Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классическая йога  и санкхья в индийской культуре




К ведической традиции принадлежит и т.н. классическая йога Патанджали (2 в.до н.э.) теоретически исходит из концепции философской школы санкхья («анализ»), признающей авторитет ведической традиции, но опирающейся прежде всего на независимое, рациональное, аналитическое исследование мира. Она называется классической, поскольку разрабатывает некую рациональную психотехнику духовной самодисциплины человека. Наряду с ней в Индии и сейчас существуют йоги, которые можно назвать неклассическими, например, связанные с сексуальными практиками. Для йоги культура – это полный, ясный, сознательный контроль человека над самим собой. Масса йог сейчас, в том числе и в России, предлагают то же самое, только средства, ими предлагаемые, как-то проблематичны с точки зрения и нашей христианской и просто рациональной культуры.

Рассуждения санкхьи опираются на фундаментальный методологический принцип - следствие потенциально присутствует в причине. Основываясь на этом принципе санкхья приходит к выводу, что мир, с его конечностью и множественностью потенциально присутствует в первооснове мира, материи - "пракрити". Материя - активна, но в ней, даже потенциально, отсутствует сознание. В своем "непроявленном" состоянии материя является неразличимым единством 3 "гун" - разнокачественных интенций, различная комбинация которых в процессе "проявления" материи и создает все вещи с их качественными отличиями. Гун три – инерция, энергия, разум. Материя - причина всего существующего, кроме самосознания.

 Самосознание - "пуруша", является независимой от материи субстанцией, в силу некоторых причин связанной с телом-носителем. В классической йоге, связанной с санкхьей, предполагается, что эволюция первоматерии "пракрити" также приводит к появлению различных форм, ступеней бытия, в том числе живого и интеллекта - "буддхи". Этот интеллект отражает объекты, изменяется вместе с ними, но он неодушевлен, безличен. Одновременно йога, как и санкхья, предполагает существование второго онтологического принципа - "Пуруши", чистого духа, абсолютно отличного от любых трансформаций "пракрити". Только присутствие "Пуруши" одухотворяет человека. Основная задача йогической практики - добиться, при помощи различных методов, деидентификации "Пуруши" с телесностью его носителя, "буддхи"-интеллектом и даже моральностью, с которыми он оказался связанным в силу различных кармических причин. По своей природе «Пуруша» не является ни телом, ни интеллектом, он безразличен к ценностям, он просто "присутствие". Личность человека в йоге является лишь иллюзорным, хотя и таинственным единством жизни и духа, "пракрити" и "Пуруши", "окрашенной" природой их обоих, и не имеющей собственной субстанциальности. Задача йоги - при помощи различных психотехник добиться упразднения этого единства, в результате чего йогин и способен обрести подлинное знание. В санкхье и йоге мир рассматривается как "реально существующий". "Нереально" - отождествление пуруши и абсолютно противоположными его подлинной самости проявлениями пракрити. Именно идея «деидентичности» души и тела была центральной для санкхьи на протяжении тысяч лет. Культурный призыв санкхьи и йоги – не отождествляйся. Ты – не имя, ты – не профессия, ты – не национальность, ты даже не пол.

В 20 в. концепция санкхьи также была использована индийскими реформаторами для анализа политической и духовной ситуации в стране. Они утверждали, что в Индии доминирует гуна инерции, которую необходимо преодолевать на основе гуны разума гуной энергии (Вивекананда).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...