Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реализация государственной демографической политики, улучшение демографической ситуации




 

В 2017 году реализация Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года осуществлялась в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. № 669-р Планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

План включает комплекс мероприятий, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности от предотвратимых причин, снижение смертности за счет улучшения условий и охраны труда, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, занятие физкультурой и спортом, регулирование миграции. 

Указом Президента Российской Федерации от 7 май 2012 г. № 606 поставлена задача к 2018 году повысить рождаемость до уровня суммарного коэффициента рождаемости 1,756 (подпункт «а» пункта 1).

Данный уровень был достигнут в 2015 году (1,777) и 2016 году (1,762), несмотря на неблагоприятную социально-экономическую ситуацию, а также сокращение численности женщин активного репродуктивного возраста, которое отмечается с 2010 года.

На 1 января 2018 года, по предварительной оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации составила 146,9 млн. человек и увеличилось за год на 77,4 тыс. человек. Миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 57,6%.

По оперативной информации Росстата в 2017 году произошло существенное снижение рождаемости. За январь-декабрь 2017 года родились 1689,9 тыс. детей, что на 203,4 тыс. детей (на 10,7%) меньше, чем за соответствующий период 2016 года.

Число умерших сократилось 63,6 тыс. человек (на 3,4%) и составило 1824,3 тыс. человек. Снижение уровня смертности произошло от всех основных причин смерти.

Младенческая убыль снизилась до 5,5 на 1000 родившихся живыми (в 2016 году – 6,0).

Снижение смертности не компенсирует снижение рождаемости, естественная убыль населения составила -134,4 тыс. человек (в 2016 году естественная убыль -2,3 тыс. человек).

Снижение числа родившихся отмечено во всех субъектах Российской Федерации (в январе-декабре 2016 года рост числа родившихся –в 9 субъектах Российской Федерации, снижение – в 76 субъектах Российской Федерации).

Снижение числа умерших зарегистрировано в 80 субъектах Российской Федерации (в январе-декабре 2016 года – в 75 субъектах Российской Федерации). Рост числа умерших отмечен в 5 субъектах Российской Федерации (в январе-декабре 2016 года – в 10 субъектах Российской Федерации)

Число детей, умерших в возрасте до 1 года, снизилось в 71 субъектах Российской Федерации (в январе-декабре 2016 года – в 65 субъектах Российской Федерации). Рост числа умерших детей в возрасте до 1 года отмечен в 12 субъектах Российской Федерации (в январе-декабре 2016 года – в 17 субъектах Российской Федерации). В Республике Мордовия и Магаданской области изменений не произошло.

Естественный прирост населения зарегистрирован в 27 субъектах Российской Федерации (в январе-декабре 2016 года – в 39 субъектах Российской Федерации).

Естественный прирост сменился естественной убылью в республиках Башкортостан, Коми, Марий Эл, Удмуртская, Хакасия, Чувашская, Краснодарском, Хабаровском краях, Московской, Новосибирской областях.

Естественная убыль населения отмечается в 58 субъектах Российской Федерации (в январе-декабре 2016 года – в 46 субъектах Российской Федерации).

Естественный прирост населения зарегистрирован в целом по Северо-Кавказскому и Уральскому федеральным округам (в 2016 году – в целом по Северо-Кавказском, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному федеральным округам).

Снижение числа рождений в 2017 году лишь частично обусловлено сокращением численности молодых женщин. Это подтверждается снижением суммарного коэффициента рождаемости по сравнению с 2015-2016 годами на 8,2-8,9% (2015 год – 1,777, 2016 год – 1,762, 2017 год - оценка 1,618).

Негативное влияние на рождаемость оказали несколько факторов, которые усилили действие друг друга.

На фоне снижения численности молодых женщин, на долю которых приходится значительное число рождений, последние четыре года наблюдается снижение доходов населения, с 2016 года приостановлена индексация материнского (семейного) капитала, отдельные субъекты Российской Федерации из-за недостаточности финансовых средств отменяют или ухудшают условия получения региональных демографических мер, показавших свою эффективность (отменяют ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка, отменяют региональный материнский капитал, либо снижают его размер, вводят ограничения по доходам (только для семей с доходами ниже прожиточного минимума), что сужает число потенциальных получателей этих мер, а соответственно и потенциальное число дополнительных рождений).

Кроме того, значительный рост суммарного коэффициента рождаемости в 2015 году обусловлен тайминговыми сдвигами в календаре рождений (более раннее, чем планировалось, рождение вторых или последующих детей, спровоцированное приближением срока окончания действия материнского семейного капитала – 31 декабря 2016 года).

В 2017 году в целях поддержания рождаемости продолжена реализация программы материнского (семейного) каптала.

На 1 января 2018 года размер материнского (семейного) капитала составляет 453 тыс. рублей.

По состоянию на 1 января 2018 года всего за время реализации программы материнского (семейного) капитала (2007-2017 годы) 8,4 млн. семей получили государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал, что составляет порядка 90% от численности рожденных после 1 января 2007 года вторых, третьих и последующих детей.

Более 5,6 млн. семей (67,4%) уже обратились за использованием средств материнского (семейного) капитала, при этом 4,9 млн. семей полностью использовали эти средства.

Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала, по-прежнему, остается улучшение жилищных условий.

Так, всего за время реализации программы материнского (семейного) капитала более 5,1 млн. семей (91% от численности владельцев государственных сертификатов на материнский капитал, подавших заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала), подали заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий на общую сумму 1 960,1 млрд. рублей, в том числе:

- на погашение жилищных кредитов – 3,3 млн. семей (63,6% семей от общей численности семей, направивших средства на улучшение жилищных условий) на сумму более 1 288,7 млрд. рублей;

- приобретение жилья без привлечения кредитных средств – 1,9 млн. семей на сумму 671,5 млрд. рублей, из них: на приобретение жилого помещения путем купли-продажи – 1,3 млн. семей на сумму 519,9 млрд. рублей, на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома без привлечения специализированной строительной организации – 427,6 тыс. семей на сумму 101,8 млрд. рублей, на индивидуальное строительство с привлечением специализированных строительных организаций – 12,3 тыс. семей на сумму 4,8 млрд. рублей.

На получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования расходов подано 502 тыс. заявлений на сумму 29,8 млрд. рублей.

На формирование накопительной пенсии женщины подано 3,9 тыс. заявлений на сумму 0,89 млрд. рублей.

На приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, принято 131 заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на сумму 8 млн. рублей.

Продолжено предоставление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей.

В 2017 году ежемесячная денежная выплата была установлена в 67 субъектах Российской Федерации. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (без поддержки из федерального бюджета) ежемесячная денежная выплата предоставлялась в 17 регионах с благоприятной демографической ситуацией. В регионах с неблагоприятной демографической ситуацией указанная выплата осуществляется при софинансировании из средств федерального бюджета. В 2017 году за счет средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 50 субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2017 года средний размер данной выплаты составляет 10 234,17 рублей.

Для поддержания рождаемости принят Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № 487 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2018 года.

Указом изменены критерии отбора субъектов для включения в Перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Это позволило увеличить количество субъектов Российской Федерации, которым предоставляется субсидия за счет средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 1388 внесены соответствующие изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 г. № 2565-р утвержден перечень регионов, которые будут получать в 2018 году софинансирование из федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты на третьего ребенка или последующих детей. В перечень на 2018 год включены 60 субъектов.

Изменение критерия участия регионов в программе софинансирования из федерального бюджета ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей позволило продолжить софинансирование из федерального бюджета указанной выплаты в 4 субъектах Российской Федерации (Республика Марий Эл, Чувашская Республика-Чувашия, Камчатский край и Хабаровский край), а так же дополнительно включить в перечень 2018 года на софинансирование еще 10 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия-Алания, Удмуртская Республика, Пермский край, Астраханская область, Иркутская область, Омская область, Свердловская область, Челябинская область).

Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей утверждено приложением к Федеральному закону    от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

По итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, состоявшегося 28 ноября 2017 года, Президентом Российской Федерации даны поручения по принятию дополнительных мер, направленных на усиление государственной поддержки семей с детьми.

Во исполнение данных поручений приняты соответствующие нормативные правовые акты.

Федеральным законом от 28 декабря 2107 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» программа материнского (семейного) капитала продлена по 31 декабря 2021 года, а также предоставлена возможность распорядиться средствами материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов в любое время со дня рождения ребенка.

Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 12 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лицам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал предоставлена возможность получения информации о размере материнского (семейного) капитала либо о размере его оставшейся части в электронной форме.

Принят Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в соответствии с которым предусмотрено предоставление семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала. Ежемесячные выплаты в связи с рождением с 1 января 2018 года первого или второго ребенка предоставляются в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за их назначением.

Ежемесячная денежная выплата на первого ребенка вводится с 1 января 2018 года, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1704 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Распределение в 2018 году субвенций на указанные цели утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 3008-р.

Выплата в связи с рождением первого ребенка будут осуществляться через органы социальной защиты субъектов Российской Федерации.

В целях осуществления предоставления ежемесячных выплат приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплаты, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.

В целях контроля за реализацией мер по улучшению демографической ситуации ежемесячно проводился мониторинг демографической ситуации по основным ее параметрам в целом по Российской Федерации и в разрезе регионов. В Правительство Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Экспертное управление Президента Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах ежеквартально представлялся отчет о реализации мероприятий по улучшению демографической ситуации по Российской Федерации в целом и в разрезе федеральных округов.

Проводился мониторинг выполнения плана мероприятий по реализации в 2016-2020 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Информация о ходе выполнения в 2017 г. плана мероприятий по реализации в 2016-2020 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. направлялась в Правительство Российской Федерации за I полугодие 2017 г. и за 2017 год.

В течение года каждые 2 недели в режиме видеоконференций проводились совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец с субъектами Российской Федерации по мониторингу показателей естественного движения населения и мерам, принимаемым субъектами Российской Федерации по сохранению позитивной демографической динамики.

Проведена работа с субъектами Российской Федерации по формированию региональных планов мероприятий по повышению рождаемости на 2017-2019 гг., обеспечивающих достижение целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и сохранение положительной демографической динамики.

 

Задачи на 2018 год

Реализация Плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Обеспечение предоставления с 1 января 2018 года семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года первого ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением с 1 января 2018 года второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за их назначением.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей.

Подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении методических рекомендаций по определению целевых показателей по повышению рождаемости, снижению смертности и миграционному приросту на период до 2020 года включительно в разрезе субъектов Российской Федерации

Проведение мониторинга изменения демографической ситуации в Российской Федерации в целом и в разрезе субъектов Российской Федерации.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...