Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обеспечено улучшение условий труда




 

По предварительным данным в 2017 году:

количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом), сократилось по сравнению с 2016 годом на 21% (с 6881 случая в 2016 году до 5412 случаев в 2017 году);

количество погибших на производстве снизилось на 32% (с 2072 человек в 2016 году до 1413 человек в 2017 году).

Наибольшее количество погибших работников в результате несчастных случаев на производстве зарегистрировано в следующих видах экономической деятельности (от общего количества погибших на производстве в 2017 году) :

в строительстве (23,6%);

в обрабатывающих производствах (16,1%);

в транспортировке и хранении (11,5%);

в сельском хозяйстве, охоте (9,2%);

в добыче полезных ископаемых (8,6%).

В 2017 году из общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

25,8% несчастных случаев произошло в результате падения пострадавшего с высоты;

22,6% – в результате воздействия движущихся деталей машин и механизмов;

11,7% – в результате транспортных происшествий.

Более 69% несчастных случаев с тяжелыми последствиями вызваны типичными причинами организационного характера и так называемым «человеческим фактором» (неудовлетворительной организацией производства работ, нарушениями требований охраны труда, недостатками в обучении, нарушениями трудовой дисциплины).

В то же время, технологические и технические (техногенные) факторы послужили причинами более 7% вышеуказанных несчастных случаев.

В целях сближения и гармонизации законодательства Российской Федерации в области охраны труда с аналогичными требованиями экономически развитых стран, а также обмена передовыми достижениями в области охраны труда:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. № 1-ФЗ ратифицирована Конвенция Международной организации труда № 139 «О профилактике и контроле профессиональных рисков, вызываемых канцерогенными веществами и агентами»;

подготовлен проект федерального закона «О ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве» (Конвенция Международной организации труда № 167).

В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 7 ноября 2017 г. № ОГ-П12-7400 осуществлялась разработка подпрограммы «Безопасный труд», которая будет включена в состав государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». Мероприятия указанной подпрограммы будут направлены на формирование культуры безопасного труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (в части дополнения подпрограммой «Безопасный труд») направлен в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с Планом мероприятий, необходимых для реализации технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), а также во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 19 декабря 2017 г. № ОГ-П12-8471 подготовлены и внесены в Евразийскую экономическую комиссию:

актуализированные перечни стандартов к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) в целях уточнения области применения данного технического регламента, уточнения требований безопасности к отдельным средствам индивидуальной защиты по результатам правоприменительной практики и порядку подтверждения их соответствия установленным в техническом регламенте требованиям;

проект изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)». В настоящее время указанный проект изменений проходит внутригосударственное согласование в странах-участниках Евразийской экономической комиссии.

Продолжалась активная работа по реализации законодательства о специальной оценке условий труда.

За период с апреля 2014 года по декабрь 2017 года специальная оценка условий труда проведена на более чем 11 млн. рабочих мест, на которых занято свыше 15 млн. работников. Улучшены условия труда более чем на 1,7 млн. рабочих мест.

По результатам мониторинга проведения специальной оценки условий труда в 2017 году:

принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2018 г. № 52 «О внесении изменений в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей». Вносены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» и предусмотрено установление особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест работников организаций промышленности боеприпасов и спецхимии, а также организаций, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляется изготовление и обращение взрывчатых веществ и их компонентов;

в развитие положений постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 1351, которым внесены изменения в Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 290, приняты приказы Минтруда России, обеспечивающие необходимый уровень социальной защиты указанных категорий работников по результатам проведения у них специальной оценки условий труда (от 30 июня 2017 г. № 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования»; от 30 июня 2017 г. № 544н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда»).

По результатам обобщения практики оказания Минтрудом России услуги по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», направленный на исключение фактов недобросовестной конкуренции, путем внесения дополнительных требований к организации проведения специальной оценки условий труда, а также на установление действующего механизма контроля за передачей результатов специальной оценки условий труда в федеральную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда.

В целях выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 26 октября 2015 г. № 7011п-П12:

1) доработана типовая государственная программа субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда в части дополнения положениями по обеспечению соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и направлена во все субъекты Российской Федерации письмом Минтруда России от 31 января 2017 г. № 15-3/10/П-535.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводилась работа по актуализации своих государственных программ (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда (программные документы актуализированы в 23 субъектах Российской Федерации);

2) разработана Методика формирования ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства (утверждена на заседании Ученого совета ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России 27 сентября 2017 г.).

С 2017 года начато формирование базы лучших практик субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства на основе информации, представленной Рострудом и субъектами Российской Федерации в рамках мониторинга и оценки государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда. Указанная база размещена в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда;

3) подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации доклад «О результатах мониторинга и оценки государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда» (письмо от 26 декабря 2017 г. № 15-3/10/П-8889).

В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения в области охраны труда для различных видов экономической деятельности, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости среди работников, в 2017 году была продолжена комплексная работа по актуализации правил по охране труда, а также типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Приказами Минтруда России утверждены правила по охране труда и типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

от 2 февраля 2017 г. № 129н «Об утверждении Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ»;

от 19 апреля 2017 г. № 371н «Об утверждении Правил по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов»;

от 31 мая 2017 г. № 466н «Об утверждении Правил по охране труда при проведении работ в легкой промышленности»;

от 19 июня 2017 г. № 507н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам авиационной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;

от 28 июля 2017 г. № 601н «Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества»;

от 23 ноября 2017 г. № 805н «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»;

от 22 декабря 2017 г. № 863н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

В целях повышения эффективности мероприятий в области охраны труда принят приказ Минтруда России от 31 октября 2017 г. № 764н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н». Уточнены отдельные категории работников, расходы страхователя на обучение по охране труда которых подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов, а также перечень документов, обосновывающих необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.

В целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом Минтруда России от 21 апреля 2017 г. № 377н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Проведена работа по актуализации административных регламентов. В этой связи приняты приказы Минтруда России:

от 4 апреля 2017 г. № 334н «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 сентября 2014 г. № 598н». Изменения направлены на обеспечение предоставления государственной услуги на основании документов (копий документов), представленных заявителем как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, а также приводит текст административного регламента в соответствие с действующей редакцией Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н;

от 21 апреля 2017 г. № 380н «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. № 1325н, и в Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 сентября 2011 г. № 1065н». Изменения направлены на определение документов и (или) информации, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия при организации и проведении проверок, а также на внесение изменений в перечень оснований, позволяющих вносить изменения в утвержденный ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и срока направления в органы прокуратуры сведений о внесенных в ежегодный план изменениях;

от 18 августа 2017 г. № 622н «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 июля 2016 г. № 350н». Изменения направлены на реализацию электронного межведомственного взаимодействия при предоставлении регулируемой указанным административным регламентом государственной услуги;

от 1 ноября 2017 г. № 767н «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 сентября 2014 г. № 603н». Изменения направлены на предоставление государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в открытой и доступной форме на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

от 8 ноября 2017 г. № 770н «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. № 354н». Изменения направлены на урегулирование отдельных вопросов, возникающих при осуществлении должностными лицами Роструда и его территориальных органов федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

от 4 декабря 2017 г. № 829н «О внесении изменений в некоторые административные регламенты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в части определения требований к предоставлению государственных услуг в электронной форме, предоставляемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и Фондом социального страхования Российской Федерации». Изменения обеспечивают реализацию электронного межведомственного взаимодействия при предоставлении Минтрудом России, Фондом социального страхования Российской Федерации и Рострудом регулируемых перечисленными в данном приказе административными регламентами предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций.

В соответствии с Планом научно-практических мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам охраны труда, утвержденным приказом Минтруда России от 14 декабря 2016 г. № 730, в 2017 году ежемесячно в регионах и федеральных округах Российской Федерации проводились совещания по вопросам состояния производственного травматизма, условий труда и реализации территориальных программ по улучшению условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации, изучения передового опыта регионов, совершенствования законодательства об охране труда.

Одним из значимых мероприятий 2017 года явилась вторая Всероссийская неделя охраны труда, проведенная Минтрудом России в апреле 2017 года в г. Сочи, в рамках которой прошло свыше 170 мероприятий (научно-практические конференции, панельные дискуссии, круглые столы, обучающие семинары) при участии почти 12 тыс.человек. В мероприятиях Недели активное участие приняли делегации Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения, Международной ассоциации инспекций труда. При этом количество участников недели в 2017 году превысило в 1,2 раза показатель 2016 года.

Минтрудом России осуществлялась реализация следующих государственных услуг в области охраны труда:

аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (приказ Минтруда России от 23 апреля 2015 г. № 242н). В 2017 году рассмотрено 971 заявление от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на включение в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; подготовлено 517 положительных решений, 454 заявления отправлены организациям на доработку и устранение замечаний, выявленных в ходе рассмотрения заявления;

аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (приказ Минтруда России от 29 апреля 2015 г. № 258н). В 2017 году рассмотрено 658 заявлений от физических лиц, претендующих на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда; подготовлено 582 положительных решения, по 76 заявлениям вынесены решения об отказе;

формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (приказ Минтруда России от 19 мая 2015 г. № 304н). В 2017 году рассмотрено 287 заявлений от юридических лиц, претендующих на включение в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, подготовлено 76 положительных решений, 211 заявлений отправлены организациям на доработку и устранение замечаний, выявленных в ходе рассмотрения заявления.

По данным Федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) в 2017 году:

во ФГИС СОУТ поступило 154190 отчетов о специальной оценке условий труда;

специальная оценка условий труда проведена у 119741 работодателя;

специальная оценка условий труда проведена на 5114070 рабочих местах, на которых занято 6847288 работников.

В соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда организации вправе проводить специальную оценку условий труда в двух случаях:

в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), если их деятельность осуществлялась на законных основаниях до вступления в силу Закона (в части проведения специальной оценки условий труда по переходным положениям);

при соблюдении организацией требований статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ (с января 2014 г).

В первом случае, сведения об организациях, проводящих специальную оценку условий труда, содержатся в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, во втором случае - в Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – Реестр).

В 2017 году:

деятельность 29 организаций в Реестре, а также 108 организаций в реестре организаций, оказывающих услуги по охране труда (по переходным положениям), приостановлена в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

15 организаций исключены из Реестра, по результатам устранения причин, послуживших основанием для приостановления деятельности в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

деятельность 13 организаций в Реестре возобновлена. 

 

Задачи на 2018 год

В рамках совершенствования законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда обеспечить принятие:

проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»;

проекта постановления Правительства Российской Федерации о включении подпрограммы «Безопасный труд» в состав государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», а также реализацию предусмотренных данной подпрограммой мероприятий;

проекта приказа Минтруда России «Об утверждении перечня вредных производственных факторов, при наличии которых ограничивается применение труда женщин, и перечня отдельных видов работ с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых ограничивается применение труда женщин»;

проекта приказа Минтруда России «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций».

Завершить работы по ратификации Конвенции Международной организации труда № 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве.

Разработать и утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников организаций промышленности боеприпасов и спецхимии, а также организаций, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляется изготовление и обращение взрывчатых веществ и их компонентов.

В рамках мониторинга проведения специальной оценки условий труда продолжить работу по совершенствованию процедуры проведения специальной оценки условий труда, в том числе в части установления особенностей ее проведения на отдельных рабочих местах посредством внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и Минтруда России по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

Продолжить работу:

 по совершенствованию нормативно-правового обеспечения охраны труда в различных видах экономической деятельности, в том числе посредством принятия правил по охране труда, типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты;

по инвентаризации и инкорпорации документов СССР и РСФСР по вопросам охраны труда в законодательство Российской Федерации в области охраны труда в целях упорядочивания их применения.

Провести в период с 9 по 13 апреля 2018 года в г. Сочи (Краснодарский край) Всероссийскую неделю охраны труда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...