Как правило, психопатов.

Собственные дети: Жертвуют ради и во имя детей всю себя.

Резюме педагога:Идут в педагоги, чтоб страдать. Или выбирают другую помогающую профессию.

Предмет- не важен, предпочитают подростков, поскольку они самые жестокие.

Боится успешности и боится быть замеченным. Боится выделяться.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 604.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...