Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Буддийская и джайнская культуры




Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Легендарный основатель буддизма - царевич Сиддхарта Гаутама, взявший, после своего "просветления" имя Будда - "пробужденный". Будда сформулировал основу своего учения в т.н. 4 "благородных истинах": существование есть страдание, страдание имеет источник, можно избавиться от страданий, есть конкретные методы избавления от страданий. Будда в этих посылках своей философии опирался на классическую индийскую традицию. Уже в "Махабхарате" мы встречаем мысль о том, что "корень болезней сознания надлежит усматривать в привязанности. Движимая привязанностью, прилепляется душа к объектам и познает страдания… Нет ни начала, ни конца у этой жажды, укоренившейся в человеческой плоти; она пожирает живые существа, как Огонь".

То, что мир есть страдание - это эмпирический факт, на котором Будда и основывает свое учение. Источник страдания - "жажда бытия, ведущая от рождения к рождению, связанная со страстью и желанием.., жажда удовольствия, жажда могущества". Прекращение страдания возможно лишь с "путем полного подавления желаний". Конкретный метод прекращения страданий - т.н. "восьмеричный путь", который включает:

- правильные взгляды - ясное осознание истинность 4

   "благородных истин";

- правильная решимость - отказ от привязанности к миру,     

дурных намерений и вражды;

- правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, 

   непристойных   разговоров;

- правильное поведение - непричинение вреда другим живым

 существам, подавление неправильных чувственных стремлений;

- правильный образ жизни - не поддерживать свое существование

неправедным путем;

- правильное усилие - контроль за своим мышлением;

- правильное направление мышления - адекватно восприятие

окружающего, человек видит не "поверхности, а суть. Так тело при

неправильном знании - красиво, но при правильном - лишь

совокупность кожи, костей, мяса и нечистот;

- правильное сосредоточение - покой и невозмутимость в любой

ситуации, избавление от привязанностей и страстей, т.е. нирвана.

Это - этическое содержание буддизма.

Первоначальный буддизм трудно даже назвать религией, поскольку Будда, если и признавал существование богов, то все же считал, что в деле достижения нирваны боги нисколько не могут помочь человеку, более того, человек, достигший нирваны, гораздо выше богов. Будда говорил - человек, в деле спасения, может полагаться лишь на свое собственное усилие. При этом Будда осознавал, что есть люди, своими поступками фатально обрекающие себя на гибель. Пример из Джатак (сборник буддийских притч, 3 в.д.н.э.):

Позже в буддизме возникает представление о том, что человеку в его спасении могут помогать бесчисленные Боддхисаттвы, т.е. Будды, ранее достигшие просветления, но оставшиеся в этом мире из сострадания к живым существам. В некоторых школах спасения можно добиться обращаясь к тому или иному Будде с молитвой.

В Индии буддизм укореняется по нескольким причинам. Он отрицает значимость кастовых различий, по природе все люди равны, в том числе и мужчины и женщины. Будда принципиально подчеркивал, что есть лишь одно определяющее различие людей – их осознанная моральность, основанная на сострадании. Ритуализм брахманов миру и им самим ничего не дает.

Важно и то, что Будда предлагал для человека т.н. «срединный путь», путь между аскетизмом и наслаждениями, т.е. путь, которому в меру сил может следовать любой нормальный человек. Важную роль сыграл и гуманизм буддизма, который утверждал, что «непричинение вреда» имеет собственную внутреннюю ценность. Кроме того, правители индийских царств и княжеств воспринимали буддизм как дополнительное средство воздействия на подданных, а также как некий противовес индуизму и брахманизма. Следует отметить, что при всей жесткости кастовой системы, правителями иногда становились представители низших каст, и для них буддизм мог быть средством легитимации их власти.

При дальнейшем развитии буддизм распадается на 2 основных направления - хинаяну ("путь для немногих") и махаяну ("великий путь"). Эти направления имеют общие и отличные характеристики. Хинаяна, предполагая, что мир является потоком ("сантана") духовных элементов - "дхарм", утверждает, что реальны лишь эти дхармы, любая их целостная комбинация, даже человеческая душа, реально не существует. Махаяна, развивая эти идеи, утверждает, что и дхармы по своей природе нереальны, "пусты".

Будда отождествив жизнь и страдание заложил тем самым основы культуры, принципиально отличной от философии веданты, предполагающей подлинное существование лишь абсолютно неизменного принципа - Брахмана, а также существование неизменной субстанции-души - Атмана.

Буддизм в принципе отрицает существование чего-либо неизменного. Поэтому, если основная проблема для ведической философии - может ли неизменное и единое стать изменчивым и многим, то для буддизма эта проблема переворачивается - как абсолютно изменчивое и многое может стать неизменным и единым.  Ведическая философия говорит - единое не может стать многим, поэтому многое реально не существует. Буддизм говорит - многое не может стать единым, поэтому единое, в том числе и человеческая душа - Атман - не существует. Поэтому буддизм иногда называют учением, отрицающим существование души ("анатмавада").

Понимание мира как потока, как некоторой иллюзии выразилось в колоссальной буддийской литературе. Пример из «Типитаки (буддийский канон» , 1 в.д.н.):










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...