Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 8. Факторный анализ личности




1.Черта как психологическая категория. Понятие личностной черты (Г. Оллпорт). Признаки черты как психологического конструкта. Устойчивость личностных черт.

2.Способы выделения черт в психологии: концептуализация, психосемантический, факторный анализ. Факторная модель структуры личности Дж. Гилфорда и В. Циммермана.

3.Теория черт личности Г. Айзенка. Теория черт личности Р. Кеттелла.

4. Модель Большой Пятерки (Л. Голдберг, Коста МакРей).

 

 

Литература

Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

Ким Дж.-О., Мьюллер Ч. У. «Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы» / сборник работ «Факторный, дискриминантный и кластерный анализ»: пер. с англ.; Под. ред. И. С. Енюкова. — М.: «Финансы и статистика», 1989. — 215 с.

 Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. – 752 с.

Ахвердова, О.А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Учебное пособие / О.А. Ахвердова и др. – СПб.: Речь, 2014. – 168 с.

Государев, Н.А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А. Государев – М.: «Ось-89», 2013. – 112 с.

Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. — М.: Планета детей, 2011. — 328 с.

Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2010. – 544 с.

 Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2010. – 1250 с. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин – М: Смысл, 2010. – 549 с.

Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2011. – 280 с.

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2013. – 776 с.

Факторный анализ — статья в Большом энциклопедическом словаре по психологии.

Электронный учебник StatSoft. Главные компоненты и факторный анализ

 

1.Черта как психологическая категория[676] .

Факторный анализ — многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки[677] . Первым делом предадим значение слову"Фактор"как движущей силе, причине какого-л. процесса, явления, определяющей его характер. Причём, в математике, фактор это каждое из перемножаемых чисел, в юриспруденции - доверенное лицо, беспрекословно исполняющее чьи-л. поручения. По Ожегову, фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении. Такое различное понимание фактора предполагает его различение с термином "Причина[678] ". Рассматривая своих предшественников, Аристотель[679] стремился выяснить, какие самые общие определения сущего[680] они давали. Как они понимали сущность вещей, самые первые начала и причины всего существующего? Сначала ионийские (милетские) физики или натурфилософы признавали причинами всего существующего то, из чего все происходит и во что все разрешается, или материю, из которой все происходит и в которую все разрешается, тот субстрат изменения, который остается неизменным во всех видимых изменениях – вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и др. Вскоре заметили, однако, что одной стихией не обойдешься, из единого однородного вещества не объяснишь различия вещей. Тогда стали признавать множество разнородных материальных элементов, из которых складываются вещи и на которые они разлагаются. Так, четыре стихии Эмпедокл уподоблял четырем основным краскам на палитре художника. Сложными стихиями были гомойомерии Анаксагора и атомы Демокрита. Наряду с материальным началом, греческая философия, еще до Аристотеля, признает нематериальное начало (причину) движения (ἀρχὴ τἤς μεταβολῆς или ὅθεν ἡ ἀρχὴ τῆς κινήσεως). Рассматривая различные виды причинности, особенно η ψυχή είναι η αιτία της ίδιας της, "душа есть причина самое себя", по Платону, Аристотель находит, что есть действия, которые обусловливаются не своим началом, а своим концом, и объясняются только из своего конца, составляющего их цель.Отсюда Аристотель выводит новый вид идеальной или конечной причинности, новый вид причины – цель, τέλος, τὸ οὗ ἔνεκα – «то, ради чего» совершаются различные действия. Поэтому умозаключение души, по Аристотелю, содержит ее непреходяще определение: η ψυχή είναι η μορφή του σώματος και εντελέχεια, душа есть форма и энтелехия тела.

При таком соотношении причины и фактора как "Чина", ср. бел. "Чыннік[681] ", термин trait[682] означает особенность, штрих, характерный момент или стать. Когда в 1936 году Гордон Олпорт обнаружил в одном из словарей английского языка более 4000[683] слов, используемых для описания различных черт личности, то в своей классификации он разделил эти черты на три группы или диспозиции[684] . Надо заметить, что в персоналистском подходе дифференциальной психологии В.Штерна[685] диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям[686] . В теории Г. Олпорта диспозиции[687] это многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч[688] ), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. Из них Олпорт особо выделяет:

Кардинальные черты характера — черты, которые доминируют в течение всей жизни индивида; часто до такой степени, что человек становится узнаваемым именно благодаря этим чертам. Люди с ярко выраженными особенностями зачастую становятся настолько известными, что их имена становятся синонимом этих качеств — отсюда в языке появляются такие понятия, как «нарцисс», «альфонс», «донжуан» и т.д. Олпорт предположил, что кардинальные черты всё-таки редки и, как правило, проявляются в более позднем возрасте.

Центральные черты характера. Это общие черты, которые формируют основные устои личности. Они, хотя и не столь ярко выражены, как кардинальные[689] , являются основными характеристиками, которые мы можем использовать для описания другого человека. «Умный», «честный», «застенчивый» или «беспокойный» — как раз примеры центральных черт.

Вторичные черты. Они чаще всего связаны с отношением или предпочтениями и проявляются обычно лишь в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах. В качестве примера можно привести можно привести беспокойство[690] , которое возникает у человека при необходимости говорить перед большой аудиторией, либо нетерпение, которое проявляется во время ожидания в очереди.

Функциональная автономия мотивов (ФАМ[691] ). В ходе исследования мотивации человека Олпорт сталкивается с тенденциозностью проективных методик, основанных на психоаналитической идее скрытности характера истинных мотивов поведения[692] . Он указывал на то, что при изучении здоровой личности самоотчёт испытуемых оказывается весьма согласован с результатами психоаналитических техник, и тогда непонятно,для чего нужны подобные техники, если человек готов прямо сообщить данные о себе. Однако в ситуации личностного конфликта самоотчёт отличается от психоанализа скрытой мотивации. В таком случае, данные самоотчёта служат обнаружению различий ситуаций конфликта и его отнюдь не обязательности. Тут Гордон Олпорт и выдвигает идею функциональной автономии мотивов, [693] согласно которой, мотивы, появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия. В отечественной психологии сходная концепция под названием «сдвиг мотива на цель[694] » была выдвинута А.Н. Леонтьевым.

Второй, целевой  тип диспозицийрассматривает мотивы взрослого человека как бесконечно разнообразные и самоподдерживающиеся функциональные системы. Они вырастают из предшествующих систем, но функционально независимы от них. Здесь происходит то же, что и с развивающимся ребенком: ребенок постепенно отказывается от зависимости от своих родителей, проявляет собственную волю, становится самостоятельным, действует по собственному усмотрению и живет дольше родителей — то же верно и для мотивов. Каждый мотив имеет вполне определенное происхождение, лежащее, возможно, в либидозных диспозициях, либо, что более вероятно, в органических потребностных состояниях младенчества. С хронологической точки зрения, можно выявить эти первоисточники всех целей взрослого человека в младенчестве, но когда человек взрослеет, связь рвется[695] . Если и остаются какие-то узы, то разве что исторические, но не функциональные. ФАМ явным образом противостоит психоанализу и любому другому генетическому объяснению, которое приписывает негибкость исходным целям и жизненным побуждениям. Если Фрейд утверждает, что структура Оно никогда не изменяется, то ФАМ не признает, что энергия взрослой личности по природе своей инфантильна или архаична. Мотивация всегда современна[696] . Жизнь современных Афин продолжает жизнь древнего города, но ни в каком смысле не зависит от ее прежнего «хода».[697] Жизнь дерева продолжает жизнь семечка, но семечко более не питает и не поддерживает целое выросшее дерево. Более ранние цели приводят к более поздним, но человек отказывается от них в пользу последних.

Безусловно, ФАМ не является бесспорной концепцией, не возможно сравнивать древесное семечко и семя, скажем, Адама, а если и возможно, то на уровне метафоры. Все же, кто отец - семя греческого, затем русского православия как идеологии современной России? Кто отец католичества и протестантизма как доктрин современного инвайроментализма? Кто отец психологии, и Кто, наконец, Отец Израиля? Не является ли совесть как Superego феноменом элиминации (лат. eliminare изгонять < e(x)из + limen «порог»), функционально-автономным исключением сакрального Имени Отца из комплексамартиролога? В предложенной секвенции перечисленные и неперечисленные психологи - дети, выносящее Имя Отца за порог порождённой Им психологии, чтобы самим называться отцами.

«Личность, ее общие и индивидуальныечерты (диспозиции) - это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление[698] ». Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности[699] , обособляя общие и индивидуальные черты в диспозициях (лат. disposition — расположение). Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами[700] . Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Олпорт настаивал на диалектическом единстве идиографических и номотетических методов в исследовании личности[701] .

 

2[702] . Существуют следующие способы выделения черт в психологии: концептуализация, психосемантический и факторный анализ.

Факторный анализ впервые возник в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом, основателем евгеники Гальтоном[703] , внесшим также большой вклад в исследование индивидуальных различий. В разработку факторного анализа внесли вклад также Спирмен (1904), Тёрстоун (1935), Кеттел (1946), Пирсон, Айзенк[704] .   

 

Факторный анализ позволяет решить две важные задачи исследователя: описать объект измерения всесторонне и в то же время компактно.С его помощью возможно выявление скрытых переменных факторов, отвечающих за наличие линейных статистических корреляций между наблюдаемыми переменными.
[705]

Факторная модель структуры личности по Дж. Гилфорду и В. Циммерману[706] получила изложение в их книге "Личность" (1959), хотя их исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст. По мнению ученых, факторно-аналитические исследования черт личности являюися единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности[707] .Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфич. диспозициям, подобным навыкам) и к специфич. действиям на нижнем уровне.[708] В структуре личности выделяется три сферы: способностей, темперамента и гормическую[709] сферу (динамич. черты, по Р.Кэттеллу). Уместно вспомнить сериал мультфильмов Gormiti: Nature Unleashed!", "Гормии: лорды природы"итальянского режиссера Орландо Корради, в котором каждый из лордов природы владеет определённой стихией, но только вместе у них есть шанс на победу. Так, Гилфорд каждый фактор рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении[710] . Напр., параметр темперамента "позитивный-негативный"в поведении выступает как фактор "уверенности против неполноценности",[711] а в области эмоций – как фактор "бодрость против робости". В области способностей Гилфорд создал факторную модель "структуры интеллекта".Пользуясь своим факторно-аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника "Обозрение темперамента по Гилфорду[712] и Циммерману" (Guilford and Zimmerman, 1949), который включает в себя измерения десяти выявленных факторных черт личности: общей активности, беспечности, доминирования,социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности. [713] Выделенные опросником Гилфорда факторы являютсяортогональными, т.е. некоррелирующими с другими факторами. Личностные отклонения автор включал в класс параметров патологии.

Работы по психологии личности Гилфордапридают непреходящее значение его трудамв области интеллекта, креативности, статистических и психометрических методов. Таким образом, Фа́кторный анализ — многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных.Предполагается, что многомерные известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки[714] .

 

Цель[715] факторного анализа:определение взаимосвязей между переменными, (классификация переменных[716] ), то есть «объективная R-классификация» при сокращение числа переменных необходимых для описания данных.При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие между собой переменные, как следствие происходит перераспределение дисперсии между компонентами и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные, что бывает особенно важно при анализе социальных представлений и ценностей. Например, анализируя оценки, полученные по нескольким шкалам, исследователь замечает, что они сходны между собой и имеют высокий коэффициент корреляции, он может предположить, что существует некоторая латентная переменная, с помощью которой можно объяснить наблюдаемое сходство полученных оценок. Такую латентную переменную называют фактором. Данный фактор влияет на многочисленные показатели других переменных, что приводит нас к возможности и необходимости выделить его как наиболее общий, более высокого порядка. Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонент(МГК). Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонентов некоррелированными (ортогональными) факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа, что упрощает интерпретацию результатов. Достоинство МГК также в том, что он — единственный математически обоснованный метод факторного анализа. Однако, по утверждению ряда исследователей, МГК не является методом факторного анализа, поскольку не расщепляет дисперсию индикаторов на общую и уникальную. Основной смысл факторного анализа заключается в выделении из всей совокупности переменных только небольшого ортогонального значения латентных независимых друг от друга группировок, внутри которых переменные связаны сильнее, чем переменные, относящиеся к разным группировкам.

Факторный анализ может быть:разведывательным[717] , осуществляющемся при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов, и конфирматорным[718] (confirmation - подтверждение), предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках.

В обязательные условия факторного анализа входят следующие:

все признаки должны быть количественными;

число наблюдений должно быть не менее чем в два раза больше числа переменных;

выборка должна быть однородна;

исходные переменные должны быть распределены симметрично;

факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.

Существуют два основных понятия факторного анализа: фактор — скрытая переменная и нагрузка — корреляция между исходной переменной и фактором.

Сущностью факторного анализа является процедура вращения -Varimax - факторов, то есть перераспределения дисперсии по определённому методу. Цель ортогональных вращений — определение простой структуры факторных нагрузок, целью большинства косоугольных вращений является определение простой структуры вторичных факторов, то есть косоугольное вращение следует использовать в частных случаях. Поэтому ортогональное вращение предпочтительнее. Согласно определению, простая структура соответствует требованиям:

в каждой строке матрицы вторичной структуры V должен быть хотя бы один нулевой элемент;

Для каждого столбца k матрицы вторичной структуры V должно существовать подмножество из r линейно-независимых наблюдаемых переменных, корреляции которых с k-м вторичным фактором — нулевые. Данный критерий сводится к тому, что каждый столбец матрицы должен содержать не менее r нулей.

У одного из столбцов каждой пары столбцов матрицы V должно быть несколько нулевых коэффициентов (нагрузок) в тех позициях, где для другого столбца они ненулевые. Это предположение гарантирует различимость вторичных осей и соответствующих им подпространств размерности r—1 в пространстве общих факторов.

При числе общих факторов больше четырёх в каждой паре столбцов должно быть некоторое количество нулевых нагрузок в одних и тех же строках. Данное предположение дает возможность разделить наблюдаемые переменные на отдельные скопления.

Для каждой пары столбцов матрицы V должно быть как можно меньше значительных по величине нагрузок, соответствующих одним и тем же строкам. Это требование обеспечивает минимизацию сложности переменных. Причём, через r обозначено число общих факторов, а V — матрица вторичной структуры, образованная координатами (нагрузками) вторичных факторов, получаемых в результате вращения.) Вращение бываетортогональным и косоугольным.При первом виде вращения каждый последующий фактор определяется так, чтобы максимизировать изменчивость, оставшуюся от предыдущих, поэтому факторы оказываются независимыми, некоррелированными друг от друга (к этому типу относится МГК). Второй вид — это преобразование, при котором факторы коррелируют друг с другом. Преимущество косоугольного вращения состоит в следующем: когда в результате его выполнения получаются ортогональные факторы, можно быть уверенным, что эта ортогональность действительно им свойственна, а не привнесена искусственно. Существует около 13 методов вращения в обоих видах, в статистической программе SPSS 10 доступны пять: три ортогональных, один косоугольный и один комбинированный, однако из всех наиболее употребителен ортогональный метод «варимакс». Метод «варимакс» максимизирует разброс квадратов нагрузок для каждого фактора, что приводит к увеличению больших и уменьшению малых значений факторных нагрузок. В результате простая структура получается для каждого фактора в отдельности.

Главной проблемой факторного анализа является выделение и интерпретация главных факторов. При отборе компонент исследователь обычно сталкивается с существенными трудностями, так как не существует однозначного критерия выделения факторов, и потому здесь неизбежен субъективизм интерпретаций результатов. Существует несколько часто употребляемых критериев определения числа факторов. Некоторые из них являются альтернативными по отношению к другим, а часть этих критериев можно использовать вместе, чтобы один дополнял другой:

 

Критерий Кайзера[719] или критерий собственных чисел. Он является графическим методом, впервые предложенным психологом Кэттелом. Собственные значения возможно изобразить в виде простого графика. Отбираются только факторы с собственными значениями равными или большими 1. Это означает, что если фактор не выделяет дисперсию, эквивалентную, по крайней мере, дисперсии одной переменной, то он опускается.Критерий каменистой осыпи или критерий отсеивания. Он является графическим методом, впервые предложенным Кэттелом. Собственные значения возможно изобразить в виде простого графика. Кэттел предложил найти такое место на графике, где убывание собственных значений слева направо максимально замедляется. Предполагается, что справа от этой точки находится только «факториальная осыпь» — «осыпь» является геологическим термином, обозначающим обломки горных пород, скапливающиеся в нижней части скалистого склона. Однако этот критерий отличается высокой субъективностью и, в отличие от предыдущего критерия, статистически необоснован. Недостатки обоих критериев заключаются в том, что первый иногда сохраняет слишком много факторов, в то время как второй, напротив, может сохранить слишком мало факторов; однако оба критерия вполне хороши при нормальных условиях, когда имеется относительно небольшое число факторов и много переменных. На практике возникает важный вопрос: когда полученное решение может быть содержательно интерпретировано. В этой связи предлагается использовать ещё несколько критериев.

 

Критерий значимости[720] . Он особенно эффективен, когда модель генеральной совокупности известна и отсутствуют второстепенные факторы. Но критерий непригоден для поиска изменений в модели и реализуем только в факторном анализе по методу наименьших квадратов или максимального правдоподобия.

 

Критерий доли воспроизводимой дисперсии[721] . Факторы ранжируются по доле детерминируемой дисперсии, когда процент дисперсии оказывается несущественным, выделение следует остановить. Желательно, чтобы выделенные факторы объясняли более 80 % разброса. Недостатки критерия: во-первых, субъективность выделения, во-вторых, специфика данных может быть такова, что все главные факторы не смогут совокупно объяснить желательного процента разброса. Поэтому главные факторы должны вместе объяснять не меньше 50,1 % дисперсии.

 

Критерий интерпретируемости и инвариантности[722] . Данный критерий сочетает статистическую точность с субъективными интересами. Согласно ему, главные факторы можно выделять до тех пор, пока будет возможна их ясная интерпретация. Она, в свою очередь, зависит от величины факторных нагрузок, то есть если в факторе есть хотя бы одна сильная нагрузка, он может быть интерпретирован. Возможен и обратный вариант — если сильные нагрузки имеются, однако интерпретация затруднительна, от этой компоненты предпочтительно отказаться.

 

Практика показывает, что если вращение не произвело существенных изменений в структуре факторного пространства, это свидетельствует о его устойчивости и стабильности данных[723] . Возможны ещё два варианта:сильное перераспределение дисперсии — результат выявления латентного фактора;очень незначительное изменение (десятые, сотые или тысячные доли нагрузки) или его отсутствие вообще, при этом сильные корреляции может иметь только один фактор, — однофакторное распределение.Последнее возможно, например, когда на предмет наличия определённого свойства проверяются несколько социальных групп, однако искомое свойство есть только у одной из них.

Факторы имеют две характеристики: объём объясняемой дисперсии и нагрузки. Если рассматривать их с точки зрения геометрической аналогии, то касательно первой отметим, что фактор, лежащий вдоль оси ОХ, может максимально объяснять 70 % дисперсии (первый главный фактор), фактор, лежащий вдоль оси ОУ, способен детерминировать не более 30 % (второй главный фактор). То есть в идеальной ситуации вся дисперсия может быть объяснена двумя главными факторами с указанными долями. В обычной ситуации может наблюдаться два или более главных факторов, а также остаётся часть неинтерпретируемой дисперсии (геометрические искажения), исключаемая из анализа по причине незначимости. Нагрузки, опять же с точки зрения геометрии, есть проекции от точек на оси ОХ и ОУ (при трёх- и более факторной структуре также на ось ОZ). Проекции — это коэффициенты корреляции, точки — наблюдения, таким образом, факторные нагрузки являются мерами связи. Так как сильной считается корреляция с коэффициентом Пирсона R ≥ 0,7, то в нагрузках нужно уделять внимание только сильным связям. Факторные нагрузки могут обладать свойством биполярности — наличием положительных и отрицательных показателей в одном факторе. Если биполярность присутствует, то показатели, входящие в состав фактора, дихотомичны и находятся в противоположных координатах.

Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.

 

Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.[724] Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:

 

R = f (S, Р)
[725]

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делаетили думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схемеприсутствуют определенные суперчертыили типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

В работах, проводившихся в конце прошлого века, концептуализация[726] была единственным способом выделения психологических черт. О том, каким образом отбирались в это время черты, можно понять по работе петербургского психолога Александра Федоровича Лазурского[727] (1874-1917) – создателя науки о характерах, понимаемой им как психологической области, изучающей индивидуальные различия. А.Ф. Лазурский, положивший начало исследованию индивидуальных различий в отечественной психологии, считал наиболее важной задачей психологии индивидуальных различий, которую он называл “характерологией[728] или индивидуальной психологией”, поиск элементов психологической структуры (в его терминологии – наклонностей). Реализуя свой подход к исследованию индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил 4 психологические сферы – внимание, моторику (и психомоторику), эмоции и волю [729] (которая включала в себя также и мотивационные особенности). Список конкретных свойств, определяющих эти 4 психологические сферы, составил немногим менее ста характеристик, диагностику одной части которых предполагалась проводить на основании экспериментальных процедур, а другой – на основании наблюдения.Способ концептуализации лежал и в основе создания интеллектуальных тестов. В начале века французская система школьного образования столкнулась с проблемой неравноценности умственного развития детей, обучающихся в одних и тех же классах.

 

В современных исследованиях концептуализация используется только как первый этап выделения черт. Дальнейший анализ – выяснение соотношения между чертами и сокращение их числа до нескольких наиболее общих проводится следующими методами:

 

1) семантическое сходство[730] ;способ выделения психологических черт на основании сходства их значения, которое существует в языке. Каждое слово, существующее в языке, имеет определенное значение (определенную семантику). Слова, которые обозначают психологические черты, не являются исключением. Выделение черт на основании их семантического сходства предполагает, во-первых, отбор слов, обозначающих различные психологические характеристики, и, во-вторых, их группировку на основании того сходства, которое существует между словами в языке

 

2) ассоциативный эксперимент;

 

3) метод классификации; Этот метод, разработанный в первую очередь Дж. Миллером[731] , основан на допущении

 

4) метод субъективного шкалирования;Суть самой методики чрезвычайно проста: испытуемым предлагается классифицировать материал (обычно слова) в произвольное количество групп, причем в группу может входить произвольное количество объектов (слов). Результаты классификации суммируются в матрицу, где мерой семантического сходства пары объектов выступает количество отнесений их испытуемыми в один класс.Достоинством метода классификации является то, что его удобно использовать для семантического анализа как вербального, так и невербального материала,

 

Метод субъективного шкалирования[732] . Этот метод, заимствованный из классической психофизики, является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Перед испытуемыми ставится задача оценить сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы

 

5) метод семантического дифференциала[733] ;Метод СД принадлежит к методам экспериментальной семантики и является одним из методов построения субъективных семантических пространств. Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом[734] в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов.

 

Метод СД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методе СД измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и группировку шкал в факторы, Ч. Осгуд считал явление синестезии.

 

Синестезия[735] – психологический феномен, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, как, например, переживание цветового образа в ответ на музыкальную фразу в цветомузыке.

 

6) метод личностных конструктов Дж.Келли; В основе этого метода лежит теория личностных конструктов, выдвинутая Дж. Келли в 1955 г. В его работах была развита мысль Дж. Брунера об индивидуально-личностных эталонах восприятия окружающего мира и предложен метод операционального изучения “имплицитных теорий личности”. По Дж. Келли, личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий. Личностные конструкты отражают своеобразие индивидуальной системы антонимии. Например, описание взрослыми испытуемыми сказочных героев по униполярным шкалам и последующая группировка шкал в факторы показали, что существительное “плакса” противопоставляется по одному из факторов качествам “драчливый”, “храбрый” у испытуемых мужчин и качествам “грубый”, “злой” у женщин, т.е. женщины трактуют слово “плакса” как полюс конструкта “слабый, но хороший” в оппозиции “сильному, но плохому”.Чем шире набор личностных конструктов у субъекта, тем более многомерным, дифференцированным является образ мира, себя, других, т.е. тем выше его когнитивная сложность

 

7) факторно-аналитическое выделение черт. статистический метод, позволяющий описать большое число коррелирующих друг с другом черт с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных

 

Факторный анализ представляет собой статистический метод, позволяющий описать большое число коррелирующих друг с другим черт с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных (факторов). Не касаясь математической базы факторного анализа, требующей для понимания хорошего знания статистики, мы рассмотрим логику, лежащую в основе факторно-аналитического выделения черт.

 

Допустим, при исследовании нескольких психологических характеристик по каждой из них были обнаружены индивидуальные различия, что статистически может быть выражено дисперсиями этих характеристик. Представим эти дисперсии графически в виде круга.

 

 

Различные личностные теории оперируют разными конструктами, имеющими неодинаковый уровень как теоретических обобщений, так и степени абстракции. Но наиболее распространенным является понятие черты, описываемой, как правило, каким-либо существительным или прилагательным, а также рассматриваемой в качестве предиктора поведения личности.

 

Понятие личностной черты, впервые предложенное Г.Оллпортом, было достаточно всеобъемлющим:

 

 

Генерализованная и сфокусированная нейропсихическая система (характерная для индивидуума), обладающая способностью воспроизводить функциональный эквивалент, релевантный множеству стимулов, а также инициировать и регулировать устойчивые (эквивалентные) формы адаптивного и экспрессивного поведения (Allport, 1937). Исходя из этого определения можно предположить, что множество признаков, характеризующих форму взаимодействия субъекта с миром, упорядочивается за счет введения двух начальных координат, относящихся к адаптивному и экспрессивному типам поведения.

 

В современных теориях (Phares & Chaplin, 1997) выделяется несколько базовых признаков черты как психологического конструкта:

 

черта не есть состояние и поэтому обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий (McAdams, 1995). Я впечатлительный означает устойчивую характеристику, тогда как меня впечатляют твои успехи описывает лишь временное состояние эмоционального реагирования;

черта является количественным измерением, позволяющим сравнивать степень выраженности конкретной характеристики у разных людей;

черта может иметь иерархическую организацию, то есть более широкая черта включает в себя несколько специфических черт. Дескриптивные системы, базирующиеся на анализе черт, позволяют описывать личность через множество уровней;

черта как конструкт создает основу для общего языка не только между различными формальными теориями личности, но между формальными теориями и неформальными описаниями человеческой личности в повседневной жизни.

Устойчивость многих личностных черт во времени подтверждена экспериментально. Различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, социабель-ности и застенчивости сохраняются на протяжении всего периода, начиная со среднего и позднего детства через подростковые годы вплоть до взрослости (Huesman et ai, 1984). В дополнение к этому, клинические наблюдения показывают, что детям, имеющим в возрасте десяти лет поведенческие проблемы, довольно сложно избавиться от них во взрослой жизни (Patterson, 1982).

 

Психологическая черта кроме описательного аспекта поведения включает в себя и каузальный. Поэтому теории черт ставят своей целью анализ индивидуальной психодинамики с точки зрения поиска причинных механизмов:

 

В своей наиболее простой форме диспозиции и их поведенческие проявления связаны, по определению, непосредственно — чем более выражена у личности черта добросовестности, тем более добросовестно его (субъекта. — А.Л.) поведение (Mishel & Shoda, 1995).

 

Эти два аспекта, дескриптивный и каузальный, присутствуют во всех наиболее развитых концепциях личностных черт. Мы рассмотрим в качестве примера только немногие из десятков развиваемых на сегодняшний день концепций.

 

ЭКСТРАВЕРСИЯ/ИНТРОВЕРСИЯ

 

Понятие экстраверсии—интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении швейцарским психологом Карлом Юнгом, недолгим последователем Зигмунда Фрейда. Как димензиональная черта эта характеристика личности, впервые представленная так Г.Айзенком (Eysenk, 1947), в последнее время изучается в самых различных контекстах (см. Zuckerman &Сото, 1983). Наиболее общие характеристики этой черты выглядят следующим образом:

 

Интроверсия[736]

Ориентация на внутренние стимулы;

заторможенность поведения;

низкий уровень вовлеченности

в различные формы активности.

 

Экстраверсия[737]

Стремление к стимуляции извне;

расторможенность поведения;

интенсивное вовлечение в разные формы активности.

Активность/социабельность/эмоциональность

Концептуально эти личностные свойства связаны с соответствующими темпераментальными параметрами. Называя эти черты личностными, авторы трехкомпо-нентной концепции личности (Buss, Plomin, 1984) фактически отождествили уровни темперамента и личности. Неудивительно, что все три параметра, как показывают многочисленные исследования, удовлетворяют критериям выделения психобиологических черт — наследственности, стабильности и эволюционной значимости. Проявляясь уже у младенцев, эти черты сохраняются и в личности взрослых.

 

Тревожность[738]

 

Тревожность (выступающая также под названиями нейротицизм и эмоциональная нестабильность) считается одним из важнейших измерений личности, связанным со спецификой индивидуальных реакций на стресс. С одной стороны, тревожность сопряжена с возбуждением нервной системы, проявляющимся в сердечно-сосудистых и дыхательных ритмах, гастроэнтерологических симптомах, уровне кровяного давления. С другой стороны, показана тесная связь тревожности с оценочными процессами, с тем, воспринимает ли человек для себя данную ситуацию как угрожающую (Spielberger, 1966). В этой связи известный американский психолог (Калифорнийский университет, Беркли) Рихард Лазарус (Lazarus, 1993) обращает внимание на различие между тревожностью как димензио-нальной переменной и стрессом как ситуативной переменной. В зависимости от общей концепции личности, которой придерживается исследователь, определение тревожности и порождающего ее механизма рассматриваются под различными углами зрения. Зигмунд Фрейд (Freud, 1936) различал тревожность как эмоциональное состояние или как состояние, сопровождающееся специфично-неприятным переживанием, а также как некую моторную разрядку. В любом случае тревожность, по Фрейду, есть результат подавления со стороны Эго (Я) идущих из темноты внесознательной сферы психики импульсов. Многие персонологи рассматривали тревожность как отражение разрыва между сильно выраженными потребностями субъекта и ожиданиями малой вероятностью их удовлетворения (Rotter, 1966).

 

Как стабильная черта — а не вызванное ситуативным влиянием состояние — тревожность впервые начала изучаться Тэйлор (Taylor, 1953), на основе разработанной клинической шкалы измерения хронической тревожности. Концептуальная модель развивается ведущим специалистом в этой области Чарльзом Спилбергером (Флоридский университет, США) обосновавшим рассмотрение тревожности как черты, A(anxiety)-trait, и состояния, A-state. По определению, тревожность-как-черта есть проявление в поведении индивидуума тенденции воспринимать большинство ситуаций, объективно ничем не угрожающих, как опасные (Spielberger, 1983). Тревожность-как-состояние есть проявление эмоционального возбуждения, варьирующее в интенсивности и во времени. Измеряющий оба вида тревожности опросник (STAI) состоит из двадцати пунктов, оцениваемых по четырехбалльной шкале Ликерта (никогда/редко/часто/всегда). Факторизация шкал показала наличие четырех субизмерений тревожности (Spielberger, Sydeman, 1994), воспроизводимых, как подтвердили и наши исследования, на данных русскоязычной выборки. Результаты кросс-культурной валидности для отдельных пунктов опросника совпадают с более ранними исследованиями STAI (Hanin & Spielberger, 1983).

 

Гнев[739]

 

Выделившись в качестве одного из подизмерений тревожности в экспериментах Чарлза Спилбергера (Spielberger, 1988; 1994), гнев как устойчивая черта личности стал предметом самостоятельных исследований. Автор концепции определяет гнев как эмоциональную характеристику, описывающую ощущения, интенсивность которых варьирует от средне выраженного раздражения или досады до ярости и бешенства, что сопровождается активацией автономной нервной системы (там же, с. 6). В руководстве к опроснику, измеряющему гнев-как-черту и гнев-как-со-стояние (STAXI), указывается, что гнев является более элементарным состоянием по сравнению с враждебностью или агрессией. Модель гнева-как-черты имеет несколько примечательных характеристик:

 

гнев рассматривается как предиспозиция или тенденция воспринимать широкий спектр ситуаций как провоцирующие;

различается гнев как характеристика темперамента (гневливость без связи с провоцирующий ситуацией) и как реакция (вызванная, например, критикой, неприятным обращением и пр.);

пункты шкалы сконструированы таким образом, чтобы оценить степень выраженности стремления подавлять гнев (Anger-In), проявлять гнев вовне (Anger-Out), а также контролировать гнев (Anger-Control).

Исследование описанной модели на русскоязычной выборке (Eckhard, Kassinove, Tsytsarev & Sukhodolsky, 1995) показало высокую консистентность адаптированных субшкал и выявило средние значения, совпадающие с данными американской выборки. При этом в российской выборке (исследование было проведено в Санкт-Петербурге) мужчины характеризовались более высоким уровнем проявления гнева (Anger-Out), чем женщины.

 

Застенчивость[740]

 

По мнению профессора Стэнфордского университета (Stanford University, USA) Ф.Зимбардо, застенчивость — не личностное расстройство, а, скорее всего, определенный паттерн или черта, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов (Zimbardo, Weber, 1997). Вполне возможно, что застенчивость есть проявление своего рода социальной фобии, но, независимо от интерпретации, остается главный вопрос — где скрываются корни этого явления? В главе 18 мы будем более подробно рассматривать этот вопрос, здесь же отметим связь застенчивости с одной из темпераментальных тенденций, обнаруживающихся уже у младенцев, которую Дж.Каган (Kagan et ai, 1994) назвал сдерживанием. Предрасположенность к такому типу поведения может затем развиваться в форму социальной тревожности, рассматриваемой как выученные реакции. Влияние широкого культурного контекста становится решающим фактором в развитии имеющейся предрасположенности, а также в формировании выученной застенчивости. В последнее десятилетие число американцев, считающих себя застенчивыми, возросло с 40% до 50% (Carducci & Zimbardo, 1995). Среди наиболее влиятельных факторов, определяющих этот сдвиг показателей, Зимбардо выделяет:

 

компьютерные технологии и информационную действенность интеракций, позволяющих людям, сохраняя дистанцию, поддерживать контакты с другими без непосредственного личного общения;

автоматизация работы, уменьшающая процесс живого общения;

влияние бесконтрольной криминализации общества, воспитывающее в людях страх, удерживающий их от контактов;

необратимые изменения в семейных структурах, отражающие в несколько раз возросшее число разводов, семей с одним родителем или отсутствием родителей дома из-за чрезмерной занятости. Все это обучает детей стереотипам взаимодействия, которое они позднее переносят в свою жизнь;

снижение ценности совместного отдыха, благодаря развитой индустрии развлечений.

Вполне возможно, что культурологические предпосылки развития застенчивости будут разными в других странах, но это не исключает перспективы исследования застенчивости как феномена, наиболее ярко отображающего взаимодействие социальных и биологических факторов в формировании личностных черт.

4.Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка (Big Five),разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник). Авторы опросника Р.МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета - модели личности. Таким образом, модель большая пятёрка (Big five) – диспозициональная модель личности человека. Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность. В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение.

РЕЗЮМЕ. Таким образом, факторный анализ представляет собой статистический метод суммирования и упрощения рядов переменных, при котором сравнительно большой ряд переменных сводится к сравнительно малому ряду измерений черт личности, или факторов. Основные этапы осуществления типичного факторного анализа сводятся к следующему: сбор показателей по всем переменным на большой выборке испытуемых;получение интеркорреляций всех переменных; извлечение факторов из корреляционной матрицы;определение нагрузок факторов;интерпретация и подбор названий для факторов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 443.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...