Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники исламской культуры




 

Наиболее распространенный в мире суннитский ислам опирается на четыре основных источника. Первый - это собственно Коран (от араб. "чтение", "декламация"), книга, священная для всех мусульман. Коран - запись того, что, по мнению мусульман, Творец всего сущего - Аллах сообщил через своего пророка Мухаммеда верующим. Некоторые представители исламского богословия считают, что Коран существует извечно, хранясь под престолом Аллаха. Другие утверждают, что Коран, как и весь мир, создан Аллахом. Вопрос, на первый взгляд, чисто теологический, но зачастую именно полемика по поводу сотворенности Корана выливалась в политические преследования и кровавые междоусобные конфликты. Центральная идея Корана и ислама как такового - идея абсолютного единобожия. Бог-личность - Аллах является единственным творцом и управителем всего сущего. Жизнь каждого человека определяется божественной волей, но предполагает и непрерывное личностное усилие. В этом усилии, действуя, прежде всего, на благо общины мусульман, человек вступает в общение с Творцом и предстоит его суду в своих явных и тайных мыслях и поступках.

 Только с повелениями Аллаха, выраженными прежде всего в священном Коране, соотносит мусульманин свои мысли и поведение. Именно это чувство предстояния перед лицом Аллаха делает ислам предельно напряженной персоналистической культурой, близкой, в этом смысле, самому радикальному протестантизму. Оно позволяет мусульманину даже перед лицом непреодолимых препятствий и тяжелейших испытаний находить силы для их преодоления, сохранять достоинство при неудачах, на равных противостоять сколь угодно сильному противнику. Лозунг "Аллах акбар" ("Аллах велик") превращает человека в воина Бога, непосредственно- личностно связанного с ним. Можно предположить, что именно персонализм ислама определяет фундаментальное противоречие исламской культуры, которое самими мусульманами не воспринимается как таковой. Персонализм предполагает абсолютность личностной перспективы человека. Но конкретно-историческая исламская культура сводится во многом к мелочной регламентации поведения, мыслей, эмоций человека, к регламентации, доходящей часто до неприличия или абсурда. Пример одного из множества подобных правил, существующих сейчас в шиитском Иране: «Во время опорожнения не следует располагаться спиной или передней частью тела, то есть животом и грудью, в направлении Мекки».

Ислам утверждает, что все сущее, и человеческое общество как его важнейшая часть, подчинены только божественной воле, которая является единственным источником природных и человеческих законов. Именно Аллах дает людям те принципы, на которых должна строиться исламская община. "Аллах дал государству через свои откровения в священном Коране и Сунне Его Святого Пророка Мухаммеда прочную юридическую и моральную основу, позволяющую создавать и регулировать институты и человеческие отношения", - говорится в Преамбуле "Всеобщей исламской декларации прав человека" от 19 сент. 1981 г. То есть можно сказать, что в исламском государстве может существовать только исполнительная власть, но никак не законодательная - ведь все основные законы уже даны нам Аллахом.

Так, например, заботясь о благе верующих, Аллах при этом, допускает общественное неравенство: "Мы разделили среди них пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение" (Коран. 43.32). Но неравенство, и материальное, и общественное, статусное, оправдывается лишь в той мере, в какой это служит пользе всех мусульман, всей общине («умме») верующих, что и должно быть выражено в соответствующих законах.

Аллах устанавливает отношения собственности на "источники богатства", утверждая, что они "принадлежат всем", и все же допуская неравное использование этой собственности ("дает землю кому пожелает"). Аллах призывает к смягчению возникающего материального неравенства при помощи благотворительности, признавая благочестивым того, кто "давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов..., чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас" (Коран. 59.78).

Основываясь на этих положениях Корана, исламские реформаторы считали, что "ислам разрешил частную собственность, однако установил пределы использования товаров вне общественной пользы. Все виды потребления, не представляющие подлинной пользы, ислам считает расточительством". Такой подход оказывается основой различных концепций «исламского социализма» в 20 веке.

Коран призывает правоверных к священной войне - джихаду (араб. "приложение усилий"): "Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую. А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее" (Коран. 47.4). Требование джихада подкрепляется утверждениями: "Если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду" (Коран. 47.5-7). "Не считайте тех, которые убиты на пути Аллаха мертвыми. Нет, живые. Они у Господа своего получают удел" (Коран.3.163). Коран оправдывает убийство иноверцев: "Не вы их убивали, но Аллах убивал их" (Коран. 8. 17.), но не поощряет жестокости в отношении врага. Выделяют три вида джихада: «руки» – доброго дела или войны, «языка» - порицания словом, «сердца» – внутреннего осуждения зла. Существенной для исламской культуры является проблема соотношения «внутреннего» и «внешнего» джихада. Внутренний связан с самопреодолением человека, с его борьбой против собственных пороков. Внешний с его борьбой с «неверными». Внутренний джихад считается основным для ислама «официального», связанного с официальными структурами различных государств, в том числе и России. Внешний – с маргинальными и фундаменталистскими группами населения. Можно утверждать, что сейчас исламской культуре две нормативные фигуры – это Мухаммед и его жены Хадиджа. И еще одна – воин джихада, шахид.

Важную и весьма противоречивую роль в исламском обществе занимает сформулированный в Коране запрет Аллахом ростовщичества. Это даже в настоящее время вынуждает исламские финансовые организации и банки прибегать к определенным ухищрениям для того, чтобы этот запрет явно не нарушался. Обычно это участие в будущих прибылях. Сила этого запрета такова, что даже в 20 веке исламские правоведы считали, что ростовщичество является исключительно тягчайшим преступлением. Большое значение рассмотрение вопроса исламской трактовки "роста" имеет для современной России с ее огромным внешним и внутренним долгом. В исламе считается, что кредитор должен наряду с должником нести ответственность за использование кредита. Западные банки, предоставившие России неизвестно куда потраченные истеблишментом кредиты, лишь ухудшали, в конечном счете, положение нашей страны, и потому не имеют права, с исламской (реформаторской, по крайней мере) точки зрения, требовать безоговорочного возвращения этих средств.

Следующий источник собственно культурных норм, правил, исламской общественно- политической теории и практики - Сунна ("пример"). Это сборники "хадисов", рассказов о том или ином поступке пророка Мухаммеда, или его изречений по какому-либо конкретному поводу. Пример: "Тот, кто имеет хотя бы на осла больше, чем ему нужно, обязан отдать его общине". "Дайте работнику его плату за труд, прежде чем высохнет его пот" (хадис, особенно актуальный для современной России. «Мне было велено бороться с людьми, пока они не будут свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Его, пока они не будут произносить молитвы и платить закат (налоги) , но если они будут это делать, я буду защищать их жизнь и имущество до тех пор, пока они будут жить в соответствии с Исламом и будут чтить Аллаха Всемогущего». "Живи в этом мире так, как будто ты чужестранец или путник".

Поскольку хадисы возникали из различных источников, в конце концов их становится слишком много, к тому же они зачастую противоречили друг другу, поскольку отражали различные этапы и особенности развития исламской культуры. Так, например, одни хадисы призывали подчиняться владыке мусульманину, даже если он несправедлив, другие призывали восставать против неправедной власти, даже если она находится в руках мусульманина. Поэтому было сделано несколько отборов хадисов. Формально критерием отбора стал прежде всего авторитет передатчика хадиса, а не собственно содержание. Шииты, не отрицая Сунну полностью, признают лишь хадисы, исходящие от семьи Мухаммеда (сборники "ахбары"). В некоторых случаях, сунниты, при противоречии Корана Сунне предпочтение отдают Сунне.

Третий источник ортодоксальной исламской культуры - "калам" (калам - тростниковая палочка для письма) - исламская теология, концептуальный фундамент которой - идея единобожия. Проблемы, разрабатываемые в Каламе - проблемы предопределения и свободы воли, причинности, обрядности и т.д. Традиции калама является некой интеллектуальной основой исламской культуры, поскольку именно в богословских учебных заведениях воспитывается политическая и духовная элита современного ислама, например имамы шиитского Ирана.

Четвертый источник - шариат ("наставление на прямой путь") - систематизированный в X в. свод мусульманских законов, обычаев и правил. По способам толкования источников-основ исламской культуры, по отношению к различным событиям и аспектам общественной жизни различают четыре школы ("мазхаб") суннитского богословия:

- "маликийский" мазхаб (сон. Малик ибн Анас /713-795/) - опирается на нормы, возникшие при Мухаммеде и "четырех праведных халифах"."Иджма" (опора на согласованное мнение богословов "улемов") при решении каких либо проблем, признается лишь в отношении богословов времен Мухаммеда. Использование "рая" (личного мнения богослова), ограничено. Этот мазхаб распространен в настоящее время в Алжире, Тунисе. Интересно, что по правилам этого мазхаба приоритет в попечении ребенка после развода отдан матери и другим ее родственникам, прежде чем его сможет взять на попечение отец. Это попечение длится до периода созревания у сына и замужества у дочери, в то время как финансовая ответственность за их содержание остается за отцом.

- "ханифитский" мазхаб (осн. Абу Ханиф /699-767/), наиболее гибкий и распространенный, лояльный к государственной власти. В нем большое значение имеет "рай", использование "иджмы", "кияса" (суждения по аналогии) и "иджтихада" (рационального толкования, но в определенных границах), учет местных условий. Главным признается смысл писаний, а не буква. Распространен в Афганистане (талибы), Сирии, Пакистане, Турции, России (Татарстан, Башкирия);

- "шафиитский" мазхаб (осн. аш-Шафия, /767-820/) отдает предпочтение "иджме", трактуемой как общее согласие общины, допускает "кияс". Юго-Восточная Азия, Чечня;

- "ханбалитский" мазхаб (осн. ибн Ханбал, /780-855/) – опирается на "таклид" (строгое следование традициям), отрицает кияс (Саудовская Аравия). Именно в рамках этого мазхаба возник ваххабизм ("исламский пуританизм", осн. Мухаммедом аль Ваххабом в XVIII в.).

Почему возникают мазхабы? Ислам - это религия для всего человечества, и он учитывает то, что все люди разные, имеют разный менталитет, акценты в разных сферах жизни, у людей разные характеры, умственные, физические способности. Учитывая все эти факторы, выполнение одних предписаний рассматривается как фундаментальное, неизменное, и эти предписания имеют только один способ выполнения, другие же могли иметь несколько способов. Шариат требует от человека, выполнения предписаний в любом случае, предлагая ему разные способыэтого выполнения. Но и эти способы имеют свои границы, и человек не может их переступать. Здесь шариат учитывает особенности каждого человека. Таким образом, каждый человек может выполнять свои религиозные обязанности в соответствии со своими возможностями. В исламе Аллах не возлагает на наши плечи того, чего мы не в состоянии выполнить. Это с одной стороны. С другой же, у человека как бы исключается возможность предъявлять причины для невыполнения предписания. Ведь ему сказано: "Можешь - делай сложней, а не можешь - делай проще, но делай". Такая гибкость шариата дает человеку спокойствие и уверенность в правильности выполнения предписаний. И именно такое положение дел придает исламу универсальный характер, позволяя ему существовать и развиваться в любых условиях и оставаться открытым. Мусульманин абсолютно свободен в выборе мазхаба и может по своему желанию придерживаться любого из них. Все мазхабы имеют единое мнение во всех вопросах веры (единобожие), никто из основателей мазхабов не говорил, что правильным является только его мазхаб и никто из них не призывал следовать только его мнению.

Обыденные социокультурные различия исламских государств или общин реализуются через "адат" - "обычное право". Такое право допускается в той степени, в которой оно не противоречит исламу, прежде всего исламской доктрине абсолютного единобожия. Ханифиты наиболее лояльны к адату, ваххабиты - за полную замену адата шариатом, даже при помощи насилия. Противоречие адата (иногда весьма архаичного, предполагающего, например, кровную месть) и традиционных исламских принципов также можно рассматривать как существенно  значимое противоречие современной  исламской культуры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...