Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Проблема специфики восточной культуры




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

 

 

Добин А. В.

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета

 

Санкт - Петербург

2011

 

УДК      

ББК

Д55    

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор

Луговой А.А..

Кандидат философских наук, доцент

Чулков О.А.

     Добин А.В.

Д 55 История культуры. История культуры Востока: Учебное пособие. – СПб.: СПГУВК, 2011. - 140с.

 

ISBN

 

В учебном пособии рассмотрена история наиболее значимых для мировой цивилизации культур Востока, рассмотрена специфика восточной культуры как таковой в ее сравнении с западной культурой, дан анализ конкретных этапов развития восточных культур, выявлены характерные особенности культур ислама, Китая, Индии, рассмотрены элементы этих культур. Учебное пособие содержит фрагменты литературных памятников культуры Востока. Прилагается список литературы. Пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей.

УДК

ББК

 

                                ©Добин А.В., 2011

© Санкт-Петербургский государственный университет

Водных коммуникаций, 2011

 

Содержание.

 

Введение. Проблема специфики восточной культуры                 5

 

Глава1. История культура ислама                                                 14

 

Введение                                                                                               14

Специфика культуры ислама                                                               16

Источники  исламской культуры                                                         20

История исламской культуры                                                                       28

Исламская культура сегодня                                                               48

Ислам в России                                                                                    57

 

Глава 2. История культуры Китая                                         62

 

Введение                                                                                               62

Специфика культуры традиционного Китая                                      63

Основные культурные традиции Китая и история их                                      

взаимодействия                                                                                    67

Официальная культура Китая                                                                       70

Конфуцианская традиция                                                                    78

Даосская традиция                                                                               84

Традиция легизма                                                                       89

 

 

Глава 3. Традиционная индийская культура                                          97     

 

Специфика индийской культуры                                                         97

Основные традиции индийской культуры                                                    102

Ведическая культура                                                                            102

Классическая йога и санкхья в индийской культуре                          117

Буддийская и джайнская культуры                                                     119

Культура индуизма                                                                             129

 

Литература                                                                                          135

 

 

Введение. Проблема специфики восточной культуры

 

В данной работе речь пойдет о трех культурах Востока, которые оказали и оказывают огромное влияние на развитие культуры мировой. Это китайская, индийская и исламская культуры. Предварительно следует сказать, что сама тема «восточная культура» сама по себе является проблемой. Неясно, существует ли такая культура как целое в реальности. Ведь очевидно, например, что китайская культура так же отличается от индийской, как и европейская. Здесь возможен такой выход. Когда в работе будет говориться о восточной культуре, речь будет идти о некотором «идеальном типе», в котором абстрагированы конкретные характеристики и различия указанных культур, которые затем будут рассмотрены в соответствующих разделах. Кроме того, при рассмотрении этих культур в работе практически не рассматриваются такие конкретные аспекты или элементы культур как повседневный быт, семейные отношения, искусство. Это – темы отдельных курсов. Речь в работе будет идти прежде всего о тех базовых традициях, ценностях, установках, которые являются основой существования и развития данных культур.

В настоящее время в культурологии существует два подхода к проблеме самой возможности обоснованно говорить о принципиально-неустранимом различии восточной и западной культур. Их можно назвать универсалистстским и «органицистским» подходами.

Первый исходит из предположения единства всемирно-исторического процесса и понимания самой истории культуры как прогресса, причем сама прогрессивность какой-либо культуры определяется тем, насколько она воспроизводит западные политические, социальные и культурные институты (парламентаризм, судопроизводство и образование, дискотеки и секс-шопы и т.д.). В качестве одного из аргументов данный подход использует тот факт, что многие страны Азии уже живут в условиях демократии (Индия, Япония, Филиппины), или по крайней мере, частично используют демократические нормы, скажем, принимают собственные конституции, осуществляют выборное правление, применяют у себя западные стандарты образования, судопроизводства. Отсюда делается вывод, что концепция особенности восточного типа культуры - это исключительно риторика, она нужна национальным и религиозным лидерам Востока, преследующим свои цели и интересы.

Универсалисты усматривают в разговорах об особой культурной идентичности народов Востока орудие, с помощью которого местные недемократические, олигархические элиты пытаются удержать в подчинении население своих стран. Восточное для универсалистов – синоним архаичного.

Представителями второго, «органицистского» подхода являются две несхожие в плане целей, содержания и способов аргументации группы людей. Первая – это политическая элита Востока. К наиболее авторитетным защитникам восточных ценностей, принадлежащим к правящей элите, можно отнести Махатму Ганди, Дэн Сяопина с его "социализмом с китайской спецификой",  Каддафи с «зеленой революцией»,  Ким Ир Сена с его идеей «чучхе».

Вторая – это ученые-культурологи и Запада и Востока, которые занимаются выявлением специфических традиций восточных обществ, принципиально препятствующих адекватному усвоению идеалов и институтов демократии и прав человека, западных мировоззренческих и культурных ценностей или, при сохранении названий, радикально изменяющих их содержание (восточный «псевдопарламентаризм»). Для многих из них именно универсализм – лишь маскировка политических и экономических империалистических амбиций Запада. Для некоторых из них различие культур таково, что в будущем содержанием истории станет неизбежное «столкновение цивилизаций», например, китайской англосаксонской.

Не впадая в крайности можно все же утверждать, что культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны. Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамичный образ жизни, ценности технологического развития, постоянное совершенствование общества и культуры, свободное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет частной инициативы, идея значимости личности, творческого и конкурентного ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревающих систем ценностей, политических и общественно – экономических структур, культурных традиций. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, непрерывных перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему рационально-рассудочному познанию окружающего мира, направлен на практическое изменение и практическое использование земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.  Использовал - выбросил

Восток, во многом, в противоположность Западу, стремится к сохранению устоявшихся норм, традиций, отношений. Опасаясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек культуры Востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а находиться в состоянии пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Встраиваться в это течение. На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а пытается органично вписаться, дополнить его. В отличие от западной культуры, направленной вовне человека, восточная стремится погрузиться в его внутренний мир. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе.

Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток провозглашает принцип усвоения или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним, принятие его как данности.

Запад считает, что Восток – это догоняющий тип культуры, обречённый на отставание и способный на периодическую модернизацию, импульсом к которой может быть только  внешнее воздействие . Но вплоть до XVI-XVII вв. Восток опережал в своём культурном, экономическом и технологическом развитии Европы. Например, порох был изобретён в Китае в IX в., механические часы - в VIII в. (то есть на 6 веков раньше, чем в Европе). Бумага изобретена в 105 г. (то есть почти на 1000 лет опередили Европу), печатание текста с доски - в 9 в. (то есть на 600 лет раньше, чем в Европе), а типографский (наборный) способ известен в Китае на 400 лет дольше, чем в Европе. В 130 г.н.э. китаец Чан Хэн изобрел сейсмограф. Уже в VII в. н. э. в Китае строятся арочно-сегментные мосты. На 15 веков раньше в Китае начинается производство железа и открывается железоплавильная технология. В I в. до н. э. китайские астрономы открывают солнечные пятна. Спустя 1700 лет они будут вновь открыты Галилеем. Первый фарфоровый завод появился в Китае в 1369 году. Производство фарфора здесь основывалось на высокой степени разделения труда. Китай – родина шёлка, компаса. Именно в Китае изобретается шлюз и строятся крупнейшие каналы. Китайцы изобрели кормовой руль и первыми освоили плавание галсами и т. д. Этого Европа ещё не знала. Европа заимствовала у арабов цифры (а те – у индийцев).  Более того, арабская исламская культура оказала огромное воздействие  на Возрождение в Европе, поскольку именно через арабов Европа вновь открыла для себя наследие античности, которое те сохранили (а может быть и создали), принимая у себя с 6 в. гонимых христианами античных интеллектуалов.

Это означает, что в своих основах восточная культура вовсе не препятствует эффективному развитию общества, что, в частности, доказывается динамичным экономическим развитием Китая, Индии, Японии и т.д.

 

Особенности "восточной" культуры".

1.Основой письменной культуры Запада является алфавит - совокупность формальных знаков, выражающих звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф (Китай) или знак (санскрит) обладающие неким собственным, внутренним значением. Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому - слову. За словом стоит понятие - форма абстрактного мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано. Понятие чувственно мертво, но для западного человека слово – это Логос, Бог. На Востоке знак - не внешняя, а содержательная форма для смысла, хотя таким содержанием может быть «пустота». Пример высказывание Лао-Цзы: «Верша нужна – чтобы поймать рыбу; когда рыба поймана, про вершу забывают… Слова нужны – чтобы поймать мысль; когда мысль поймана, про слова забывают».

В восточной культуре знак не просто транслирует смысл, а генерирует, транслирует его. Так, например, в Китае иероглиф, часто восходящий к пиктограмме, есть именно некий наглядный образ, некий центр генерации смыслов, значений (Дао). В Индии допускается понимание мира как материализации санскритского алфавита (Мир- «Веды»-санскрит-«Ом»-безмолвие).

2.В западной культуре всегда мыслится несовпадение "цели" и "средств", наличного и должного быть. В восточной - средства понимаются как развернувшееся и объективно-реальное содержание цели (Ганди - «средства и есть цель», благо достигается лишь благом). В наличном ты уже есть, полностью и целиком, как в чайхане или чайной церемонии. В западной культуре на этом основано различие цели и средств, различие, противоречие между техникой, технологией и ценностями, нравственностью, личностно-эмоциональным миром человека. В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности, ценностей – неразрывно, восточная культура знает, что у того, кто использует механические приспособления, возникает механическое сердце. Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы, существующих общественных отношений.

3.В западной культуре познание - это наука направленная в итоге на преобразование природы, общества и человека (делать круглое квадратным). Природа воспринимается как чуждая или внешняя человеку сила. "Опыт" - метод науки нового времени – это именно «пытание» природы . Человек делает это, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. Он смотрит на нее со стороны, он дистанцирован от нее. Восточная культура исходит из идеи тождества, единства природы и человека, природы и культуры (Будда – одна из нормативных фигур восточной культуры. Достигнув, в момент просветления, единства со всем миром, он почувствовал страдания всех живых существ прошлого, настоящего и будущего).

4.Для европейской культуры "понять" - значит найти повторяющийся результат (посчитать) и уметь его воспроизвести и практически использовать. Возможность воспроизведения результата, критерий подлинной научности знания. Для восточной культуры "понять" - значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. По легенде, один из врачей индийской медицины «аюрведы» знал десятки тысяч составов лекарств от различных болезней. На основе опыта это невозможно. Он делал так – приходил в лес, трогал дерево и по-братски просил у него нужный рецепт.

5. Для западной культуры характерен антропоцентризм, для восточной - природоцентризм. Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы "природа - культура", в которой любой ее составляющий элемент имеет право на уважение. Так, по легенде основатель Шаолиньского монастыря – Бодхидхарма, пришел представиться китайскому правителю, неся на голове Башмак. Он долго шел, а уставший Башмак тоже имеет право отдыхать.

6. Для западной культуры характерен "вещизм", "товарный фетишизм" - "покупать, покупать, покупать", инстинкт собственника. Мы знаем эту западную дилемму – «иметь или быть». Для восточной - "минимизация" потребностей. Например, в убранстве традиционного мусульманского дома. Концепция собственности на Востоке такова – человек не владеет даже собственным телом.

7. Для Запада характерно признание безличностного, анонимного усвоения культуры. Все – абстрактные потребители. Для восточной культуры характерен личностный характер формирования культуры: есть "Учитель". Это объясняется тем, что простое чтение перевод текста совпадает с усвоением его  смысла: здесь не нужен посредник, толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания. Индийская, китайская культуры – культуры комментариев. Хотя следует признать, что комментарии эти достаточно спорны и скучны. Сутры, притчи, хадисы или аяты Востока просто не вмещаются в комментарии.

8. В западной культуре постижение абстрактно всеобщего, законов – основная цель познания. Но единичное невыразимо непосредственно в языке, в науке. В восточной культуре основное внимание уделяется единичному, некой уникальной ситуативности события (китайская живопись, японская поэзия). Отсюда - европейская медицина хорошо справляется с эпидемиями, с массовыми заболеваниями, но пасует при лечении психических заболеваний, при контакте с конкретным человеком, восточная медицина наоборот, более сильна при воздействии на индивидуума, когда учитывается его пол, возраст, время лечения и т.д.

11.Для западных культур характерны демократические традиции  -автономия личности, выборность должностных лиц и т.д., принцип разделения светской и духовной власти, свободная социальная мобильность, природное равенство людей, лидерство на основе личных достоинств, конкуренция во всех сферах. Принцип западной культуры – порядок рождается из свободы. Для Востока характерны патерналистские традиции, теократически-авторитарное государство, иерархическое кастово-сословное общество, лидерство на основе происхождения и клановых связей, сакральный характер государственной и даже внутрисемейной власти. Порядок делает возможной свободу.

12.Западные культуры отличают приоритет личности перед обществом, антропоцентризм, светская ориентация мировоззрения. Восток отличают приоритет целого перед частным, приоритет общества перед личностью (понятия личности даже не существует в этой системе ценностей), природоцентризм или даже космоцентризм, религиозная ориентация мировоззрения.

Все перечисленные различия конечно же предполагают некоторые оговорки. В разных восточных и западных культурах и на различных этапах их развития они проявляются по-разному

Вопросы для повторения.

1.Два подхода к проблеме специфики восточной культуры.

2.Проблема специфики восточной культуры в ее отношении к западной.

3.Сущность знания в восточной культуре.

4.Слово и смысл в восточной культуре.

4.Отношение к личности в восточной культуре.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...