Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика индийской культуры




1.Однозначная укорененность в религиозных традициях. Около 800 млн. чел. в Индии являются индуистами. Специфика индуизма в том, что он регулирует и сопровождает жизнь индуса с момента его рождения до момента смерти. Поэтому индуизм рассматривается и как религия и как образ жизни.

2.Онтологизация самой культуры как объективно значимого аспекта религиозной практики. Обычаи, обряды, ритуалы, ценности важны не просто сами по себе а в силу своей встроенности в мировой порядок. Нарушение или несоблюдение порядка, «дхармы» разрушает природный, общественный порядок, разрушает саму личность человека, что ведет, например, к его худшему перерождению. Для индийцев это есть эмоционально переживаемый объективный факт. Дело в том, что, например, для греков этот порядок есть неизменная судьба, действие которой не зависит от усилия человека. Для индийца этот порядок двойственен – это и судьба, которая может быть предсказана, это и «рита», некий мировой строй, ритм, который содержит в себе тенденция к самонарушению, которая преодолевается ритуалами и соблюдением человеком моральных норм.

3.Многообразие локальных, религиозных и культурных традиций. В Индии существуют предельно архаичные, буквально первобытные социумы с соответствующей культурной практикой и одновременно высокообразованная интеллигенция, которая например, создает около половины мирового програмного обеспечения. Причем, они сосуществуют, и при рождении, наверное, каждого будущего программиста его родители программисты вызывают астролога, который составляет ребенку гороскоп на всю жизнь. Если по гороскопу ребенку суждено рано умереть, составление его гороскопа заканчивается именно на предполагаемой дате смерти. Дальше – зачем?

4.Связь культуры с институтом каст. Существует тезис – Индия –это индуизм, индуизм – это кастовая организация, т.е. существование жестко отделенных друг от друга социальных групп, занимающих различное место в социальной иерархии.

Западная культура осуждает касты, для нее это что-то болезненное. И сами индийцы относятся к кастам довольно противоречиво. Касты - это то, что обсуждается, то, что является предметом дискуссии, поскольку кастовая система имеет и плюсы и минусы. Это не только способ подавления низших классов высшими, это одновременно и способ самоорганизации самых различных, и прежде всего профессиональных групп. Касты в чем-то схожи со средневековой цеховой организацией. Тем не менее момент эксплуатации все же доминирует в отношениях каст, и низшие касты конечно не испытывают восторга от своего статуса. В Индии есть такая поговорка: не будет неприкасаемых - не будет и брахманов. В большей степени именно поэтому высшие касты в Индии всячески препятствуют повышению статуса так называемых "зарегистированных каст", каст, по конституции Индии имеющих особые, специально оговоренные привилегии, хотя термин привилегии не совсем удачен.

Касты по-разному пытаются поднять свой статус. Можно стать буддистом, мусульманином, т.е., выйти за пределы индуизма. Можно остаться в нем, но повысить статус изменением правил поведения, например, отказавшись от поедания говядины, что однажды попыталась сделать одна из каст. Но возникла странная ситуация. Если раньше высшие касты говорили: «Эти неприкасаемые едят говядину», то теперь они стали говорить: «Как, они не едят говядину?»

Касты – это одна из фундаментальных проблем индийской культуры. Наличие каст архаизирует индийскую культуру. Касты возникают в Индии довольно рано. Индия неоднократно переживала различные вторжения, господство чужеземцев, влияние антикастово ориентированных идеологий - буддизма с его идеей тождества всего живого, ислама, с его идеей равенства перед богом. Касты не исчезли. Эта живучесть кастовой организации говорит о каком-то объективном основании такого рода социальной структуры. Проблема еще и в том, что по-крайней мере в данный момент кастовой системе невозможно предложить какой-либо альтернативы. Спрашивать, почему в Индии существует кастовый строй - значит спрашивать, почему в Индии не существует рационально, в западном смысле, организованной индустрии? Если говорить об идеологическом обосновании, то оно таково - кастовое деление этого общества имеет сверхестественное фундирование, обоснование. Считается, что в силу определенных причин Абсолют после целого ряда трансформаций опредмечивается в человеческом обществе, причем иерархически организованные ступени Абсолютного реализуются в различных социальных слоях. Кастовая организация общества органически встроена в мировой процесс, попытки нарушить такого рода деление общества неизбежно ведут к самым отрицательным социальным и экологическим последствиям. Пребывание в касте - это обязанность человека перед всем универсумом, нарушение законов кастовой организации опасно прежде всего для самого нарушителя.

Изначально основных каст было четыре, но в целом индийское общество представляет собой парную структуру – делится на "дваждырожденных"- прошедших особые обряды инициации, и "шудр", лишенных каких либо социальных привилегий, и предназначенных для обслуживания высшей касты.

Сейчас в Индии - ок. 3000 каст. 60 - высшие касты, 100 – низшие, остальные – средние. Наличие каст делает практически невозможной в Индии классовую борьбу - сами классы разделены на касты. Один из политических лидеров неприкасаемых, первый министр юстиции независимой Индии Амбедкар писал так: "Я всегда ставил интересы страны выше моих собственных. Но в любом конфликте, который может возникнуть между моей страной и неприкасаемыми, я отдам предпочтение интересам неприкасаемых в ущерб интересам моей страны". Это была его абсолютно принципиальная позиция.

 

5.Экологизм. В Индии он во многом связан с религиозными традициями. Так, в Индии крыса – священное животное, их, по-крайней мере публично, не трогают. Есть храмы, где живут тысячи крыс, которые тучами и не спеша «ходят» между паломниками, залезая, между делом, на головы статуй Будды или богов. Считается, что в крысах живут души умерших. Самый наглядный пример экологизма – отношение индийцев к корове. Ганди писал :  "Защита коровы - одно из самых важных явлений в человеческой эволюции. Корова символизирует для меня всех меньших братьев человечества. Такое отношение к ней содействует постижению человеком его единства со всем живым".

 

6.Традиционализм. При всем влиянии европейской, исламской культуры, индийцы культурно-психологически живут и чувствуют себя так, как это они делали тысячи лет назад. Это связано во многом с тем, что социокультурной основой индийской культуры является индийская деревня, в которой многие индийцы всю жизнь не видят даже трактора и работают так же и теми же орудиями, что и в далеком прошлом.

7.Экзотичность. Многое в индийской культуре странно для европейца. Например, голые аскеты на улицах, просто аскеты, занятые различными практиками. Даже наличие каст и серьезное к ним отношение самих индийцев уже удивляет.

8.Разрыв между обществом и государством. Индийцы воспринимают себя как единую нацию, но в целом вряд ли можно говорить о наличие у них нормального гражданского общества. Здесь опять же сказывается влияние каст. Например, низшие касты равнодушно и даже враждебно относились к борьбе за независимость поскольку для англичан кастовый статус не играл особой роли.

 

Проблема значения индийской культуры для мировой.

В европейской культуре уже в 19 в. возникает 2 подхода к решению этой проблемы:

1.Индийская культура – это источник наивысших этических и эстетических ценностей. Пример – Артур Шопенгауэр, на творчество которого огромное влияние оказали буддизм и веданта.

2.Это культура лишенная положительной динамики, «устаревающая» с развитием цивилизации. Памятники индийской культуры для самих индийцев не содержат тех смыслов, которые в них вкладывает европейский человек. Наиболее известный пример такого отношения – разбор Гегелем содержания «Бхагавадгиты». Гегель показывает, что авторы просто не осознают реального содержания той проблемы, которая представлена в «Гите». Для него это связано с тем, что индийская культура не развивает в человеке субъективно-личностного начала, наличие которого позволило бы самому автору «Гиты» почувствовать в полной мере трагичность описываемой в «Гите» ситуации гражданской войны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...