Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 9. Типологический подход в изучении личности




 

1.Классификация как научный метод. Соотношение понятий черты и типа в психологии. Понятие личностного типа.

2.Типологии личности и характеров, по З. Фрейду.

3.Типология личности, по К. Г. Юнгу.

4.Типология личности по Э. Фромму, К. Хорни, Г. Хеманс-Р. ЛеСенн, П.В. Волкову, Н. Мак-Вильямс, Т. Лири, В.И. Зацепину.

Литература

Мак Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе /Пер, с англ. - М.: Независимая фирма Класс , 1998. - 480с.

Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6.

Мак-Вильямс, Нэнси. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с.

Мак-Вильямс, Нэнси. Формулирование психоаналитического случая. Psychoanalytic Case Formulation. - Москва: НФ "Класс", 2015. - 328 с.

 

 

1.Классификация как научный метод.

Составление типологий и классификаций ‑ один из наиболее древних общенаучных методов познания мира. В рамках психологический науки смысл выделяемого типа (класса) состоит в том, что, если в некоторой группе людей устойчиво наблюдается сочетание каких-либо признаков, это сочетание рассматривают как «типичное» для группы, как симптомокомплекс, и каждого человека, у которого он отмечается, начинают относить к этой группе. В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа (например, «истероид»), а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

 

Типологический подход[741] предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт, собственно, не сводимого к самой классификации, при которой обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых.Не существует типичной личности как не существует личностных группдля их классификации. Тем не менее известнытипологические описания личности, предложенные религиозным лобби: "святые, мученики, священномученики, праведники, пророки". Начиная с З Фрейда, К.Г.Юнга, затем К.Леонгарда, Ненси Мак-Вильямси другими психологов, типолоия в основном ориентироваеа на психологию личности, медицинскую или психотерапевтическую практику.

Типологииэто экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, идиографическому в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения. Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но далеко не самое существенное.

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими. Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки ‑ например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям.

Во-первых, ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов.

Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.

В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом ‑ по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование ‑ не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице.

Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации.

В типологии личности Зигмунд Фрейдотталкивался от методологии психического детерминизма: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество психической энергии, питающей личностную активность. По Фрейду, психический источник, выраженный в виде образных желаний, называетсяTriebhaubt[742] - треба, потребность, привод, двигатель, племя - трибун. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, речь, восприятие, память, воображение, ощущение, внимание, диспозиции, задатки, характер, темперамент, стиль поведения) определяется Triebhaubt, то есть основной, главной потребностью личности - любить или быть любимым - libido, Lieben.Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку либо в сексуальном поведенииlieben, либо в невротическом желанииили инвестиций[743] (англ. Investments)субъективное размещении капитала libido с целью достижения его объекта. Фрейд называл такое размещение словом Besetzung или Katexis (гр. Kata - вниз и ex - в сторону), то есть, как конверсия, так и как трансформация libido,например, "Желание славы "как синдром навязчивых состояний:

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя;

Ты знаешь, милая, желал ли славы[744] я;

Ты знаешь: удален от ветреного света,

Скучая суетным прозванием поэта,

Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал

Жужжанию дальнему упреков и похвал.

Могли ль меня молвы тревожить приговоры,

Когда, склонив ко мне томительные взоры

И руку на главу мне тихо наложив,

Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?

Другую, как меня, скажи, любить не будешь?

Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?

А я стесненное молчание хранил.

Я наслаждением весь полон был, я мнил[745] ,

Что нет грядущего, что грозный день разлуки

Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,

Измены, клевета, всё на главу мою

Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,

Как путник, молнией постигнутый в пустыне,

И всё передо мной затмилося! И ныне

Я новым для меня желанием томим:

 

Желаю славы я[746] , чтоб именем моим

Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,

Чтоб, гласу верному внимая в тишине,

Ты помнила мои последние моленья

В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья

(Крым, Пушкину 23 года, Е. К. Воронцовой 30 лет)

Очевидно, что текст стихотворения содержит в себе образный, символический катексис не столько любить и быть любимым, сколько слыть любимым[747] , то есть про/сла[748] /виться. И это симптоматика невротической нехватки личности, подверженной диагностике эдипова комплекса. В стихотворении «Храни меня, мой талисман» перед нами глубоко страдающий человек, который никогда не снимал перстень, подаренный Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, пока его не снял с мертвой руки поэта Жуковский.

Хотя количественное значение катексиса может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных тип[749] ажей:образов жизни и безобразия смерти. Первый тип включает невротическую потенцию libido в инвестицииЭрос[750] а. Вторая группа — инвестиция Танатос[751] (с подачи Сабины Шпильрейн), — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии отизотропии либидо, как энергии жизни, эротическая энтропия сложна и многообразна: "Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастные - несчастливы по своему" (Л. Н. Толстой). Хотя катексис смерти, естественно, не получаетизотропного измерения, Фрейд полагал, что стремление к смерти характеризуется энтропией (др.-греч. ἐντροπία — поворот, превращение), психодинамическим состоянием, определяющим меру необратимого рассеивания энергии либидо в игре[752] со смертью, как у Шопенгауэра: “ Целью жизни является смерть”.

Последующая типология в психоанализе исходит из анизотропных представлений невротической личности. При этом, анизотропи́я (от др.-греч. ἄνισος — неравный и τρόπος — направление), в частности, ортотропизм (órthos — прямой) — зависимость свойств личности от ее внутренней направленности libido. Если личностьизотропна Другой личности, то свойстваlibido одинаковы во всех психодинамических инвестициях. В основе типологии может находиться комплекс, который З. Фрейд характеризовал как «группу представлений, связанных одним аффектом». [753] Термин используется для описания «больного места», провоцируюшегокак неадекватное поведение,  так и грубые, в том числе,  агрессивные приемы для его устранения или уход в себя. Поэтому часто его понятие воспринимается как синоним комплекса неполноценности. Математическое определение комплексных чисел как "мнимых", не вещественных релевантно верификации психологоческого понимания К. Г. Юнгом комплекса как формирующуюся в бессознательном или вытесненную в него эмоционально  окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую резистентное влияние на развитие и функционирование личности  и поведение человека. Пасхальный тропарь на греческом. то есть оригинальном языке Евангелия, также свидетельствует о "мнимых"как "сущих во гробех" : Χριστός Ανέστη εκ νεκρών θανάτω θάνατον πατήσας και τοις εν τοις μνήμασιν ζωήν χαρισάμενος.

Типология личности, описанная З. Фрейдом тесно связана с соответствующими стадиями развития человека. Какой тип личности будет в дальнейшем преобладать у человека, зависит от того, на каком этапе у него произошла психологическая фиксация, а также от того, в каком психодинамическом катексисе происходило его развитие.

Оральная стадия (0-18):Это труд, поскольку чтобы высосать молоко, ему нужно приложить значительные усилия. Получая лактацию, младенцы ощущают чисто бессознательное, то есть не инвестируемое психодинамикой удовольствиеlibido.Рот фиксируется как эрогенная зона в более взрослом возрасте. Это находит выражение в поцелуях и не так уж редко встречающемся желании припасть к груди партнера, совершая все те же сосательные движения (опыты с расстановками Хайлингнра). И хотя часто это желание мотивируют стремлением доставить удовольствие партнеру, зачастую сами движения носят навязчивый, агрессивный характер, доставляя психологическую боль вместо физического удовольствия.

Что касается невротической типологии поведения, то стремление получать удовольствие через рот проявляется в жевании сосательной резинки, сосании леденцов, погрызывании колпачков ручек, курении, обкусывании ногтей, переедании, пьянстве,  облизывании и жевании губ и других подобных манипуляциях, связанных со ртом. Именно на этом этапе происходит закладывание основных базовыхвербальных[754] установок личности, таких как зависимость — независимость, ощущение доверия к людям и к миру в целом, наличия опоры в окружающем мире, чувства юмора либо вербальная агрессия.

Поскольку типологический "младенец" не отделяет себя от Альма-матери,  то есть "Кормящей матери", то он изначально воспринимает "материнскую грудь" как часть себя[755] . Себя же он видит центром мироздания, чьи желания должны моментально исполняться. Со временем это проходит, и ту психологическую функцию, которую имела для "младенца материнская грудь", более взрослая личность перенесет на определённую часть своего тела. Как правило, это язык или пальцы рук, которые замещают [756] первоначальный объект получения удовольствия и чувства безопасности на социально[757] доступный. В дальнейшем "младенец", чувствующий себя неуверенно, либо недополучающий необходимой ему "материнской"заботы будет прибегать к самоуспокоению, посасывая сигарету или коктейль как "собственный палец".

Таким образом, психосексуальным моментом в дальнейшем развития "Орального"типа личности является процесс отлучения от груди или "сепарация" (Д. Винникот). Чем раньше он прошел стадию, при которой потребность в заботе, стабильности и опоре еще не удовлетворена полностью, тем более значимы будут его последствия для личности. Здесь важен не столько временной интервал, как таковой, сколько субъективное ощущение потери, глубины и силы горя (Плач о Иерусалиме). Психоанализ учит постепенно отказываться от ситуации"груди"как катексиса, постепенно переходя на энергетически независимое и либидозно достойное служение людям.

Вместе с тем, орально-пассивный тип личности формируется тогда, когда ребенок виртуальный младенец получил недостаточно любви и заботы со стороны матери, либо когда получал их сверх всякой меры (протекция). Человека с данным типом личности характеризует веселый и оптимистичный нрав, он, как правило, настроен на лучшее, склонен не замечать трудностей, и оказывается не готов к их преодолению. Он ожидает от окружающих материнской заботы о себе, наивно полагая, что они будут решать его проблемы. А когда реальность противоречит его ожиданиям, то не может понять, как это произошло, почему так, и что теперь делать.Это очень зависимый тип личности. Он ищет постоянного одобрения своего поведения со стороны окружающих. Кроме того, что он незрел и пассивен, он еще и крайне доверчив и легко поддается чужому влиянию. Не способный хорошо сам о себе позаботится, он стремится найти человека или группу, которые возьмут на себя эту задачу, психологически замещая ему мать. Поэтому такие люди часто становятся адептами различных сект, пассивными членами молодежных религиозных движений, бомжами и т.п. маргиналами.

Орально-агрессивный тип личности формируется тогда, когда фиксация происходит на втором этапе оральной стадии развития, когда у виртуального "младенца режутся зубы". Теперь с их помощью он получает более весомый инструмент выражения своего неудовольствия. Когда виртуальная"мать" не полностью сосредоточена на процессе кормления, он может вербально выражать свое неудовольствие, "покусывая грудь", без которой он не в силах прожить. Иногда эти укусы весьма болезненны, вплоть до "прокусывания" материнских сосков в виде споров, сарказме, постоянных шпильках и подколках. Вообще же, для этого типа весьма характерна чрезмерная речевая активность (вербальная агрессия) и стремление самоутвердиться за счет своих ораторских навыков. Такой человек может затевать спор ради самого спора, ради возможности просто продемонстрировать собственное превосходство.В отличие от первого, в характере этого типа будет преобладать пессимистический настрой. Он весьма циничен по отношению ко всему, что его окружает. Других людей он будет стараться использовать для исключительно удовлетворения собственных нужд. Кроме того, в нем ярко выражено стремление доминировать, подчиняя себе всех тех, кто не может ему противостоять.

Анальная стадия длится примерно от полутора до трех лет. Именно в этот период происходит окончательное созревание мышечных сфингтров (swing; «качание, колебание») — ритмический рисуноквыделительной системы организма, в ходе которого ребенок получает возможность более полно контролировать акт дефекации (испражнения). Дети в этом возрасте получают видимое удовольствие от самого процесса удержания и выталкивания фекалий и учатся усиливать это удовольствие контроля над собственным организмом путем отсрочки опорожнения кишечника, так сказать, "в кайф"Часто "кайф"от дефекации младенца испытывают все члены семьи, расположившись вокруг, комментируя проходящее: "Смотри, получается у него". Ребенок, после того, как сходил на горшок, с гордостью показывал результат своих усилий маме, расценивая его как своего рода подарок ей. И ответная радость мамы, естественная на первых этапах приучения к горшку, укрепляет в ребенке чувство собственной значимости и даже могущества. Ведь не каждый способен вызвать таким действием восхищение окружающих!

Возвращаясь к типологии личности, скажем, что способ, которым родители приучают ребенка к чистоплотности, влияет на его дальнейшее личностное развитие. Кроме того, именно в этот период закладываются основы способности к самоконтролю человека в более позднем возрасте. Впервые "младенец" остро сталкивается с необходимостью согласовывать свои желания с требованиями общества, выдвигаемыми в лице родителей. Теперь он может и должен выбирать, идти ли на поводу у своего непосредственного желания или подчиниться социальным ограничениям и получить желанное одобрение окружающих. Изрядным представителем "анально фиксированной личности"является Адольф Эйхман, нацистский преступник, обвинённый в причастности к холокосту, одновременно заботливый семьянин и прилежный католик. Когда Эйхман получил от Гиммлера указ с отменой дальнейших действий с отправкой миллионов евреев на место казни, он по собственной инициативе продолжил отправку. На вопрос судьи, почему он это сделал, человек-фактор ответил: "Чтобы хорошо выполнить свою работу".

Анально-удерживающий тип личности формируется тогда, когда родители слишком жестко подходят к задаче приучения ребенка к чистоплотности и аккуратности. В результате требование к себе сейчас же сделать работу, а то потом будет некогда этим заниматься, вызывает бессознательноесопротивление[758] у субъекта, которое проявляется в том, что у него начинаются "запоры"в виде креативного ступора, наподобие неспособности писаря Акакия Акакиевича из повести Н. В. Гоголя "Шинель"выполнить даже простое грамматическое действие склонения. Если такая ситуация длится какое-то время, то формируется анально-удерживающий тип личности.

Анально-удерживающий тип личности характеризует необычайное упрямство, нежелание подчиняться требованиям, даже если они логичны, а напротив, желание настоять на своем во что бы то ни стало. Еще одна характерная черта данного типа личности, это скупость. Человек бережно хранит деньги, накапливая их и с трудом расходуя, подобно тому, как он ранее не выпускал из себя внутреннее «богатство» или "ночное золото"у японцев. Нужно заметить, что и психология, и народная мудрость в одни голос приравнивают фекалии к деньгам[759] . Так, сон "наступить на фекалии"считается хорошим признаком появления денег.Кроме того, такой тип личности отличает методичность, скурпулезность и пунктуальность. Человек этого типа склонен упорядочивать и раскладывать по полочкам события и предметы его окружающие. Он не переносит беспорядок и неразбериху, а также испытывает сильный стресс в ситуации неопределенности. Часто он склонен к анализу и принимает решения только после тщательного взвешивания всех за и против. В спокойном состоянии он абсолютно не способен к спонтанным действиям. Но и будучи возбужден, способен долгое время сдерживать свои импульсы. Замечено также, что "клизма"в виде осуждения людей или выговора начальства крайне неблагоприятно отражается на развитии личности, поскольку формируется выраженнаяпсихическая стагнация, "запор"в области "анального сфингтера"(греч. σφιγκτήρ от σφίγγω — «сжимаю»), что приводит к застойным явлениям в рефлексивной области принятия решения, а также испытания оргазма и эректильной функции. Причём, мужчины неосознанно связывают проникновение клизмы с сексуальным насилием, в отношении которого испытывают крайнюю неприязнь и сопротивление. Отсюда берет корни та нетерпимость, которую они проявляют в дальнейшем к сексуальным меньшинствам, что гораздо менее характерно для женщин, для которых проникновение в их организм воспринимается гораздо более естественно.

Анально-выталкивающий тип представляет собой другую форму протеста против чрезмерно интенсивного приучения ребенка к горшку. Этот тип встречается реже и обладает такими чертами, как склонность к разрушению и импульсивность. Эти тенденции могут ограничится только словесными формами, проявляющимися в желании испохабить, обгадить любую идею, "размазать человека по стенке", в физическом насилии над людьми.Для этого типа характерна садистская жестокость, желание сделать больно другому человеку. В своих любовных отношениях эти люди воспринимают предмет своей страсти как некий объект, которым они стремятся обладать, в том числе вербально, посредством нецензурных слов или нарратофилии. При этом ответное желание объекта к сближению учитывается крайне мало. Для этого типа характерен также довольно высокий уровень тревожности, что заставляет его постоянно пребывать в оборонительной позиции. А поскольку лучшая для него защита — это нападение, то он склонен наносить упреждающие удары, упорно аргументируя свое поведение тем, что человек сам его спровоцировал. Так, мужья подобного типа часто бьют своих жен, видя даже в их покорном поведении скрытую форму вызова для себя.

Для того, чтобы эта стадия развития прошла для личности наиболее благоприятно, родители должны придерживаться более взвешенной позиции, побуждая к усвоению нового поведения, но ни в коем случае не заставляя его. Такая позиция не только формирует чувство «я могу», но и способствует развитию позитивной самооценки, а также создает условия для развития творческих способностей.

Важно сказать, что типология личности так сочетается с психологическими механизмами защиты, как структура личности с её динамическими функциями. При чем, структура или образ даны в некотором единстве, а функций их поддержания или разрушения - множество, "легион". Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между либидозными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными, интроектированными) требованиями внешней среды социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его психодинамическую приспособляемость. Наиболее детально разработанную классификацию типологии личности в связи с защитными механизмами находим в работах Нэнси МакВильямс.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...