Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История исламской культуры.




 

Ислам как религия и социально-культурная система возникает в 7 в. на северо-западе Аравийского полуострова. Считается, что объективно ислам возник как идеологическое и организационное обеспечение целостного торгового и налогового пространства в ареале караванного пути из Индии в страны Средиземноморья (вдоль берега Красного моря). Объединение племен и стирание различий между ними, а также замирение торговых городов и воинственных бедуинов, живущих за счет грабежа караванов, произошло на основе упразднению культов сотен родовых божеств и провозглашению единым богом Аллаха.

Период до ислама называется исламскими богословами "джахилийя" - период невежества. Сейчас они считают «джахилией» весь неисламский мир. Основатель ислама, пророк и "печать пророков" Мухаммед родился в 570 г. в богатом купеческом городе Мекка. Происходил он из обедневшего рода , был неграмотен, «пас овец». Первая проповедь ислама (абсолютного единобожия) Мухаммедом относится к 610 г. Вот классическое для ислама описание его обращения (Ибн Хишам): ”Явился мне Джибрил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое был завернут какой-то свиток, и сказал: “Читай вслух!” Я ответил: “Я не умею читать”. Тогда он стал душить меня тем покрывалом, так что я подумал: “Пришла смерть”. Потом он отпустил меня и сказал: “Читай вслух !” Я ответил: “Я не умею читать”. Он опять стал душить меня им, так что я подумал: “Пришла смерть”. Потом он отпустил меня и сказал: “Читай вслух !” Я ответил: “Что читать ?”, желая только избавиться от него , чтобы он не стал опять делать со мной то же, что и раньше. Тогда он сказал: “Читай вслух: “Именем Господа твоего, который сотворил человека изо сгустка (крови). Читай вслух, и Господь твой Щедрейший, который научил посредством писания, научил Человека тому, чего он не знал!” (Коран, 96, 1-5). Я возгласил это, тогда он оставил меня и ушел от меня. Я же проснулся, а в сердце моем словно сделана надпись. Потом я вышел, а когда дошел до середины горы, услышал голос с неба, говоривший: “О Мухаммед, ты - Посланник Бога, а я - Джибрил !” Я поднял голову, глядя в небо, и увидел Джибрила в облике человека, стоявшего ногами на горизонте и говорившего: “О Мухаммед, ты - Посланник Бога, а я - Джибрил !” Я стоял, глядя на него и не двигаясь ни вперед, ни назад, потом стал отворачиваться от него в разные стороны, но куда бы ни посмотрел я, всюду я видел его тем же. И я стоял так, не двигаясь ни вперед, ни назад, пока Хадиджа не послала людей искать меня… Я рассказал ей о том, что видел, и она сказала: “Радуйся, о сын моего дяди, и мужайся! Клянусь тем, в чьей руке душа Хадиджи, я надеюсь, ты будешь Пророком этой общины !”

Сначала ислам на родине Мухаммеда в Мекке имел мало приверженцев, более того, проповедь ислама вызвала здесь резкое сопротивление, поскольку Мекка в то время была центром различных племенных языческих политеистических культов, что давало мекканцам неплохой доход.

Поэтому Мухаммед с единомышленниками ("мухаджирами") в 622 г. ("год хиджры" - начало мусульманского летоисчисления) был вынужден переселиться в Ясриб (позже - Медина - "город пророка"), жители которого пригласили его вначале в качестве "хакаба" - просто авторитетного человека, способного прекратить раздиравшие город внутренние распри. В итоге, в Медине возникла надродовая мусульманская община, во главе которой стоял Мухаммед. Он обладал всей полнотой светской, духовной и судебной власти сначала в этой общине, потом в Медине в целом. Эта ситуация окажется как бы абсолютной нормой для представлений об идеальном правлении в исламе ("опыт Медины"). Некоторые жители Медины, несогласные с таким положением, в основном исповедующие иудаизм, изгоняются, или истребляются. Вооруженная борьба против Мекки, привлечение на свою сторону местных племен, вызвала ответную реакцию. В 625 мекканцы организуют поход на Медину, где в это время усиливаются скрытые противники Мухаммеда. Он терпит поражение при горе Оход. Ему самому камень из пращи выбил зубы (позднее подложные зубы Мухаммеда – предмет широкой торговли). Дальнейшая осада Медины мекканцами ничего не дала, они отступают. Влияние Мухаммеда возрастает. В 628 после ряда вооруженных конфликтов мекканцы принимают ислам и признают верховную власть Мухаммеда. Племена, которые отказались это сделать, как и в Медине, изгоняются или истребляются. В 630 заключается договор, по условиям которого Мекка сохраняет свое значение как центр новой религии. Некогда языческий храм Кааба, существовавший еще до Мухаммеда, становится главным исламским святилищем и очищается от идолов. По бытующей ныне легенде, под камнем Каабы похоронены Измаил, родоначальник всех арабов и его мать египтянка Агарь, изгнанные Авраамом. Куб Каабы является как бы символом исламской цивилизации, олицетворяющим вечный и неизменный характер ислама. Можно считать его центральной точкой всего исламского мира, с которой соотносятся различные события жизни мусульманина.

В 632 г. Мухаммед после паломничества к Каабе умирает. Он похоронен в мечети в Медине (в XVIII веке ваххабиты разрушили гробницу Мухаммеда, поскольку считали, что практика поклонения могиле пророка является языческим пережитком. Нечто подобное они пытались организовать и в 1979 г., когда штурмовали Мекку и Медину).

После смерти пророка ислам путем завоеваний распространяется в Азии, Африке и Европе (Пиренейский пол-ов). Причины его распространения:

- возвышающий человека абсолютный персонализм ислама, предполагающий, что мусульманин не подчиняется никому, кроме Аллаха, воля которого выражена в Коране и Сунне и конкретизирована в шариате;

- демократизм ислама, предполагающего, пусть в идее, равенство всех людей, независимо от расы и национальности, перед Аллахом и его законом;

- лояльное отношение к политически невыраженному иноверию, особенно к"людям писания" - христианам и иудеям, а также то, что новообращенный после принятия ислама пользовался гарантированными социальными и экономическими правами;

- доктринальная и культовая простота ислама. Ислам предписывает 5 основных обязанностей для мусульманина ("пять столпов веры"):

"шахад" - признание единого Бога и Мухаммеда как его пророка;

"намаз" - ежедневные молитвы;

"ураза" - тридцатидневный пост от восхода до заката в месяц рамазан (девятый месяц по лунному календарю);

"закат" - налог в пользу общины ( с четырех видов имущества - продуктов земледелия, скота, золота и товаров на продажу);

"хадж" - паломничество в Мекку и Медину в первые десять дней двенадцатого лунного месяца. Это - универсальные обязанности.

Единообразие конкретных религиозных обязанностей и их санкционирование Аллахом - мощный интегрирующий фактор культурной и политической жизни исламских государств и общин. Сами мусульмане настаивают то, что именно мировоззренческое превосходство ислама определяло и определяет рост его влияния. Часто указывают на практическое отсутствие случаев добровольного перехода мусульман в другую религию и их возвращение в ислам в случае насильственного обращения. Так, например, все попытки православной церкви обращать в христианство татар на рубеже 19-20 вв. окончились полной неудачей. Обращение же христиан (пусть и «формальных») в ислам в Европе едва ли не мода.

Критики ислама указывают на то, стремительное распространение ислама шло именно вооруженным, насильственным путем. И так продолжалось вплоть до начала крестовых походов, то есть до конца XI века, когда сражения уже шли на территории Южной Франции и Северной Италии. После того, как христианская Европа осознала опасность полного порабощения исламом, она ответила на мусульманскую экспансию не менее агрессивными крестовыми походами. В XII веке началась реконкиста, то есть отвоевывание захваченных ранее мусульманами земель и освобождение покоренных народов. В ходе нее от арабского владычества были освобождены Испания и Португалия. В течении XII-XIV веков шла постоянная, ожесточенная, кровопролитная борьба между исламским миром и христианской Европой, закончившаяся поражением ислама.

Вот только тогда наступательно-агрессивный воинственный ислам отступил. На протяжении 300 лет Европа в кровавых боях отстояла свой суверенитет. Ей не хватило сил окончательно победить ислам. Мусульманство сохранилось на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Центральной Азии. Но свою свободу европейцы тогда защитили. Установилось лишь относительное равновесие между сущностно-враждебными мусульманским Востоком и христианским Западом. Сейчас, говоря об агрессивности ислама, ссылаются и на примеры 20в. Это – геноцид, устроенный мусульманами в Бангладеш в 1971 году, когда были вырезаны 3 миллиона "неверных", убийство 200 тысяч христиан в Восточном Тимор, зверские расправы с христианами в Индонезии и на Филиппинах и т.д.

Первоначально, около трех веков, на территории, завоеванной мусульманами, существовало централизованное, многонациональное государство - халифат, светским и духовным правителем ("имамом") которого был халиф. Правление и личность первых четырех "священных халифов" до сих пор окружено ореолом святости в среде суннитов. Это -   "священная эпоха". При этом лишь первый халиф, Абу-Бекр (Правдивейший), властвовавший два года, умер своей смертью. Его преемник - Омар, при котором и был составлен единственный известный ныне вариант Корана (все прочие варианты были сожжены по его приказу), был убит собственным рабом. Третий халиф - Осман, представлявший интересы мекканской знати, в 656 г. был убит восставшими против него мусульманами. Последний "праведный халиф" - Али, двоюродный брат Мухаммеда (сын его дяди Абу Талиба, муж дочери пророка Фатимы), получивший титул от убийц своего предшественника Османа, погиб в 661 г. от кинжала мусульманского сектанта-хариджита прямо на пороге мечети. Хомейни считал, что  для мусульман "все проблемы вызывающие уже скорбь и печаль, над которыми можно выплакать все глаза, начались после мученической смерти имама Али".

Хариджиты ("ушедшие", последователи хариджитов сейчас живут в Омане, Алжире, Ливии), были недовольны растущим неравенством внутри мусульманской общины и компромиссной политикой Али. Они выступали за возвращение к "первоначальному исламу", под которым они понимали строй социального равенства, общее владение землей, справедливый раздел военной добычи. Они считали себя поборниками равенства и справедливости, выдвигали идею суверенности власти мусульманской общины, рассматривали ее как источник всякой власти, считали, что община должна выбирать правителя и община имеет право его низложить.

После смерти Али его соперник, сын Османа, наместник Сирии Муавия, в Иерусалиме провозгласил себя халифом, положив начало династии Омейянидов (661-750 гг., центр в Дамаске. "Омейя" - один из мекканских родов). Сын Али - Хасан, получил большие земельные владения за отказ от борьбы с Муавией, а второй сын Али - Хуссейн, погиб в 680 году при попытке поднять восстание после смерти Муавии. Хуссейн является самым великим мучеником у шиитов, которые в годовщину его смерти проводят в Тегеране массовые публичные самобичевания .

Ожесточенные конфликты, происходившие во времена правления первых халифов и стали непосредственной причиной самого фундаментального раскола в исламе. Мусульманская община раскалывается на суннитов и шиитов. Сунниты считают, что на обладание властью в общине может претендовать любой человек, доказавший свои способности и выбранный общиной.

Шииты, отрицают легитимность первых трех халифов, поскольку те не были родственниками пророка, а на верховную власть в общине, по мнению шиитов, могут претендовать лишь родственники пророка, потомки халифа Али. Сами шииты насчитывают свою династию двенадцати имамов, последний из которых, Мухаммед, исчезнувший (убитый?) в 874 году, так называемый "скрытый имам" ("махди" - мессия), явится в положенное время, чтобы установить подлинно исламский порядок.

Важную роль в развитии исламской культуры сыграл суфизм (от араб. «суф» - грубая шерстяная ткань) возникший в 8-9 вв.в Ираке и Сирии Это мистическое направление в исламе, предполагающее возможность любовно-экстатически-мистического слияния с Богом. Суфизм оказал большое влияние на развитие исламской поэзии, архитектуры, живописи (напомним, что в исламе запрещено изображать людей и животных, это – идолопоклонничество). Для суфиев Бог – везде и во всем. Суфийская традиция, связанная с почитанием священных мест, учителей, святых играет сейчас важную роль на Северном Кавказа, поскольку защищая себя, противостоит радикально-фундаменталистским движениям и группам.

При Омейянидах халифы еще реально обладали всей полнотой светской и религиозной власти. Но для управления возникшим огромным государством создавались наместничества, которыми управляли назначаемые халифами наместники-эмиры, осуществлявшие на местах военную, административную и фискальную обязанности. Они имели двух заместителей - один отвечал за финансы, сбор налогов, другой - кади - был главным судьей и представителем духовной власти халифа. Таких наместничеств при Омейянидах было пять.

В VIII в. Омейянидов сменяют Аббасиды - потомки дяди пророка, Абу Талиба, столицей халифата становится Багдад. При Аббасидах во главе государства стоит халиф, но его главный помощник в светских делах - везирь, уже самостоятельно мог решать многие важные вопросы, а также и командовал армией. В духовных делах помощником халифа был кадий, ведавший судопроизводством и просвещением. Суд на всей территории халифата вершился только на основе шариата. Но немусульмане в целом находились под юрисдикцией своих общин. При Аббасидах власть эмиров-наместников становится наследственной и более независимой от центра. К 9 веку уже складываются целые династии эмиров, возникают предпосылки распада халифата. Первоначальный демократизм ислама исчезает окончательно. Некогда единый халифат начинают раздирать внутренние национальные и классовые конфликты. В 837 вспыхивает восстание т. н. хуррамитов, проповедывавших социальное равенство, равное право всех людей на землю и другое имущество.

В 869-883 гг. происходит восстание зинджей - черных рабов, которые создали свое собственное государство, скопировав, впрочем, структуру халифата, сохранив даже рабство. В IX-X вв. халифат потрясает мощное восстание карматов - шиитской секты, выступающих за социальное равенство всех мусульман. В конечном счете в X в. халифат по вполне объективным причинам распадается на самостоятельные национальные государства. Наместники-эмиры становятся независимыми наследственными правителями. Прекращается передача налогов центральному правительству. Халиф полностью утрачивает реальную политическую власть, но сохраняет духовную, является символом единства и могущества тогдашнего исламского мира (в это время его положение аналогично положению дома Чжоу в Древнем Китае после утраты им реальной власти).

При всех ее противоречиях, эпоха с 6-ого по 12-ый век считается золотым временем исламской культуры. Это была живая, развивающаяся культура. За первые века Ислама сформировались основные религиозные школы, были сформулированы их правовые, философские, этические положения, различия между собой. Под покровительством халифов поздних Омеядов и сменивших их Аббасидов развивалась литература, искусство, торговля, различные науки, такие как химия, медицина и география. Были сформулированы правила арабского языка, изучению которого уделялось особое внимание, составлены словари, выполнены переводы трудов греческих и римских философов, некоторых образцов индийской и иранской литературы на арабский язык. Бурное развитие исламской, прежде всего городской культуры определялось во многом тем, что в процессе своей первоначальной экспансии эта культура вобрала в себя лучшие культурные традиции государств, добровольно принявших ислам или просто завоеванных.

Первоначальный пуританизм ислама слабеет. Например, несмотря на запрет Корана, очень популярной становится игра в кости. В то время теологи уже примирились с шахматами, но проклинали нарды из-за их азартности. Часто цитировали изречение Пророка: и «Трем забавам сопутствуют ангелы: общению мужчины и женщиной, конским бегам и состязаниям в стрельбе». Все, больше никаким. Конные бега богословы признавали – но только без тотализатора! А самым благородным спортом считался, как и в наше время, поло – игра в мяч верхом на лошади, позволяющая продемонстрировать виртуозное мастерство управления конем. Никогда не ослабевало увлечение охотой: знатные люди охотились на львов, которых было достаточно и в Ираке, и в Египте.

Также, несмотря на запреты ислама, вино пили всегда и во всех краях. Про халифа ал-Васика писали, что когда умерла его любимая невольница, от так по ней горевал, что даже не пил вина. Но даже самые безнравственные люди не могли допустить, что вино можно пить во время обеда: питье вина не считалось частью трапезы. Места, где продавались спиртные напитки, держали в основном христиане. Пили даже в высших религиозных кругах. Периодически на весь исламский мир находила волна благочестия: халифы вдруг запрещали торговать вином, а ханбалиты ходили по городу и громили кабачки и дома тех людей, у которых находили спиртные напитки. Но такая правоверная реакция была недолгой.

Совместная трапеза обычно открывалась закусками – подавали оливки и фисташки, сахарный тростник, вымоченный в розовой воде, яблоки. Искусство приготовления пищи пользовалось огромным успехом. Уже в то время были написаны первые книги по кулинарии и диетике, которые были широко распространены. Основой рациона был пшеничный хлеб, молоко и мясо – баранина. Свинины, конечно, не было в меню. Самой распространенной рыбой были осетр и тунец, из фруктов – виноград, яблоки, гранаты, а вот лимоны с апельсинами были большой редкостью. Выращивались также финики, которые потреблялись и вывозились в огромных количествах. Сирия и Северная Африка снабжали весь мусульманский мир оливковым маслом.

Так как большая часть арабских стран расположена в жарком климатическом поясе, основной задачей при постройке жилищ у людей было спастись от невыносимой летней жары. В домах сооружались подземные этажи, снабженные водопроводом, куда перебирались летом. Очень распространен был мокрый войлок: растягивали войлочные ширмы, на которые сверху по проложенным трубам текла вода. Вода смачивала войлок, испарялась и давала прохладу. Такой метод используется и до сих пор (Каддафи любит жить в шатре). Избалованных жителей Багдада даже считали неприспособленными к военным действиям, потому что «они привыкли к домам на берегу реки, к вину, льду, мокрому войлоку и певицам».

Комнаты в домах были практически пусты. Из мебели имелся лишь сундук, используемый для хранения одежды, и множество подушек. Стульев, конечно же, не было – сидели прямо на полу, в связи с чем коврам придавалось такое огромное значение. Стол вносили только во время еды, уже накрытым, причем часто он представлял собой цельную плиту из красивого поделочного камня или редкого сорта дерева.

Средневековая арабская архитектура впитала в себя традиции самых различных стран – Рима, Ирана, Испании. Напомним, говоря об исламской архитектуре и живописи следует отметить, что по Корану изображение какой бы то ни было животной формы считалось делом сатаны. Отсутствие изображения живых форм ограничило художественную свободу мусульманских художников. Но воображение, и в то же время отсутствие живых образов фантазии позволила разыграться их художественной мысли до самого необузданного изящества. С X в. здания начинают украшать изящными и геометрическими орнаментами, в которые были включены ритмично повторяющиеся узоры и стилизованные надписи – арабская вязь. Европейцы такому орнаменту дали название «арабеска». Влияние ислама обусловило недоразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, в связи с чем изобразительное искусство ушло в ковровость, характерными чертами которой были узорчатость и цветистость. Любимым цветом арабов был красный – это был цвет женщин, детей и радости; белый, черный и фиолетовый считались как цвета траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет презирали.

После завоевания арабами Пиренейского полуострова и образования там нового халифата, столица Кордова, ставшая и резиденцией нового халифата, быстро преобразилась и достигла под управлением арабов высшей степени благосостояния. До их прихода местные христиане жили так: «Жилищем им служили грубые хижины из камня и необработанной древесины, покрытые соломой и с настилом из камыша. В крышах таких лачуг проделывали отверстие и так избавлялись от дыма разжигаемых внутри костров. Стены и потолки хибар были покрыты копотью и густой грязью, каждый их угол издавал зловоние сваленных там отбросов и кишел паразитами. Обитатели жилищ внешним обликом и в умственном отношении походили скорее на дикарей. Одеждой им служили шкуры овец или убитых диких животных, Одни и те же, неизменные, они переходили из поколения в поколение. Целебные обычаи омовения были им чужды. Свои одежды они никогда не стирали и носили до тех пор, пока лохмотья не истреплются совершенно". Похоже (и еще очень долго) жили в большинстве своем и французы и англичане.

Большинство центральных улиц городов были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Жилища мусульман с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады воды, цветные стекла – такой роскоши европейцы еще не видывали. Роскошь доходила до того, что зимой комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в цветниках. С потолков спускались огромные люстры, из которых иные умещали более тысячи огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией из перламутра и слоновой кости, стояла на персидских коврах, вперемешку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями. В библиотеках находились книги, украшенные необычайными по вкусу и изяществу виньетками (чудеса каллиграфии, предупредившей своим появлением в свет книгохранилища пап). Халиф Альхакем обладал библиотекой такого размера, что один каталог ее обнимал сорок томов. Придворный блеск был совершенно сказочный. Приемные залы нередко выкладывались золотом и жемчугами. Число служителей дворца в Кордове было более 6 тысяч человек. Собственная стража калифа, носившая золотые сабли, достигали 12 тысяч человек. Гаремные женщины были образцами красы всего Средиземного побережья. Арабы были первыми садоводами в Европе, все самые ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники и зверинцы.

Искусство выделки оружия арабы довели до совершенства. Дамасская сталь уже была широко известна в то время во всем мире, и арабам с присущей их азиатскому воображению фантазией стоило лишь позаботиться о внешнем виде оружия. Наведение узоров на стали (дамасскирование), увеличило ценность оружия во много раз.

А бани были той традицией греко-римского мира, которая была подхвачена мусульманами с особым энтузиазмом. Бани, в которые ходили не только купаться, но и общаться, стали непременной частью каждого города. В Багдаде было около несколько сот бань. Внутреннее убранство этих общественных заведений было далеко не мусульманским, и люди религиозные относились к ним и его посетителям явно с подозрением, считая их рассадниками нерелигиозного и гедонистического духа. Однако мусульманская культура сохранила этот обычай вплоть до Нового времени.

Развивается наука и литература. В 30-е годы VIII в. мусульмане завоевали Египет, большую часть Византии, Иран, а затем Северную Африку и Испанию, продвинулись к Средней Азии и Индии. Арабы, так долго находящиеся в «застое», внезапным толчком были сдвинуты с места. При таком могучем порыве нации расцветали наука и искусство. Арабы быстро шли вперед в умственном развитии. В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Каждый мусульманин должен быть читать и знать эту великую книгу, и, т.к. его запрещено было переводить с арабского языка на другие, это приводило к распространению арабского языка, являющегося наряду с исламом мощным фактором, объединяющим все исламские страны.

В арабском мире большое внимание было обращено в школах на изучение отечественного языка, и поэтому среди арабов было так много превосходных грамматиков. Первый арабский алфавит (южноарабский) относится к 800 г. до н. э. С тех пор письменность на южноарабском языке непрерывно развивалась вплоть до VI в. н. э. Северные арабы пользовались письменным языком арамейским, родственным арабскому. Наиболее ранняя североарабская надпись на арабском алфавите датирована 328 г. н. э. На североарабском языке существовала богатейшая поэзия, свидетельствующая о высокой древней культуре арабов. Именно тогда появились первые толковые словари (иногда в 60 томов), в которых объяснялось значение каждого слова. В поэзии имелись все новейшие мелкие формы: сатира, лирика, элегия. Благодаря богатству, роскоши и гибкости языка арабы ввели в свое произведение рифму. Искусство рифмовать в больших городах стало придворным ремеслом. Поэты, между которых встречались и женщины, иногда даже и дочери халифов, выступали и как литературоведы. В VIII-X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. В IX в. были составлены 2 сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов.

Выдающимся поэтом того времени был Абу Нувас (между 747-762 – между 813-815), который, виртуозно владея формой стиха, воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов. Это было время куртуазной культуры; культ любовной страсти поддерживался на высоте и при дворе, и в кругах городской интеллигенции. В любовных песнях Абу Нуваса звучит тоска столько же по юношам, сколько и по девушкам. При дворе страстью к мальчикам придавались все без исключения; поклонники Абу Нуваса даже с негодованием отвергали сплетни, что он однажды влюбился в какую-то женщину.

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, философу, математику, его рубаи – собрания четверостиший, прославлявших земные радости и напоминания о бренности мира. Каждое четверостишье - лаконичное и остроумное рассуждение о смысле жизни, о мире и о людях, зачастую они имеют откровенно богоборческий оттенок. Каждый сможет найти у Хайяма строки, созвучные с его собственным мироощущением. Вот наиболее популярные и часто цитируемые рубаи:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

 

Меня философом враги мои зовут,

Однако – видит Бог – ошибочен их суд.

Ничтожней много я - ведь мне ничто не ясно,

Не ясно даже то, зачем и кто я тут.

 

Когда вы за столом, как тесная семья,
Опять усядетесь - прошу вас, о друзья,
О друге вспомянуть и опрокинуть чашу
На месте, где сидел средь вас, бывало я.

 

Востоковеды считают, что рассвет арабской поэзии приходится на 7-9 вв. В этот период развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. К XII в. уровень культурной жизни снижается.

Значительным вкладом во многие науки были исследования арабских ученых. Крупнейшим сочинением по оптике, написанным в средние века, была «Книга оптики» Ибн ал-Хайсама. Ибн ал-Хайсам критикует представление о зрительных лучах и исходит из того, что лучи света распространяются от источника света. На основе изучения анатомии глаза, хрусталик которого считал основным органом зрения, ученый рассматривает механизм зрения. Далее рассматриваются зрительное восприятие и обманы зрения, весьма подробно изучается отражение света от плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал и преломление света. Оптические исследования Ибн ал-Хайсама были основаны на исключительно высокой точности эксперимента и на широком использовании математических доказательств. Кроме “Книги оптики”, он написал еще целый ряд оптических трактатов, в частности, “Книгу о зажигательной сфере”, лежащую в основе теории линз. “Книга оптики” вскоре была переведена на латинский язык и легла в основу оптических исследований ученых XIII-XIV вв.

Занимаясь земледелием и скотоводством, арабам в первую очередь нужно было знать точные сроки различных сельскохозяйственных работ, уметь вычислять размеры полей, объемы и площади плотин, каналов. С этой целью они постоянно наблюдали за движением и изменениями на звездном небе. Хотя астрономические познания арабов вплотную переплетались с религиозно-астрономическим воззрением и находились под их сильнейшим влиянием, у арабов в то время уже сложилось ясное представление об астрономической географии. Достаточно сказать, что большинство названий звезд, применяемых астрономами, представляют собой искаженные арабские названия. И из арабского же языка, бывшего основным языком науки в странах ислама, заимствованы и такие астрономические термины, как зенит, азимут, альмукантараты и алидада, а некоторые термины, как, например, астролябия или название сочинения Птолемея "Альмагест" пришли к нам через арабов и применяются нами в форме, близкой к арабской (астурлаб, ал-Маджисти). Заимствованные нами арабские названия звезд также подразделяются на староарабские названия, данные звездам арабскими кочевниками в доисламскую эпоху, и переводы на арабский названий звезд созвездий Птолемея. В течение первых столетий после арабского завоевания территорий, вошедших в состав арабского халифата, ученые завоеванных стран могли работать только в столице халифата Багдаде или Дамаске, который был столицей халифата до Багдада. Халифы второй династии, Аббасидов, - аль-Мансур и Харун ар-Рашид, глубоко уважая ученость, приглашали в Багдад иноземных мудрецов. С IX в. в Арабском халифате начала складываться своеобразная математическая культура. Здесь методы греческой математики применялись для решения астрономических задач. Именно потребности астрономии привели к бурному развитию алгебры и тригонометрии.

В VIII-IX вв. в Арабском халифате уже пользовались индийской десятичной позиционной системой. Трактат «Об индийском счете» - первый арабский труд, в котором впервые была упомянута новая индийская нумерация; а поскольку в Европу она пришла через арабов, ее стали называть арабской. Автором этого произведения был выдающийся ученый Мухаммед бен Муса аль-Хорезми. Правила действия с десятичными числами получили название «алгоритм» - от латинской формы имени аль-Хорезми. Основы алгебры как науки заложил труд аль-Хорезми «Китаб аль-джебр валь-мукабала» («Книга о восстановлении и противопоставлении»). Решение линейных, квадратных, кубических и неопределенных уравнений, извлечение корней третьей, четвертой и пятой степеней стали основными достижениями арабской алгебры. Алгебраический трактат аль-Хорезми использовался также и в жизни в практических целях, например, при разделе имущества. Мусульманское право тогда предусматривало сложную систему наследования, в соответствии с которой родственники усопшего получали свою долю наследства в зависимости от степени родства. Впрочем, аль-Хорезми занимался не только математикой. В списке его произведений значится и трактат по астрономии, в котором он исследует движение Солнца, Луны и пяти планет, дает правила измерения широт и долгот, определяет размеры солнечного диска, рассказывает о солнечных и лунных затмениях.

Знаменитому поэту и математику Омар Хайяму принадлежит алгебраический труд «Трактат о доказательствах задач алгебры», в котором алгебра выступает теперь как самостоятельная наука. Предметом алгебры объявлены неизвестные числа или неизвестные величины, соотнесенные с известными числами и величинами. Их отношения записываются в форме уравнения. Тем самым алгебра рассматривается как наука об уравнениях, которые мы теперь называем алгебраическими. В геометрическом труде Хайям рассматривает теорию параллельных прямых и теорию отношений. Ему принадлежит выражение: «Если две прямые приближаются друг к другу, то они обязательно должны пересечься».

Арабские математики первыми изучили все тригонометрические функции и составили таблицы синусов углов с промежутком в 10’, причем с поразительной точностью – до 1/604. С помощью тригонометрических функций ими были исследованы соотношения между сторонами и углами треугольников.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что в исламской культуре нет фатальных оснований для модернизационного отставания от Запада.

Но к 13 в. исламский мир утрачивает свой «пассионарный» импульс. В итоге под ударами монголов Чингисхана сила уже и так распадающегося исламского мира окончательно слабеет. Монголы без особых усилий берут штурмом Бухару, Самарканд, а также столицу халифов город Багдад и убивают последнего Аббасидского халифа и его семью. В XV веке мусульмане изгоняются христианами из Испании. Исламский мир переживает период упадка. Только в XVI в. возникает т.н. Османский халифат. В тот момент в состав Османской империи входит большая часть арабского мира. После захвата в 1507 году Константинополя турецкие султаны объявляют о том, что потомки халифов делают их своими преемниками. Турецкие султаны с этого момента называют себя султанами-халифами, считают себя руководителями и защитниками всего исламского мира. В 1922 году последний халиф Мехмед VI низложен Мустафой Кемалем Ататюрком. В 1923 году Турция провозглашена светской республикой, ислам лишен статуса официальной религии, в 1924 году халифат официально отменен. Отмена халифата многими известными мусульманскими богословами была воспринята положительно. В XX веке вопрос о возможных формах объединения исламского мира до сих пор остается одним из важнейших вопросов исламской политической мысли. Некоторые исламские радикалы считают, что умма вообще не нуждается в государстве, поскольку подлинный общественный порядок дает лишь ислам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...