Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика культуры традиционного Китая




Если коротко, то сейчас это культура, где выращивают котов чтобы их съесть и где одно из фирменных блюд – вареные трехдневные мышата. Для традиционной культуры Китая  характерны:

1.Отсутствие ее религиозно-мифологического фундирования. «Небо» как верховное божество есть лишь некая безличная персонификация морального порядка мира и всех поколений предков. В Китае отсутствовали организованные институты жречества и монашества, но тысячелетия существовали традиции жертвоприношений предкам и духам. Но эти культы не были собственно религиозными, они выступали как некие символические церемонии поддержания и сакрализации общественного порядка и устройства. Основа китайской культуры не религия, а этика, причем этика ритуально организованная. Это, разумеется, относится к «высокой», а не архаической культуре, в которой присутствуют и боги, которым на ранних стадиях развития Китая приносились и человеческие жертвы, а также демоны, духи (гор, рек, полей, деревьев и т.д.), оборотни (лисы).

2.Сама китайская культура онтологична, она рассматривается как реализация, выражение некоторого исходного миропорядка, в который она объективно встроена. Поэтому, например, нарушение культурных норм оказывает объективное отрицательное влияние на социальные и природные процессы (реки закупориваются, земля дрожит). Если нормам следуют, то под стенами городов пасутся единороги, над городами летают фениксы.

3.Китайская культура достаточно прагматично-рассудочна. Материальное и семейное благополучие всегда являлось для китайца большим благом, чем посмертное. Будда индийских статуй – изможден, китайских – толст. Поэтому даже различные религиозные психотехники-йоги Китая предполагали такое изменение человека, при котором он достигал именно телесного, а не духовного бессмертия. Буддизм, проникая в Китай, изменялся, поскольку для китайцев оказались чуждыми понимание мира как страдания и цели жизни  как нирваны, в которой растворяется человек.

4.Ритуализм. Конфуций говорил: "Быть человечным - значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен". Уникальность традиционной культуры Китая прежде всего связывается с китайским ритуальным церемониалом. Это идущие из глубокой древности традиции, проявляющиеся в жестко фиксированных стереотипах поведения и высказываниях, нормах взаимоотношений и основах общественного устройства. Именно в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были непреложными ценностями. Этико-ритуальные правила определяли восприятие мира китайцами и заменили собой как мифологию так и религию, которые, например, полностью определяют индийскую ритуальную практику. Демифологизация и десакрализация этики и ритуала в древней культуре Китая сформировали уникальный социо-культурный генотип, который на протяжении тысячелетий был основой для воспроизводства и саморегулирования общества, государства и всей культуры Китая. Функции ритуала в Китае – это акцентирование реальных социальных различий и связей, прагматическая формализация отношений, т.е., установление их жестко определенных правил, выражение уважения и единства Неба, предков, общества и природы.

5.Общественные отношения строятся по принципу «старший-младший». Культ «сыновней почтительности» с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал базовой нормой жизни, а выдающиеся примеры "сяо" превратились в объект восхищения и подражания. Вот несколько расхожих образцов "сяо": бедняк, продавший сына, чтобы накормить голодную мать, находит в огороде сосуд с золотом и надписью "за твое сяо"; восьмилетний мальчик не отгоняет от себя комаров в летние ночи - пусть они лучше жалят его, а не беспокоят родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего от голода отца. Эти рассказы призваны с детства воспитывать в детях почтительную готовность к самопожертвованию во имя родителей. Таким образом, вся жизнь китайцев была непрерывным экзаменом-отчетом перед строгой и требовательной "комиссией" предков, пребывающих на небе. Мертвые контролировали живых (впрочем, они и не считались мертвыми). Конфуцианский культ предков и нормы "сяо" воспитывали у китайцев уважительное отношение к семье. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи превосходили интересы             отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи. Любовь, то есть нечто личное и эмоциональное, всегда находилась на неизмеримо более низком уровне, чем интересы семьи. Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе. Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего осознанного социально-семейного долга, который выражался в рождении детей, прежде всего сыновей призванных упрочить позиции семьи и продолжить род (в Китае даже сейчас в массовом порядке убивают новорожденных дочерей). 

Отсюда - постоянная тенденция к росту семьи. Конфуцианство своим культом предков и "сяо" создало дополнительные стимулы для ее небывалого расцвета. При наличии благоприятных условий стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим фактором и резко преобладало над центробежными тенденциями. В результате большие семьи, включавшие немалое число женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением в жизни Китая. Такие семьи делились обычно после смерти отца. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом предков. Остальная часть имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Новые семьи, основанные младшими братьями, в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата, являвшегося теперь главой клана родственников. Внутри разветвленного клана сородичей сохранялся строгий порядок, почитался культ предков и поддерживалась взаимопомощь. Нередко такой клан сородичей составлял население большой деревни. Сила и авторитет этих кланов признавались властями, предоставлявшими им решение различных мелких тяжб. Кланы ревниво следили за сохранением за ними этих прав. Символом кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отбирать которые считалось недопустимым. В эти храмы в дни праздников собирались порой сотни родственников. После ритуальной части на таких собраниях решались и деловые вопросы. Принято было выносить на суд родственников все заботы: не было ничего своего, личного, чего не должны были знать семья и клан. Человек с первых лет жизни привыкал к тому, что личное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общесемейным, обязательным и значимым для всех.

6.Важнейшей оппозицией в китайской культуре является оппозиция «естественное-искусственное». Поэтому, в отношении Китая мы говорим о прежде всего о «даосско-конфуцианской» культуре, имея в виду традиции которые данную оппозицию выражали. Разумеется, буддизм, который проникает в Китай в 1 в. сыграл огромную роль в истории его культуры. Но следует отметить, что это все же был китаизированный буддизм., во многом воспринятый по даосски. Указанная оппозиция в нем изменялась на «омраченное-спонтанное»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...