Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нуждающиеся граждане получают адресную социальную поддержку




 

В 2017 году отмечается рост номинальных денежных доходов населения: среднедушевые денежные доходы увеличились на 2,4%, среднемесячная заработная плата - на 7,2%, средний размер страховой пенсии - на 7,4%.

Заработная плата в реальном исчислении за 2017 год по сравнению с 2016 годом повысилась на 3,4% (в 2016 году выросла по сравнению с 2015 годом на 0,8%).

Реальный размер назначенных пенсий в 2017 году (с учетом единовременной денежной выплаты в размере 5 тыс. рублей в январе 2017 года) вырос на 3,6% по сравнению с 2016 годом (в 2016 году он снизился по сравнению с 2015 годом на 3,4%).

Вместе с тем, реальные располагаемые денежные доходы в 2017 году продолжали снижаться и по отношению к 2016 году уменьшились на 1,7% (в 2016 году они снизились по отношению к 2015 году на 5,8%).

Снижение реальных денежных доходов связано с тем, что цены на продукты питания, товары и услуги массового спроса растут быстрее, чем денежные доходы населения.

В структуре денежных доходов по сравнению с предыдущим годом произошли следующие изменения. Увеличилась доля оплаты труда, включая скрытую заработную плату, в денежных доходах населения - на 0,5 процентных пункта (с 64,6% в 2016 году до 65,1% в 2017 году). Доля социальных выплат в денежных доходах населения увеличилась на 0,7 процентных пункта и составила 19,8%. Доля доходов от предпринимательской деятельности снизилась на 0,2 процентных пункта, составив 7,6%, доля доходов от собственности снизилась на 1 процентный пункт, составив 5,5%.

Дифференциация денежных доходов (соотношение между доходами 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения) в 2017 году практически не изменилась (уменьшилась на 0,1 процентного пункта по отношению к 2016 году) и составила 15,5 раза.

На долю 10% наиболее обеспеченного населения, по предварительным данным, в 2017 году, как и в 2016 году, приходилось 30,3% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9%.

Величина прожиточного минимума на душу населения, по оценке, составила в среднем за 2017 год 10888 рублей, в том числе для трудоспособного населения – 10899 рублей, пенсионеров – 8315 рублей, детей - 9925 рублей.

Соотношение между среднедушевым доходом и величиной прожиточного минимума на душу населения в 2017 году по сравнению с предыдущим годом не изменилось и составило 3,1 раза. Соотношение между средней зарплатой и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения за этот период повысилось с 3,5 до 3,6 раза. Соотношение между средней пенсией по старости и величиной прожиточного минимума пенсионера составило 1,6 раза (в 2016 году – 1,5 раза).

По оценке, численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2017 году несколько сократилась, составив 19,5 млн. человек или 13,3% от общей численности населения (в 2016 году – 19,6 млн. человек, или 13,4%).

В структуре использования денежных доходов населения произошли незначительные изменения. Расходы населения на покупку товаров и услуг в 2017 году по сравнению с 2016 годом повысились с 73,1% до 75% от денежных доходов. Доля расходов на оплату обязательных платежей и взносов также увеличилась с 11,2% в 2016 году до 11,8% в 2017 году. Расходы на сбережения уменьшились на 3 процентных пункта, составив 8,1%. Доля расходов на покупку валюты в 2017 году снизилась на 0,3 процентных пункта, составив 3,7%.

Из объема денежных доходов населения в 2017 году, сложившегося в размере 55447,8 млрд. рублей, что на 2,5% больше, чем в 2016 году, население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 41569,5 млрд. рублей, что на 5,1% больше, чем в 2016 году. Сбережения населения за этот период составили 7520,8 млрд. рублей и снизились на 12,8% по сравнению с предыдущим годом.

В целом за 2017 год превышение денежных доходов над денежными расходами населения составило 804,1 млрд. рублей (в 2016 году денежные расходы превышали денежные доходы на 424,6 млрд. рублей).

Несмотря на трудную финансово-экономическую ситуацию, социальные обязательства государства в отношении отдельных категорий населения выполнялись в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для поддержания покупательной способности денежных доходов граждан в связи с ростом потребительских цен изменен порядок индексации социальных выплат.

С 1 февраля 2018 года во исполнение Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 года № 74 «Об утверждении коэффициента индексаций выплат, пособий и компенсаций» осуществлена индексация выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, включая граждан, имеющих детей, инвалидов, ветеранов, граждан, пострадавших в результате воздействия радиации, исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2017 год на 2,5%.

В 2017 году приято постановление от 17 мая 2017 г. № 576 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 813».

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в 2017 году подготовлены ежеквартальные постановления Правительства Российской Федерации об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за IV квартал 2016 г. от 30 марта 2017 г. № 352, за I квартал 2017 г. от 20 июня 2017 г. № 730, за II квартал 2017 г. от 19 сентября 2017 г. № 1119, за III квартал 2017 г. от 8 декабря 2017 г. № 1490).

Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» изменен порядок установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Во исполнение данного Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2018 года величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом Минтруда России по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России.

В 2017 году в регионах развивалось оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Эта технология направлена на стимулирование малообеспеченных граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из бедности. Таким гражданам региональные органы предлагают более весомую материальную поддержку при заключении социального контракта и принятии программы социальной адаптации. В числе этих мероприятий: поиск работы, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведение личного подсобного хозяйства.

Сфера применения государственной социальной помощи на основании социального контракта расширяется. В 2017 году по предварительным данным, поступившим из органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в целом по Российской Федерации с гражданами было заключено 65,4 тысячи социальных контрактов или на 73% больше, чем в 2013 году. С учетом всех членов семей социальным контрактом было охвачено 230,7 тыс. человек или в 2,4 раза больше, чем в 2013 году.

Приоритет оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, прежде всего, для малообеспеченных семьей с детьми.

В 2017 году с малообеспеченными семьями, имеющими детей в возрасте до 16 лет, заключено 46,9 тысяч социальных контрактов, что составило 71,7% от общего числа социальных контрактов в целом по Российской Федерации.

Средний размер единовременной денежной выплаты семьям с детьми в рамках социального контракта в среднем по субъектам Российской Федерации составил 36,8 тыс. рублей (в 2013 году – 34,0 тыс. рублей). В ряде регионов средний размер единовременной выплаты семьям с детьми существенно выше: в Сахалинской области – 185,2 тыс. рублей, Республике Саха (Якутия) – 148,3 тыс. рублей, Краснодарском крае – 82,8 тыс. рублей, Республике Крым – 76,3 тыс. рублей, Калининградской области – 71,4 тыс. рублей, Тверской области – 70,9 тыс. рублей, Республике Карелия – 64,1 тыс. рублей.

В 2017 году в рамках социального контракта 74,7 тыс. человек из малообеспеченных семей с детьми вели личное подсобное хозяйство, 30,8 тыс. человек получили социальные услуги, 3,9 тыс. гражданам органами службы занятости населения оказано содействие в поиске работы, 1,7 тыс. семей занимались индивидуальной трудовой деятельностью, 0,7 тыс. человек прошли профессиональное обучение.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта является эффективной формой социальной поддержки нуждающихся семей.

В 2017 году среднедушевой доход в семьях, имеющих детей, по окончании социального контракта в целом по Российской Федерации увеличился в 1,5 раза. Во Владимирской и Ростовской областях увеличение дохода составило 2,4 раза, Томской области - 2,1 раза, Омской области - 2,0 раза, Тамбовской области - 1,7 раза, Архангельской, Оренбургской, Самарской областях и Республике Бурятия – 1,6 раза.

Из общего числа семей с детьми, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в целом по Российской Федерации 41,8% преодолели трудную жизненную ситуацию (в 2013 году - 21,7%). Наиболее высокие значения данного показателя в Ивановской, Орловской, Самарской и Курганской областях, республиках Мэрий Эл и Хакасия, Тюменской области, Республике Тыва, Ставропольском крае 87,0%, Чукотском автономном округе - 100%.

Применение технологии социального контракта способствует трудоустройству незанятых трудоспособных членов нуждающихся семей, повышает социальную ответственность граждан при выполнении ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

В 2017 году доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста из числа малообеспеченных семей с детьми в общей численности граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, составила в Республике Коми 100%, Тульской области - 62,6%, Мурманской области - 43,4%, Липецкой области - 42,2%, Республике Калмыкия - 41,2%, Ленинградской области – 34,6%.

У 33,3% семей с детьми увеличились натуральные поступления продукции из личных подсобных хозяйств, что способствовало улучшению качества домашнего питания.

По завершении социального контракта 49,6% малообеспеченных семей, улучшив свое материальное положение, преодолели бедность.

Доля малообеспеченных семей, преодолевших трудную жизненную ситуацию, составила 46,7%.

В субъектах Российской Федерации прорабатываются и принимаются решения, направленные на стимулирование оказания малоимущим семьям государственной социальной помощи на основании социального контракта.

С учетом лучших практик субъектов Российской Федерации и эффективности применения технологии социального контракта органами государственной власти субъектов Российской Федерации будут осуществляться дополнительные меры по увеличению числа малоимущих граждан (семей), охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта и расходов региональных бюджетов на эти цели, информационного обеспечения услуги по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.

По состоянию на 1 января 2018 года в Российской Федерации проживает около 20 млн. ветеранов и Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалера ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (далее - Герои).

В 2017 году приняты Постановления Правительство Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году», от 7 апреля 2017 г. № 418 «О приостановлении действия некоторых актов Правительства Российской Федерации», согласно которым индексация ежемесячных денежных выплат ветеранам из числа федеральных льготников и Героям осуществлена с 1 февраля 2017 года исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год на 5,4% (тогда как прогнозный уровень инфляции на 2017 год не превышает 4%).

Принятые меры позволили произвести индексацию выплат в более ранние сроки и на больший процент, чем было предусмотрено ранее действовавшими нормативными правовыми актами.

С 1 февраля 2017 года размер ежемесячной денежной выплаты составил от 1517,2 рублей (у членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий) до 5054,11 рублей (у инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами). Герои СССР, Герои России и полные кавалеры ордена Славы, члены семей умерших (погибших) Героев получали в 2017 году ежемесячную денежную выплату в размере 59591,94 рубля, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы - 43940,26 рубля.

В 2017 году на осуществление ежемесячных денежных выплат в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» выделено 73,8 млрд. рублей.

Меры социальной поддержки ветеранов, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», осуществляются своевременно и в полном объеме.

Ветеранам Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла за счет средств региональных бюджетов в 2017 году осуществлены ежемесячные денежные выплаты от 262 рублей (Республика Алтай) до 2707 рублей (Чукотский автономный округ), ветеранам труда и ветеранам военной службы - от 148 рублей (Республика Алтай) до 1700 рублей (Калининградская область).

Труженикам тыла, ветеранам труда и ветеранам военной службы предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, услуг связи, медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, санаторно-курортному лечению, зубопротезированию.

С 2013 года материальное обеспечение ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны увеличилось на 21-69% в зависимости от категории, и в 2017 году в 2-4,7 раза превышает установленную величину прожиточного минимума пенсионера (8540 рублей.).

Общий размер материального обеспечения инвалидов из числа участников Великой Отечественной войны, с учетом пенсии, ежемесячной денежной выплаты, дополнительного ежемесячного материального обеспечения составляет до 40,3 тыс. рублей.

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» 485 тыс. ветеранам установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма) или 500 рублей (вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны, бывшие совершеннолетние узники фашизма).

Аналогичное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение установлено ветеранам Великой Отечественной войны из числа иностранных граждан, постоянно проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике получили 6 тыс. человек.

В 2017 году на выплаты из федерального бюджета выделено 4,4 млрд. рублей.

В 2017 году Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2017 г. № 311 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающих в государстве Израиль» установлено пожизненное ежемесячное материальное обеспечение ветеранам Великой Отечественной войны из числа граждан, постоянно проживающих в Государстве Израиль.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. № 935 утверждены Правила выплаты пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2017 г. № 311 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающих в Государстве Израиль». С 1 января 2018 года выплаты получат 4 тысячи ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в государстве Израиль.

В целях повышения уровня материального обеспечения военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы с 1 сентября 2005 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей в месяц в 2017 году получили 47 тыс. человек.

В 2017 году в федеральном бюджете на осуществление выплаты выделено 731,3 млн. рублей.

В целях установления единого срока обращения за ежемесячной денежной выплатой как для Героев, так и для членов семей погибших (умерших) Героев СССР, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, а также предоставления членам семьи Героя Российской Федерации, звание Героя Российской Федерации которому присвоено посмертно, возможности при первичном обращении получать ежемесячную денежную выплату со следующего месяца после обращения, принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 91 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

Приказом Минтруда России от 18 декабря 2017 г. № 853н «О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35н» Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации дополнен положениями, предусматривающими возможность обращения заявителей за ежемесячной денежной выплатой (далее – ЕДВ), в том числе за переводом ЕДВ с одного основания на другое, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и подачи заявлений в электронной форме как через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», так и через информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

В 2017 году в 16 субъектах Российской Федерации выплачивалась региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам (далее - РСД).

В 2017 году ежеквартально предоставлялись бюджетам 13 субъектов Российской Федерации иные межбюджетные трансферты на выплату РСД по итогам отчетной информации регионов.

Предусмотренный Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» объем трансферта на выплату РСД на 2017 год (6417062,8 тыс. рублей), распределенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2767-р, доведен до субъектов Российской Федерации в полном объеме.

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» было предусмотрено увеличение трансферта на выплату РСД на 1000000,0 тыс. рублей. 

В целях распределения 1000000,0 тыс. рублей между субъектами Российской Федерации, заявившими о наличии потребности в дополнительных средствах федерального бюджета на осуществление РСД, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1059 «О внесении изменений в Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии» внесены соответствующие изменения в Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату РСД.

По информации субъектов Российской Федерации, в 2017 году задолженности по выплатам РСД нет. Средний размер РСД варьируется от 1799,64 рубля (Еврейская автономная область) до 6610,26 рубля (Чукотский автономный округ).

Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрен объём трансферта на выплату РСД на 2018 год 7085734,5 тыс. рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. № 2830-р утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации на 2018 год.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.1 протокола заседания Российского организационного комитета «Победа» от 5 апреля 2016 г. № 37, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 18 апреля 2016 г. № Пр-688 Минтрудом России в 2017 году был продолжен мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий по проведению ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны.

По информации администраций субъектов Российской Федерации, ремонт жилых помещений, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны, в 2017 году осуществлен 24,8 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны (в 2016 г. - 68,1 тыс. человек, в 2015 г. - 50,9 тыс. человек, в 2014 г. - 55 тыс. человек).

На указанные цели в 2017 году в субъектах Российской Федерации израсходовано около 1,2 млрд. рублей.

Капитальный и текущий ремонт проводился в 41 субъекте Российской Федерации. В 19 субъектах Российской Федерации осуществлялся капитальный ремонт жилых помещений, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны. Проведение текущего ремонта жилых помещений, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны, осуществлялось в 15 субъектах Российской Федерации.

Проведение ремонта жилых помещений, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны, осуществлялся в различных формах (фактическое проведение ремонтных работ, единовременная выплата, компенсация расходов, выдача сертификата) с привлечением разных источников финансирования (средства региональных и местных бюджетов, спонсорские).

В рамках исполнения пункта 8 протокола заседания Российского организационного комитета «Победа» от 20 апреля 2017 г. № 39, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным (от 4 мая 2017 г. № пр-884), осуществлялась подготовка проекта доклада «О проведении государственной политики в отношении ветеранов» (далее – проект доклада) (поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 25 сентября 2017 г. № ОГ-П12-6329). Проект доклада и проект решения по проекту доклада рассматривались на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец 12 декабря 2017 года (протокол от 12 декабря 2017 г. № ОГ-П12-292пр).

Проект доклада подготовлен к 40-му заседанию Российского организационного комитета «Победа» межведомственной рабочей группой, созданной на базе Минтруда России (приказ Минтруда России от 9 июня 2017 г. № 485).

Цель доклада – анализ государственной политики в отношении ветеранов, а также постановка задач по ее совершенствованию на ближайшие годы (2018-2023 годы) в связи с празднованием 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, как этапного периода по передаче ими эстафеты боевого подвига, патриотических традиций последующим поколениям и молодежи.

Письмом Минтруда России от 18 декабря 2017 г. № 12-5/10/П-8617 проект доклада и проект решения направлены в Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов.

В 2017 году в рамках реализации Плана мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, утвержденного приказом Минтруда России от 6 сентября 2016 г. № 496, проводились следующее мероприятия.

В общественных работах и временном трудоустройстве по благоустройству воинских захоронений, мемориалов, памятников и обелисков воинской славы участвовали 80421 человек, в проведении поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны - 351 человек, в проведении мероприятий по оказанию социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, семьям погибших воинов - 13869 человек.

Работа по вовлечению несовершеннолетних граждан и инвалидов в систему патриотического воспитания в 2017 году осуществлялась органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области социальной защиты населения, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, федеральными казенными профессиональными образовательными учреждениями, находящимися в ведении Минтруда России, в рамках различных программ и планов мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Федеральным законом от 16 октября 2017 г. № 294-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения, расширившие период обороны Севастополя. Начало обороны изменено с 5 ноября 1941 года на 30 октября 1941 года.

В 2017 году в связи со структурными изменениями в федеральных государственных органах на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» и образованием Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. № 1333 «О внесении изменения в Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана военной службы и ветерана труда», в соответствии с которым кадровые подразделения федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых законом предусмотрена военная служба, получили возможность выдавать удостоверения лицам, которым в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» присвоено звание «Ветеран военной службы».

В 2017 году проведена работа по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в части социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, инвалидов вследствие военной травмы и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1497 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Данным постановлением из правил, устанавливающих механизм предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 и от 28 июня 2016 г. № 588, исключены положения, предусматривающие предоставление гражданами справок о составе семьи, а также о совместном проживании детей с получателями выплат (пособий, компенсаций) на загрязненных вследствие чернобыльской катастрофы территориях. Справки заменены сведениями, декларируемыми гражданином в заявлении при его обращении за назначением мер социальной поддержки в уполномоченные органы.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Данным постановлением из правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, исключено положение предусматривающее истребование с граждан, уволенных с военной службы, справки о составе семьи при определении размера предоставляемого им жилья. Справка, необходимая для решения вопроса об определении размера предоставляемого жилья гражданину, уволенному с военной службы, заменена сведениями, декларируемыми в заявлении данного гражданина, подаваемом в орган местного самоуправления, в котором он состоит в очереди на получение жилого помещения.

В 2017 году принято постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 1013 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1051».

Данным постановлением внесены изменения в Правила предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Исключено условие, устанавливающее возрастной ценз для выплаты данного пособия, детям до 15 лет.

Выплата пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха теперь назначается детям, обучающимся по основной общеобразовательной программе (за исключением образовательных программ дошкольного образования), с календарного года, следующего за календарным годом начала обучения ребенка, а прекращается с календарного года, следующего за календарным годом окончания ребенком этого обучения, что соответствует нормам статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 500 «О внесении изменения в правила предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в чеченской республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации» с 2017 года указанное пособие было установлено в размере 23568,9 рублей.

В 2017 году подготовлено 5 проектов заключений Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, разработанных членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.

В 2017 году принято участие в разработке и согласовании Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году» с 1 февраля 2017 г. индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами в связи с чернобыльской катастрофой, с аварией в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска была установлена на уровне 1,07.

Численность получателей в 2017 году составила 45,06 тыс. человек (в 2016 году - 45,85 тыс. человек). На осуществление выплаты из федерального бюджета было направлено 10511,8 млн. рублей. Средний размер выплаты составил 19440 рублей ежемесячно (в 2016 году - 18620 рублей).

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» с 1 января 2015 года Российской Федерацией передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также принимавших участие в составе подразделений особого риска.

На основании заявок органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки указанным гражданам в 2017 году направлено 14687,6 млн. рублей (в 2016 году – 14156,9 млн. рублей).

В 2017 году во исполнение Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142 продолжено обеспечение выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалидам военной травмы и членам семей погибших (умерших) военнослужащих, установленной с 1 января 2012 года по аналогии с законодательством, предусматривающим такую норму для инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142 продолжено обеспечение выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалидам военной травмы и членам семей погибших (умерших) военнослужащих, установленной с 1 января 2012 года по аналогии с законодательством, предусматривающим такую норму для инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Численность получателей этой выплаты в 2017 году составила 143,95 тыс. человек ежемесячно (в 2016 году - 162,77 тыс. человек, в 2015 году - 181,2 тыс. человек, в 2014 году - 198,85 тыс. человек).

На осуществление выплаты в 2017 году из федерального бюджета было направлено 11662,9 млн. рублей, что на 1286,4 млн. рублей меньше, чем в 2016 году.

Продолжено осуществление ежемесячных компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников, некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с оплатой жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475.

В 2017 году компенсационную выплату получили 73,75 тыс. человек. Средняя ежемесячная компенсация составила 2700 рублей. На осуществление компенсационной выплаты из федерального бюджета было направлено 2389,4 млн. рублей.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца» осуществляется выплата средств федерального бюджета на осуществление проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, потерявшим кормильца. Выплата данных средств производится гражданам, имеющим на нее право, один раз в 10 лет.

В 2017 году на осуществление выплаты из федерального бюджета было направлено 211,5 млн. рублей 963 получателям. Средняя выплата на каждого получателя составила 219,6 тыс. рублей.

Продолжено осуществление ежемесячное пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях), установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 481.

В 2017 году пособие получили 1388 человек, из федерального бюджета на осуществление выплаты было направлено 44,3 млн. рублей,

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1051 «О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации» ежегодно осуществляется названное пособие.

В 2017 году размер пособия составил 23568,9 рублей, выплата произведена 728 получателям.

Принимались меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате:

- авиационной катастрофы самолета Ту-154 Минобороны России, произошедшей 25 декабря 2016 года в районе г. Сочи Краснодарского края;

- террористического акта, совершенного 3 апреля 2017 года в метрополитене г. Санкт-Петербурга;

- подтоплений в Ставропольском крае, Республике Саха (Якутия), Тюменской, Омской и Кировской областях весной 2017 года,

- пожаров, произошедших на территориях Красноярского края, Иркутской области и Республики Бурятия в апреле-мае 2017 года, а также в городе Ростове-на-Дону 21 августа 2017 года;

- аварии, произошедшей 4 августа 2017 года на руднике «Мир» АК «Алроса» в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия);

- крушении вертолета Ми-8 у побережья архипелага Шпицберген 26 октября 2017 года.

По данным вопросам неоднократно готовились соответствующие доклады в Правительство Российской Федерации, в Минтранс России, Минобороны России и другие министерства и ведомства.

В целях реализации положений главы 2.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», вступивших в силу с 1 января 2018 года, Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) осуществляет размещение в ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения) сведений о мерах социальной защиты (поддержки) от поставщиков информации, осуществляющих назначение таких мер, на всех уровнях Российской Федерации (федеральном, субъектовом и муниципальном).

В рамках реализации указанного мероприятия ПФР разработан портал ЕГИССО, на котором:

- создан кабинет поставщика информации (позволяет производить загрузку данных в ЕГИССО непосредственно в самой системе (без подключения к СМЭВ 3.0);

- создан кабинет потребителя - для получения информации о назначенных гражданину мерах социальной защиты (поддержки);

- разработан сервис «Социальный калькулятор», позволяющий любому гражданину получать информацию о положенных ему по законодательству мерах социальной защиты (поддержки) в зависимости от территории предоставления таких мер (готовность - 28 февраля 2018 г., планируемый срок открытия сервиса - после 18 марта 2018 г.);

- создан личный кабинет гражданина, через который он может получать персонифицированную информацию о предоставляемых (предоставленных) ему мерах социальной защиты, а также сведения о мерах социальной защиты, на которые он имеет право (готовность - 28 февраля 2018 г., планируемый срок открытия личного кабинета - после 18 марта 2018 г.);

- сформированы статистические данные, а также некоторые отчеты, разработанные ПФР посредством конструктора отчетов в аналитической подсистеме ЕГИССО.

В настоящее время ПФР совместно с поставщиками информации продолжает размещать в ЕГИССО информацию (данные). Планируемая дата включения в информационную систему всех предусмотренных законодательством сведений - 1 июля 2018 года.

Таким образом, в ЕГИССО (после полного наполнения информационной системы данными) будут учтены обязательства по предоставлению мер социальной защиты (поддержки) со всех уровней (по всей Российской Федерации), соотнесенные персонально с каждым получателем таких мер.

На сегодняшний день в системе зарегистрированы более 15000 поставщиков информации, загружены первичные данные от ПФР, большинство данных от субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации (статистика загрузки данных в ЕГИССО в недельной динамике и график загрузки (по неделям до 1 июля 2018 г. с показателями для каждого региона) будет представлен дополнительно).

Всеми субъектами Российской Федерации в течение 2017 года проводились мероприятия по проведению сверки с ПФР персональных данных получателей мер социальной защиты (поддержки). Для этой цели с каждым поставщиком было заключено соглашение и отработаны массивы представленных данных. В конце 2017 года данная работа была завершена, что позволило приступить к первичной загрузке в ЕГИССО фактов назначения, поступающих от субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - поставщиков информации.

При разработке ЕГИССО была дополнена целевая модель реализации функционала. Изначально предусматривалось взаимодействие с поставщиками информации через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Однако при проведении пилотного проекта в трех регионах Российской Федерации было выявлено, что большинство муниципальных образований и некоторые субъекты Российской Федерации не способны осуществлять взаимодействие с ЕГИССО посредством СМЭВ 3.0. Для предоставления возможности загрузки фактов назначения мер социальной защиты (поддержки) всеми поставщиками данных в ЕГИССО был реализован кабинет поставщика информации, который позволяет производить загрузку данных непосредственно в ЕГИССО, что позволило подключить к работе даже тех поставщиков, которые не имеют своих собственных информационных систем.

Таким образом, после загрузки всех фактов назначения мер социальной защиты (поддержки) в ЕГИССО с 1 июля 2018 г. система будет позволять:

- каждому гражданину посредством личного кабинета получить персональную информацию обо всех мерах социальной защиты (поддержки), предоставляемых (предоставленных) ему на всех уровнях - федеральном, субъектовом, муниципальном;

- посредством сервиса «Социальный калькулятор» ознакомиться со всеми мерами социальной защиты (поддержки), на которые гражданин имеет право в соответствии с законодательными нормами в зависимости от текущей или планируемой территории проживания;

- организациям, осуществляющим назначение мер социальной защиты (поддержки), ознакомиться с перечнем мер, предоставляемых конкретному гражданину, для исключения фактов повторного назначения;

- получить статистическую и аналитическую информацию о количестве граждан, получающих меры социальной защиты (поддержки), целиком по Российской Федерации, в конкретном регионе, муниципальном районе с разбивкой по категориям, мерам, с указанием средних сумм предоставляемых выплат.

Одновременно с этими работами ПФР проводит консультации с Федеральным казначейством с целью соотнесения финансовых обязательств, сформированных с учетом фактов назначения мер социальной защиты (поддержки) в ЕГИССО, с фактическими выплатами, проходящими через Федеральное казначейство. Это позволит более полно проводить анализ фактического исполнения финансовых обязательств всеми главными распорядителями бюджетных средств как федерального, так и субъектового и муниципального уровней, и осуществлять планирование на основании фактического количества получателей социальных гарантий в Российской Федерации.

Также в течение 2018 года планируется проведение работ по учету фактически выплачиваемых сумм получателям мер социальной защиты (поддержки), что позволит иметь достоверную информацию о совокупном доходе граждан в конкретный временной период.

Кроме того, работа по созданию ЕГИССО выявила потребность муниципальных образований в программном комплексе, позволяющем не только вести реестр назначенных мер социальной поддержки (защиты), но и вести учет правоустанавливающих и выплатных документов. Так как количество мер, назначаемых данными органами власти, невелико (в среднем от 2 до 5), то большинство таких органов ведет этот учет в офисных таблицах или на бумаге. С учетом поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 26 апреля 2017 г. обеспечить внесение изменений в федеральные законы, предусмотрев принципы обработки данных в государственных информационных системах, один из которых — хранение персональных данных в электронном виде в информационных системах по месту возникновения таких данных, предполагается создание такого комплекса непосредственно в ЕГИССО. В этом случае загружаемые в систему данные будут учитываться в соответствии с классификатором мер социальной защиты (поддержки) в ЕГИССО, храниться в местах их возникновения и доступны с момента ввода данных в систему. Кроме того, расходы, связанные с доработкой программного обеспечения, будут значительно меньше, так как при необходимости будет модернизироваться только одна информационная система, которая используется всеми органами власти.

В целях реализации запланированных мероприятий по развитию и модернизации ЕГИССО распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 февраля 2018 г. № 68-р утвержден План мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации по сопровождению и развитию Единой государственной системы социального обеспечения на 2018 год, предусматривающий ряд мероприятий по совершенствованию и развитию ЕГИССО.

 

Задачи на 2018 год

Подготовить предложения о системе мер, направленных на уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан.

Подготовить предложения о развитии принципов справедливости в системе социальной помощи.

В рамках рабочей группы, образованной в Минтруде России с участием представителей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, объединений работодателей, научных организаций, других заинтересованных организаций, подготовить предложения по:

определению новой потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации в целях приближения минимального набора продуктов питания к рациональным нормам здорового питания;

разработке методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации;

подготовке порядка исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации.

Разработать предложения по совершенствованию порядка определения величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Подготовить методические рекомендации по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки.

Подготовить предложения по развитию механизма предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта с целью увеличения доли малоимущих граждан, охваченных социальным контрактом.

Подготовить нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и Минтруда России по реализации Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 91 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», предусматривающего установление единого срока обращения за ежемесячной денежной выплатой как для Героев, так и для членов семей погибших (умерших) Героев СССР, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, а также предоставление членам семьи Героя Российской Федерации, звание Героя Российской Федерации которому присвоено посмертно, возможности при первичном обращении получать ежемесячную денежную выплату со следующего месяца после обращения (включая).

Проработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос о финансировании расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество и представить в Правительство Российской Федерации согласованные решения с проектами соответствующих актов Правительства Российской Федерации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...