Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культ богинь-матерей. Тантризм.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Почитание богинь-матерей восходит к древнейшему периоду. Корни его, бесспорно неарийские и относятся к глубокой архаике. Архаическим это почитание и остается. Ведийской культуре идея активного женского начала была чужда. Это была культура прежде всего воинов. Женские персонажи вед, за редким исключением, схематичны и невыразительны. В индуистский пантеон богиня Кали вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма, она вобрала в свой образ образы множества богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало. Она известна и в благожелательном, и в гневном, устрашающем обликах. В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о «шакти» - творческой энергии бога и подлинной основе его могущества.
Бхакти. Бхакти (причастность, преданность богу) - одно из центральных понятий в индуизме. Оно означает особый путь богопочитания, состоящий в безграничной и безраздельной преданности божеству, ежеминутной памяти о нем и внутреннем созерцании его. Термин в этом значении впервые употребляется в Бхагавадгите. В раннем средневековье индуистские теологи сблизили бхакти с понятием любви. Тогда же на дравидском юге бхакти зародилось как мощное и влиятельное течение, которое к XYI в. охватило всю страну, окрасило собой все средневековье и сохранилось в новое время, определив образ жизни огромной части народа. Наиболее известный бхакт – Кабир, поэт их Бенареса. Бхакти было широким демократическим движением, признающим равенство людей перед богом, с безразличным, а, порой, и отрицательным отношением к брахманскому ритуалу и кастам. В плане религиозной практики приоритет получили персонифицированные божества, главным образом Шива и Вишну, Кали. Трансформировались и внешние формы богопочитания. Большое место в богослужении заняли музыка и пляска, возросла роль храмов и храмовых изображение. Значимым культовым актом стала песня, гимн богу, который мыслился как милосердный и любящий. Так в 19 веке индусы почитали английского офицера-карателя. Чем страшнее были проводимые им акции, тем более сакрально почитаемым он становился. В итоге его пришлось отослать в Англию. Вплоть до конца 19 века развитие индийской культуры определяется взаимодействием индуизма, буддизма, прочих индийских традиций, а также проникающего в Индию ислама, единственной традиции, которую индийская культура не смогла ассимилировать. Такое взаимодействие принимает иногда самые драматические формы. Но это неким образом борьба «на своей территории». Лишь английская колонизация поставила перед индийской культурой проблему ее сознательного самоопределения, проблему самой возможности предложить индийскому народу ценности более значимые, истинные и приемлемые, просто эффективные с экономической точки зрения. Эта проблема была решена для ситуации борьбы за независимость – Индия победила, англичане не ушли, они были изгнаны. Но прошло пятьдесят лет и в Индии ВНП на душу населения – ок. 500 долл. И по-прежнему – трупы в Ганге. Вопросы для повторения. 1.Специфика индийской культуры 2.Основные традиции индийской культуры 3.Ведическая культура 4.Центральная проблема ведической культура 5.Ведизм и идеология реформаторов 6.Санкхья, классическая йога в индийской культуре 7.Буддийская и джайнская культура 8.Культура индуизма
Литература 1.Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ веке. М., 1993 2.Алексеев В.М.В старом Китае. М., 1958. 3.Ауробиндо Шри. Человеческий цикл. СПб., 2009 с. 4.Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991. 5.Альбедиль М.Ф.. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994. 6.Альтернативные пути к цивилизации, М., 2010 7.Апдайк Р. Дж. Саддам Хусейн. Ростов- на-Дону, 1999 8.Атхарваведа. Избранное. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1997. 9.Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984. 10.Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969. 11.Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980. 12.Бонгард-Левин Г.М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985. 13.Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. 14."В поисках скрытого смысла". М., 1995. 15.Васильев В.Ф., Шабалина. Юго-Восточная Азия. М., 2006 16.Азия: люди и труд. - М., 1999. 17.Восхождение к Дао. М., 1997. 18.Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977. 19.Дао и даосизм в Китае. М., 1982. 20.Джатаки. М., 2004. 21.Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Статьи и выступления. М., 1997 22.Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. 23.Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990. 24.Жизнь и смерть Кришнамурти . М., 1993. 25.Ли Гоу. План обогащения государства. План усиления армии. План успокоения народа. М., 2001. 26.Ислам в России. М., 2003. 27.Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М., 1992 28.История, культура, цивилизация. М., 2010 29.Как управляется Китай, М., 2001 30.Капитонов К.А. Ближний Восток в лицах, М., 1998 31Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М.,1983 32.Личность в традиционном Китае. М., 1992 33.Люйши чуньцю ( Весны и осени господина Люя). М.,2001. 34.Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996 35.Мусульманское право (структура и основные институты). М.,1984 36.Капра Фритьоф. Дао физики. СПБ., 2008. 37.Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986. 38.Китайский эрос. СПб. М.,1993 39.Классическая йога. М., 1992. 40.Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968. 41Костюченко В.С. Интегральная веданта. М., 1970. 42.Лысенко В.Н., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.,1994. 43.Малана Муфти Мухаммед Шаги. Распределение богатства в исламе. М., 1995. 44.Махарадж Рабиндранат Р. Смерть одного гуру. Новосибирск. 1995. 45.Место религий в идейно-политической борьбе развивающихся стран. М., 1979. 46.Мюллер Макс. Шесть систем индийской философии. М., 1995. 47.Ошо. Дао: путь без пути. Т. 1-2. М., 2005. 48.Ошо. Дхаммапада: Величайшее из восстаний. М., 1996. 49.Ошо. Йога: возвращение к истоку. М., 1998. 50.Ошо. Йога. Наука души. Челябинск. 1997. 51Ошо. Алмазная сутра. Беседа о "Ваджрачхедика Праджняпарамита сутре" Гаутамы Будды. М., 1993. 52.Павленко Ю.В. Человек и власть на Востоке. - Феномен восточного деспотизма. М., 1993 53.Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряд. М., 1982. 54.Ригведа. Избр. гимны. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1989. 55. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981. 56.Сайиб Муджтада Рукин Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку., 1992. 57.Сидихменов В.Я. Китай: общество и традиции. М., 1990 58.Социальный облик Востока. М., 1999 59.Сравнительное изучение цивилизаций мира. М., 2010 60. Судзуки Д.Т. Лекции по дзен-буддизму. М., 2007. 61.Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. 62.Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997 63.Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы. М., 1999 64.ТкачеваА.А.. Новые религии Востока. М., 1991. 65.Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989. 66.Три великих сказания древней Индии. Лит. изложение Э. Н. Темкина и В. Г. Эрмана. СПб., 1995. 67.Упанишады йоги и тантры. М., 1999. 68.Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994 69.Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993 70.Философия и религия на зарубежном Востоке. М.1985. 71.Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб., 1998. 72.Харро фон Зенгер. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. М. , 1995. 73.Что такое просветление. М., 1996. 74.Широков Г.К. Мир на перепутье (расхождение векторов общественного развития: Запад- Восток). М., 2000 75.Эволюция традиционных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984 76.Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980. 77.Этикет у народов Юго-Восточной Азии. СПб., 1999
Добин Александр Васильевич
История культуры История культуры Востока
Учебное пособие
Редактор
Корректор
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |