Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Созданы условия для формирования системы комплексной реабилитации инвалидов, основанной на принципах межведомственного взаимодействия и оказания ранней помощи




 

Одним из основных направлений повышения социального самочувствия инвалидов является создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию, как можно ближе к месту их непосредственного местожительства.

С 1 января 2016 года решение задачи по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в которой выделена подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» (далее - подпрограмма).

Итогом такой подпрограммы будет создание в стране условий для формирования современной системы комплексной реабилитации, которая должна включать основные направления реабилитации: медицинской, профессиональной, в том числе содействие в трудоустройстве, социальной, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Проводится работа по унификации основных направлений реабилитации путем разработки типовых документов, регламентирующих вопросы реабилитации, отрабатываются единые подходы к формированию системы комплексной реабилитации в рамках пилотных проектов.

В период 2017 - 2018 годов в Пермском крае и Свердловской области проводится пилотный проект по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, результатом которого должна быть система взаимоувязанных между собой документов, позволяющих организовать эффективный реабилитационный процесс.

В 2017 году в ходе реализации пилотного проекта Минтрудом России приняты следующие нормативные акты:

приказ Минтруда России от 30 июня 2017 г. № 545 об утверждении методики оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

приказ Минтруда России от 30 июня 2017 № 547 об утверждении примерного положения об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста;

приказ Минтруда России от 27 сентября 2017 г. № 700 об утверждении примерных штатных нормативов организаций, предоставляющих услуги по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

приказ Минтруда России от 27 сентября 2017 г. № 701 об утверждении примерного порядка организации межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающего формирование системы комплексной реабилитации инвалидов, раннюю помощь, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение;

приказ Минтруда России от 29 сентября 2017 г. № 705 об утверждении примерной модели межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающей принцип ранней помощи, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение;

приказ Минтруда России от 9 ноября 2017 г. № 777 об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости;

приказ Минтруда России от 26 декабря 2017 г. № 875 об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации).

Продолжена реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) и Плана по ее реализации.

В 2017 году для обеспечения развития и реализации ранней помощи в субъектах Российской Федерации в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Минтруда России (далее – научный центр) создано новое научно-методическое направление по ранней помощи, а также методический кабинет.

Научным центром разработаны методические документы, необходимые для дальнейшей реализации Концепции.

Минтрудом России организована работа в субъектах Российской Федерации для определения численности детей в возрасте от рождения до 3 лет, нуждающихся в оказании услуг ранней помощи. По состоянию на 1 сентября 2017 года по информации, представленной 80 субъектами Российской Федерации, численность таких детей составляет 367,9 тыс. человек.

Для объединения усилий различных ведомств (в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты) по предоставлению услуг ранней помощи разработан примерный порядок организации межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги и раннюю помощь, направленный на обеспечение преемственности в работе.

При участии представителей общественных организаций и профессионального сообщества разработаны проекты регламентирующих документов, направленных на организацию межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг ранней помощи в регионах, сформирован примерный перечень таких услуг, предложена оценка качества и эффективности их предоставления и подготовлены необходимые проекты типовых документов.

В 2018 году указанные документы проходят апробацию в пилотном проекте в двух регионах: Свердловская область и Пермский край.

К ведению Минтруда России отнесены одиннадцать федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений (далее - учреждения) для детей-инвалидов, инвалидов детства, инвалидов (I, II, III групп), лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом деятельности учреждений является реализация основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Реализация основных профессиональных образовательных программ осуществляется по 21 программе подготовки специалистов среднего звена и 9 программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по актуальным профессиям и специальностям в следующих отраслях: машиностроение, электроника, радиотехника и системы связи, технологии легкой промышленности, экономика и управление, социология и социальная работа, юриспруденция, средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, история и археология, культуроведение и социокультурные проекты, информатика и вычислительная техника и пр.

Реабилитационно-образовательные услуги предоставляются детям-инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе детям-сиротам и нуждающимся в реабилитационных услугах.

На 1 октября 2017 года численность студентов в учреждениях составила 2279 человек, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1798 студента, из них 1538 студента – инвалидов I, II, III групп по различным видам заболеваний, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, также 97 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прием 2017 года в образовательные учреждения составил 751 человек.

В образовательных учреждениях обучаются студенты с нарушением зрения (9,7%), с нарушением слуха и речи (10%), с нарушением опорно-двигательного аппарата (21%), с соматическими нарушениями (32,5%), с расстройствами нервной системы (1,5%).

Ряд студентов - инвалидов имеют сопутствующие заболевания, с редкой врожденной патологией, последствиями тяжелых травм, отклонениями в психике, студенты, передвигающиеся на колясках.

В образовательных учреждениях созданы специальные условия для обучения студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, основными из которых являются:

создание образовательной среды, приспособленной к специальным потребностям инвалидов и обеспечивающих им условия для освоения основных образовательных профессиональных программ, охрану здоровья, реализацию индивидуальных программ реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства учебного учреждения;

формат учебного процесса с учетом применения специальных образовательно-коррекционных технологий, направленных на адаптацию учебного процесса к особенностям и возможностям инвалидов.

Исходя из данных особенностей и с учетом требований к структуре учебных планов при формировании перечня дисциплин по выбору студентов учитывается развитие личностных потребностей студентов, запросы регионального рынка труда, перспектива конкурентоспособности выпускников.

По запросу работодателей осуществлено введение на специальности «Программирование в компьютерных системах» новых курсов в целях дальнейшей профессиональной реабилитации обучающихся: «Веб-дизайн», «Охрана труда», «Основы информационной безопасности» и нового профессионального модуля «Разработка, сопровождение и эксплуатация программных модулей экономических задач».

Образовательными учреждениями активно внедряется практика разностороннего включения в образовательный процесс представителей потенциальных работодателей (ведение отдельных курсов, участие в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах в качестве членов жюри, проведение производственных экскурсий на предприятиях, участие в работе Государственной экзаменационной комиссии).

Не менее 65% выпускников представляют «хорошие» и «отличные» отчеты по практике, что является базовой подготовкой к итоговой государственной аттестации.

Проводилась работа по сотрудничеству с общественными организациями, осуществляющими содействие трудоустройству (это всероссийские и региональные фонды «Наши дети», «Перспектива» - проведение тренингов с обучающимися выпускных групп), также интернет-порталами, занимающимися трудоустройством инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, такими как Dislife.ru, Trudvsem.ru.

В 2017 году выпуск студентов по очной и заочной формам обучения составил 521 человек, из них за счет средств федерального бюджета - 358 человек.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации студенты обеспечиваются академической и социальной стипендиями, мерами социальной поддержки.

Численность студентов очной формы обучения, обучающихся за счет средств федерального бюджета и получающих стипендию, составила 1442 человека, или 90% от общей численности студентов очной формы обучения.

Ежегодно в образовательных учреждениях имеются обладатели стипендии Правительства Российской Федерации. В 2016/17 учебном году такие стипендии получали 9 студентов.

С учетом новых подходов к организации реализации профессиональных образовательных программ по новым ФГОС ТОП50, в соответствии с приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» образовательными учреждениями проводилась целенаправленная работа по подготовке основных профессиональных образовательных программ к лицензированию: 43.02.14 Гостиничное дело, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств.

В связи с введением нового вида государственной итоговой аттестации - демонстрационного экзамена (проводится по стандартам WorldSkills), а также совершенствованием содержания среднего профессионального образования (далее - СПО) в тесном взаимодействии с Федеральными учебно-методическими объединениями и межрегиональными центрами квалификаций, образовательными учреждениями проводится работа по актуализации и совершенствованию системы СПО, внедрению новых технологий и участию студентов в конкурсах профессионального мастерства.

Студенты федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с 2016 года принимают участие в региональных чемпионатах Кемеровской области, Красноярского края по стандартам WorldSkills.

В 2017 году в соответствии с приказом федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» от 30 июня 2017 г. № 325 «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Ивановский радиотехнический техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации включен в действующую сетевую экспериментальную площадку федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Развитие форм обучения на рабочем месте при внедрении практико-ориентированной модели среднего профессионального образования».

В связи с повышением требований к опыту практической деятельности педагогических работников проводилась работа по повышению квалификации через стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности преподавателей.

В 2017 году педагогический состав образовательных учреждений в количестве 344 человек укомплектован профессиональными квалифицированными кадрами, из них:

6% - мастера производственного обучения,

82% - преподаватели специального профессионального цикла и общеобразовательных дисциплин;

12% - педагоги – психологи, социальные педагоги, воспитатели, концертмейстеры и др.

Удельный вес численности педагогических работников в общей численности работников образовательных учреждений составляет 37 %.

Удельный вес педагогических работников с высшей квалификационной категорией в общей численности педагогических работников составляет 36%, первой квалификационной категорией - 19%. Удельный вес педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории, составляет 58% . Средний возраст педагогических работников составляет 40 лет.

Численность студентов в расчете на 1 работника (в должности преподавателя и (или) мастера производственного обучения) составила 9 чел.

В образовательных учреждениях организована системная подготовка кадров через программы повышения квалификации. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 193 «Об аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в целях установления квалификационной категории» 20-21 июня 2017 года проведена аттестация педагогических работников, подведомственных Минтруду России федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений.

В 2017 году в соответствии с приказом Минтруда России от 14 июля 2017 года № 563 «О присвоении квалификационных категорий» 63 педагогическим работникам присвоены квалификационные категории, из них 49 педагогическим работникам - высшая квалификационная категория, 14 - первая квалификационная категория.

19-20 сентября 2017 года Комиссией по аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденной приказом Минтруда России от 28 августа 2017 г. № 642 проведена аттестация руководителей и кандидатов на должность руководителей в формате видеоконференции с участием в режиме он-лайн представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ), установлены следующие показатели соотношения среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности, установленной в регионе Российской Федерации:

преподаватели - 95% в 2017 году и 100% в 2018 году;

мастера производственного обучения - 95% в 2017 году и 100% в 2018 году.

В соответствии с Указом в 2017 году показатели соотношения средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения к среднемесячной заработной плате в субъектах Российской Федерации, достигнуты.

Ежегодно в Российской Федерации обеспечиваются техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) около 1,6 млн. граждан, признанных инвалидами.

Номенклатура ТСР, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, весьма обширна и насчитывает свыше 290 наименований изделий.

По предварительной оценке в 2017 году уровень обеспеченности инвалидов ТСР прогнозируется не ниже 2016 года 87,25%.

В 2017 году на мероприятия по обеспечению инвалидов ТСР было предусмотрено 32,8 млрд. рублей.

Важнейшей задачей в сфере обеспечения инвалидов ТСР является повышение доступности данных услуг, а также их своевременное и качественное предоставление с учетом индивидуальных потребностей инвалидов.

В отношении услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) принято решение об определении единственного поставщика на 2017-2018 годы (Всероссийское общество глухих, далее - ВОГ). Указанная мера, позволила повысить не только качество оказываемых инвалидам услуг, но и привлекательность данной профессии. В 2017 году за счет указанной меры им удалось увеличить число штатных переводчиков и привлечь новых специалистов. 

С 2017 года предоставлена возможность инвалидам подать заявление на обеспечение ТСР не только в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, но и в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, которые имеют широкую сеть и продолжают развиваться в регионах.

С 1 января 2017 года введен в эксплуатацию Федеральный реестр инвалидов (далее - реестр).

Реестр ведется для учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.

В 2017 году большая часть указанных сведений размещена в реестре. В текущем году работа по наполнению реестра, а также по расширению состава размещаемых в нем сведений, будет продолжена.

В реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», где отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр позволяет производить в Российской Федерации сбор надлежащей информации об инвалидах для выработки в отношении них эффективных государственных мер с учетом потребности инвалидов, их демографического состава и социально-экономического положения. Кроме того использование реестра позволяет исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, а также более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях.

В целях повышения уровня социальной интеграции слепоглухих (инвалиды с нарушениями функций одновременно слуха и зрения) по итогам 2017 года в отношении указанной категории инвалидов обеспечена возможность предоставления за счет средств федерального бюджета брайлевского дисплея и программного обеспечения экранного доступа, а также услуг по переводу русского жестового языка (тифлосурдопереводу) в количестве 84 и 240 часов в 12-ти месячном в зависимости от степени нарушения сенсорных функций (слуха, зрения) (взамен ранее предусмотренных 40 часов).

В целях упорядочения процедуры формирования номенклатуры ТСР, предоставляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета, с 1 января 2018 года предусмотрена возможность ежегодной актуализации классификации ТСР в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень), с возложением полномочий по определению порядка актуализации на Минтруд России по согласованию с Минфином России. Работа по утверждению порядка актуализации (создание комиссии, рассмотрение предложений, принятие соответствующих решений) активно ведется Минтрудом России совместно с Минфином России.

Реализация данного мероприятия позволит либо исключить ТСР старого образца или не востребованные инвалидами, либо включить новые модификации в конкретную группу ТСР, установленную Федеральным перечнем, или в раздел классификации, предусматривающий возможность самостоятельного приобретения инвалидами изделий с последующим получением за них компенсации.

Для совершенствования процедуры закупок ТСР для инвалидов в части повышения объективности и прозрачности формирования начальной (максимальной) цены контракта, а также минимизации случаев получения необъективной ценовой информации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 1995-р установлен исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы при определении начальной (максимальной) цены контракта на поставку ТСР и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем.

В целях снижения рисков зависимости обеспечения инвалидов ТСР от внешних экономических факторов осуществляется реализация мероприятий по организации в субъектах Российской Федерации пунктов временной выдачи ТСР (пункты проката), где будет представлен широкий ассортимент изделий от разных производителей, обеспечена возможность практической апробации различных моделей, их подбора во временное пользование с учетом личных предпочтений инвалидов, их индивидуальных особенностей и социальной вовлеченности. Данное мероприятие будет способствовать более оперативному получению изделий на период проведения их закупки и ремонта.

 

Задачи на 2018 год

Продолжить работу по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, направленных на формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Завершить пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и формированию системы ранней помощи в Свердловской области и Пермском крае.

По итогам пилотного проекта по ранней помощи определить составляющий систему ранней помощи комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, которые уже оказываются в системе здравоохранения, социальной защиты и образования, а также сформировать перечень услуг, характерных только для ранней помощи.

В целях обеспечения выполнения федеральными казенными образовательными учреждениями Минтруда России (далее - Учреждения) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» обеспечить дальнейшее совершенствование в Учреждениях образовательной среды, организационно, методически, технологически приспособленной к специальным потребностям инвалидов и обеспечивающих им условия для освоения основных образовательных профессиональных программ, охрану здоровья, реализацию индивидуальных программ реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства учебного учреждения, коррекцию формы организации учебного процесса с учетом применения специальных образовательно-коррекционных технологий, направленных на адаптацию учебного процесса к особенностям и возможностям инвалидов.

Обеспечить взаимодействие Учреждений и федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы в целях повышения качества приема абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на профессиональное обучение за счет средств федерального бюджета.

Продолжить реализацию мероприятий по наполнению Федерального реестра инвалидов, а также по расширению состава размещаемых в нем сведений об инвалидах.

Проработать вопрос определения единственных поставщиков кресел-колясок для инвалидов на 2018 годы в целях стимулирования импортозамещающего производства современных, качественных технических средств реабилитации.

Осуществить внедрение нового механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (наравне с уже существующими) -использование электронного сертификата для приобретения отдельных видов средств реабилитации, что позволит сократить сроки получения указанных изделий и обеспечит возможность их самостоятельного выбора инвалидами с учетом индивидуальных потребностей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...