Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1.История культуры ислама.




Введение

Тема "исламская культура" является в настоящее время одной из центральных для культурологических исследований, осуществляемых как внутри России, так и за рубежом. Интерес к этой теме вызван усиливающимся воздействием современного ислама на мировую, в том числе и европейскую культуру, ростом его влияния на внутреннюю и внешнюю политику многих государств, в мире в целом. Рост - это еще мягко сказано. В настоящее время речь может идти о "взрыве" этого влияния. Особенно это очевидно для постсоветского пространства, на огромной части которого ислам, достаточно неожиданно и для самих исламских лидеров (часто и против желания многих из них), за несколько лет стал идеологией, тотально определяющей течение обыденной, культурной и политической жизни. Именно ислам в настоящее время постепенно занимает идеологическую нишу, точнее, идеологически-культурный вакуум, возникший в результате кризиса коммунистической идеологии. И делает это вполне эффективно.

Проблема исламской культуры оказывается особенно актуальной в контексте анализа перспектив экономического и социально-политического развития как самих исламских стран, так и России, и мира в целом. В настоящее время примерно каждого шестого жителя Земли можно считать представителем исламской цивилизации (около 1 млрд. чел). Предполагается, что к середине XX века им станет уже каждый четвертый. Очевидно, что даже такой чисто количественный рост приведет к усилению исламского влияния в мире.

Причем, абсолютно очевидно, наивысшей концентрация этот рост будет достигать как раз на достаточно близких к России территориях. Поэтому, уже сейчас, если говорить о политике, имеющей в виду какую-то долгосрочную перспективу позитивных внутри-и межгосударственных отношений, необходимо иметь ясное представление о базовых ценностях, возможных перспективах и принципах развития самого исламского мира, а также о возможных вариантах развития отношений этого мира и стран Запада, России, Китая, Индии (всемирный "джихад" или сотрудничество). Без понимания подлинного содержания исламской культуры в целом, и отношения ислама к основным западным и российским институтам и ценностям, получить такое представление невозможно. Иначе возникает ситуация серьезного культурного раскола общества. Пример – Франция, где во время опроса в 2004 году общественного мнения сами французы отождествили ислам с понятиями «фанатизм», «подавление», отрицание прав человека», а мусульмане – с «демократией», «справедливостью», «свободой». Явно слабая основа для культурного диалога. Именно понимание исламской культуры позволяет в итоге понять, почему некоторые исламские реформаторы считали (и считают), что для мусульман «русская культура более близка, чем западная. Экономическая и индустриальная сила русского народа несравненно менее опасна, чем западная, менее коварна, более терпима. Мусульманин и русский могут еще вместе или рядом пахать, сеять, растить скот, промышлять и торговать, их умения не слишком разнятся. Но рядом с европейцем мусульманин должен обнищать и стать батраком".

 

 

Специфика культуры Ислама.

1.Теизм и теоцентризм. В исламе (от араб. «мир») считается, что мир полностью и целиком создан сознательным творческим действием Аллаха – бога-абсолюта-личности. Именно эта идея принципиально отличает исламскую культуру от китайской и индийской. Она определяет то, что жизнь мусульманина должна осуществляться как непосредственное личностное общение верующего и Аллаха. Действуя, верующий определяет направление своего действия прежде всего содержанием священных текстов или непосредственным божественным откровением.

2.Наличие в исламе идеи его всемирно-исторической миссии, что конкретно-исторически выразилось, например, в создании единых халифатов, и выражается сейчас в планах создания различных объединений или даже государств. Содержание этой миссии - создание на Земле культуры на основе  идеологии всеобщего единобожия.

3.Это, идейно и практически, мировая религия, мировоззрение, культура, в которой ценность и значение человека принципиально (по крайней мере нормативно) не связаны с его происхождением, национальностью, расой, полом, социальным статусом. При всем отрицательном отношении ислама к индивидуально-личностным правам человека в их западном понимании, ислам всячески подчеркивает высокий статус человека как сотворенного божеством существа. Такой подход становится очевидным при рассмотрении проблемы рабства в исламе. Ислам, при своем возникновении, не мог его отменить, но стремился всячески «гуманизировать» этот институт. В одном из хадисов говорится о словах пророка, в которых выражается его принципиальный подход к рабству: «Ваши рабы - братья ваши. Аллах сделал вас хозяевами их. При желании он мог бы сделать их хозяевами вам. Давайте им пропитание как самим себе, одевайте их как самих себя». Это подход был практически конкретизирован в системе исламских норм и правил – шариате. В случае, если даже рабовладелец шутя выронил фразу о том, что он освобождает раба, это высказывание сразу вступало в законную силу. Очищение от некоторых грехов было увязано с освобождением раба. Это - совершение убийства по неосторожности, сознательное нарушение поста, клятвопреступление в повседневной жизни. В шариат было введено освобождение раба по его соглашению со своим хозяином при выплате определенной суммы. Автоматически освобождалась рабыня, родившая ребенка от своего хозяина. Запрещалось разлучать ребенка и мать-рабыню. и т.д. Поэтому, критикам ислама можно указать на то, что в Америке до 19 в. хозяин раба распоряжался им как бездушной вещью. Франция в 1695 году в своих колониях издала так называемый «черный закон» по которому рабу, если сбегал от хозяина в первый раз, ему отрезали уши, во второй раз - ноги до колен и ставили клеймо раскаленным железом. Если же он умудрялся сбежать в третий раз, то он наказывался смертью. Можно упомянуть крепостную Россию, элита которой превратилав рабов свой собственный народ, народ одной с ней веры.

4.Идея миссии в исламе имеет реально-практическую ориентацию. Миссия выполнима. Существенная специфика ислама заключается в том, что если христианство и буддизм (две другие мировые религии) основное внимание уделяют проблеме мистического, "потустороннего" спасения человека, то в исламе основное значение придается именно деятельности по устройству земной жизни. "В Священном Коране и Сунне говорится больше о политике и управлении государством, нежели о других проблемах…., Мы стремимся вывести истины Корана, пронизанные рассуждениями о единстве мусульман и всего человечества, за пределы кладбищ и мест погребения и сохранить их в качестве величайшего предписания освобождения человека от всех оков, опутывающих его руки, ноги, сердце и ум и удерживающих его в рабстве и ничтожности и подчинении деспотическим правителям". Так писал аятолла Хомейни, по мнению которого, лишь враги ислама считают, что "религия стоит отдельно от управления государством и политики". В христианстве Царство Божие - не от мира сего. Установление в мире порядка, Царства Божьего на земле, соответствующего христианским заповедям, не просто невозможно, сами попытки совершить это рассматриваются как ересь или, в лучшем случае, заблуждение. Так же и в буддизме, совершенное устройство общественной жизни недостижимо в рамках обычного общества или государства, поэтому и возникают монашеские объединения, пытающиеся реализовать свои представления о совершенном общежитии в границах лишь религиозной общины. Ислам, напротив, принципиально ориентирует своих последователей на активную деятельность по построению совершенного и справедливого общества "здесь" и "теперь", считая, что именно эта деятельность обеспечивает верующему благоприятное посмертное воздаяние. Более того, предполагается, что такое общество не просто можно построить - оно уже некогда существовало (при пророке Мухаммеде) и задача - лишь восстановить этот утраченный культурный идеал или приблизиться к нему. Именно земной реалистический активизм ислама, сближающий его с протестантизмом, делает невозможным существование в нем института монашества. Ислам апеллирует не к аскету, а к нормальному человеку. Один из исламских мучеников-реформаторов, Сеид Куб писал о том, что ислам - это "вера, признающая человека человеком, а не животным, и не ангелом, и не собакой, признающая его таким, каков он есть, со всеми его слабыми и сильными сторонами. Она рассматривает его как единство организма с его особенностями разума, способного к оценке, и духа с его страстями, налагая на него посильные обязанности с возможностями, не ставя человека в затруднительное положение и не перегружая его".

Во многом ислам и сводится к системе правил, предписаний, на которых и должно строиться такое общество. Отсюда, если в буддизме и христианстве основные расколы были связаны с религиозно-догматическими разногласиями - проблема троичности в христианстве, природа нирваны и путь к ней в буддизме и т.д., то в исламе основной идейный конфликт - конфликт между суннитами (90 % мусульман) и шиитами (10 % мусульман) изначально был связан с чисто практической проблемой, с разногласиями по поводу того, кому и на каком основании должна принадлежать верховная власть в исламском государстве и исламском мире в целом. Главное различие между суннитами и шиитами следующее: сунниты считают, что право на власть в исламском государстве имеет любой достойный человек, выбранный общиной; шииты убеждены, что этим священным правом обладают только потомки пророка из семьи его двоюродного брата Али. Именно проблемы политической власти: принципы ее легитимации и устроения, отношение светской и духовной власти, ценности, которые должна защищать верховная власть, практические цели власти, ее границы и т.д., являются центральными для современных исламских мыслителей, как суннитов, так и шиитов. Впрочем, иногда утверждается, вся история с Али послужила лишь поводом для противопоставления себя тысячелетней и утонченной персидской культуры культуре арабской.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...